TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.04.2021
13:35

Против Дмитрия Быкова 4

    Что я буду против Быкова, что-то написавшего об Ахматовой, я знаю, по аналогии с результатами всех предыдущих сравнений его и моих мнений о чём бы то ни было. Но в . . .

27.04.2021
13:43

Против Дмитрия Быкова 3

     

    А. Раевский хохотал над следующими стихами:

    Он часто в сечах роковых

    Подъемлет саблю — и с размаха

    Недвижим остается вдруг,

    Глядит с безумием вокруг,

    Бледнеет etc.

    Пушкин

    Не знаю, смотрел ли я когда-нибудь фильм Райзмана “Кавалер Золотой Звезды” (1950), мне тогда 12 лет было, но сейчас посмотрел и озадачен. Во-первых, силой внушения. Режиссёр вполне верит, что теперь, наконец, ничто не помешает построить коммунизм. И тот, кто может фильму отдаться вполне (я могу), тоже, пока смотрит, этому верит. – Несмотря, например, на то, как стали методом народной стройки возводить электростанцию не для одной станицы, а для всего района. Как это показано? – Под незаурядную хоровую песню “Ой, вы степи, степи над Кубань-рекой” на фоне натуралистских криков ребятни даётся панорама радостного движения людей по дороге куда-то. В пыли. На подводах и пешком.

    Холодно подумать, после фильма: какой можно фронт работ развернуть для такой массы людей? Или для канала таки можно? Распределятся в двух шагах друг от друга и выроют за день… Но. Когда речь заходит о строительстве здания гидроэлектростанции, то опять та же вереница движущегося по пыльной дороге под песню людей.

    И Райзману наплевать. И отдающемуся ему зрителю – тоже. О рациональном не задумываешься. Захватывает эффект толпы. Общий порыв.

    Я было подумал: как собираются тут иллюстрировать обеспечение независимости урожая от капризов климата. Ведь лесополосы – это дело долгое: пока деревья вырастут. А в фильме темп изменений не такой. – Оказалось – орошение. Торчат вертикальные трубы, увенчанные брызгами. Хорошо. Там проложена водонапорная сеть труб. Но куда они денутся, когда придёт время косить хлеб? – Об этом тоже не думаешь.

    То же с психологическим преодолением людьми своих ошибок, устаревших привычек и недодумок. Чуть не вал этих явлений. Кино так устроено, что критицизм не успевает появиться из-за смены кадров.

    Одно то вспомнить, что под электростанцию-то просили дать рубить и сплавить лес в ущелье, а она-то и полуготовая и готовая стоит – кирпичная. Да, оштукатуренная, но неужели по брёвнам штукатурка?

    В результате смотришь чуть ли не открыв рот от удивления, если режиссёр с этим не борется. А Райзман не борется. Он во всю эксплуатирует коренное свойство кино. – Как? – Мобильностью сюжета: явным психическим и материальным движением к коммунизму.

    "Можно сравнить полотно экрана, на котором демонстрируется фильм, с полотном живописного изображения. Живописное полотно приглашает зрителя к созерцанию; перед ним зритель может предаться сменяющим друг друга ассоциациям. Перед кинокадром это невозможно. Едва он охватил его взглядом, как тот уже изменился. Он не поддается фиксации. Дюамель, ненавидящий кино… характеризует это обстоятельств так: "Я больше не могу думать о том, о чем хочу". Место моих мыслей заняли движущиеся образы. Действительно, цепь ассоциаций зрителя этих oбразов тут же прерывается их изменением. На этом основывается шоковое воздействие кино которое как и всякое шоковое воздействие, требует для преодоления еще более высокой степени присутствие духа” (Беньямин. https://forlit.philol.msu.ru/lib-ru/benjamin1-ru).

    Дмитрию Быкову, либералу и антикоммунисту, не с руки такое простое объяснение успешности фильма:

    "Его [роман] спас фильм. Мало того, что в фильме “Кавалер Золотой Звезды” сыграл Бондарчук, эту картину снимал Юлий Райзман. Райзман был таким профессионалом, который, в принципе, умел хорошо делать всё, что угодно, это был мастерюга с абсолютно железной рукой” (Время потрясений. 1900-1952. М., 2018. С. 527).

    Эта железная успешность обеспечивается-то чем? Одержимостью идеей скорого построения коммунизма. Она, да, осознаваема Райзманом (она носится в воздухе после победы в войне). Последнее, со своим, негативным, акцентом вынужден признать и сам Быков:

    "…тогда подобные абсолютно ирреальные сочинения [речь тут о романе, а не кино] писали все” (С. 525).

