TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.04.2021
12:17

Польза ненависти (художник Сергей Иванов)?

    Только что послушал песню Монеточки.

    Праздник контрнасилия

     

    Мы купили апельсин, он у нас всего один,

    Но его мы не съедим и друзяшкам отдадим.

    Эта долька для котёнка, эта долька для слонёнка,

    Эта долька для ежа – смерть легавым от ножа!

     

    Сегодня будет праздник контранасилия:

    Мы уже соседей и друзей пригласили,

    И тебе по почте пришлём приглашение,

    Если ты поддерживаешь наше движение.

    Ты можешь быть даже геем или женщиной,

    Главное, что тебе четырнадцать лет!

    Отдавайся лысому и безупречному

    Черепу и примеряй свой кастет.

    Сохрани песенку себе на стене

    И расскажи одноклассникам в классе!

    Сегодня будет праздник контрнасилия:

    Мы уже соседей и друзей пригласили,

    Приходи и ты, собирайся с силами.

    Смерть легавым – счастье России!

     

    Мы купили апельсин, он у нас всего один,

    Но его мы не съедим и друзяшкам отдадим.

    Эта долька для котёнка, эта долька для слонёнка,

    Эта долька для ежа – смерть легавым от ножа!

    И вопрос, да? зачем мне понадобилось это произведение стихопублицистики?

     

    Я пишу это 5 марта 2021 года, через 43 для после 23 января, когда, - пишу это всё в надежде, что текст мой проживёт дольше, чем забудется этот день, - когда молодёжь по всей стране вышла на митинг, на который заводилы нарочно не попросили разрешения у властей. Причём вышли и тренированные на жестокость парни, и первыми напали на полицию. Так показали ТВ каналы, подчинённые власти. Одному водителю полицейской машины выбили глаз… В то же время в Белоруссии выступающие против власти распространяют сведения, где живут силовики, чтоб расправлялись с их семьями. А на Украине вообще нацисты пришли к реальной (пусть пока и формально не к узаконенной) власти, и вся страна оказалась как бы оккупирована.

     

    Я собрался было обсудить, почему Сергей Иванов никому не показывал* свою картину вот эту.

    С. Иванов. Расстрел. 1905.

    Да и к картине этой, обсуждённой уже мною (см. тут), я вернуться вздумал из-за парадоксального для меня желания оправдать теперь прежде осуждённую за нехудожественность (за отсутствие у автора следов подсознательного идеала) вещи, исходя из исторической перспективности в 1905 году воспитывания народа в ненависти к царской власти.

    Тогда, в начале ХХ века, центр революционного движения перешёл из Западной Европы в Россию. Она была слабым звеном капитализма, и верно было, что тут революция может победить. Что соблазняло на силовой путь к коммунизму в расчёте, что русская революция будет запалом к Мировой Революции.

    Из сегодня видно, что победа революции таки случилась через 12 лет, а вот Мировая Революция не случилась. И стране, выбравшей силовой путь в коммунизм, ничего не осталось, как попробовать построить антикапиталистическое общество в отдельно взятой стране. То есть противопоставить себя всему остальному миру. То есть обречь себя на желание врагов страну уничтожить (чего ещё никто в истории так с нею не хотел сделать). Что гарантировало ей жесточайшую войну. Что, в свою очередь, потребовало невиданного в истории модернизационного рывка и воспитания классовой ненависти. Что было сделано. Страна выстояла в войне с нацизмом.

    И получалось, что, из исторического далёка глядя, С. Иванов был прав, начав живописать классовую ненависть у угнетённых (убиты на картине люди в гражданском). Без неё не победили б ВОВ и страна б была ликвидирована как таковая.

    Хуже того! 115 лет после 1905 года геополитический расклад сил повторился.

    Веками не изменяющийся менталитет (с общинностью, в частности) как бы создал Россию страной, наиболее пригодной для коммунизма. Что теперь, через 30 лет после поражения идеи коммунизма в СССР, поворачивает опять капиталистическую Россию к так называемому социальному государству, что опять противополагает её Западу. И тот второй раз возымел желание страну уничтожить.

    И классовая ненависть опять нужна!?!

