TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.07.2021
13:13

Порассуждаем!

    Я с самого начала подозреваю, что призыв порассуждать не может относиться к произведению художественному в том смысле, в каком художественность понимаю я: . . .

11.07.2021
09:47

Странности

    Я прочитал рассказик Ашота Газазяна “Из Парижа с любовью" и вспомнил, как молодой Выготский описывал “Гамлета” Шекспира… "Прежде всего, трагедия удивительна по . . .

10.07.2021
12:07

Сталин не ошибся, оказывается

    Я начал читать повесть Платонова “Впрок” (1931). Перегибщик (левый) на перегибщике там все в начале. Читать начал из-за мнения, что индукция ненадёжная операция. Вот . . .

09.07.2021
09:17

Почему русские на матрёшку не обижаются, а на Манижу обижаются

    На матрёшку русские не обижаются, потому что она образ изобилия людей у русского народа. По этому признаку некий Токвиль в 19 столетии видел на планете два великих . . .

08.07.2021
09:57

Чудо

    Был такой художник Иван Владимиров. Была б моя воля, я б его художником не называл. Потому что я в своём экстремизме слово с корнем “худож” принялся использовать . . .

07.07.2021
08:33

Сокуров извратитель Платонова

    Название я дал до смотрения фильма “Одинокий голос человека” (1978) Сокурова, - от предвзятости своей. От мысли, что не может не извратить прокоммуниста Андрея . . .

06.07.2021
09:42

Наобум Лазаря

    Уважаемый читатель! Я прошу о снисхождении. Я не знаю, о чём писать, взявшись писать о “Споре” (1968) Пименова. Пименов. Спор. 1968. Но полувековой опыт говорит мне, что . . .

05.07.2021
09:50

Я должен извиниться

    Я должен извиниться за то, что опять обращаюсь к Борхесу. Впрочем, немыслимо подумать, что есть другой человек, кроме меня самого, перед которым надо извиняться.

    Ведь я к чему призван? К выведению из странностей текста произведения того подсознательного идеала, которым движим был автор произведения.

    А мною установлено уже на двух рассказах сборника Борхеса “Выдумки”, что у Борхеса идеал мещанства, причём осознаваемый, а не подсознательный. То есть дальше рассматривать рассказы сборника – это отступать от своего призвания.

    Но у меня есть оправдание.

    Наткнуться на что-то, вдохновлённое подсознательным идеалом, очень трудно. Это большая редкость. С другой стороны, Борхес очень маскирует свой замысел – осознаваемый идеал мещанства. Вот и в третьем рассказе, “Тема предателя и героя", я ничего по прочтении не понял: что хотел сказать автор.

    Материал, похожий на то, к чему призван я: осознавать непонятное.

    На безрыбье и рак – рыба…

    Рассказик очень коротенький. Я рекомендую перед дальнейшим чтением этой статьи его прочесть. А то разбор его будет не понятен.

    После прочтения мне пришлось освежить в памяти, чем славен Честертон (это четвёртое слово в нашем рассказике), и сравнить годы жизни – 1646 – 1716 – Лейбница (13-е слово рассказика) с годами жизни Декарта (1596 – 1650) и Галилея (1564 - 1642). А также пришлось просмотреть события начала 1944 года.

    Вот первый абзац рассказика, чтоб вы убедились, что без этих предварительных действий разбирать рассказ было нельзя:

    "Под явным влиянием Честертона (изобретателя и разгадчика изящных тайн) и надворного советника Лейбница (придумавшего предустановленную гармонию) я вообразил себе нижеследующий сюжет, который, возможно, разовью в свободные вечера, но который и в этом виде в какой-то мере оправдывает мое намерение. Мне недостает деталей, уточнений, проверок; целые зоны этой истории от меня еще скрыты; сегодня, 3 января 1944 года, она видится мне так”.

    Честертон воспевал обывателей, как самых ценных людей общества (т.е. Борхес темнит насчёт привлечения Честертона).

    Предустановленная гармония мне показалась перекликающейся с такой мыслью Якимовича, в которой упомянуты Декарт и Галилей:

    "Мировоззрение и мироощущение XVII столетия не было едино, оно отмечено неискоренимым внутренним конфликтом. С точки зрения элементарной формальной логики есть разительное несоответствие между характерным для того времени [надоевшей столетней религиозной войны Реформации и Контрреформации] стремлением подвергать всё сомнению и критической проверке и неуклонным желанием подчиниться законам и обычаям своей страны, соблюдать веру отцов и руководствоваться “самыми умеренными убеждениями, более всего удалёнными от крайностей” (слова Декарта). Такое сочетание интеллектуальной смелости, даже дерзости с самым откровенным конформизмом… не казалось предосудительным ни проницательному Галилею, ни рассудительному Декарту…” (Советское искусствознание ’73 – 2. М., 1977. С. 98).

    Хоть Лейбниц родился за 2 года до окончания этой надоевшей войны по всей Западной Европе, но его предустановленная гармония как-то перекликается с “concordia discordans" (соединение противоположностей), формулой идеостиля барокко, выразившего свой век.

    А в начале 1944 года были по Википедии такие события (с Польшей, девятым словом во втором абзаце рассказика):

    "2 января , 1944

    Красная Армия захватила Радовель к северо-западу от Коростеня и подошла к границе с Польшей на расстоянии 18 миль.

