Проголосуйте за это произведение |
Современники
Содержание
| Николай Леонов | Вячеслав Клыков | Сергей Бочаров | Римма Казакова | Алексей Леонов | Анатолий Карпов | Сергей Михалков | Виктор Розов | Олег алешин | Виктор Петров | Анатолий Лукьянов | Василий Стародубцев | Елена Мизулина | Владимир Соколов | Юрий Болдырев | Александр Проханов | Жорес Алферов | Владимир Шабалин | Евгения Варламова | Вячеслав Степин | Валентин Янин | Надежда Тарабрина | Александр Шилов | Елена Образцова | Игорь Зиновьев | Надежда Бабкина | Юрий Соломин | Евгений Петросян | Вячеслав Зайцев | Алла Дан | Геннадий Гончаров
Виктор Розов
" Россия - страна
чудес... "
Кинофильм "Летят журавли" покорил сердца всего Мира. Разве можно забыть очаровательную Веронику, встречающую с цветами любимого, который уже никогда не вернется с той войны, которую мы называем Великой и Отечественной...
Сюжет кинофильма "сочинил" наш известный драматург Виктор Розов... Я встретилась с писателем холодным зимним днем. Месяц назад Виктору Сергеевичу была сделана операция на сердце. Так много пережившее сердце не смогло выдержать испытаний времени нынешнего...
* * *
- Виктор Сергеевич, как вы себя чувствуете?
- Как ни странно, несмотря на свои 85 лет, чувствую себя хорошо. Телом, конечно, я немощен, так как был тяжело ранен. И нога моя, собранная по кусочкам, болит ужасно. Ко всему прочему в сердце мне недавно поставили стимулятор. Физически, с головы до ног - я больной, но на самом деле - здоровый... Духовно здоровый... Я остро воспринимаю действительность. Когда вижу по телевизору голодных шахтеров, врачей, учителей, то очень переживаю. Но когда показывают какие-то несчастия с детьми - я плачу... Сердце мое разрывается...
- А что вас успокаивает, умиротворяет?
- Единственно, это работа. К сожалению, последнее время я не пишу пьес. Почему не пишу? Потому что не вижу в нашей жизни ничего позитивного... Это не значит, что его нет. Оно, конечно, существует, но так загромождено всеми бедами и несчастьями нашей сегодняшней жизни, что докопаться до него трудно... В моем возрасте писать художественные произведения уже ненужно. Даже Лев Николаевич Толстой, который по возрасту был моложе меня, в конце жизни писал произведения наивные и, в определенной степени, искусственные...
Правда, пытаюсь сделать на магнитную ленту запись тех эпизодов жизни, которые не вошли в мою книгу "Путешествие в разные стороны", что была издана в 1982 году. Если успею, то напишу вторую книгу под тем же названием. И она будет называться "Путешествие в разные стороны" (Книга вторая). Рука уже плохо выводит буквы, почерк стал скверный, поэтому текст наговариваю на диктофон...
Когда лежал в больнице, в который раз перечитал Чехова. И в который раз поразился - как прекрасен писатель! Это не проза, а поэзия! Да, хорошая литература - это поэзия! Читать - одно наслаждение... Как просто пишет Чехов о сложных чувствах! Как легко проникает в душу...
- Не зря Толстой назвал Чехова "Пушкиным в прозе"...
- Не зря! Я не присутствовал на открытии памятника Чехову, так как лежал в больнице, но мне сказали, что Александр Исаевич Солженицын в своем выступлении назвал Чехова "писателем провинции". Я так не считаю... Не считаю. По отношению к Чехову это высокомерно.
- Виктор Сергеевич, из всех ваших пьес - какая вам нравится более других?
- Мне нравится первый акт пьесы "Затейник". Кстати, его я писал в больнице. Давно это было... Писал, лежа на спине. И, знаете, был такой поток мыслей, что я записывал не сбиваясь...
- Я вижу на стенах множество афиш спектаклей по вашим пьесам...
- Да. Вот афиша моей пьесы "Вечноживые". Этим спектаклем открылся театр "Современник", но это афиша не премьерная... Вот афиша спектакля "В Добрый час!". Сначала она шла в Детском театре и наделала много шума. Пьеса, на мой взгляд, довольно удачная, хотя сейчас один образ я бы переписал. Первая моя пьеса "Ее друзья"... Эта пьеса была представлена в 1949 году в Центральном Детском театре. Очень наивная пьеса о школьниках. И вот произошло чудо: пьесу "Ее друзья" поставили вновь! И хотя мне неловко об этом говорить, но вот уже два года она с огромным успехом идет во МХАТе им. Горького. Поставил пьесу режиссер Усков. И поставил прекрасно! Все актеры играют замечательно! Хотя пьеса, повторяю, крайне наивная. Очевидно, сегодня зрители соскучились по доброте, по отзывчивости, по товариществу... Наверное, поэтому пьеса пользуется таким успехом.
