TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


23.04.2023
08:09

Происки здравого смысла

     

    На здравый смысл претендую я. А в этой статье им я попробую защитить совершенно мутное – с точки зрения иных людей – понятие такого подсознательного идеала, как ницшеанство. Оно состоит в том, что ультраразочарованный художник-индивидуалист бежит из Этого мира (включающего в себя религию спасения с христианским тем светом), - бежит в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. То есть это враждебный христианству идеал.

    Ньюман побежал в этот идеал из-за, можно сказать, нового страха – атомной войны.

    При этом его сознание замаскировало для себя и других людей этот побег. Оно, его сознание, почуяло, что Каббала по сути есть "полное отречение от Моисеевой веры” (https://k-istine.ru/sects/kabbala/kabbala-tihomirov.htm). По Моисеевой вере Бог личный, по его образу и подобию создан человек. А по Каббале бог "дал себе осуществление” (Там же). То есть до того его не было. "…в лурианских текстах [Каббалы] первым проявлением единого и бесконечного Бога, после того как он “сжался”, чтобы дать место творению, стал вертикальный луч” (Кантор-Казовская).

    Ньюман это и нарисовал.

    Ньюман. Onement I. (Согласие I). 1948. 69,2 х 41,2 см.

    Казалось бы, получилось произведение прикладного искусства, иллюстрируется нечто кабаллистическое. Я дал словарный перевод английского названия картины. А на самом деле она "…называлась “Onement I”, что означает “единое” в смысле Абсолюта. Разделение поверхности картины вертикальной полосой надвое говорит о первом акте творения, и исследователи творчества Ньюмана уже обратили внимание на то, что в похожих терминах первоначальные этапы творения описаны в лурианской каббале” (Там же). Можно даже сказать, что это иллюстрация такой степени, что выводит её за пределы искусства как экстраординарности. Какая, к чёрту, экстраординарность, когда просто слова переведены в изображение.

    И всё переворачивается, если это самообманная маскировка отчаяния, ибо появилось нечто "внушающее ужас [не атомная угроза, а хуже – что-то метафизическое, как Чёрт], по сравнению с чем удовольствие от “прекрасного” стало неактуальным и старомодным” (Там же). Осталось только тёмное удовольствие от того, что удалось выразить это иномирие.

    Непосредственное и бездумное впечатление, согласитесь, нехорошее ЧТО-ТО. Хоть оно и тёплого оттенка.

    Власти США (и ЦРУ даже) и обслуживающие их критики талантливо воспользовались ограничениями в СССР на формализм и благосклонность к реализму и представили такой абстракционизм выразителем свободы.

    "Границы тонов на них на самом деле ничего не разделяют, а провозглашают один из главных американских принципов — свободу. Американский арт-критик Клемент Гринберг писал: “Границы больших полотен Ньюмана играют ту же роль, что и внутренние линии форм. Они делят, но ничего не разделяют, не замыкают и не изолируют. Они устанавливают границы, но ничего не ограничивают”” (https://artifex.ru/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C/%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82%D1%82-%D0%BD%D1%8C%D1%8E%D0%BC%D0%B0%D0%BD/).

    Правда, он свою картину 1948 года никому не показал. И я не знаю, как там было между Гринбергом и Ньюманом, но написал Гринберг явно не про нехорошее ЧТО-ТО. А Ньюман последующие картины “с застёжками” сделал яркими и огромными.

    Ньюман. Onement III. 1949.

    Ньюман. Onement IV. 1953.

    Чудо заключается в том, что в это крайне проявление крайнего индивидуализма Ньюман впал из состояния… коллективистского.

    "Эти художники и на самом деле вначале были левыми — анархистами или социалистами — и руководствовались стремлением порвать с искусством европейского авангарда, превратившимся, с их точки зрения, в производство предметов роскоши для среднего класса” (Там же).

    Рульманн. Туалетный столик "Рыжий" и стул "Гнездо". 1925.

    Но левизна Ньюмана не могла примириться с изопублицистикой “социального реализма”.

    Бен Шан. Страсти Сакко и Ванцетти. 1931-32. Холст, наклеенный на доску, темпера, гуашь.

    Бедняки Сакко и Ванцетти были политически активны на фоне забастовок. Их арестовали как якобы грабителей и убийц, а свидетельств, опровергающих это, суд не принял во внимание, так как, мол, свидетели покрывали преступников по национальному признаку (все итальянцы). Неправо пересмотревшие дело сатирически представлены стоящими за гробами невинно убиенных. А один показан в виде портрета присягающим перед…

    "…фонарным столбом, который напоминает связку палочек, известную как фасции. Когда-то известные как символ судебной власти, фасции стали символом итальянского фашизма и угнетения в 1920-х годах” (Гуглоперевод. https://www.khanacademy.org/humanities/art-1010/american-art-to-wwii/social-realism/a/shahn-the-passion-of-sacco-and-vanzetti).

