TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.05.2021
10:15

Против Дмитрия Быкова 8

    У Выготского в “Психологии искусства” можно встретить два определения художественности: 1) противоречивость и противочувствия от них и 2) возвышение чувств (катарсис) от столкновения противочувствий. Так Быков до этих определений не доработал:

    "Каждый поэт так или иначе – это одно противоречие, одна борьба с каким-то колоссальным внутренним надломом” (Время потрясений. 1900-1950. М., 2018. С. 176).

    У Быкова исчезло произведение. Ведь не поверим же мы, что его всерьёз интересует при обсуждении “Облака в штанах” облом, какой у Маяковского случился с Марией Денисовой, чьей-то невестой, три раза одною пришедшей на концерты футуристов в Одессе с 16 по 19 января 1914, где они проездом три выступления давали, пробыв в городе четыре дня. – Сам же Быков пишет, что Маяковский законченную поэму посвятил Лиле Брик, которую с одного посещения отбил у её мужа, а та его к себе как бы привязала. Где ж быковское: "Он именно оказывается не нужен женщине…”?

    У Выготского речь о том, что подсознательный идеал автора (какого бы содержания он ни был), не находясь в сознании с того словами, не может пробиться в текст произведения, всё оказывается выражающим это ЧТО-ТО плохо, пока автор не докатывается вообще до идиотизма какого-то: выражается противоречиями такими, сякими! И их подбор вдруг сознанием оценивается годящимся для выражения этого ЧЕГО-ТО, до сих пор словами невыразимого. Да и теперь так выраженное чуют адекватно тому ЧЕМУ-ТО только люди со вкусом или литературоведы со специфическим опытом.

    И по такому Выготскому, если в тексте поэмы говорится словами про то, что: ""Долой вашу любовь”, “Долой ваше искусство”, “Долой ваш строй”, “Долой вашу религию”” (Быков. С. 177), то ЧТО-ТО (мною даётся намёк) есть не то, что читается в перечисленных словах-резюме-текста-поэмы, а другое, обязательно другое (!): “Ну как! как докричаться до вас, мещане проклятые, хоть я вас понимаю по себе же, предателю (его, когда сидел, охранка уговорила бросить большевизм ради искусства), - как докричаться, чтоб вы созрели до революции, которая, вот, уже на носу!?

    Можно даже опасаться, что эта поэма у Маяковского – иллюстрация предреволюционных страданий о своей и окружения непричастности к ним:

    "…в автобиографических заметках – в главке, названной "НАЧАЛО 14-го ГОДА" - слово "любовь" отсутствует. Там говорится о совсем другой поэтической "теме":

    "Чувствую мастерство. Могу овладеть темой. Вплотную. Ставлю вопрос о теме. О революционной. Думаю над "Облаком в штанах""” (Филатьев. Пришедший сам).

    То, что слово “революция” есть в самом тексте поэмы…

     

    Где глаз людей обрывается куцый,

    главой голодных орд,

    в терновом венке революций

    грядёт который-то год.

    А я у вас – его предтеча…

    пессимизма насчёт иллюстативности поэмы не убавляет. Отчаянность во всём – она и есть образ приближающейся революции. Но это – заражение чуть ли не очевидным, а не выражение ЧЕГО-ТО, словами невыразимого. Я слепоте Быкова аж поражаюсь. Вещь – прикладного искусства, призвана усиливать чувство приятия вот-вот начнущейся революции. А не: "метафоры из “Облака” до сих пор служат молодым несчастным влюблённым людям” (С. 186). И в скорое наступление революции-де:

    "…по большому счёту Маяковский времён “Облака” в это не верит. Он, конечно, понимает, что “солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи!”. Но при этом люди всё время кричат в ответ: “Распни, распни его!” Поэтому он и говорит, что его “взвело в Голгофы аудиторий”. В сущности, весь его публичный путь, путь в поэты, - это путь непрерывного распятия, и ни на какое понимание в этом смысле он не надеется.

    "Облако” - наименее революционное из его вещей, революционность тут только в форме [будто форма не выбрана соответствующе содержанию. Как и бывает ярко в прикладном искусстве]. А никакой веры в то, что революция что-то изменит, у него, разумеется, нет" (Быков. С. 188).

    Как Быкову основательней подкрепить эту ерунду? – Цитированием. Я не буду всё повторять, только конец мысли возьму:

    ""…в терновом венце революций грядёт шестнадцатый год”, но тем не менее что-то изменить – “Это труднее, чем взять тысячу тысяч Бастилий!”…

     

    Это опять расстрелять мятежников

    Грядёт генерал Галифе!

    Всякий бунт неизбежно закончится расстрелом” (С. 188-189).

    Это цитируется со второй трети текста поэмы.

    Но главное-то – в конце!

    А что там?

     

    Пустите!

    .

    Меня не остановите.

    Вру я,

    в праве ли,

    но я не могу быть спокойней.

    Смотрите —

    звезды опять обезглавили

    и небо окровавили бойней!

    .

    Эй, вы!

    Небо!

    Снимите шляпу!

    Я иду!

    .

    Глухо. Вселенная спит,

    положив на лапу

    с клещами звезд огромное ухо.

    Это не расстрел, а сон. И по тону не ясно, что сверхинициативный “Я” не разбудит.

    Ну, Быков тоже процитировал конец, но со словами: "ничего поэт не изменит” и от будоражения-де "ничего не останется”.

    Так нет же! Опущено у него “Эй” и т.д.

    Соответствен и финал статьи:

    "В конце концов, всякая молодость – поражение. Да в общем и всякая жизнь есть поражение” (С. 200).

