TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.11.2022
10:17

Сходится!

    Большой радостью для меня, одиноко скитающемуся по искусствоведению, является возможность новое для меня и совершенно неожиданное произведение знакомого автора . . .

25.11.2022
11:15

Как невольно оболванивают людей

    Я решил сменить пластинку. Хватит хлестать по щекам тенденциозных искусствоведок-либералок. Перейду к любительницам смотрения репродукций для удовольствия. Им . . .

24.11.2022
15:07

На что толкает общее несогласие с выпадами искусствоведа-либерала против соцреализма

    Выпад такой:

    "Гигантизм, пафос количества — это тоже очень важная черта соцреализма. Она не формулируется напрямую, но проявляется не только на уровне темы, но и в том, как все нарисовано: изобразительная ткань заметно тяжелеет и уплотняется…

    Монументальность распространяется даже на натюрморты. И называются они, например, у того же Машкова, эпически — “Снедь московская” или “Советские хлебы”. Бывшие “бубновые валеты” вообще первые по части предметного богатства” (Галина Ельшевская).

    Машков. Снедь московская. 1924.

    Ответить на выпад помог выпад другой, наверно, либералки:

    "Вспомним исторический контекст – страна только выдохнула после железных тисков военного коммунизма, началась нестабильная эпоха нэпа, призывающая с одной стороны развиваться и богатеть (хотя уже и не с чего), а с другой – в любой момент грозящая раскулачиванием… И в это время Машков пишет “Московскую снедь”. Советский быт? Ха, да это трапеза Гаргантюа, а не Советский Союз!

    Есть разница в том, чтобы писать еду, когда она просто еда, и писать хлеб, когда ты уже хорошо знаешь, что его может и не быть. Здесь – второй случай” (Алёна Эсаулова).

    Гаргантюа меня пронзил…

    И у меня возникла мысль, что Машков открыл гиперреализм для своего времени. Когда тот родился второй раз, после Второй мировой войны, от ужаса Потребления, мне повезло непритворно испугаться, с ним встретившись на оппозиционной выставке на Малой Грузинской в 70-е годы (см. тут).

    Машков теперь меня в жуть не кидает, но я умом понимаю, что это – истерика. Она написана через 3 года после голода в Поволжье. “Советские хлебы” (1936) написаны через 4 года после голода на юге. А вообще Машков повернул к гиперреализму в Первую мировую войну. Страшно ж за свою жизнь. Это ещё сильнее заставляет плохо думать обо всём Этом мире, и ещё сильнее укрепляет в подсознательном идеале пробуддизма, как бегства из этого страшного мира.

    Работает “минус-приём”. Ничего нет в “тексте” о мировой войне или о голоде, но это супер-чувство опасности реет в воздухе. Это – одно противочувствие. А другое – перегиб в какую-то супер-жизнь, данную в “тексте”. И катарсис от столкновения этих противочувствий – бежать в какое-то вообще малочувствие.

    Гиперреализм прямой наследник брутальности, характерной для “Бубнового валета”, вот только не замечают, что брутальность – это для одного из противочувствий.

    В принципе гиперреализм Машкова должен бы вызывать чувство негативное (ведь хотеть малочувствия – это не позитивное переживание) при любой тематике натюрморта.

    Но я просто как-то опешил от такого.

    Машков. Натюрморт с разломанным гранатом. 1930-е годы.

    Мне знакома эта скатерть! Мне видится бутон розы вот тут.

    Она была в нашей семье и пережила эвакуацию в Среднюю Азию в 1941 году, потому что я её помню после войны. Она лежала в сундуке и вынималась только по большим праздникам. Потом мы несколько раз меняли города и улицы проживания. И я не помню, когда она исчезла. Но уверен, что мы её не продали в 90-е, хоть что-то из вещей и продавали. Нам везло выживать и в 90-е. Я, совковый инженер не карьерист, жил очень бедно. Видно, родители мои до войны считались богатыми, раз у них была такая скатерть (и правда, мы ж спаслись в войну, потому что папа купил лошадь, воз и сено, чтоб мы могли удрать от фронта; это ж, наверно, было очень дорого {5000 руб. стоила лошадь в 1937, средняя зарплата в 1940 - 80,6 руб., пусть мать с отцом зарабатывали 100 руб. - 50 месячных зарплат!}). Подобная скатерть потому, наверно, попала в натюрморт Машкова, что она богатая. Гранат и хурма для центральной части СССР тоже не рядовые фрукты. То же не абы что и маклюра (с жёлтой бугристой кожей). Она используется в декоративном садоводстве. - В общем, Потребительство цвело в довоенном СССР. И крайне огорчало Машкова.

    И никакой сверхбдительный человек не мог даже подумать по таким картинам, что он некий кронтрик.