    Только теперь инициатива её воспитания лежит на прокапиталистах, для которых спела Монеточка (для них, ибо поводом для несанкционированных митингов послужил арест агента Запада в России; левое участие в митинге возможно только в результате самообмана левых; а правое – естественно: коллаборантам в потерявшей государственность России может житься, не исключено, богаче, чем теперь).

    Власти в России теперь воспитание ненависти не нужно: Россия сумела в военном отношении Запад переплюнуть, и простой войны теперь не будет. Но может быть такая, какая повернула Украину к Западу. Воспитано активное и жестокое меньшинство и оно взяло верх над пассивным и не жестоким большинством.

    То есть, если С. Иванов воспитывал ненависть слева, то Монеточка – справа.

    И я могу успокоиться и перестать подумывать, как бы отступление С. Иванова от художественности облагородить исторической перспективой благородства левой ненависти, для чего необходимо не неприкладное искусство, а прикладное, приложенное к воспитанию классовой ненависти слева.

    Могу теперь подойти к картине “Расстрел” трезво и увидеть, что она даже и не воспитывала левую ненависть. Это было заблуждением советской власти.

    "Картина никогда не публиковалась самим автором, он даже скрывал её от близких родственников - вероятно, чтобы не настраивать против себя правительство Российской империи. Художник С.В.Иванов умер летом 1910 года - вскоре после его смерти, картина "Расстрел" была найдена вдовой художника.

    Художник оставил работу без названия, не указав его на полотне. Картина была выставлена на посмертной выставке [1911] художника под названием "Эскиз" (хотя полотно и является законченным). Уже после Октябрьской революции, картина была прославлена Советской властью под названием "Расстрел" - картина, а также история её создания, активно применялись в агитации против былой царской власти” (https://yavarda.ru/kartinarasstrel.html).

    На самом деде Иванова тут шатнуло совсем в ницшеанство. А то было вообще против всего на Этом свете.

    Что мы видим на картине? Какую-то вселенскую нехорошесть. Не социальную. Свет на домах – какой-то сумасшедший (слева направо): закатный, дозакатный и послезакатный. Пустота тут главный герой. Это на первый взгляд декабрьское восстание в Москве. Разгромленное. Потому и два убитых на снегу. Но. Стреляют-то не только слева (войска), но и справа (восставшие). Главное – они еле видны. Виноватых нет! Сам мир ужасен, а не только социальное устройство. – Это мёртвое освещение закатного солнца… Этот наступающий всеобъемлющий мрак… И – пустота… – Бежать от этого всего можно только в метафизическое иномирие. – Потому картина так впечатляла.

    "Цветовое решение картины было новым для самого художника…” (Манин. http://www.artpanorama.su/?category=article&show=subsection&id=553).

    Но это было против его осознаваемого мировоззрения. Он сознанием был за угнетённый народ. Он был не прочь воспитывать классовую ненависть. Смотрите.

    С. Иванов. Едут. Карательный отряд. 1905-1909.

    Кровь же может закииеть, когда всмотришься и увидишь, что крестьяне-то на колени встали и иконы вперёд выставили.

    И я со смущением, столь не свойственным мне, замечающему, что никаких странностей как следов подсознательного идеала нет, признаю, что насколько эта картина горячит кровь, настолько первая как-то гипнотизирует. ЧЕМ-ТО. Смущаюсь, но хвала первой.

    5 марта 2021 г.

    *- Так, может, Иванов, будучи левым, потому никому и не показывал картину, что у него против воли получилась картина правой, так сказать, политической ориентации?

    - Не иначе!

    18.04.2021.

17.04.2021
22:37

Ишь, Ишин!

    Неудобное состояние: я глянул на ряд картин Ишина, и мне сразу стала ясна причина его ненависти, выразившаяся в примитивизме. Ишин. Утро в Норильске. 1965. Неудобство . . .

16.04.2021
12:50

Почему сесть в лужу – хорошо (речь о Тургеневе)

    Лет 10-15 тому назад я иногда получал отклики электронными письмами на свои публикации в интернете. Теперь годами не откликается никто. Или поумирали отзывчивые . . .

15.04.2021
15:30

Не только авангардизм есть дегуманизация искусства

    Стал я читать статью “Авангардизм как дегуманизация искусства" Тер-Абрамянца и растерялся: с чего начать оспаривать? Каждая фраза не верна. Ну, начну с такой: . . .

