TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.04.2021
12:17

Польза ненависти (художник Сергей Иванов)?

    Только что послушал песню Монеточки. Праздник контрнасилия Мы купили апельсин, он у нас всего один, Но его мы не съедим и друзяшкам отдадим. Эта долька для . . .

17.04.2021
22:37

Ишь, Ишин!

    Неудобное состояние: я глянул на ряд картин Ишина, и мне сразу стала ясна причина его ненависти, выразившаяся в примитивизме. Ишин. Утро в Норильске. 1965. Неудобство . . .

16.04.2021
12:50

Почему сесть в лужу – хорошо (речь о Тургеневе)

    Лет 10-15 тому назад я иногда получал отклики электронными письмами на свои публикации в интернете. Теперь годами не откликается никто. Или поумирали отзывчивые . . .

15.04.2021
15:30

Не только авангардизм есть дегуманизация искусства

    Стал я читать статью “Авангардизм как дегуманизация искусства" Тер-Абрамянца и растерялся: с чего начать оспаривать? Каждая фраза не верна. Ну, начну с такой: . . .

12.04.2021
18:37

Враги Василия Кандинского

    На Кандинского навешивают некое благочестие в виде приверженности третьему Откровению. Первое – Ветхий Завет, второе Новый Завет, третье будет после третьего . . .

11.04.2021
13:33

Я не верю футуристу, мол, Зданевичу

    Я не верю, мол, футуристу Зданевичу, когда он в 1913 году пишет о Наталье Гончаровой: "…работы в стилѣ футуристов (“Фабрика”, “Городъ ночью”)” . . .

10.04.2021
10:56

Смысл стихотворения «Дыр бул щыл»

    Я исхожу из догмы, что футуристы были обуреваемы тем в окружавшей их реальности, что можно было по их разумению отнести к прогрессу в наступившем ХХ веке, веке прогресса. У итальянских футуристов это была запоздавшая по меркам Западной Европы индустриализация, наступившая, наконец, и в Италии. У Кульбина это была его приобщённость к разрешению Планком так называемой ультрафиолетовой катастрофы в физике. У Хлебникова в “Бобэоби” это была теория относительности Эйнштейна. У Маяковского это было чувство, что революция в России на поражениях 1905-1906 годов не остановится. У Кручёных – что самым прогрессивным в социальных течениях является анархизм (самоуправление).

    А каждый плюс несёт в себе минус. Он касательно футуризма породил в этом стиле смущение, приведшее к искажениям натуры и общепринятых правил, что сделало это искусство элитарным и трудно постижимым для масс.

    Итальянских художников смущали неизбежные при индустриализации страдания обездоливаемого народа, за давностью подобных событий в Англии и Франции уже позабытые в Западной Европе и потому теперь кричащие и взывавшие к совести художников, бывших не просто, а ультраоптимистами. Кульбина смущали страдания Планка, очень лично отнёсшегося к открытию, что законы микромира оказались совершенно не такими, как законы макромира. Хлебникова, из-за поражения в Цусимском сражении уповавшего на принципиальную возможность обратного хода времени, на которое наводила теория относительности, смущал тот факт, что на всей планете кроме него есть всего несколько человек, теорию относительности понявших; и как при этом на неё опираться, обращаясь своими стихами к людям. Маяковского угрызала совесть, что он, - как и очень многие из интеллигенции после поражения революции 1905 года от революции отшатнувшиеся, - как большевик сидя в тюрьмах, поддался охранке и согласился сменить революционную деятельность на художественную.

    А что удручало Кручёных? – Возможно, опасная тенденция анархии скатиться к хаосу и к силовым действиям вместо созидательных.

