Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
21.11.2022 |
Есть у меня подозрение, что я жулик
|
20.11.2022 |
Как искусствоведы-либералы не сговариваясь одинаково вредно поступают в тончайших сферах
|
19.11.2022 |
Продолжение нападок на искусствоведа-либерала
|
18.11.2022 |
|
16.11.2022 |
|
15.11.2022 |
|
15.11.2022 |
|
14.11.2022 |
|
13.11.2022 |
Продолжение предыдущей статьи (про Неопределённость)
|
12.11.2022 |
Я чего-то всё-таки не понимаю с искусствоведением
|
11.11.2022 |
Зачем я пишу об уже не раз разбиравшемся мною художнике
Во-первых, нет полной гарантии, что все прошлые разы не были заблуждением. Сложным таким заблуждением, раз в столь многих его произведениях всё сходилось в одну концепцию о художнике. Как в науке. Шли века и законы Ньютона подтверждались и подтверждались. Как вдруг в 1859 году один взялся подсчитать и не подтвердилось кое-что. Есть такие слова “линия апсид”. Это линия, соединяющая самую ближнюю и самую дальнюю от Солнца точки орбиты планеты. Эта линия вращается вокруг Солнца в направлении вращения планеты. Вращение происходит из-за некруглости Солнца и притяжения других планет. Величина вращения лини абсид может быть по законам Ньютона вычислена и предсказана для всех планет, кроме Меркурия. У Меркурия реально наблюдается дополнительное вращение, причина которого необъяснима. Объяснение нашлось в общей теории относительности Эйнштейна. – Так что всё нужно не лениться проверять. Во вторых, интересно наблюдать, как выработанная концепция о художнике конкретизируется, подтверждаясь, в новом для меня его произведении. В третьих, интересно озадачиться, что делать, если окажется концепция проваленной. Концепция о Юоне, которую мне посчастливилось вывести с подачи Эфроса, состоит в том, что Юон никогда не имел никакого подсознательного идеала (раз; таких художников, по-моему, большинство), чуял, что у него какой-то недостаток (два) и придумал, как выглядеть чем-то вдохновлённым: шутить надо всем (три). Шутить достаточно не бросающимся в глаза способом, чтоб в произведении чуялось какое-то единство, трудно распознаваемое. Как это и бывает при наличии вдохновения ЧЕМ-ТО, словами невыразимым (подсознательным идеалом, как я считаю). А на самом деле в каждом конкретном случае можно докопаться, над чем именно сознание Юона задумало слегка посмеяться. Юон. Купола и ласточки. 1921. Чтоб оценить бездумную, как у ласточек, точку зрения, хорошо знать, что "к моменту создания картины Лавра уже год как была закрыта, поскольку власть развернула беспощадную борьбу с церковью. В помещениях Лавры разместили различные учреждения…” (https://artchive.ru/artists/2042~Konstantin_Fedorovich_Juon/works/400503~Kupola_i_lastochki_Uspenskij_sobor_TroitseSergievoj_lavry). Советская ж власть оптимистична – ну так посмеяться над её оптимизмом. Ещё она деятельна, энергична. В ломке старого. – Пожалуйста, можно и над этим подтрунить. Юон. Симфония действия. 1922. Ещё советская власть мечтательна. – Ну так на! Юон. Люди. 1923. Какое-то бессмысленное действо. С какими-то неимоверными сферами. Слева люди явно чем-то заняты. Возможно, показом этого фантасмагорического фейерверка. Но с какой стати в центре они идут, построившись в колону? Удача, считаю, увидеть насмешку и здесь. Юон. Парад Красной армии. 1923. Не знаю, как вам, а мне режет глаз безвкусица – белый памятник Ленину посреди пестроты. Я аж подумал, что такого ляпа не могло быть в реальности. Спросил всё знающий интерне. – Было! – "В то время Ленин тяжело болел. Потому на Красной площади поставили его гипсовую скульптуру” (Временная метка 1:09). – Гипсовую!.. Вот тут Юон. У Дома союзов в дни похорон В.И. Ленина. 1926. меня, может, упрекнут, что я натягиваю насмешку. В чём я её вижу? – В том, что принесли хоругвь (почти в центре в ближнем ряду людей). А это церковное знамя (отличается от знамени сохранением формы, отсутствием складок благодаря горизонтальной перекладине). Военные хоругви в царской армии обязательно несли на себе тоже изображение святых. То есть комизм состоит в том, что "Патриарх Тихон призвал отслужить по Ульянову молебны: вышло специальное его разъяснение, в котором говорилось, что надо отслужить по рабу божию Ульянову молебен и проститься с ним по-христиански. В итоге в церквях стали проводить службы по усопшему вождю” (https://dayonline.ru/society/article/s-leninym-prostilis-po-hristianski-nazvan-sozdatel-87087). Через два года, в 1926 году, Юон вполне мог знать об этом парадоксе. И, хоть реальные люди, никаких хоругвей не приносили в очередь ко гробу, но Юону это было не помеха. Юон. Перед вступлением в Кремль. Никольские ворота 2(15) ноября 1917 года. 1926. Тут усмешка почти совсем спрятана. Только знающие могут Юона поймать. Как годом спустя Эйзенштейн снял штурм Зимнего дворца, которого фактически не было, так в 1926-м Юон создал впечатление, что большевики Кремль штурмовали. Два крайние даже, вон, стреляют из ружей по Кремлю. Но главное – впечатление, что начинают штурмовать через Никольскую башню и ворота. Тогда как на самом деле: "К вечеру 15 ноября стало ясно, что никакой помощи от армии не будет. Сопротивление стало бесполезным. Комитет Безопасности и командующий округом вступили в переговоры с ВРК и подписали капитуляцию. Получив гарантии безопасности, белые силы покинули удерживаемые позиции, в том числе Кремль, и отошли к Александровскому училищу. Хотя многие не хотели сдаваться и проклинали изменника Рябцева. Большевики окружили квартал пулеметами и пушками, но слово сдержали — сложившие оружие смогли покинуть здание” (https://moslenta.ru/city/firstbloodcivilwar.htm). В общем, шутник. 8 июля 2022 г.
|
10.11.2022 |
|
09.11.2022 |
|
08.11.2022 |
Как был не сброшен Пушкин с парохода современности
|
07.11.2022 |
|
06.11.2022 |
Какая ещё одна странность у Джотто указывает на его подсознательный идеал
|
04.11.2022 |
|
03.11.2022 |
|
02.11.2022 |
Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат
|
01.11.2022 |
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"