МХАТ Дорониной сейчас репетирует мою пьесу "В день свадьбы". И я, в какой-то степени, трепещу - будет ли она синхронна современному человеку? Ее я написал тоже очень давно, лет тридцать назад.
- По пьесе "С вечера до полудня" был снят отличный фильм...
- Пьеса "С вечера до полудня" раньше называлась "Всадники", но цензуре это название не очень понравилось. В фильме "С вечера до полудня" потрясающе играет Леонид Филатов. На сцене так хорошо никто не играл. Эта пьеса однажды была поставлена в Канзасском университете, где я читал лекции о советском театре. И, надо сказать, студенческий театр поставил эту пьесу очень удачно. Зрители даже плакали...
В театре Сатиры хорошо прошла моя пьеса "Гнездо глухаря". Ее поставил художественный руководитель театра Валентин Плучек. Главную роль в ней играл Папанов. Играл великолепно! Неповторимо! И когда он умер, пьесу, к сожалению, сняли с репертуара... Вот так. Все мои пьесы - мои детки, а потому мне дороги. Правда, кого-то люблю больше, а кого-то меньше... Не как в жизни - в жизни я люблю всех своих детей, а здесь выборочно.
- Расскажите, пожалуйста, о своей семье...
- Два года назад мы с женой отпраздновали Золотую свадьбу. Все идет, слава Богу, неплохо... Дети устроены относительно хорошо. Дочка играет в Художественном Театре, но на разовых спектаклях.
- В Художественном Театре им. Горького?
- Нет, у Ефремова. Сейчас она играет в двух спектаклях "Ундина" и "Гофман". Я сделал эту пьесу о жизни Гофмана и идет она на Новой сцене МХАТа. Сын - режиссер Центрального Детского театра. Теперь он называется Молодежный театр. Кроме того, у него есть еще так называемый "Школьный театр". Это очень маленькая труппа и играют они прямо в школах, для детей младшего школьного возраста. И мне это очень нравится. Честно говоря, эту идею я привез из Японии, где был по приглашению режиссера, ставившего мои пьесы. Но там школьный театр на тысячу мест! Представляете? У нас, конечно, такой роскоши нет, но идея все равно хорошая. И я считаю, что Сережка занят благородным делом.
- А внуки у вас есть?
- Двое. Внучке на днях исполнится шестнадцать лет. Очень хорошая девочка. Моему маленькому внуку вот-вот будет три года, но характер уже чувствуется. Берет конфету, а мы стараемся меньше давать сладкого, и спрашивает: "Это можно?". Мы говорим: "Нет, нельзя", а он нам: "Значит, можно"... (Смеется) Самостоятельный!
- Как и подобает настоящему мужчине...
- Именно так!
- Виктор Сергеевич, кто это так шибко за тумбочкой шуршит? Я что-то никого не вижу...
- О! (Улыбается) Это страшный зверь - морская свинка... К холоду, наверное, разбуянилась. Что, очень холодно на улице?
- Да, морозец крепкий.
- Вот, вот, поэтому у меня и давление подскочило!
- А вы папазольчик принимайте... - Ну нет, папазол для меня - лекарство слабое... Я принимаю клофелин. Ох, сильный препарат!
- Виктор Сергеевич, сценарий кинофильма "Летят журавли" вы написали по пьесе "Вечноживые". Расскажите, если можно, об истории написания.
- Жизнь вообще полна чудес... Я никогда не думал, что буду драматургом. И до сих пор не могу себя так называть. Драматурги - Островский, Грибоедов, Гоголь...
- Позвольте с вами не согласиться. Вы - наш не только известный, но и любимый драматург. Ваши пьесы - наша классика.
- Знаете, что я скажу, самый лучший драматург нашего времени - это Вампилов. Да, да, да... Хотя все пьесы его поставлены, он все еще недостаточно открыт. Вампилов - великолепный драматург!
Что касается фильма "Летят журавли", то там большая заслуга оператора и режиссера. Оператор, на мой взгляд, гениальный. А режиссер - высокоталантливый. Ну, а сценарий - мой.
В 1943 году я выписался из госпиталя и приехал к отцу в Кострому отогреваться. Был очень беспомощным. Передвигался на костылях. И вот однажды сижу в темноте - окна затемнены, света нет, на столе лишь фитилек теплится... Есть нечего, холодно... И я решил написать пьесу. Написать просто так - для себя... Так возникла пьеса "Вечноживые".