    Типичное рассуждение индивидуалиста.

    И – Быков пошёл на урезание цитаты “Травы забвения” (1967) Катаева, где Катаев характеризует Маяковского как поэта с идеалом типа трагического героизма ("Он жаждал Революции радостной и скорой”), а не пораженца. Там и правда описывается недоразумение со стороны Маяковского из-за “Облака”. Но – недоразумение. Быков за этот факт ухватился и превратил его из недоразумения в…

    "Он [Маяковский] понимал, что “Облако” – высшая точка его взлёта” (С. 200).

    Иначе Быков и не может. Для него ж не существует нецитируемости художественного смысла. А тут как раз она есть ("в терновом венке революций / грядёт который-то год. / А я у вас – его предтеча”). То есть это, наоборот, не высшее достижение поэта.

     

    Не исключено, что я ошибаюсь, и скорая победа в “Облаке” показана через наличное поражение. Но и в этом случае это не поэма поражения.

    1 апреля 2021 г.

04.05.2021
21:48

Предположим…

    Предположим, что Якимович прав, что: "Живопись Кандинского после 1915 года — это именно живопись [иного, чем прежде] человека…” (ЖЗЛ. Кандинский). Если, по . . .

03.05.2021
20:06

Ребус

    Хоть застрелите меня, я не мог представить, что заставило художника Струлёва так исковеркать пейзаж, названный им “Васильковое поле”. Струлёв. Васильковое поле . . .

02.05.2021
08:42

Против Дмитрия Быкова 7

    Чтоб меня понимал любой случайный читатель, я должен представиться: я – эстетический экстремист. Я предлагаю по иному подразделить искусство на прикладное и . . .

01.05.2021
11:49

Против Дмитрия Быкова 6

    С каким-то смущением я приступаю к очередному разоблачению Дмитрия Быкова. Не могу понять себя. Он же не слабак, что нельзя обижать слабых… Слабак скорее я, что . . .

30.04.2021
12:10

Опять этот непонятный Бродский…

    Открыть художественный смысл очередного произведения, вероятно, искусства очень занимательно. Это как решать и решить трудную задачу. Только и разница, что . . .

29.04.2021
11:59

Против Дмитрия Быкова 5

    Меня можно пожалеть. Я так себя жалею. Я загнал себя: как бы обет взял давать примеры намёков на подсознательный идеал автора художественного произведения. А где . . .

28.04.2021
13:35

Против Дмитрия Быкова 4

    Что я буду против Быкова, что-то написавшего об Ахматовой, я знаю, по аналогии с результатами всех предыдущих сравнений его и моих мнений о чём бы то ни было. Но в . . .

27.04.2021
13:43

Против Дмитрия Быкова 3

    А. Раевский хохотал над следующими стихами: Он часто в сечах роковых Подъемлет саблю — и с размаха Недвижим остается вдруг, Глядит с безумием вокруг, Бледнеет etc. . . .

26.04.2021
15:13

Подхалимаж искусствоведов к Западу

    Неприкладное искусство в живописи ХХ века пессимистической своей частью стало развиваться в направлении к абстракционизму (Мондриан – линии вместо предметов), . . .

25.04.2021
13:20

Против Дмитрия Быкова 2

    Наверно, умение сходу говорить стихами никак не связано с художественным вкусом. Хоть для меня это какая-то непостижимость – сочинять стихи. Нет, я умею писать в . . .

24.04.2021
12:01

Против Дмитрия Быкова

    Первое, что меня смутило – такие слова: "Сергей легко увлекался, и если девушка ему понравится, то он готов идти за ней хоть в огонь; Семен же в сердечных делах был . . .

23.04.2021
12:30

Соломон Воложин Ваш канал Почему меня не радует такой сочный художник Ежаков

    О нём сказано, что он – последователь Фешина. А тот предал (см. тут) неприкладное искусство. Причём не в пользу прикладного. Не хочется повторяться… Всю теорию . . .

22.04.2021
12:55

Ещё о книге Якимовича «Кандинский»

    Я уже написал (см. тут) одну статью о своих несогласиях с Якимовичем в первой части его книги “Кандинский”. Стоит продолжить записывать свои впечатления от . . .

21.04.2021
12:39

Не мура Муратовой. (Фильм "Настройщик".)

    Я решил пересмотреть мелодраму Муратовой “Настройщик” (2004) с намерением найти странности. Не поиздевалась ли режиссёр над своим персонажем Любой в первых же . . .

20.04.2021
15:53

Слова Кандинского о конкретных картинах своих

    Вообще-то я считаю, что слова автора о произведении вне этого произведения мало стоят, если произведение рождено подсознательным идеалом. В самом деле, идеал-то . . .

20.04.2021
15:52

Слова Кандинского о конкретных картинах своих

    Вообще-то я считаю, что слова автора о произведении вне этого произведения мало стоят, если произведение рождено подсознательным идеалом. В самом деле, идеал-то . . .

19.04.2021
19:43

Бесович этот художник Файбисович

    Когда-то победившая буржуазия, будучи очень довольна своим главенствующим положением, силою обстоятельств заставила художников воспользоваться академическим . . .

18.04.2021
12:17

Польза ненависти (художник Сергей Иванов)?

    Только что послушал песню Монеточки. Праздник контрнасилия Мы купили апельсин, он у нас всего один, Но его мы не съедим и друзяшкам отдадим. Эта долька для . . .

17.04.2021
22:37

Ишь, Ишин!

    Неудобное состояние: я глянул на ряд картин Ишина, и мне сразу стала ясна причина его ненависти, выразившаяся в примитивизме. Ишин. Утро в Норильске. 1965. Неудобство . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100