    Но вдохновение запускает подсознание, которое обеспечивает (оно могучее) эстетическое качество: органическую целостность, то есть, когда каждая деталь работает на идею. Быстрота достижения будущего (коммунизма), обеспечивает быстроту развития сюжета, а та в кино гипнотизирует зрителя.

    Тот же прокоммунист Райзман через 34 года, за закате СССР, снял “Время желаний”. И там – только внешнее быстрое движение (Светлана Васильевна изо всех сил двигается по пути личного успеха). Однообразие её достижений как-то заметно и нивелирует быстроту сюжета. Он медленный. Шоковое действие кино прекращается. И вы, несмотря на успехи героини, в ужасе от её мелкости. То есть чувствуется тот же прокоммунист Райзман (как и в фильме “Коммунист”).

    Соответственно в пролёте опять оказывается Быков (продолжение первой цитаты):

    "Вы представить себе не можете, что это тот самый Райзман, который впоследствии снял “Коммуниста” и такие фильмы, как например, “Время желаний”, советскую экзистенциальную драму… Это совершенно разное кино, общее у всех этих фильмов только то, что стилистически они очень последовательны” (С. 527).

    Стиль, правда, - органичность (целое видно в каждой детали), - и я у Райзмана не отрицаю, я только объясняю стиль вдохновением прокоммуниста, пусть и изменяющегося со временем, отчего и стиль меняется; в 1950-м идеостиль типа Высокого Возрождения, гармония индивидуального и общественного (индивидуалистов полно, но они все поддаются переубеждению), в 1957-м – типа Позднего Возрождения, трагического героизма (сверхчеловек-коммунист гибнет, а победа идеи – вот-вот), в 1984-м – типа маньеризма, благого для всех сверхбудущего (коммунизм ни скоро, ни в далёком будущем не может быть достигнут, только в сверхбудущем).

    А потому, что все стили всё-таки с верой в наступление коммунизма: 1-й – в историческом будущем, 2-й – в очень скором будущем, 3-й – в сверхбудущем, это слово Быкова "экзистенциальную” я тоже не признаю. Экзистенциализм – это стиль ультраразочарования (ницшеанства, бегущего из Этого мира вообще в принципиально недостижимое метафизическое иномирие). А у Райзмана – стиль сверхразочарования (уводящего достижение благого для всех в сверхбудущее, принципиально достижимое, как и у христианства).

    И всё выше написанное, читатель, было – о “во-первых” насчёт моей озадаченности фильмом.

     

    Во-вторых, он меня озадачил широко, получается, известным в 1950 году идеалом настоящего коммунизма. Это когда самодеятельность с каждым днём увеличивается за счёт потакающего государства вплоть до полного исчезновения этого государства, что и будет наступлением коммунизма. Потакающее государство в фильме потом заклеймили теорией бесконфликтности, а переубеждение у нас на глазах индивидуалистов – борьбой хорошего с лучшим.

    Что я, 12-летний, сам был полностью предан этой идее настоящего социализма, вспомнилось только из-за управляемых по радио тракторов, пашущих поле в последних кадрах фильма. Я лично в своём альбоме рисовал такие трактора на таком поле.

    Диво то, что я полностью забыл свой отроческий исторический оптимизм (когда через 11 лет Хрущёв объявил, что коммунизм будет построен к 80-му году, я не знал в своём окружении ни одного человека, себя в том числе, кто б над этим не смеялся). Но диво и то, что возникшее в хрущёвскую оттепель левое шестидесятничество, авторские песни, казались мне имеющими этот идеал настоящего коммунизма только в подсознании людей (как и идеал возврата к капитализму у правых шестидесятников). Из-за этого все авторские песни оказались для меня произведениями не прикладного искусства (о, в общем, знаемом), а искусства неприкладного (о незнаемом, рождённом подсознательным идеалом).

    Вопрос: это мыслимо, чтоб идеал настоящего социализма за очень короткое время массово перешёл у лево ориентированных людей из сознания в подсознание?

    Или это моя выдумка – наличие подсознательного идеала как такового вообще?

    Я ж, забывший себя 12-летнего, не могу, получается, доверять своей памяти… А она мне ясно говорит, что я 30-летний около движения КСП (Клубы самодеятельной песни) в своём кругозоре был наиболее глубоко рассуждающим человеком. Я ж просто помню, как мне в рот смотрели на секретной сходке лиц, заслуживающих доверия (КГБ следило за движением КСП).

    Надо констатировать: что только ни происходит относительно осознаваемости с неизменяющимся, по сути, идеалом…

    А для Быкова идеалы вообще как бы не предмет интереса для литературоведа.

    20 марта 2021 г.

