TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.04.2021
12:17

Польза ненависти (художник Сергей Иванов)?

    Только что послушал песню Монеточки. Праздник контрнасилия Мы купили апельсин, он у нас всего один, Но его мы не съедим и друзяшкам отдадим. Эта долька для . . .

17.04.2021
22:37

Ишь, Ишин!

    Неудобное состояние: я глянул на ряд картин Ишина, и мне сразу стала ясна причина его ненависти, выразившаяся в примитивизме. Ишин. Утро в Норильске. 1965. Неудобство . . .

16.04.2021
12:50

Почему сесть в лужу – хорошо (речь о Тургеневе)

    Лет 10-15 тому назад я иногда получал отклики электронными письмами на свои публикации в интернете. Теперь годами не откликается никто. Или поумирали отзывчивые . . .

15.04.2021
15:30

Не только авангардизм есть дегуманизация искусства

    Стал я читать статью “Авангардизм как дегуманизация искусства" Тер-Абрамянца и растерялся: с чего начать оспаривать? Каждая фраза не верна. Ну, начну с такой: . . .

12.04.2021
18:37

Враги Василия Кандинского

    На Кандинского навешивают некое благочестие в виде приверженности третьему Откровению. Первое – Ветхий Завет, второе Новый Завет, третье будет после третьего . . .

11.04.2021
13:33

Я не верю футуристу, мол, Зданевичу

    Я не верю, мол, футуристу Зданевичу, когда он в 1913 году пишет о Наталье Гончаровой: "…работы в стилѣ футуристов (“Фабрика”, “Городъ ночью”)” . . .

10.04.2021
10:56

Смысл стихотворения «Дыр бул щыл»

    Я исхожу из догмы, что футуристы были обуреваемы тем в окружавшей их реальности, что можно было по их разумению отнести к прогрессу в наступившем ХХ веке, веке . . .

09.04.2021
15:38

Художественный смысл богатства голоса Высоцкого в радиоспектакле Эфроса «Мартин Иден»

    Уважаемый читатель, зашедший сюда читать случайно!

    Я не стану тебе подыгрывать – увлекать тебя. Мне не хочется быть рабом обстоятельств, одним из которых является нежелание нынешнего читателя читать длинный текст, или – иначе – желание его, чтоб его увлекли немедленно, с первых строк. Я перед тобой честен, и уходи, пожалуйста, с первых же строк, после того, как стало ясно, что тут не твоё.

    Я начну с XIX века.

    России, возможно, не повезло с тем Маркс оказался победительнее Прудона. Маркс был за силовой переход от капитализма к коммунизму, а Прудон – за мирный, за врастание ячеек самоуправления в капиталистическое окружение. Потерпели от капитализма поражение оба способа. Но самое плохое, что мирный заразился от силового. И когда центр революционного движения переместился с Западной Европы в Россию, то марксовский победил, а прудоновский опозорил себя, а не только потерпел поражение. Анархисты то и дело скатывались в грабёж. И анархию выставили синонимом хаоса. В результате главными идеями ХХ века считаются социализм, фашизм и либерализм. Последний победил всех в итоге. А анархизм стал скатился на маргинальный уровень. Тогда как сперва анархисты входили в первое советское правительство. У них же с марксистами было совпадение насчёт коммунизма – что централизованного государства там не будет, а будет самоуправление. Ну федерация федераций на глобальном уровне. Но не централизм. А до революции анархистами себя чувствовали очень и очень многие. Казалось, так просто: р-р-раз – отказаться от централизации власти и готово.

    Но, как оказалось, из сегодня глядя, что рано вылезли и марксисты, и анархисты. Надо, оказалось, чтоб сперва человечество испугалось смерти от перепотребления. Чтоб отказалось от неограниченного материального потребления в пользу неограниченного духовного потребления, а материальному чтоб оставили всего лишь разумное потребление.

    Впрочем, всё со времени той, поначалу победившей, революции к настоящему времени выросла другая страшная опасность – виртуальная система социального рейтинга Китая, призванная обеспечить разумное потребление почти силой.

    Тем горше, что сорвалось левое шестидесятничество. Ведь оно – в искусстве – подсознательно было за спасение лжесоциалзма (централизованного) в виде преобразования в настоящий социализм, который понимать удобно и логично как с каждым днём увеличивающуюся самодеятельность за счёт потакающего государства вплоть до исчезновения этого государства, что означало б приход коммунизма.

    Всё движение авторской песни имело этот настоящий социализм подсознательным идеалом. Потому подсознательным, что в сознании царило внушение, что анархия и хаос – синонимы.

    И как раз к тому времени достигнутый ядерный паритет позволял СССР перейти к демонтажу тоталитаризма в пользу самоуправления. Но. Партия вцепилась во власть с ещё большей последовательностью, чем при Сталине, хотевшем было вообще её функции ограничить идеологией и подбором кадров. Не вышло.