12.04.2021
18:37

Враги Василия Кандинского

    На Кандинского навешивают некое благочестие в виде приверженности третьему Откровению. Первое – Ветхий Завет, второе Новый Завет, третье будет после третьего . . .

11.04.2021
13:33

Я не верю футуристу, мол, Зданевичу

    Я не верю, мол, футуристу Зданевичу, когда он в 1913 году пишет о Наталье Гончаровой: "…работы в стилѣ футуристов (“Фабрика”, “Городъ ночью”)” . . .

10.04.2021
10:56

Смысл стихотворения «Дыр бул щыл»

    Я исхожу из догмы, что футуристы были обуреваемы тем в окружавшей их реальности, что можно было по их разумению отнести к прогрессу в наступившем ХХ веке, веке . . .

09.04.2021
15:38

Художественный смысл богатства голоса Высоцкого в радиоспектакле Эфроса «Мартин Иден»

    Уважаемый читатель, зашедший сюда читать случайно! Я не стану тебе подыгрывать – увлекать тебя. Мне не хочется быть рабом обстоятельств, одним из которых является . . .

07.04.2021
15:35

Что делать?

    Я был совсем благополучен со своим выводом по нескольким полуабстрактным картинам Кандинского (см., напр., тут), что он ницшеанец. То есть крайний из крайних . . .

06.04.2021
14:09

Всё зря

    Не первый раз… Выхватываю слово из текста искусствоведа Манина и от него пляшу. Назаренко. Декабристы. Восстание Черниговского полка. 1978. "Картина Татьяны . . .

05.04.2021
12:02

Ещё одна попытка понять Хлебникова

    На этот раз попробую понять “Учитель и ученик” (1912) Хлебникова. У меня попыток в самое последнее время уже несколько, кто следил. И всё укладываются в футуризм, как . . .

04.04.2021
19:06

Загадка искусства

    Недавно я вычитал, что ещё 2,5 тысячи лет назад, Платон, загадку искусства разгадал. Он это выразил на ему современном языке – со словом Музы (с большой буквы). Но . . .

02.04.2021
15:29

Упрямый Идиатуллин

    Странную книгу я читаю – “Бывшая Ленина” (2020) Идиатуллина. Впечатление, что автор, словно марсианин, тайно прилетевший изучать землян. Что-то много ему не . . .

02.04.2021
13:03

Мерзость у примитивизма?

    Так случилось, что в детстве я рисовал гораздо лучше своих сверстников. Меня даже маме предложили отдать в школу-интернат при Академии художеств, когда она . . .

31.03.2021
15:25

Когда Сергей Михалков был честен

    В затруднении я. Не знаю, с чего начать… Переполняет меня. Переполняет переживание того, что я, вообще-то, своим не считаю. А ещё горе, что, чтоб объяснить, в чём дело, . . .

28.03.2021
21:27

Пришвин-художник за Гитлера не был

    Уважаемый читатель! Разрешите применить к вам насилие: настойчиво предложить вам прочесть мою давнюю статью о Пришвине (см. тут, найдя Find-ом: “пришвин”). Она была . . .

27.03.2021
20:55

Читая рассуждения Флоренского об искусстве

    Есть хорошее выражение: “Христиане говорят с Богом. Мещане говорят о Боге”. Меня оно интересует в применении к подсознательному идеалу как говорению с Богом в . . .

26.03.2021
13:50

Обидно мне, досадно мне и не ладно

    Я загнал себя в идиотский угол единственного-де, кто глубоко постиг творчество Высоцкого. И стою в углу том один, как наказанный: не отрывайся, мол, от народа! Что . . .

25.03.2021
13:16

Как головой об стену

    Но жалок тот, кто всё предвидит… Пушкин. На днях обнаружил в своём компьютере статью, которую не опубликовал. Перечитал её. Посмотрел ещё раз фильм, о котором . . .

24.03.2021
21:20

Ценность существования для Волоса

    Наверно, если б я не открыл для себя формулу импрессионизма (хвала абы какой жизни), я б не понял книгу Волоса “Алфавита” (2007). Она состоит из множества не связанных . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100