Проголосуйте за это произведение |
Современники
Содержание
| Николай Леонов | Вячеслав Клыков | Сергей Бочаров | Римма Казакова | Алексей Леонов | Анатолий Карпов | Сергей Михалков | Виктор Розов | Олег алешин | Виктор Петров | Анатолий Лукьянов | Василий Стародубцев | Елена Мизулина | Владимир Соколов | Юрий Болдырев | Александр Проханов | Жорес Алферов | Владимир Шабалин | Евгения Варламова | Вячеслав Степин | Валентин Янин | Надежда Тарабрина | Александр Шилов | Елена Образцова | Игорь Зиновьев | Надежда Бабкина | Юрий Соломин | Евгений Петросян | Вячеслав Зайцев | Алла Дан | Геннадий Гончаров
"Красота Мира мне не чужда..."
Сергей Бочаров пишет прелестные пейзажи и фантасмогорические сюжеты на... злобу дня. Мировоззренческая концепция художника иногда может показаться чересчур радикальной. Но талант Сергея Петровича - бесспорен.
Сие интервью я брала в разгар досадной детективной истории - у Бочарова украли его лучшую картину "Кремлёвская баня"...
* * *
Сергей Петрович, что случилось с вашей "Баней"? Один из телесюжетов, мягко говоря, заинтересовал публику...
- Исчезла моя самая значительная картина "Кремлевская баня".
- Потому что в наше "демократическое" время вы дерзнули назвать свою экспозицию "Исповедь коммуниста"?
- Так оно и есть, но своим мировоззрением я не поступлюсь.
- Расскажите поподробнее об этой коллизии и о самой картине...
- Действие в этой картине происходит в Георгиевском зале Кремля. Все знают, что это Зал Русской Славы. Он имеет светлый, белый колорит. В зале много света, солнца... Очень красивый инкрустированный пол...
И вот, в этом зале происходит баня, обычная баня, напоминающая римские термы. Участники этой бани - "наши" руководители. Короче, неприличное действо в Зале Русской Славы...
Этим я хотел показать не свое плохое отношение к ним, а их отношение к России, символом которой является Георгиевский зал.
С правой стороны у меня изображен Главный идеолог России - Киссинджер, ну, а другие - те, которые руководят несчастной и изнасилованной страной.
Некоторые участники этой бани сидят на красных полотенцах - так отнеслись они к красному флагу. Пусть это аллегория, но зрителям ее расшифровывать не надо...
- И что же дальше?
- За два часа до открытия выставки администрация ЦДХ картину сняла с показа. Представьте мои чувства! А когда возвращался домой на своем микроавтобусе с "Баней" в салоне, меня "вдруг" остановило ГАИ, якобы за нарушение правил. Препроводили к своей машине, морочили голову, выписывали какой-то штраф... А возвратившись, я обнаружил что картина исчезла...
- Вы хотите сказать, что это был отвлекающий маневр?
- Разумеется! Но я ее восстановлю! И увеличу в четыре раза!
- Почему вы назвали экспозицию "Исповедь коммуниста"?
- В 1971 году я вступил в Партию. Вступил по убеждению. Себя не отношу к тем, кто делал революцию и потопил Россию в крови. Не отношу и к тем перевертышам, что сейчас у власти. Я из тех коммунистов-работяг, у которых есть честь и совесть, а самая главная ценность - Родина.
Идеи коммунизма гуманны и справедливы. Они развивают Дух и Душу. Не позволяют опуститься до скотства - хапать и все грести под себя. Да, мы шли путем проб и ошибок, и это естественно, так как в мире мы - были первыми, но сам путь был правильным.
Сейчас нас насильственно превращают в злых и тупых животных, но я надеюсь, что мы вернем себе человеческий облик.
- Да, "дух сошел в темницу плоти"...
- Именно в темницу. Хапают, хапают, а что в итоге? Два квадратных метра! Главное в этом мире - твои добрые дела!
- К сожалению, я не видела вашей многострадальной "Бани", но то, что вижу здесь, впечатляет. Кроме жанровых картин - завораживающие пейзажи, натюрморты...
- Этим я хочу показать: да, я - коммунист и красота мира мне не чужда. Более того, она мне близка и дорога.
- Сергей Петрович, расскажите, пожалуйста, о вашей Венецианской серии.
- Преподавал в Риме... Со студентами ездил на этюды в Венецию, где собраны почти все перлы итальянской эпохи Возрождения.
На этом маленьком островке - пятачке топтались все гении: и Тициан, и Веронез, и Тинторетто - с ума можно сойти! В любой собор заходишь - шедевры!
Конечно, Венеция прекрасна! И ей я посвятил не только этюды, но и большие картины: "Вид на большой канал" - с видом на церковь Санта Мария де ля Салюте, "Мост Риалта", "Канал Сильвестра" и другие.
Все это я писал с натуры. Хотел посоревноваться с итальянцами. Показать взгляд русского художника. И небольшая выставка, которую я там сделал, имела успех.
В течение месяца писал пейзаж "Заход солнца над Большим каналом". И ежедневно собиралось множество людей, среди которых были и художники. А когда картина была закончена - все начали аплодировать и кричать "Брависсимо"!
- Это наивысшая оценка! Сюжет приходит спонтанно или вы его разрабатываете как шахматную партию?
- По-разному. Иногда пишу сразу, а иногда жду, когда плод созреет... Определяю тему, живописную манеру, формат, композицию...