    Но прелесть-то самоуправления в чём? – В том, что все всех знают в малом коллективе, и есть чувство личной значимости аж в историческом процессе изменения общества от капитализма к социализму. Чувство личной общности. Что он и выразил в таком стихе:

     

    Дыр бул щыл

    убѣшщур

    скум

    вы со бу

    р л эз

    1912

    Спросите, какая может быть общность при такой непонятности. – А очень просто:

    "Автор “остранненного” текста (в различной мере нефигуративного) катализирует эвристические процессы в сознании пытливого читателя и достигает тем самым максимального нужного автору коммуникативного эффекта” (Вдовиченко. Коммуникативный ажиотаж стиха. https://www.academia.edu/38084976/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%B6_%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B0_%D0%97%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8_%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D0%B7%D0%B8%D0%B8).

    Непонятность просто свидетельствует, что автор честен, что его сознанию его идеал анархизма не дан, ибо он находится в подсознании. Вот сознание – из-за транса – и оказалось отстранённым от цензуры на понятность. Подсознание же – штука могущественная. Если существует на самом деле архетипическое, то вот оно. Оно вспомнило, что в самом начале происхождения человека и искусства, главным было не сопереживание, а сотворчество. В 130000-летней давности первом ожерелье из ракушек все бесшёрстные мутанты стада просверливали по дырочке в своей ракушке, и только самка, которой шерстистый внушатель велел отдать дитё на съедение стаду, протягивала жилку сквозь все ракушки, тем сделав ожерелье, тем введя в ступор внушателя, тем спасши своё дитё, тем ознаменовав возникновение и искусства, и человека, подчиняющегося не только сигналам первой сигнальной системы (тому же внушению, или тому же инстинкту спасать дитё).

    И вот сотоварищ по футуризму включился в коммуникативный ажиотаж:

    "Он поставил местами только заглавные инициальные звуки слов. ‹...› "Дыр бул щол" — дырой будет уродное лицо счастливых олухов (сказано пророчески о всей буржуазии дворянской русской, задолго до революции, и потому так визжали дамы на поэзо-концертах, и так запало в душу просвещенным стихотворение Крученых "Дыр бул щол", ибо чуяли пророчество себе произнесенное)” (Д. Бурлюк http://www.ka2.ru/nauka/levinton_2.html#r31).

    Он не попал: у Кручёных не “щол”, а "щыл”. Но важно сотворчество, важно не осуждение. То, что и есть идеал самуправляющейся ячейки общества, занятого созиданием.

    Сам Кручёных дал один намёк:

    "...чтоб писалось туго и читалось туго неудобнее смазных сапог или грузовика в гостинной <...> у писателей до нас инструментовка была совсем иная <…> кстати в этом пятистишии больше русского национального чем во всей поэзии Пушкина… это от русско-татарской стороны” (http://magazines.russ.ru/nlo/2005/72/bo8.html).

    И этим намёком обеспечил наличие "содержательных остраннений” (Коммуникативный ажиотаж стиха), отличающих подлинную поэзию от примитивной.

    Что тут от содержания? – Грубость. Кручёных сердится на других художников, сводящих анархию к хаосу.

    "Несомненно, эстетика раннего авангарда несёт в себе сильный анархический заряд, который проявляется в тенденции к бесконечному процессу обновления через преодоление и деконструкцию основ, устоев, канонов” (http://rusavangard.ru/online/history/anarkhizm/).

    Дело в том, что на грани веков сложилось ещё два направления в искусстве, применявшие крайнее искажение изображаемой натуры, - направления, отличавшиеся крайним – экспрессионисты – и ультракрайним – ницшеанцы – пессимизмом относительно Этого мира. И наивным оптимистам футуристам было, по сути, с ними не по пути. (Я уж не говорю, что называние пессимистов авангрардистами – это глубокое заблуждение. Авангардистами надо бы называть только футуристов, нацеленных на реальный прогресс.)

    Можно даже предположить, что некая русскость стихотворения Кручёных направлена персонально на Гончарову и Ларионова, осознаваемо и самообманно действующих якобы как русские националисты, а на самом деле являющиеся ницшеанцами, от скуки Этого мира бегущие в свой подсознательный идеал – в принципиально недостижимое метафизическое иномирие.

