TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.07.2021
13:13

Порассуждаем!

    Я с самого начала подозреваю, что призыв порассуждать не может относиться к произведению художественному в том смысле, в каком художественность понимаю я: . . .

11.07.2021
09:47

Странности

    Я прочитал рассказик Ашота Газазяна “Из Парижа с любовью" и вспомнил, как молодой Выготский описывал “Гамлета” Шекспира…

    "Прежде всего, трагедия удивительна по основному тону своему… фабула пьесы… не может быть выведена из характеров героев; нет здесь и предопределенной, предсказанной, действующей вопреки характерам... ужасной связи лиц и фабулы, которую называют роком, фатумом” (Психология искусства. М., 1987. С. 288-289).

    В самом деле…

    Разве у Агаси характер слепца, раз во время войны он решил, что "не дело дома сидеть, когда вся страна с фашистской нечистью бьётся”, а после войны – что "хочу домой – в Советскую Грузию”, и раз кончилось то и другое плохо (пленом и наказанием за плен)? – Нет, это не характер слепца. Тут характер обыкновенного человека. Из такого характера трагедия недосостоявшегося художника (а Агаси художник, раз у него сам Пикассо две акварели купил) не выводится.

    Тут трагедия рока. Не мог же Агаси, раз уж он приобрёл стараниями родственника в Париже "некоторое художественное образование”, получив свободу, поехать жить в Тбилиси, а не в свой Ахалцих, где "Его не ждали”, и где не похудожествуешь.

    Но разве, скажете, не назначили в 1956 году комиссию Жукова, по результатам работы которой было закрытое постановление ЦК и Совета министров № 898–490 от 29 июня 1956 года “Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных и членов их семей”?

    Было такое, - ответит нам автор. – Так на то у меня Агаси вернулся в Ахалцих "в 1954-ом”, а не в 1956.

    И, в соответствии с ёрничанием “Коммерсанта”:

    "Понятное дело, нарушения устранили не все” (https://www.kommersant.ru/doc/4318180#id1884236), -

    "Тринадцать лет у него не было паспорта, обходился бумажками с печатями”.

    Да и не в том главное для автора. Главное – никакого намёка на комиссию Жукова. Какой, к чёрту, Рок будет, если ввести в рассказ историческое измерение?

    А так…

    Смотрите, какое начало:

    "Всякий раз…”.

    Это ж – соприкосновение с Абсолютом. С Негативным Абсолютом. – Здесь негатив – необходимость подниматься "по долгой крутой лестнице”.

    Негативный Абсолют вездесущ и вечен. Даже в детстве – "Еды всегда было мало” (выделение шрифтом всюду моё). Даже в Париже (там фашистская оккупация). Пусть "Иногда случались дни, когда не видел в городе ни одного немца”. Всё равно хотелось оставить "за спиной атмосферу вечного ожидания оказаться под той самой яблоней”, что дома, что скрашивала недостаток еды.

    Но максимальная концентрация этого Негативного Абсолюта всё-таки не в Париже, а в СССР. Нет. Он не назван. Иначе какой это Абсолют.

    Почему Агаси не учился живописи до войны?

    "Мы уже никогда не узнаем, чего ждал от своей жизни молодой Агаси”.

    И перечисляются знаменитые армянские художники, родившиеся в Ахалцихе: "Вардкес Суренянц, Акоп Коджоян и Ваграм Гайфеджян”.

    Неопределённость.

    Написал бы автор, что по молодости лет не учился – уменьшилось бы ощущение прикосновения к Абсолюту.

    То же и с советским патриотизмом. Именно с советским. Зачем быть точным, историчным? Это испортит Негативный Абсолют. – Про патриотизм Агаси написано, что ему "показалось”.

    Есть, правда, ещё одна конкретная дата – 1941 – когда Агаси попал в плен. Это самый катастрофический год для СССР. С колоссальным хаосом. С быстрыми прорывами немцев (потому эшелон с новобранцами попадает под артиллерийский обстрел). С неразберихой:

    "Никто не знал, куда идти”.

    И тут словоупотребление, близкое к выражению Абсолюта. Полюс Негативного Абсолюта – в этой стране! И потому о величайшей в мировой истории победе Советского Союза нет ни слова. А если и есть слово “русские”, то в такой компании слов:

    "А потом появились здесь и русские. Лучше бы они тут не появлялись!”

    Тоже конкретика… Но хочется ж указать, где империя Зла, где средоточие Негативного Абсолюта. Это – русские. Даже не СССР.

    А вообще – жизнь плоха:

    "Каждый день каждый из нас теряет что-то из того, что имеет значение”.

    Как говорится: первый шаг ребёнка – это шаг его к смерти.

    Спасение – только во внутренней жизни прекрасного мечтателя: "человеком оставаться”.

    .

    Остаётся только определить характер тех странностей (они выделены шрифтом), которые вводят чуть не 200-летней давности открытие романтиков, трагедию рока, в литературу XXI века. Всерьёз ли это? (Всерьёз я понимаю, когда действует подсознательный идеал {в случае с романтизмом это идеал внутренней жизни, солипсизм}.)

