TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.06.2021
17:02

Ненависть к нам Киры Муратовой. (Фильм «Чеховские мотивы»)

    Чехов не во всех рассказах пронзительный. В смысле – истомит читателя так, что хоть на стенку лезь. В терминах более определённых – не доводит до предвзрыва, да . . .

31.05.2021
10:27

Насмешник Юон

    Признаться, эта репродукция остановила на себе моё внимание. Юон. Голубой куст. 1908. Меня даже хватило сообразить, что я не могу определить, что это за порода . . .

30.05.2021
19:38

Против Дмитрия Быкова 17

    В этот раз станем кружить вокруг “Египетской марки” (1927) Мандельштама. Так случилось, что мне очень повезло, и – я так считаю – она мне открылась (см. тут) . . .

29.05.2021
16:33

Надо, Федин, надо...

    …Пять-шесть произнести как бы случайных строк, Чтоб их в полубреду потом твердил влюбленный, Растерянно шептал на казнь приговоренный. Адамович Интересно, . . .

28.05.2021
12:23

Соломон Воложин Ваш канал Ну, попробуем что-то высосать из якобы традиционного искусства

    Традиционными названы Вахрамеев и С. Иванов (тут). Но зато тут же написано: "Живопись Иванова и Вахрамеева композиционно и живописно была необычна, что . . .

27.05.2021
12:40

Недоумения

    Беру текст ставшего потом знаменитым искусствоведа, Пунина. Должно ж его величие прорезываться и в ранней работе, да? И, что его привлекает символизм, не страшно – . . .

26.05.2021
16:50

Всё – просто! (О Борхесе)

    Жаль, что я не писатель. Я б описал заразительно ту нуду, не известную обычному человеку, какую испытывает пишущий, когда не о чём писать. Я – пишущий, но не . . .

23.05.2021
11:56

Предательство живописи

    Коровин. Сирень. 1915 г. Холст, масло. Мне думается, что тут Коровин предал себя – сделал красЯво. Когда он не предавал, тема включала обязательно какую-нибудь . . .

20.05.2021
21:51

Мне хочется…

    Мне хочется начать обсуждение художника с рассказа, как трудно понять человека. Это женщина. Понять, что она украинская националистка, было как раз легко. У тех . . .

19.05.2021
13:13

Как одно лишь знание, что подсознательный идеал художника есть, доводит до истины

    Одна читательница, верующая, упрекнула мои размышлизмы о новгородской иконе “Чудо Георгия о змие” XIV века. Мол, это субъективизм у меня. Её понять можно. Я . . .

18.05.2021
09:39

Против Дмитрия Быкова 15

    Теперь я буду искать, в чём я (см. тут) с Быковым не совпадаю касательно “Василия Тёркина” Твардовского. У меня замечено, что перец интереса персонажа – бытовой: . . .

17.05.2021
11:39

Север в акварелях Михайловой

    …и вдруг вы завтра умрете, а после вас и не останется ничего… Куваев. Территория. Слова эпиграфа – это слова глубоких ассоциаций, из-за того, что "главное . . .

16.05.2021
10:19

Против Дмитрия Быкова 14

    Не от хорошей жизни я всё обращаюсь и обращаюсь к Быкову, пишущему на литературные темы. Вот вчера… Заставил себя и посмотрел до конца фильм “Новая жизнь” (2020). Не . . .

15.05.2021
11:00

Против Дмитрия Быкова 13

    Я поймал себя на том, что поступаю с Быковым так, как Владимир Соловьёв на передачах “Вечер с Владимиром Соловьёвым”. Он прерывает либералов на каждой мысли, с . . .

14.05.2021
15:35

Переворот с Кандинским?

    На днях похвастал перед дочкой, что кое-что открыл о Кандинском. И спросил: знаешь, кто это? – У неё высшее экономическое образование. Даже два: почти советское и канадское. Даже и третье есть – психологическое. – Тем не менее, она не знает, кто это.

    Так вот я пишу для тех, кто эту фамилию знает.

    Это будет итог моих с Кандинским 13-ти разбирательств. (Я постепенно его раскрывал для себя.)

     

    Я теперь не могу найти, где, но я прочёл, что решение бросить юриспруденцию у Кандинского совпало с получением каких-то средств, позволивших ему как бы уйти из обычной жизни и заняться искусством, той областью духа, в которой ещё можно было надеяться на прогресс, несмотря на отсутствие духовности и тут сплошь да рядом. Передвижники страдали за народ, и это была чуть не публицистика и иллюстраторство знаемого, а не искусство. Символисты и религиозные обновленцы мечтали за народ, и это была безнадёга и тоже едва ли не иллюстраторство такого знаемого, как мечта. А Кандинский верно чуял, что большое искусство в принципе имеет дело с незнаемым, но всё же как-то постигаемым (мы теперь просто скажем: с подсознательным, но всё же выражаемым “текстом” идеалом автора и с подсознательным же каким-то восприятием этого восприемником) и по сравнению с другими сторонами жизни, может, имеющим перспективу. Эстетический утопизм такой. Впоследствии Кандинский его графически обрисовал. Это треугольник. Внизу самые неразвитее люди. Вверху – самые развитые. И треугольник движется во времени, скажем, слева направо и вверх. И пересекает некую горизонталь духовности. И всё больше людей оказываются настоящим искусством приобщёнными к духовности. И всё это, пребывая не в жизни, а в условности, совершенно не касается жизни.

