TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение

Нина Метельская

Современники

Содержание

 

Разговор в конце века

 

Татьяна Доронина

| Николай Леонов

| Вячеслав Клыков

| Сергей Бочаров

| Римма Казакова

| Алексей Леонов

| Анатолий Карпов

| Сергей Михалков

| Виктор Розов

| Олег алешин

| Виктор Петров

| Анатолий Лукьянов

| Василий Стародубцев

| Елена Мизулина

| Владимир Соколов

| Юрий Болдырев

| Александр Проханов

| Жорес Алферов

| Владимир Шабалин

| Евгения Варламова

| Вячеслав Степин

| Валентин Янин

| Надежда Тарабрина

| Александр Шилов

| Елена Образцова

| Игорь Зиновьев

| Надежда Бабкина

| Юрий Соломин

| Евгений Петросян

| Вячеслав Зайцев

| Алла Дан

| Геннадий Гончаров

"У нас все получится!"

Олег Алешин

" От иллюзий надо держаться подальше..."

 

 

На бескрайних просторах России существуют бесценные россыпи талантов, гениев, умельцев.

 

Одна беда - нет энтузиастов, желающих их извлечь из народных изобильных недр...

 

О радостях и печалях жизни я беседую с русским поэтом - Олегом Алёшиным

 

 

* * *

 

- Олег, большинство стихов в вашем поэтическом сборнике посвящено не любимой женщине, а России...

- Стихов, посвященных любимой женщине, у меня довольно много, но так как момент издания книги роковым образом совпал с моим разрывом с женой - тему любви я исключил... Хотя искренне уверен, что на Любви держится Мир... Дом, семья - это ниша, из которой человек смотрит на мир. Если личная жизнь благоустроена, то и во внешнем мире он успешней находит себя.

* * *

"Россия... странный край земли.

Шаг - до геенны и до Бога...

Здесь босяки - как короли -

На древних, брошенных дорогах.

Одной рукой творят молитву,

Другой - старинный храм палят,

А наточив тесак, как бритву,

В лесных урочищах сидят...

Смешались в душах зло и благо;

Здесь храм на поруби стоит!

Злодей, предав свою ватагу,

Затворником садится в скит.

Обиженный, затеяв смуту,

Распятья жаждет на кресте!

К услугам царским - лишь Малюты,

А тьма колодников - в посте!

 

Шаг до геенны и до Бога.

А между - лентою дорога

Бежит покуда хватит взгляд...

И рядом - рай,

и рядом - ад.

- Философское стихотворение... Наша двойственность - наша беда?

- Двойственность - черта не нашего характера, а нашей системы. Дело в том, что в течение тысячи лет Россия жила или в монархической пирамиде или в другой системе - советской. И та, и другая - скрытая деспотия, подавление личности в полном объеме. Русскому человеку никогда не давали жить свободно. Хотя именно у нас могла бы быть самая лучшая демократия.

- Почему вы так полагаете?

- А это в силу характера русского человека - его доброжелательности, его нежадности... Власть предержащие никогда не ценили талант и характер нашего народа. Вот и сейчас - народ доведен до крайней степени отчаяния, а он терпит...

- Что ж в этом хорошего?

- России всегда не везло со свободой. Она еще не пробовала жить в истинно демократическом пространстве, где равные права у всех... Все то, что создается при Ельцине, будет деспотическим государством, но еще круче, чем предыдущие системы. Землю крестьянам не отдают... Фабрики и заводы, якобы приватизированные народом, принадлежат горстке богачей... Нищие рабочие, выброшенные на улицу, готовы работать за копейки, а порой и бесплатно, лишь бы не умереть с голоду... Снова рабство, но только еще более изощренное. В советские времена зарплата была небольшая, но была определенность, стабильность. Сейчас времена наступили страшные. Русские никогда не были хозяевами своей страны. Им всегда не давали самостоятельно действовать, думать, развивать инициативу...

- Быть может, мы мало имеем, поскольку большего не жаждем?

- Наш народ в силу собственной порядочности, всегда надеется на порядочность власть предержащих, но, как мы видим, совсем напрасно.