    Но о серьёзе не может быть речи:

    "Про свои ошибки Агаси знал всё…

    Когда дядю Агаси хоронили, кто-то сказал, что лучше бы он в Париже оставался. И сказавшего так никто не одёрнул. Может, и лучше было бы. Если бы не желание человека жить и работать дома. Дом оказался в чужой стране…”.

    Сарказм же.

    Просто, понимать надо, из СССР и из постсоветского пространства надо бежать, как из проклятого места.

    То есть, никакого подсознательного идеала быть не может у автора. Перед нами шуточная стилизация под трагедию рока. То есть перед нами произведение прикладного искусства, призванного усиливать в общем-то знаемые переживания. В нашем случае переживание необходимости эмиграции на Запад.

    7 июня 2021 г.

     

10.07.2021
12:07

Сталин не ошибся, оказывается

    Я начал читать повесть Платонова “Впрок” (1931). Перегибщик (левый) на перегибщике там все в начале. Читать начал из-за мнения, что индукция ненадёжная операция. Вот . . .

09.07.2021
09:17

Почему русские на матрёшку не обижаются, а на Манижу обижаются

    На матрёшку русские не обижаются, потому что она образ изобилия людей у русского народа. По этому признаку некий Токвиль в 19 столетии видел на планете два великих . . .

08.07.2021
09:57

Чудо

    Был такой художник Иван Владимиров. Была б моя воля, я б его художником не называл. Потому что я в своём экстремизме слово с корнем “худож” принялся использовать . . .

07.07.2021
08:33

Сокуров извратитель Платонова

    Название я дал до смотрения фильма “Одинокий голос человека” (1978) Сокурова, - от предвзятости своей. От мысли, что не может не извратить прокоммуниста Андрея . . .

06.07.2021
09:42

Наобум Лазаря

    Уважаемый читатель! Я прошу о снисхождении. Я не знаю, о чём писать, взявшись писать о “Споре” (1968) Пименова. Пименов. Спор. 1968. Но полувековой опыт говорит мне, что . . .

05.07.2021
09:50

Я должен извиниться

    Я должен извиниться за то, что опять обращаюсь к Борхесу. Впрочем, немыслимо подумать, что есть другой человек, кроме меня самого, перед которым надо извиняться . . .

04.07.2021
11:45

Простота сложного

    Подсознание поселилось ещё в предлюдях. И это было особое сочетание звуков, какие издавал вожак, приказывая внимать себе зачем-то. А все предлюди были с большой . . .

03.07.2021
23:48

Как морить с помощью Моризо

    Есть такой канал на Дзене “Картина маслом”. Устроен там тест на знание импрессионизма. Я так там возразил: “После первого же вопроса перестал дальше читать . . .

02.07.2021
18:02

Контра

    Название – от воспоминания об анекдоте таком советском. Пришёл один устраиваться на работу в милицию. Его спрашивают: “Что ты умеешь?” – “Всё”. – “Можешь . . .

01.07.2021
13:55

Мертвящая систематичность науки

    Не знаю, хватило б ли у меня мозгов продвигать науку, если б я не струсил ехать в Ленинград осуществить свою мечту стать астрофизиком, но в искусствоведении от . . .

30.06.2021
12:11

Плохой писатель Островский и подлец Радзиховский

    Судьба Советского Союза перед войной висела на волоске: удастся или не удастся успеть приготовиться к войне. Многочисленные драчки среди своих усугубляли это . . .

29.06.2021
13:28

Высасывание из пальца

    Было время… Я купил брошюру о Шагале. С иллюстрациями. Прочёл и ужаснулся. – Нич-чего не понятно. Безобразие, а… хвалят. За что?!? Прошло много времени. Я раз читал . . .

28.06.2021
16:20

Что ошибочно почуяли шестидесятники

    Что было после смерти Сталина? Сперва был отказ начальников от общего интереса в пользу своего личного. И они зарубили идею автоматизированного управления всем . . .

27.06.2021
10:33

Не верю художнику В.А. Сафронову

    Чему именно я не верю? – Тому, что у В.А. Сафронова есть подсознательный идеал, то есть что его картины художественны. Легче всего это доказывается на такой картине. . . .

26.06.2021
11:48

Медленным шагом, ровным зигзагом…

    Я надеюсь, что очень маленькими “шагами” с верного течения мысли можно не сбиться… Вот революция в России победила, гражданская война ещё не началась. Начало 1918 . . .

25.06.2021
13:28

Горе мне

    Я стал себе ставить непосильные задачи, но не хочу это скрывать от читателя. Уже задача найти следы и разгадать подсознательный идеал автора художественного . . .

24.06.2021
13:50

Методичность Борхеса

    Посвятив первый рассказ сборника “Выдумки” “Фунес, чудо памяти” (1942) скрытому выпаду против побеждавшего, вроде, ненавистного за экстремизм исключительности . . .

23.06.2021
21:59

Кое-кто за Набокова

    Я попробую подержать в тайне, кто этот кое-кто. Стану называть его КК. Вот я с ним согласен в определении постмодернизма: "Постмодернизм — это мир, где все . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100