- Москва в вашем исполнении предстает в мистическом ореоле лунного света и тумана... Мостовая - россыпи серебра, а Кремль, как магический осколок неведомой Вселенной...
- Я объездил весь мир. Художники всех времен и народов прославляли Рим, Париж, Лондон. Не спорю, прекрасные города. Но такого города, такого духовного мегаполиса, как Москва - нигде в мире нет!
- Вот, говорят, и Кремль и другие шедевры, мол, проектировали итальянские архитекторы. Может быть...Но жар Души вложили русские строители. И как не крути - итальянская архитектура холодная, а наша - теплая, яркая, духовная!
- Вы влюблены в Москву?
- Не только влюблен - я болен ею. Только в Москве такая оранжево-красная луна... Только в Москве такая поэтичная мартовская оттепель... Только в Москве такие мажорно-синие тени! А тихие московские дворики... А старинные уголки Замоскворечья... И разве не преступно уничтожать эти последние уникальные оазисы древней культуры?
- Многоэтажные монстры все чаще вторгаются в этот оазис.
- Вот сейчас мы будем отмечать 850-летие Москвы, а из-за варварства архитекторов старый город разрушен. Разве можно лезть со своим современным рылом в эту, почти исчезнувшую, древнюю идиллию! Хочешь возводить чудовища из стекла и бетона - возводи. Но только не в заповедных районах! А на пустыре! Построй шедевр - увековечь Юго-Запад, Черемушки! Уж там есть, где разгуляться на просторе...
- Мне кажется, что вы чувствуете саму ауру Москвы.
- Часто в житейской канители мы не можем остановиться и посмотреть на небо, звезды, облака... Иногда, приехав к собору Василия Блаженного, когда синяя луна и облака с провалами в темное ультрамариновое небо, вижу как от храма идет необъяснимое свечение.
Это явление хотел отразить в моей картине "Иоанн Креститель. Предвестник беды". Ее написал в день смерти Брежнева. Мне почему-то казалось, что с этого дня начинается рушиться духовная жизнь страны. Ночью приехал к храму и увидел это свечение... Пытался написать, но мне это не удалось...
- Ваша "Ивановская площадь" своей поэзией напоминает Саврасова...
- Однажды, когда таял снег и видны были прогалины, я решил написать маленький этюдик, так как с большим холстом сейчас там не поработаешь. И когда начал писать, то на память пришел саврасовский сюжет, который считаю шедевром мировой живописи. Саврасов открыл для меня красоту весенней грязи, красоту вешних луж, в которых купаются птички и многое другое...
- Сергей Петрович, вы известный художник, профессор, преподавали в Вене, в Риме. Ваши картины находятся в частных коллекциях и музеях многих стран. Как вы стали художником?
- Жил в деревне Серединка Красноярского края. Как-то мама посмотрела, по единственному на селе телевизору, фильм о Карле Брюллове, где родители будущего великого художника заставляли его неутомимо трудиться. Мама тоже решила приохотить меня к искусству, хотя сама не рисовала. Она приблизительно показывала как надо изображать дерево, тропинку и так далее. С этого все и началось. Мне захотелось рисовать все, что меня окружало. Из Сибири мы переехали в Донецкую область, город Енакиево, где в Доме пионеров великолепный педагог дал мне первые и самые ценные азы, за что я ему благодарен и по сей день.
- Мастером международного класса по боксу вы стали в Енакиево?
- Да, профессиональный бокс с нормированным окладом в 110 рублей позволил мне заняться живописью, не подрабатывая халтурой.
- Что было потом?
- Потом было художественное училище в Краснодаре. Как лучшего студента меня пригласили в Париж, в студию Нади Леже. Увы, там никакого мастерства я не обнаружил, а потому скрылся на полгода в Лувре, где копировал художников и изучал технику живописи.
Вернувшись на родину, как все нормальные и честные люди, отслужил в Армии и поступил во ВГИК на отделение
"художник-постановщик".
- Который окончили с отличием. Сделали 18 полнометражных художественных фильмов. И написали множество прекрасных картин...
- Если бы все было так легко и просто! Сколько пришлось сломать копий, истратить сил и нервов, чтобы мне, русскому художнику, в моей собственной стране России, на киностудии дали сделать фильм...
- Странный парадокс...
- Страшная реальность! Огромная и прекрасная страна Россия - русским не принадлежит.
Когда распался Советский Союз, то специалист по России, итальянец, злорадно сказал мне: "Ну, теперь-то русских надо постепенно в Сибирь переселять".
- Казалось бы, итальянцы - дружественный народ.
- Где вы видите друзей? Я объездил весь мир и могу сказать, что друзей у России нет!
Представьте ceбe, где бы я ни был: Африка, Индокитай, Ближний Восток - все разграблено! Остался один лакомый кусок - Россия. И потому алчные взоры всего капитализма устремлены на нашу страну.
Сейчас наши правители на четыре года получили карт-бланш - этого достаточно, чтобы спустить Все. Самое ценнейшее - это земля. Пойдет в продажу - России нет!
- Сергей Петрович, что вы будете писать в ближайшее время?
- И жанровую картину, и средне-русский пейзаж, который прекрасен и беззащитен, как и доверчивая Русская Душа...
Страница Сергея Бочарова в "Русском переплете"
Проголосуйте за это произведение |