    .

    Пронзительная проработка скатерти, заставляет меня обратить внимание на такой портрет.

    Машков. Портрет прядильщицы П.Г. Зеленковой. 1925. Бумага, пастель.

    Булочки тут тоже, как живые. И халат – тоже.

    Женщину отправили на курорт, в Ливадии она. Во дворце каком-то. Рабочему человеку впрыскивают дозу комфорта. (Ненавистного Машкову.) Но его не радует и то, что прядильщица не вписывается в комфорт. Пришла в столовую в халате, собирает остатки гарнира из миски кусочком булки. А главное – лицо человека, не способного осознать, что комфорт – это комфорт. Такая не возвысится культурно, хоть ей жить ещё столько же, сколько она уже прожила. – От такого столкновение двух нехорошестей катарсис – убежать из Этого плохого мира куда-то, где не пришлось бы ни от чего раздражаться.

    Если Ельшевская права с такой характеристикой того, что выдаёт себя за соцреализм:

    "…в целом портреты почти в просветительском духе рассматриваются как способ восславить выдающихся людей, которые своим трудом заслужили право на портретирование. Иногда эти труды представлены прямо в тексте портрета”, -

    то Машков точно не соцреалист, кем она его назвала за натюрморты. Тут не "способ восславить”, а повод погоревать.

    И тут доказательство, что пробуддизм был у него подсознательным идеалом. Ибо сознанием он исполнял то, что написала Ельшевская. Вот доказательство:

    "Машков записал в уголке листа: “Портрет прядильщицы Зеленковой П.Т. Проработала 26 лет прядильщицей фабрики имени Халтурина, Ленинград”. Илья Машков. Крестьянский курорт. Ливадия. VIII. – 1925 г.”.” (https://lenoblast.bezformata.com/listnews/plyus-kulturizatciya-maloj-rodini/945126/).

    А как же, спросят меня, объяснить колоссальную активность Машкова на поприще культуры? – Смотрите:

    "В двадцатые годы Илья Иванович Машков был организатором и участником многих выставок, в том числе заграничных – в Америке, Венеции… Он состоял (и действовал!) членом бюро секции ИЗО Губрабиса, руководил живописным отделом центральных курсов АХРР (Ассоциация Художников Революционной России). Он ездил по стране Советов, писал пейзажи на берегах Невы, еще больше у себя на родине, в станице Михайловская…

    Едва приехав на свою малую родину, Машков нашел сельсовет, пригласил руководителя комсомольской ячейки и через него заручился согласием первых лиц села на создание в станице изокружка. В этот кружок вскоре записались 25 человек. Когда Машков уже уехал в Москву, ему вслед пошло письмо: “Всей ячейкой ВЛКСМ вступили в члены кружка ИЗО, всячески добиваясь лучшей работы ИЗО”…

    Между тем за лето на родине Машков написал девять картин и сделал выставку в школе колхозной молодежи. За три дня до отъезда художника ее посетили более 400 человек. Между тем Илья Иванович Машков вдохновился новой идеей – создать в селе Михайловское Дом социалистической культуры! В Москве художник обратился в различные органы советской власти – СНК, ВЦИК и др. Нарком просвещения Луначарский откликнулся запиской: “Узнав о культурных предприятиях заслуженного деятеля искусств тов. Машкова и глубоко сочувствуя… обещаю поддержку по мере сил”…

    Машков выдвинул “Программу культурного строительства в селе Михайловском”, а именно:

    – открыть памятник Ленину;

    – построить кинотеатр;

    – создать краеведческий и антирелигиозный музей;

    – организовать строительство зоологического и ботанического садов;

    – открыть стадион.

    И еще много разного” (Там же).

    На это всё один ответ: его подсознательный идеал пробуддизма не был дан его сознанию.

    .

    Я задался вопросом: а зачем Машков вставил в обсуждавшийся натюрморт со съестным ядовитую маклюру? – Думаю, для проявления насмешки над Потребительством.

    Подобным, более ясным проявлением насмешки является чудовищной величины окорок вот здесь.

    Кончаловский. Алексей Толстой в гостях у художника. 1941.

    Нормально подают в гораздо меньших тарелках и меньшим куском.

    Может, такой размер, как у Кончаловского и в природе не бывает. Длина вилки 20 см, её размер 1,5 раза укладывается в длину окорока на картине. Это 30 см. Но окорок лежит под углом около 45 градусов к плоскости холста. То есть мы видим катет равностороннего прямоугольного треугольника. Его гипотенуза равна 30∙2 = 30∙1,4 = 42 см. А какие размеры свиньи?

    Возьмём самую большу – 150 см. При этом окорок находится, собственно где?

    Какую часть длины составляет окорок?