    25 февраля 2021 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
342561  2021-05-08 15:01:20
Воложин
- Сноска к словам: "сводящим анархию к хаосу".

*- То правило, что художественный смысл нельзя процитировать, позволяет предположить (при распространённости тогда идеала анархии), что Василиск Гнедов в своей книге «Смерть искусства» (1913) воспел смерть эго-футуризма, так как крайний эгоизм не даёт договориться даже внутри малой анархической ячейки общества. Михаил Павловец блестяще расшифровал (см. тут) всё, что Гнедов в тексте искорёжил до непонятности (из-за смущения за собственный эгоизм перед подсознательным идеалом анархии, какая есть такой особый порядок, за который нужно драться, как и за централизм; что объясняет последующий переход Гнедова на сторону большевиков). А Павловец лишний раз доказал, что запредельная странность таки «катализирует эвристические процессы», и всё можно-таки расшифровать (Даже мне удалось расшифровать смысл поэмы 14, «Ю». Это буква в алфавите перед «Я». А «Я» – самое главное понятие у эго-футуриста). Стремление к общению перевешивает стремление к обособлению (такого вывода Павловец, правда, не сделал, ибо идея о подсознательном идеале анархии {в малой анархистской группе больше, чем одна личность} ему слишком чужда). А идеал анархии ведь снимает противоречие, до которого докопался Павловец:

«"…мы имеем возможность говорить о параллельном существовании в творчестве Гнедова футуристических и "классических" тенденций… Плюрализм поэтехники вообще характерен для Гнедова».

К классическому относится многоразличное проведение упразднения эстетических элементов, начиная с последовательного уменьшения числа слогов в группах поэм: «Поэмы 1-3: 41 слог; Поэмы 4-5: 26 слогов; Поэмы 6-8: 33 слога; Поэмы 9-11: 19 слогов». В поэмах 12-14: 18 слогов, в поэме 15: 0 (надзаголовки не считаются).

Можете проверить.

Страница 3:

Поэма 1. СТОНГА. Полынчается - Пепелье Душу. . . . Поэма 2. КОЗЛО. Бубчиги Козлевая - Сиреня. Скрымь Солнца. . . . Поэма 3. СВИРЕЛЬГА. Разломчено - Просторечевье… Мхи - Звукопасе.

Страница 4:

Поэма 4. КОБЕЛЬ ГОРЬ Затумло - Свирельжитъ. Распростите. . . . Поэма 5. БЕЗВЕСТЯ. Пойму - поиму - возьмите Душу.

Страница 5:

Поэма 6. РОБКОТЪ. Сом! - а - вi - ка. Сомка! - а - вiль - до. . . . Поэма 7. СМОЛЬГА Кудрени - Вышлая Мораль. . . . Поэма 8. ГРОХЛИТЪ. Сереброй нить - Коромысля. Брови.

Страница 6:

Поэма 9. БУБАЯ ГОРЯ. Буба. Буба. Буба. . . . Поэма 10. ВОТ. Убезкраю. . . . Поэма 11. ПОЮЙ. У -

Страница 7:

Поэма 12. ВЧЕРАЕТ. Моему Братцу 8 лет. - Петруша. . . . Поэма 13. Издеватъ. . . . Поэма 14. Ю.

Страница 8:

Поэма Конца (15). . . .

Павловец зафиксировал убывание многих эстетических элементов. Например, заумных слов (12 – 5 – 6 – 4 – 2). Например, метричность (анапест) есть только в первой поэме. Например, уменьшение роли заглавных букв (31 – 23 – 19 – 20 – 12 - 2). Например, сперва идут поэмы, какое-то понимание предполагающие (и Павловец успешно это доказывает), дальше – предполагающие понимания всё меньше. Сперва заумь – производная, «то есть образованы по продуктивным словообразовательным моделям (суффиксальным - "полынчается", "пепелье"; сопряжения основ - "Звукопас" и т.п.». Дальше – «"произвольные", чья внешняя форма представляется немотивированной» (РОБКОТЪ, СМОЛЬГА, ГРОХЛИТЪ). И т.д. и т.п. – поразительно, сколько можно вытянуть из, казалось бы, почти ничего.