В конце войны ее решил поставить один из московских театров, но необходимо было разрешение цензора. А где его найти, когда в Москве никого нет? Но я все-таки его нашел. Прихожу - сидит старичок. Спрашиваю: "Когда можно прийти за пьесой?" Отвечает: "Завтра"... Прихожу на следующий день, а цензор мне говорит: "Читал, читал вашу пьесу... Плакал... Но - запрещаю, запрещаю"... А я все равно обрадовался - он плакал! Он заплатил мне так, как не заплатил целый зрительный зал. Но целых четырнадцать лет пьеса была запрещена... Потом ее раскопал и поставил в театре "Современник" Олег Ефремов, за что я ему чрезвычайно благодарен.
- Вы часто вспоминаете войну?
- Нет. Я не люблю вспоминать о войне. Эта пьеса тоже не о войне, а о любви, о чести... Война - это ад. Представьте себе, мы - московское народное ополчение, бойцы Краснопресненской дивизии, все добровольцы... Вооружены самым древним оружием, чуть ли не со времен Александра Невского... Пушки на конной тяге! И это в то время, когда немцы вооружены по последним военным технологиям. Помню, как политрук встал на пенек и сказал нам: "Ребята! Немцы рвутся к Москве - встанем им поперек. Ваша задача задержать их хотя бы на два дня!" И вот они перемалывали нас... Но наступление на Москву мы на два дня все-таки задержали. И, кажется, выполнили свою историческую задачу, так как за эти два дня из Мурманска подошли сибирские войска. В боях между Вязьмой и Смоленском погибла вся наша полковая батарея. В живых остались только двое - я и медсестра...
- Все-таки драматическая судьба у нашего народа...
- Драматическая... Но и поэтическая. Помните, как у Есенина:
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".
Это при всем при том, что Есенин купался не в радости, а во всем том ужасе, который его окружал и преследовал...
- В реальной жизни был сюжет, который произвел на вас сильное впечатление?
- Да сейчас по телевизору видишь сюжеты необычайные: 40 градусов мороза, а отопления в городе нет. И никакой реакции, кроме сообщения по телевизору... С одной стороны - мультимиллионеры! А с другой - нищие и голодные люди. Беспризорные дети на чердаках, в колодцах и подвалах... Такого количества несчастных детей не было ни после революции, ни после гражданской войны. Тогда с этим справились быстро - колонии организовали. Всех вырастили, выучили. И какие из них люди вышли! А сейчас этим никто не занимается. Никому ничего не нужно...
- Виктор Сергеевич, Сталин для вас - монстр или отец народа?
- К сожалению, больше - монстр. Слишком уж много безвинных людей пострадало от его жестокости. Вечные расстрелы... Вечные лагеря... Не разевай рот, не говори, что думаешь, а только то, что можно... Все это ужасно. А с другой стороны, я воспринимаю его как человека гениального, так как наша победа над фашистской Германией - результат его безжалостной тиранической воли.
Мы победили благодаря этому и, конечно, благодаря блистательному таланту наших полководцев - Жукова, Рокоссовского, Толбухина и других. О них мало говорят и пишут. В Эрмитаже Зимнего Дворца есть блестящая галерея полководцев Отечественной Войны 1812 года. Почему не увековечена память Героев и Полководцев - победителей Второй Мировой Войны? Почему не сделать это на Поклонной горе? О! Какая это могла быть галерея! Об этом сейчас больно говорить, так как они защищали Родину, которой сегодня уже не существует...
- Победив в жесточайшей из войн, мы так легко сдали страну в мирное время...
- Хотите психологическое обоснование? Хрущев поехал в Америку, вернулся и заявил: "Америку догоним и перегоним!" Поехал Ельцин в Америку и воскликнул: "Я трижды облетел статую Свободы - и трижды почувствовал себя свободным!"... Что произошло? Исток нашей сегодняшней беды - убожество души того и другого.
После Карибского кризиса Госдепартамент США пригласил нас с прекрасным писателем Катаевым посетить Америку. Мы были, пожалуй, первыми советскими людьми, которые официально были приглашены госдепартаментом. Нас селили в самые роскошные гостиницы, вплоть до гостиницы "Вальдорф Астория", где принимают лишь премьер-министров и королей... Возили нас на "Линкольнах"... Устраивали нам встречи со всякими знаменитыми миллионерами... Как только нас не обихаживали! Чего только в нос нам не совали...
Надо признать: Америка - впечатляет. Когда взбираешься на статую Свободы, то видишь: с одной стороны - океан... С другой - небоскребы Нью-Йорка, напоминающие доисторических чудовищ - ихтиозавров, бронтозавров... Впечатление колоссальное! Или, например, в Канзасе нас знакомят с сельским хозяйством и показывают коров без вымени... Мы удивляемся - почему? Нам объясняют: потому что они предназначены для мяса, а не для молока...