    И левая авторская песня потерпела поражение.

    Она и с самого начала его предчувствовала и потому была в общем минорная. Только у Высоцкого (и ещё редко у кого) она доходила до трагического героизма. Потому что Высоцкий хотел пробудить народ к гражданской активности, каковую – в виде массовой инициативы – вновь (после энтузиазма по поводу строительства социализма) проявленной в Великой Отечественной войне. – Не вышло, как ни рвал он глотку. Он и рвал-то её, тоже предчувствуя, что ничего не выйдет. Потому трагический. Но и сдаваться не хотел. Потому героизм.

    Хоть цель (подсознательная) была мирная.

    Так трагизм требовал, скажем так, голоса запредельно хриплого, пения согласных – искажения в изображении натуры.

    А мирная цель этого не требовала. Нужно было богатство обертонов голоса.

    Чем и решил воспользоваться Эфрос в радиопостановке 1976 года “Мартин Иден” (слушать тут).

    А трагический героизм он обеспечил показом всего сюжета на фоне последнего эпизода в романе Джека Лондона (увлекавшегося анархизмом), - на фоне того, как преуспевший в капиталистической конкуренции писатель Мартин Идеен, после чествования на пароходе уходит в свой номер, вылезает в иллюминатор, опускается в море и тонет.

    И какие в радиопостановке ни звучат голоса (голоса участников капиталистической конкуренции), ни один из них не сравнится по богатству тембров голоса Высоцкого, играющего Мартина Идена. И богатство этого голоса – это образ того настоящего социализма, мирно врастающего в лжесоциализм Советского Союза.

    Что не случилось.

    24 февраля 2021 г.

07.04.2021
15:35

Что делать?

    Я был совсем благополучен со своим выводом по нескольким полуабстрактным картинам Кандинского (см., напр., тут), что он ницшеанец. То есть крайний из крайних . . .

06.04.2021
14:09

Всё зря

    Не первый раз… Выхватываю слово из текста искусствоведа Манина и от него пляшу. Назаренко. Декабристы. Восстание Черниговского полка. 1978. "Картина Татьяны . . .

05.04.2021
12:02

Ещё одна попытка понять Хлебникова

    На этот раз попробую понять “Учитель и ученик” (1912) Хлебникова. У меня попыток в самое последнее время уже несколько, кто следил. И всё укладываются в футуризм, как . . .

04.04.2021
19:06

Загадка искусства

    Недавно я вычитал, что ещё 2,5 тысячи лет назад, Платон, загадку искусства разгадал. Он это выразил на ему современном языке – со словом Музы (с большой буквы). Но . . .

02.04.2021
15:29

Упрямый Идиатуллин

    Странную книгу я читаю – “Бывшая Ленина” (2020) Идиатуллина. Впечатление, что автор, словно марсианин, тайно прилетевший изучать землян. Что-то много ему не . . .

02.04.2021
13:03

Мерзость у примитивизма?

    Так случилось, что в детстве я рисовал гораздо лучше своих сверстников. Меня даже маме предложили отдать в школу-интернат при Академии художеств, когда она . . .

31.03.2021
15:25

Когда Сергей Михалков был честен

    В затруднении я. Не знаю, с чего начать… Переполняет меня. Переполняет переживание того, что я, вообще-то, своим не считаю. А ещё горе, что, чтоб объяснить, в чём дело, . . .

28.03.2021
21:27

Пришвин-художник за Гитлера не был

    Уважаемый читатель! Разрешите применить к вам насилие: настойчиво предложить вам прочесть мою давнюю статью о Пришвине (см. тут, найдя Find-ом: “пришвин”). Она была . . .

27.03.2021
20:55

Читая рассуждения Флоренского об искусстве

    Есть хорошее выражение: “Христиане говорят с Богом. Мещане говорят о Боге”. Меня оно интересует в применении к подсознательному идеалу как говорению с Богом в . . .

26.03.2021
13:50

Обидно мне, досадно мне и не ладно

    Я загнал себя в идиотский угол единственного-де, кто глубоко постиг творчество Высоцкого. И стою в углу том один, как наказанный: не отрывайся, мол, от народа! Что . . .

25.03.2021
13:16

Как головой об стену

    Но жалок тот, кто всё предвидит… Пушкин. На днях обнаружил в своём компьютере статью, которую не опубликовал. Перечитал её. Посмотрел ещё раз фильм, о котором . . .

24.03.2021
21:20

Ценность существования для Волоса

    Наверно, если б я не открыл для себя формулу импрессионизма (хвала абы какой жизни), я б не понял книгу Волоса “Алфавита” (2007). Она состоит из множества не связанных . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100