Железная закономерность устроенности!

К ней же относится и общее число поэм – 15. Столько, сколько в венке сонетов, какие в то время стали сочинять символисты, железно верившие во что-то облачно-позитивное для всех в сверхбудущем.

Гнедов сочинил не просто «Смерть искусства», а смерть эго-футуристического искусства, способствовать могущего только разрушению анархического порядка в микроколлективе, и федерации федераций (термин Прудона) – в макроколлективе.

8.05.2021.

09.04.2021
15:38

Художественный смысл богатства голоса Высоцкого в радиоспектакле Эфроса «Мартин Иден»

    Уважаемый читатель, зашедший сюда читать случайно! Я не стану тебе подыгрывать – увлекать тебя. Мне не хочется быть рабом обстоятельств, одним из которых является . . .

07.04.2021
15:35

Что делать?

    Я был совсем благополучен со своим выводом по нескольким полуабстрактным картинам Кандинского (см., напр., тут), что он ницшеанец. То есть крайний из крайних . . .

06.04.2021
14:09

Всё зря

    Не первый раз… Выхватываю слово из текста искусствоведа Манина и от него пляшу. Назаренко. Декабристы. Восстание Черниговского полка. 1978. "Картина Татьяны . . .

05.04.2021
12:02

Ещё одна попытка понять Хлебникова

    На этот раз попробую понять “Учитель и ученик” (1912) Хлебникова. У меня попыток в самое последнее время уже несколько, кто следил. И всё укладываются в футуризм, как . . .

04.04.2021
19:06

Загадка искусства

    Недавно я вычитал, что ещё 2,5 тысячи лет назад, Платон, загадку искусства разгадал. Он это выразил на ему современном языке – со словом Музы (с большой буквы). Но . . .

02.04.2021
15:29

Упрямый Идиатуллин

    Странную книгу я читаю – “Бывшая Ленина” (2020) Идиатуллина. Впечатление, что автор, словно марсианин, тайно прилетевший изучать землян. Что-то много ему не . . .

02.04.2021
13:03

Мерзость у примитивизма?

    Так случилось, что в детстве я рисовал гораздо лучше своих сверстников. Меня даже маме предложили отдать в школу-интернат при Академии художеств, когда она . . .

31.03.2021
15:25

Когда Сергей Михалков был честен

    В затруднении я. Не знаю, с чего начать… Переполняет меня. Переполняет переживание того, что я, вообще-то, своим не считаю. А ещё горе, что, чтоб объяснить, в чём дело, . . .

28.03.2021
21:27

Пришвин-художник за Гитлера не был

    Уважаемый читатель! Разрешите применить к вам насилие: настойчиво предложить вам прочесть мою давнюю статью о Пришвине (см. тут, найдя Find-ом: “пришвин”). Она была . . .

27.03.2021
20:55

Читая рассуждения Флоренского об искусстве

    Есть хорошее выражение: “Христиане говорят с Богом. Мещане говорят о Боге”. Меня оно интересует в применении к подсознательному идеалу как говорению с Богом в . . .

26.03.2021
13:50

Обидно мне, досадно мне и не ладно

    Я загнал себя в идиотский угол единственного-де, кто глубоко постиг творчество Высоцкого. И стою в углу том один, как наказанный: не отрывайся, мол, от народа! Что . . .

25.03.2021
13:16

Как головой об стену

    Но жалок тот, кто всё предвидит… Пушкин. На днях обнаружил в своём компьютере статью, которую не опубликовал. Перечитал её. Посмотрел ещё раз фильм, о котором . . .

24.03.2021
21:20

Ценность существования для Волоса

    Наверно, если б я не открыл для себя формулу импрессионизма (хвала абы какой жизни), я б не понял книгу Волоса “Алфавита” (2007). Она состоит из множества не связанных . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100