    Тонкая душа Ньюмана плохо оценила не только расистов, но и ТАК нетонко противостоящих сторонников анархизма и социализма, и… ударилась в последнем итоге в противоположную крайность, в тайное для самого себя отрицание вообще Этого мира*, прикрытое для спокойствия спиритуализмом.

    21 ноября 2022 г.

    *- Если пройти по указанной ссылке о Ньюмане, там можно прочесть почти политическое левое высказывание его 1965 года: “абстрактным экспрессионистам не чужда была мысль, что сами их абстрактные картины несут разрушение капиталистической системе”.

    - Естественно. Их ницшеанство-то их сознанию не дано, а если и дано, то дано смутно. Ницшеанство же – мироотношение радикальное (весь Этот мир отвергается). А что ближе всего перед их взором лежит? Капитализм. – Вот его-то и долой.

    21.11.2022.

21.04.2023
23:33

Клещ

    В книге Киры Долининой “Искусство кройки и житья. История искусства в газете, 1994–2019" полно заметок. Если, оппонируя ей, каждой её заметке уделить одну статью, . . .

17.04.2023
13:04

Слава богу!

    Здравый смысл, каким я руководствуюсь, нередко приводит меня в очень неприятное положение – открывателя. Статус же у меня никакой. И я стою перед выбором: или . . .

14.04.2023
15:37

Уф! От сердца отлегло

    Будете смеяться, если скажу, почему. Мне мелькнул в телевизоре Меньшиков и фильм “Восток – Запад” (1999) режиссёра Варнье. Я захотел его посмотреть, и до смотрения . . .

14.04.2023
09:47

Моя гора родила мышь

    Какой-то парадокс… С одной стороны, ко мне часты претензии публики за само использование словосочетания “подсознательный идеал”, который я считаю запущенным в . . .

11.04.2023
20:17

Нашла коса на камень

    Я наткнулся на, кажется, типовую очень острую реакцию на свои статьи, в частности, против плохих искусствоведов и художников, - реакцию от людей, в какой-то мере . . .

10.04.2023
16:50

Опять насмешка

    Не знаю, как сейчас (не в России живу), а когда-то в Литературной Газете на 16-й странице был сплошь юмор. И мне почему-то запомнился такой пассаж. – Наступал . . .

06.04.2023
14:08

Проект как что-то принципиально ненавистное

    “Беда не во врагах монархии, а в том, что верх над жизнью берет проект. Социализм неизбежен и... исполнение манящей мечты обернется небывалым испытанием, но у . . .

05.04.2023
16:06

«Я не читал, но знаю…»

    Это знаменитое, для меня, во всяком случае, выражение есть цитата из выступления какого-то рабочего, осуждающего на общем собрании роман Пастернака “Доктор . . .

03.04.2023
18:02

Ещё про злейшую врагиню

    Признаюсь, мне трудно найти тему. Поэтому я опять обратился к врагине. Её последняя статья о художнике Стивене Морате. "Возможно, работы Стивена Мората не . . .

02.04.2023
18:13

Как меня злейшая врагиня провоцировала на противовластное выступление

    Она мне написала: "Вместо всякой фигни напишите лучше о рублёвской “Троице””. А я даже не полез узнавать, что там с “Троицей”. Знал, что от врагини хорошего . . .

01.04.2023
17:31

Второсортная вещь

    Плохо. Приступаю к чтению-разбору, - если тот получится, - второго произведения Алисы Ханцис, “Борзыми щенками” (2023), с предубеждением против личности автора как . . .

31.03.2023
15:11

Но как я сел в лужу…

    Изводишь единого слова ради… Мне аж жалко себя стало: ну что это за манера воду лить? Или это не вода. А просто обобщающие рассуждения для людей, знающих . . .

28.03.2023
15:12

Комедия относительности

    Сам я преклоняюсь перед абсолютностью. В частности, художественным считаю то, что движимо подсознательным идеалом автора (в виде вдохновения, содержательно . . .

26.03.2023
19:09

Дурь

    Тут не только я дурью маюсь, но и… Мне трудно бывает найти, о чём писать. А хочется. Ибо вечно новенькое что-то открывается при каждом писа`нии. При очередном таком . . .

25.03.2023
12:59

Как наркотическая зависимость

    Это я про свою тягу натягивать на художника с не меняющимся, в общем, мироотношением, раскрытым мною раньше, - натягивать это уже раскрытое на вещь, новую для меня . . .

22.03.2023
23:30

Со мною вот что происходит

    Дурное. Я лажу по стихам Дмитрия Мельникова и жду, когда меня какой прошибёт до слезы. Тогда я беру это стихотворение в литературоведческий оборот, чтоб . . .

21.03.2023
21:46

Ну чего я плачу?

    Вечная загадка. Читаешь-читаешь стих, и вдруг – слёзы. А чего – не понятно. Лучше – вместо некролога – будут пусть поля, поля, бесконечная дорога, просто Родина . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100