    3 января 1944

    Советские войска взяли Олевск , в 10 милях от довоенной Польской границы.

    4 января 1944

    Советский 1-й Украинский фронт оттеснил группу армий “Юг” Эриха фон Манштейна за пределы довоенной польской границы в Сарны.

    5 января 1944

    Когда силы Красной Армии собирались перейти границу с Польшей, польское правительство в изгнании выпустило декларацию, в которой назвало себя “единственным законным управляющим и представителем польского народа” и призвало Советский Союз уважать права и интересы Польши. В заявлении также предлагалось как можно скорее воссоздать освобожденную республику в Польше, а также провести переговоры по соглашению между польским правительством в изгнании и Советским Союзом, которое позволило бы координировать польские действия с Красной Армией”.

    Польское правительство хотело возврата к границе, которую Польша (в 1794 году прекратившая самостоятельное существование) себе обеспечила в победоносной войне с СССР в 1921 году.

    Хотело и шиш получило.

    Как и Ирландия начала 19 столетия (о которой, собственно, рассказик):

    "Английский парламент специальными законами многократно приостанавливал действие в Ирландии конституционных норм и вводил чрезвычайное положение, предоставляя полиции неограниченные полномочия” (https://referatwork.ru/new_time_world_history_2/section-21.html).

    Почему чрезвычайное положение? Наверно, потому, что ирландцы бунтовали.

    "Действие происходит в некоей угнетаемой и упрямой стране: Польше, Ирландии…”.

    Так войдя в курс дела, мне сразу стало понятно, что Борхес поиздевался над упрямой страной.

    Мало того, что вождь заговорщиков Фергюс Килпатрик оказался предателем, так он, разоблачённый, согласился – насмешка в квадрате Борхеса над освободительными идеями – разыграть (сочинит Нолан) спектакль его наказания так, чтоб была польза будущей независимости Ирландии. Пусть его убьют, а он будет подыгрывать. Насмешка в кубе – Нолану сценарий пришлось сдирать из произведений Шекспира, англичанина, которые все ненавистны ирландцам. Насмешка в четвёртой степени, что Нолан сделал в сценарии намёки, позволящие будущему исследователю, Райену, узнать про искусственность убийства мол-героического Килпатрика (что снижает пафос освободительных идей), из-за чего открывший всё Райен решает умолчать о своём открытии. И, наконец, насмешка в пятой степени:

    "Он издает книгу, прославляющую героя: возможно, и это было предусмотрено”.

    Ухохотаться!

    Обывательский идеал Борхеса торжествует. Нечего геройствовать!

    15 июня 2021 г.

04.07.2021
11:45

Простота сложного

    Подсознание поселилось ещё в предлюдях. И это было особое сочетание звуков, какие издавал вожак, приказывая внимать себе зачем-то. А все предлюди были с большой . . .

03.07.2021
23:48

Как морить с помощью Моризо

    Есть такой канал на Дзене “Картина маслом”. Устроен там тест на знание импрессионизма. Я так там возразил: “После первого же вопроса перестал дальше читать . . .

02.07.2021
18:02

Контра

    Название – от воспоминания об анекдоте таком советском. Пришёл один устраиваться на работу в милицию. Его спрашивают: “Что ты умеешь?” – “Всё”. – “Можешь . . .

01.07.2021
13:55

Мертвящая систематичность науки

    Не знаю, хватило б ли у меня мозгов продвигать науку, если б я не струсил ехать в Ленинград осуществить свою мечту стать астрофизиком, но в искусствоведении от . . .

30.06.2021
12:11

Плохой писатель Островский и подлец Радзиховский

    Судьба Советского Союза перед войной висела на волоске: удастся или не удастся успеть приготовиться к войне. Многочисленные драчки среди своих усугубляли это . . .

29.06.2021
13:28

Высасывание из пальца

    Было время… Я купил брошюру о Шагале. С иллюстрациями. Прочёл и ужаснулся. – Нич-чего не понятно. Безобразие, а… хвалят. За что?!? Прошло много времени. Я раз читал . . .

28.06.2021
16:20

Что ошибочно почуяли шестидесятники

    Что было после смерти Сталина? Сперва был отказ начальников от общего интереса в пользу своего личного. И они зарубили идею автоматизированного управления всем . . .

27.06.2021
10:33

Не верю художнику В.А. Сафронову

    Чему именно я не верю? – Тому, что у В.А. Сафронова есть подсознательный идеал, то есть что его картины художественны. Легче всего это доказывается на такой картине. . . .

26.06.2021
11:48

Медленным шагом, ровным зигзагом…

    Я надеюсь, что очень маленькими “шагами” с верного течения мысли можно не сбиться… Вот революция в России победила, гражданская война ещё не началась. Начало 1918 . . .

25.06.2021
13:28

Горе мне

    Я стал себе ставить непосильные задачи, но не хочу это скрывать от читателя. Уже задача найти следы и разгадать подсознательный идеал автора художественного . . .

24.06.2021
13:50

Методичность Борхеса

    Посвятив первый рассказ сборника “Выдумки” “Фунес, чудо памяти” (1942) скрытому выпаду против побеждавшего, вроде, ненавистного за экстремизм исключительности . . .

23.06.2021
21:59

Кое-кто за Набокова

    Я попробую подержать в тайне, кто этот кое-кто. Стану называть его КК. Вот я с ним согласен в определении постмодернизма: "Постмодернизм — это мир, где все . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100