26.04.2021
15:13

Подхалимаж искусствоведов к Западу

    Неприкладное искусство в живописи ХХ века пессимистической своей частью стало развиваться в направлении к абстракционизму (Мондриан – линии вместо предметов), . . .

25.04.2021
13:20

Против Дмитрия Быкова 2

    Наверно, умение сходу говорить стихами никак не связано с художественным вкусом. Хоть для меня это какая-то непостижимость – сочинять стихи. Нет, я умею писать в . . .

24.04.2021
12:01

Против Дмитрия Быкова

    Первое, что меня смутило – такие слова: "Сергей легко увлекался, и если девушка ему понравится, то он готов идти за ней хоть в огонь; Семен же в сердечных делах был . . .

23.04.2021
12:30

Соломон Воложин Ваш канал Почему меня не радует такой сочный художник Ежаков

    О нём сказано, что он – последователь Фешина. А тот предал (см. тут) неприкладное искусство. Причём не в пользу прикладного. Не хочется повторяться… Всю теорию . . .

22.04.2021
12:55

Ещё о книге Якимовича «Кандинский»

    Я уже написал (см. тут) одну статью о своих несогласиях с Якимовичем в первой части его книги “Кандинский”. Стоит продолжить записывать свои впечатления от . . .

21.04.2021
12:39

Не мура Муратовой. (Фильм "Настройщик".)

    Я решил пересмотреть мелодраму Муратовой “Настройщик” (2004) с намерением найти странности. Не поиздевалась ли режиссёр над своим персонажем Любой в первых же . . .

20.04.2021
15:53

Слова Кандинского о конкретных картинах своих

    Вообще-то я считаю, что слова автора о произведении вне этого произведения мало стоят, если произведение рождено подсознательным идеалом. В самом деле, идеал-то . . .

20.04.2021
15:52

Слова Кандинского о конкретных картинах своих

    Вообще-то я считаю, что слова автора о произведении вне этого произведения мало стоят, если произведение рождено подсознательным идеалом. В самом деле, идеал-то . . .

19.04.2021
19:43

Бесович этот художник Файбисович

    Когда-то победившая буржуазия, будучи очень довольна своим главенствующим положением, силою обстоятельств заставила художников воспользоваться академическим . . .

18.04.2021
12:17

Польза ненависти (художник Сергей Иванов)?

    Только что послушал песню Монеточки. Праздник контрнасилия Мы купили апельсин, он у нас всего один, Но его мы не съедим и друзяшкам отдадим. Эта долька для . . .

17.04.2021
22:37

Ишь, Ишин!

    Неудобное состояние: я глянул на ряд картин Ишина, и мне сразу стала ясна причина его ненависти, выразившаяся в примитивизме. Ишин. Утро в Норильске. 1965. Неудобство . . .

16.04.2021
12:50

Почему сесть в лужу – хорошо (речь о Тургеневе)

    Лет 10-15 тому назад я иногда получал отклики электронными письмами на свои публикации в интернете. Теперь годами не откликается никто. Или поумирали отзывчивые . . .

15.04.2021
15:30

Не только авангардизм есть дегуманизация искусства

    Стал я читать статью “Авангардизм как дегуманизация искусства" Тер-Абрамянца и растерялся: с чего начать оспаривать? Каждая фраза не верна. Ну, начну с такой: . . .

12.04.2021
18:37

Враги Василия Кандинского

    На Кандинского навешивают некое благочестие в виде приверженности третьему Откровению. Первое – Ветхий Завет, второе Новый Завет, третье будет после третьего . . .

11.04.2021
13:33

Я не верю футуристу, мол, Зданевичу

    Я не верю, мол, футуристу Зданевичу, когда он в 1913 году пишет о Наталье Гончаровой: "…работы в стилѣ футуристов (“Фабрика”, “Городъ ночью”)” . . .

10.04.2021
10:56

Смысл стихотворения «Дыр бул щыл»

    Я исхожу из догмы, что футуристы были обуреваемы тем в окружавшей их реальности, что можно было по их разумению отнести к прогрессу в наступившем ХХ веке, веке . . .

09.04.2021
15:38

Художественный смысл богатства голоса Высоцкого в радиоспектакле Эфроса «Мартин Иден»

    Уважаемый читатель, зашедший сюда читать случайно! Я не стану тебе подыгрывать – увлекать тебя. Мне не хочется быть рабом обстоятельств, одним из которых является . . .

07.04.2021
15:35

Что делать?

    Я был совсем благополучен со своим выводом по нескольким полуабстрактным картинам Кандинского (см., напр., тут), что он ницшеанец. То есть крайний из крайних . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100