- Отсутствие мужского начала, бабью страсть к болтовне, дешевое лицедейство вы отлично изобразили в стихотворении "Лестница жизни":

 

Играют люди, ох играют

На сцене жизни - и всерьез!

Поэтам темы поставляют

И веселят партер до слез.

Как в тесной банке тараканы,

Из-за рублевого дурмана

И жажды всем повелевать -

Друг друга рады потоптать.

Но как им быть? Природой, видно,

Такая участь суждена...

Мне ж за такой театр обидно:

На ноль - любви, на фунт - г...

 

- Написано под впечатлением трагикомедии, которая длится так долго и все без антракта?

- Просто я сделал вывод, что для большинства людей, власть и деньги являются смыслом жизни. И чем выше человек поднимается по этой лестнице, тем, естественно, у него больше и того, и другого... При этом он становится более порочным. С одной стороны, это смешно. С другой - грустно. Да, это - трагикомедия. На этой лестнице свои правила игры - ложь, хитрость, ловкость, предательство... Кто богатеет, как вы понимаете, нравственные принципы не исповедует. Механизм один ≈ схватить, что плохо лежит... Обмануть... Переиграть... С кем-то договориться... Кого-то убрать...

 

* * *

Если б знать мне: зачем я живу,

За судьбу ухватившись так цепко,

По течению жизни плыву,

Как в поток угодившая щепка?

 

Позади сокрушений итог:

Идеалов разбитых руины,

Прах надежд на брусчатке дорог

И судьбы обгоревшей картины...

Знатоки говорят: к сорока

В полдень жизни вступает мужчина!

И уже не слабеет рука

Перед страхом беды и пучины...

 

 

И как перс, натянув тетиву,

Жизнь творит он по мудрому слепку...

Видно, в день этот верой живу,

За судьбу ухватившись так цепко!

 

- Стихи 90-ых - грустные... Вы тяжело восприняли 1991 год?

- Честно говоря, 1991 год я никак не принял... Я из тех, кто должен сначала посмотреть: а что из этого получится?

Не надеялся, что будет лучше, хотя очень этого хотел. По опыту знал, что можно ошибиться и поэтому в эйфорию не впадал. Я никогда не состоял в КПСС. У меня никогда не было идеологической зашоренности. Я не был помешан на мечте в светлое будущее. Но у меня была страна, где, при всех издержках, было место и добру и совести. Потом, с 35 - 40 лет человек испытывает душевный кризис. Причина - несовпадение мечты и реальности. Это я сейчас наблюдаю по более молодым своим товарищам - кризис мощнейший. Не каждый может святые идеалы променять на прагматичные идеи...

- В молодости мы всегда бунтари и ищем точку опоры, чтобы "перевернуть мир", а "перевернув" - плачем на руинах. Мы когда-нибудь остановимся?

- Некоторое время человек смотрит на руины, но потом что-то начинает предпринимать. Надо не разочаровываться, а анализировать, чтобы двигаться дальше с наименьшими потерями.

- Все в этом мире приходит к финалу, иногда - к логическому... Пусть каждый этнос обретет себя, постигнув собственную значимость или ничтожество... Закат Рима был абсолютно логичен и вы это очень образно нарисовали:

 

И Эрос стал добычей Немезид;

И Марс разбил кифару Аполлона, -

Как призрак, над империей висит

Кровавый меч жестокого Нерона.

А варвары - проходят сквозь кордоны

О Вечный Рим! Недолог твой закат:

Как прах земной, разрушатся твердыни;

В борьбе за власть погубит брата брат;

В многоязычье сгинет блеск латыни;

Плюют сатрапы на твои святыни, -

Глаза их дикой яростью горят...

Но молится уже Христос в пустыне!

- Вы, наверное, не предполагали, что стихотворение "Начало заката Рима" явится весьма драматической ассоциацией?