В Техасе видим огромные вечнозеленые луга... Где-то вдалеке пасется стадо... И вдруг появляется роскошный белый автомобиль. Мы спрашиваем: "Кто это?" Нам говорят: "А, это пастух объезжает стадо... (смеется) Чудеса!"
- Тяжкое испытание...
- Да. А когда мы возвращались домой, в самолете, Катаев мне говорит: "Нас пытали роскошью!" И я с ним согласился. Этой "пытки" не выдержал ни Хрущев, ни Ельцин, поскольку и тот, и другой - люди ограниченного ума. Зачем нам догонять Америку? У России должен быть свой путь. Мне страшно нравится наша страна, наши люди, наш русский характер! И не хочу я менять наш характер на рваческий, на меркантильный... Но это только психологическое обоснование...
Как-то нас, небольшую группу интеллигенции, собрали в Морозовском особняке на Малой Никитской. Собрал бывший министр иностранных дел Козырев, и начал что-то вещать об Америке. А я тогда и сказал: "Зачем вы равняетесь на Америку? Равняйтесь лучше на Норвегию. Это замечательная страна! Норвежский путь нам ближе".
- Революция 1917 года, на ваш взгляд, была логична?
- Логична. Она уничтожила рабство. Ведь до 1861 года Россия была страной рабов. Революция 1917 года тоже сделала свое дело. Но, благодаря Сталину, мы попали в умственное рабство.
- Насколько сопоставимы для вас 1917 и 1991 годы?
- В 1917 году была революция, а в 1991 году - контрреволюция. То, что произошло в 91 году, нужно было ворам, а для всего нашего народа - это большое несчастие.
Горбачев и его соратники сделали хорошее дело, когда объявили плюрализм мнений. Но эта "свобода" сегодня вылилась в животную жажду наживы... Мы сейчас попали в лапы желтого дьявола - денег! И не зря мне хочется перечитать "Город желтого дьявола" Горького именно сейчас. Это как раз на злобу дня.
- Наш народ гнут в дугу и нас же постоянно призывают в чем-то каяться...
- Ни в чем нам не надо каяться. Пусть кается тот, кто совершает истинные грехи. Сейчас появилась какая-то дьявольщина... Вот недавно убили Старовойтову. Это, конечно, ужасно. Но как можно призывать, чтобы в энный час люди выключили свет?! Что за ритуал? Откуда он к нам пришел на Святую Русь? Умирали и погибали цари, руководители государства, но такого призыва никогда не было. Может быть, нам еще и траурные флаги вывесить?
- Когда убили Листьева и в упор расстреляли Талькова, подобных предложений не поступало...
- Но, тем не менее, нам навязывают эти бесовские предложения┘ Что за дьявольщина к нам приползла?
- Виктор Сергеевич, все ваши пьесы дышат любовью к человеку... Человеку доброму, честному, бескорыстному... На фоне сегодняшнего беспредела мещане из нашего социалистического прошлого в ваших пьесах кажутся жалкими и даже милыми людьми...
- Однажды я написал пьесу "В поисках радости", по которой был поставлен кинофильм "Шумный день", где мальчик, а его играл молодой Олег Табаков, шашкой рубит ненавистную мебель - символ мещанства... И вот, сегодня, удивляюсь - насколько я оказался прозорлив... Если тогда это было мещанство, то сегодня - хищничество! Тогда был любимый шкаф... Сегодня - вилла на Азорских островах! Но исток один - бездуховность. Я предвидел это оттого, что рос в бедности, и богатство меня никогда не прельщало. Даже, когда мои пьесы шли по всему Советскому Союзу и я стал человеком очень состоятельным, меня это нисколько не изменило. Я не стал бегать по ресторанам и искать на стороне женских ласк...
Знаете, есть испытание "на бедность", а есть испытание "на сытость". Испытание "на бедность" мы умеем проходить, а вот испытание "на сытость" пройти многие не могут. Они отравлены этой сытостью... Такой жадности нет даже у хищных зверей. Зверь наелся и спит себе спокойно. А людям-хищникам все мало - надо еще! Еще! Еще! Это уже называется алчностью. Они - несчастные люди! Как в Евангелии написано? "Легче верблюду...
- ...пройти в игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное"...
- У меня есть теория на этот счет. Русскому человеку нужен достаток. Чтобы в закромах был хлебушек на всякий случай... Тогда можно и чаек попивать, и с приятелем калякать. Если человечество будет развиваться по американскому типу, оно очень скоро сожрет всю землю. Желтый дьявол есть желтый дьявол...
- Нам удастся выбраться из капкана, в который мы угодили?
- Если бы я это знал, то был, как минимум, премьер-министром. Да, мы в когтях. Нас завоевали, но еще не до конца. Быть может, мы еще выберемся из капкана, ведь Россия - страна чудес...
Проголосуйте за это произведение |