    А в жизни Кандинский ко времени обретения финансовой независимости абсолютно разочаровался. Может, не вполне осознавая, степени Абсолюта. Оттого его собственный подсознательный идеал будущего художника стал ницшеанским – принципиально недостижимым метафизическим иномирием.

    Согласуй он свою жизнь с ним, ему б надо было покончить с собой. Но эстетический утопизм + финансовая независимость оставили его жить и вести себя с ненавистным человечеством дипломатически. А именно: словесные объяснения нам, что с ним происходит и куда его влечёт в искусстве, которым он занялся, стали – если честно – мало вразумительными.

    Предметы, изображениями которых художники выражают свой дух, ради выражения этого иномирия надо распредметить. А переживания, которые музыка умеет передавать звуками, будучи изображены тоже беспредметно, тоже окажутся уничтожаемыми – ради выражения того же иномирия.

    Например, надо уничтожить памятное по юности торжество колокольного звона московских соборов. Беспредметная ассоциация: волны ударов раскачивающихся языков об устье колокола одного, другого. На колокольне одной другой… Что-то такое:

    Я подобное выделил

    из вот этой акварели Кандинского

    Кандинский. Москва. 1915. Бумага; акварель, тушь, карандаш.

    Зачёркивания в картине этих мысленных треков колокольных языков способствует уничтожению памяти о том звоне. Так же работают проступающие фоном этим трекам фрагменты колоколен и садов.

    Шагом к распредмечиванию себя и жены, теперь разведённых, а когда-то бывших счастливыми, раз поженились в Москве,

    Кандинский. Москва. 1915. Бумага; акварель, тушь, карандаш.

    является теперь втискивание изображений себя в виде муравьёв каких-то. А развоплощнение памяти о чувстве взаимности производится взлетающими до неба и соединяющимися линиями, вроде треков языков колокольного звона.

    А колокольный звон, развоплощён в линии не как видимые волны, а как слышимые нарастающие и опадающие гулы, как холмы. Дуги выгнуты вверх, а не вниз, как в предыдущем варианте.

    И - выражено метафизическое иномирие, а не воспоминание о бывшем счастье (оно-то недолго длилось).

    Кандинского не удовлетворило, видно, что весёленнькие красные и оранжевые цвета не утратили выражения оптимизма полностью, будучи привязанными, не понятно к каким объектам. Человеконенавистническому мироотношению ницшеанства это не годилось. Поэтому он погрузил всё в преимущественно холодные тона.

    Кандинский. Москва. Красная площадь. 1916. Холст, масло.

    А сходящиеся и взлетающие линии прежних вариантов заменил на расходящиеся. Что-то похожее на взрыв. - Известное по Чехову выражение предвзрыва, наводящее на чуяние, что взрыв будет такой силы, что вышвырнет всё в иномирие.

    И вся конкретика, что вы прочли, является опытом выявления, ЧЕМ выражено ЗАЧЕМ. Причём ЗАЧЕМ - внеэстетическое, подсознательный идеал, духовное, нецитируемое. И формалисты, привыкшие к отрешению всего, что не КАК сделано, обидятся: где рассмотрение энергии линии, силы и точности руки мастера* и т.п. - Безотносительно к тому, что выражает энергия линии и т.д.

    То есть и заявление, что я понял такую-то картину Кандинского, угадал, каким подсознательным идеалом её создание было вдохновлено, не сделает меня своим в среде художников.

    Ну тем паче меня не примут те, кто высосал из своего пальца, что Кандинский в перед войной "…открыл способ запечатлевать светоносный и духовный мир, не подвластный тем свойствам материального мира, которые его так угнетали и мучили” (Якимович. ЖЗЛ. Кандинский. М., 2019.)

    Последняя репродукция замечательно опровергает мысль о неподвластности угнетающим свойствам материального мира. Тем более, что Якимович выдумал, что это свадебная картина, тогда как она создана до знакомства Кандинского со свой будущей второй женой (см. тут).

    13 апреля 2021 г.

    *- А вы б попробовали сами похвалить Кандинского за точность руки мастера?

    - Можно. Только слово “точность” я в своём амплуа могу понимать лишь в связи с подсознательным идеалом. Тут – метафизическим иномирием.

    Возьмём дуги с задранными вверх концами.

    Я предположил, что они есть развоплощение волн звуков колоколов, точнее, треков раскачивания языков этих колоколов.

    В натуре эти треки – куски окружностей.

    Так развоплощение их есть не только зачёркивание (что уже обсуждено), но и отступления дуг от правильных окружностей и отступление толщины этих дуг от одинаковости. И в то же время не слишком подчёркнутые отступления.

    Тогда самая точная по развоплощению будет дуга, левый конец которой самый левый.

    15.04.21.

13.05.2021
14:09

Против Дмитрия Быкова 12

    Я выбрал такую тактику критиковать статьи Быкова: дочитаю до какого-нибудь ляпа и пишу свою статью-опровержение. Но этот Быков – как фонтан. Неиссякаем. И . . .

12.05.2021
22:37

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

12.05.2021
22:35

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

12.05.2021
22:33

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

11.05.2021
11:57

Гений художника Тёрнера

    Буду писать так, будто про общепринятое. Если искусствоведение наука, то в ней должны быть формулы. Например. Идеостиль Высокого Возрождения – гармония низкого и . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100