    Одну восьмую. 150:8 = 18,75 см. - Так и есть! Такой величины окорока, какая нарисована, не бывает.

    Да простая интуиция должна сказать, что Кончаловский надсмеялся своим угощением.

    А что пишет ёрничающая на счёт соцреализма Ельшевская?

    "…искусство соцреализма любит изобилие — всего должно быть много, потому что изобилие — это радость, полнота и исполнение чаяний… Монументальность распространяется даже на натюрморты… Например, в 1941 году Петр Кончаловский пишет картину “Алексей Николаевич Толстой в гостях у художника” — и перед писателем окорок, лом­тики красной рыбы, запеченная птица, огурцы, помидоры, лимон, рюмки для разных напитков… Но тенденция к монументализации — общая. Приветствуется все тяжелое, солидное”.

    Она, может, и права. Но с бубновалетовцами пролетела. Они ни к какому соцреализму не имеют отношения.

     

    14 июля 2022 г.

23.11.2022
15:29

Как дурень с писаною тобою…

    Я клюнул на название рассказа – “Чёрный квадрат" Андрея Мансурова, ибо так случилось, что чуть не вчера я впервые наткнулся (и об этом написал – см. тут) на слова . . .

22.11.2022
19:59

Внутренний диалог подсознания Маяковского со своим сознанием

    Действующие лица: Подсознание – косым шрифтом. Сознание – прямым шрифтом. Жирным шрифтом – результат взаимодействия подсознаиия и сознания. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБО . . .

21.11.2022
18:44

Есть у меня подозрение, что я жулик

    Нет, правда. Я пользуюсь одной особенностью теории художественности Выготского: катарсис в душе восприемника произведения (происходящий от столкновения . . .

20.11.2022
19:23

Как искусствоведы-либералы не сговариваясь одинаково вредно поступают в тончайших сферах

    Что они либералы, я вывожу из общего негативизма их по отношению к искусству времени так называемого соцреализма. У меня у самого такое же отношение. Но я . . .

19.11.2022
20:41

Продолжение нападок на искусствоведа-либерала

    Её сентенция: "…в живописании индустриальных гигантов очень преуспевают [при свирепствовании соцреализма, но я боюсь, что это насмешка] бывшие “бубновые . . .

18.11.2022
20:54

Это оперная эстетика?

    Так оценила картину Бубнова Галина Ельшевская. Бубнов. Утро на Куликовом поле. 1943–1947. А мне вспомнилось, как я читал о Рафаэле в “Классическом искусстве” . . .

16.11.2022
16:45

Врубель, хвори и творчество

    Нельзя угадать будущее и нельзя избавиться от прошлого. У Врубеля была тяжёлая наследственность, а потом он ещё и сифилисом заболел, да так и не вылечился, чтоб . . .

15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного . . .

15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного . . .

14.11.2022
16:56

Аутизм в живописи

    Я наблюдал маленького аутиста. Мама затянула его в гости к соседке по лестничной клетке. У той была девочка такого же возраста… Нет, надо быть писателем, чтоб . . .

13.11.2022
18:54

Продолжение предыдущей статьи (про Неопределённость)

    Я не знаю, что есть бОльшая беда у искусствоведения: 1) преувеличение формализма или 2) отказ признавать, что художественность и в чём она состоит в неприкладном . . .

12.11.2022
21:48

Я чего-то всё-таки не понимаю с искусствоведением

    Почему в искусствоведении возможен такой раздрай? Лекцию Аленова о концептуализме (жаль, сослаться не могу – адрес уже не открывается) я послушал в 2018 году. В . . .

11.11.2022
09:35

Зачем я пишу об уже не раз разбиравшемся мною художнике

    Во-первых, нет полной гарантии, что все прошлые разы не были заблуждением. Сложным таким заблуждением, раз в столь многих его произведениях всё сходилось в одну . . .

10.11.2022
20:47

«Соцреализм» и соцреализм

    Я в детстве рисовал. Потом бросил. После технического вуза, чтоб убить свободное время, пошёл было в изостудию. И чувствовал, как буквально ежедневно . . .

09.11.2022
16:36

И опять о Дюшане

    Я вывел сверхисторический оптимизм (в виде коммунизма) в качестве подсознательного идеала Дюшана только на том основании, что очень уж этот художник гневался на . . .

08.11.2022
14:15

Как был не сброшен Пушкин с парохода современности

    Начну, как почти всегда, с себя. – Почему меня прямо-таки отвращала любая карточная игра, и чем азартнее, тем больше? – Думаю, от дальних следствий того, что . . .

07.11.2022
18:43

Каюсь

    Каюсь Чёрт меня попутал… Начав более 60 лет тому назад с простого коллекционирования толкований искусство- и литературоведами произведений искусства через . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100