TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.07.2021
09:10

Басов не наследник Шишкина

    Прочитав у Маркиновой, что Басов наследник Шишкина, я усомнился. Многоцветные они какие-то у Басова. Красявые.

    Ну вот.

    Шишкин. Лесные дали. 1884.

    Аж яркий жёлтый цвет у Басова на переднем плане. И не только на камнях, но и на почве и тропинке. Ну, тропинку протоптали. Ладно. Но почему трава не всюду растёт справа? Я подозреваю, что для красивости.

    А Шишкин явно сковывал себя в количестве цветов. Он даже оранжевую вообще-то сосну изображает серой.

    Может, разные времена суток изображены? Не утро ли у Шишкина и не день ли у Басова? – Нет. Солнце в обеих картинах стоит почти на одной и той же высоте.

    У Шишкина под углом 10 градусов от вертикали, у Басова – 30. У обоих не строго против солнца изображение. То есть контражура нет.

    Шишкин хочет выглядеть строже, эпичнее.

    Сомнение в их наследственной связи вызывают и время занятия живописью: Басов - с 1980 (время перед закатом СССР, чуткие люди его чувствовали, и в их творениях реял непокой; у Басова он не чувствуется). А Шишкин - с конца 50-х годов 19 столетия, со времени перед отменой крепостного права, ему предстояло учуять могучий народный подъём (что в его картинах чувствуется). Может, потому, всё же чувствуя свою несвязанность с историей страны, Басов свои картины не называет и не датирует.

    Шишкин стал реалистом (все передвижники плакали о несчастном народе, освобождённом от крепостного права без земли, а потом страдающем от терзающего его капитализма). Странно, что такая крупная величина, как Борис Асафьев, не почуял этого, а назвал его живописцем для салонов. Вот таким живописцем для салонов как раз можно назвать Басова.

    Вот наиболее пёстрая и нехарактерная вещь Шишкина.

    Шишкин. В Крыму. Монастырь Космы и Дамиана под Чатырдагом. 1879.

    Под стать и то, что Крым это не сермяжная Россия.

    А смотрите на пестрятину Басова.

    А вот самое разительное несоответствие.

    Шишкин. Рожь. 1878.

    Насколько экономнее Шишкин с далями и планами, настолько и мощнее. А почти одинаковые сосны… У Басова бледная немочь по сравнению с шишкинской.

    Разные цели у меня с Маркиновой. У неё – ублажить глаз читателя настроением достижительности и довольства (вообще-то не характерным русской душе), выраженном богатством цвета. У меня – пробудить у читателя мысль, не хотел ли художник странностью какой (холодным колоритом ясного дня или невозможностью вне леса вырасти стройным соснам) сообщить зрительскому подсознанию свой подсознательный идеал. Шишкин – идеал чуяния того в социуме, что ещё никто не чует: могучести русского народа, когда все передвижники о его несчастии плачут.

    26 июня 2021 г.

13.07.2021
13:29

Опять о «Тангейзере»

    Я подумал, что какая-то часть России теперь (а у России вообще – традиционализм) похожа на какую-то часть Германии времён “Тангейзера”. Учение Ницше в Германии . . .

12.07.2021
13:13

Порассуждаем!

    Я с самого начала подозреваю, что призыв порассуждать не может относиться к произведению художественному в том смысле, в каком художественность понимаю я: . . .

11.07.2021
09:47

Странности

    Я прочитал рассказик Ашота Газазяна “Из Парижа с любовью" и вспомнил, как молодой Выготский описывал “Гамлета” Шекспира… "Прежде всего, трагедия удивительна по . . .

10.07.2021
12:07

Сталин не ошибся, оказывается

    Я начал читать повесть Платонова “Впрок” (1931). Перегибщик (левый) на перегибщике там все в начале. Читать начал из-за мнения, что индукция ненадёжная операция. Вот . . .

09.07.2021
09:17

Почему русские на матрёшку не обижаются, а на Манижу обижаются

    На матрёшку русские не обижаются, потому что она образ изобилия людей у русского народа. По этому признаку некий Токвиль в 19 столетии видел на планете два великих . . .

08.07.2021
09:57

Чудо

    Был такой художник Иван Владимиров. Была б моя воля, я б его художником не называл. Потому что я в своём экстремизме слово с корнем “худож” принялся использовать . . .

07.07.2021
08:33

Сокуров извратитель Платонова

    Название я дал до смотрения фильма “Одинокий голос человека” (1978) Сокурова, - от предвзятости своей. От мысли, что не может не извратить прокоммуниста Андрея . . .

06.07.2021
09:42

Наобум Лазаря

    Уважаемый читатель! Я прошу о снисхождении. Я не знаю, о чём писать, взявшись писать о “Споре” (1968) Пименова. Пименов. Спор. 1968. Но полувековой опыт говорит мне, что . . .

05.07.2021
09:50

Я должен извиниться

    Я должен извиниться за то, что опять обращаюсь к Борхесу. Впрочем, немыслимо подумать, что есть другой человек, кроме меня самого, перед которым надо извиняться . . .

04.07.2021
11:45

Простота сложного

    Подсознание поселилось ещё в предлюдях. И это было особое сочетание звуков, какие издавал вожак, приказывая внимать себе зачем-то. А все предлюди были с большой . . .

03.07.2021
23:48

Как морить с помощью Моризо

    Есть такой канал на Дзене “Картина маслом”. Устроен там тест на знание импрессионизма. Я так там возразил: “После первого же вопроса перестал дальше читать . . .

02.07.2021
18:02

Контра

    Название – от воспоминания об анекдоте таком советском. Пришёл один устраиваться на работу в милицию. Его спрашивают: “Что ты умеешь?” – “Всё”. – “Можешь . . .

01.07.2021
13:55

Мертвящая систематичность науки

    Не знаю, хватило б ли у меня мозгов продвигать науку, если б я не струсил ехать в Ленинград осуществить свою мечту стать астрофизиком, но в искусствоведении от . . .

30.06.2021
12:11

Плохой писатель Островский и подлец Радзиховский

    Судьба Советского Союза перед войной висела на волоске: удастся или не удастся успеть приготовиться к войне. Многочисленные драчки среди своих усугубляли это . . .

29.06.2021
13:28

Высасывание из пальца

    Было время… Я купил брошюру о Шагале. С иллюстрациями. Прочёл и ужаснулся. – Нич-чего не понятно. Безобразие, а… хвалят. За что?!? Прошло много времени. Я раз читал . . .

28.06.2021
16:20

Что ошибочно почуяли шестидесятники

    Что было после смерти Сталина? Сперва был отказ начальников от общего интереса в пользу своего личного. И они зарубили идею автоматизированного управления всем . . .

27.06.2021
10:33

Не верю художнику В.А. Сафронову

    Чему именно я не верю? – Тому, что у В.А. Сафронова есть подсознательный идеал, то есть что его картины художественны. Легче всего это доказывается на такой картине. . . .

26.06.2021
11:48

Медленным шагом, ровным зигзагом…

    Я надеюсь, что очень маленькими “шагами” с верного течения мысли можно не сбиться… Вот революция в России победила, гражданская война ещё не началась. Начало 1918 . . .

25.06.2021
13:28

Горе мне

    Я стал себе ставить непосильные задачи, но не хочу это скрывать от читателя. Уже задача найти следы и разгадать подсознательный идеал автора художественного . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100