- Предполагал. В 1986 или 87 году Горбачев выступал на каком-то пленуме. По телевидению показывали как он усиленно "раскачивал лодку". А вокруг сидели сонные, безразличные деятели... Меня это поразило. Я предвидел, что нас ждет не лучшее будущее. Эти идеологи никогда не были патриотами. Они всегда были лишь функционерами. Именно поэтому с Россией сделали подобный кульбит. Так умирала Древняя Греция... Так умирала Римская империя... Это стихотворение о России...

- Поэт Арсений Тарковский однажды дал вам отличную рекомендацию. Неужели в журнале "Юность" не сумели оценить ваши великолепные стихи? Тем более что главным редактором был наш известный поэт Андрей Дементьев...

- В редакции стихи пустили "по кругу". Ну а сотрудники интеллигентно доказывали мне, что я - ничто. Это и Коркия... И Натан Злотников... И другие - тоже.

* * *

"Ищи - свищи: из сказов не предстанет

Хранитель сельской хаты - домовой,

Из пены волн русалка не поманит,

Не позовет в янтарный терем свой.

 

И проходя заброшенной дорогой,

На пне не повстречаешь колдуна.

"Ни лешего, ни ведьмы, ни Стрибога!"

Забвением покрыта старина.

И никогда на ветхой мукомольне

Не зашуршит языческая гнусь

Как чужаки, и в селах колокольни

Стоят уныло, вглядываясь в Русь...

С пилонов пыльных мучеников лица

Напрасно в храмах попирают смерть, -

Зайдет старушка разве помолиться

У алтаря, сгоревшего на треть...

 

Что новой жизни смысл не постигая

Еще живет под сенью старины,

От всех невзгод перстом оберегая

Родимые четыре стороны!

 

- Стихотворение "Ностальгия по старине" навеяна впечатлением о русской глубинке?

- Языческое прошлое России и поздней - православие, меня интересуют очень давно... Где-то года в 22 - 24 я разочаровался в материализме. Люди верующие всегда казались мне более добрыми, щедрыми, духовно насыщенными... Светлой душе тяжело в нашем вещном мире. Мне всегда хотелось приобщиться к миру Духа.

- У вас есть на эту тему изумительное стихотворение:

 

За кусок сердобольного хлеба

И протянутые гроши

Попросил у слепого я Небо

И чуть-чуть его доброй души.

А изверившись в счастье навеки,

Погибая в глубоких снегах,

Попросил я костыль у калеки,

Чтоб устойчивей быть на ногах.

У обманутой выпросил веру

У больного - несломленный дух,

А у нищени жалкой - манеру

Не бежать от людских оплеух...

И однажды - бессильный, бескрылый -

Я почувствовал веры тепло...

Словно Истину Небо открыло

И на душу блаженство сошло!

 

- В мире Духа царят иные законы. Но в человеке живет и земное, и небесное. Я попытался сгармонизировать эти два понятия. Сегодня моя вера и моя философия находятся на одной оси. Это - максимальная реализация души... Отречение от земных испытаний - не всегда подвиг. Свой путь надо пройти до конца. Об этом я написал в стихотворении "Старинный тривиальный диалог".

Если бы человек не был "двойственен", он не был бы эволюционен и в физическом, и в духовном плане...

- И революционен тоже...

- Революция происходит на фоне искусственной рефлексии, когда имеет место пробуксовка, торможение. И у личности, и у народа... Именно тогда происходит всплеск эмоций. Нарушение законов эволюции провоцирует революцию, скачок... Почему Россия все время находится в революционной ситуации? Да потому, что ей не дают развиваться эволюционно, поэтапно... Над ней постоянно и жестоко экспериментируют...

- Вы, по натуре, - созерцатель?

- Я - аналитик.

- Жаль, что аналитики не "делают жизнь"...

- Почему "не делают?"... Жизнь, по большому счету, только и делают философы. Возьмите Америку... Как бы не говорили, что она чересчур прагматична, но Америка еще и мудра. У них существует довольно четкая пирамида, где задействованы и философы, и художники... Философы формируют идею. Художники эмоциональными сюжетами создают перспективы. А массы идут следом... К этому процессу они подключают и психологов, и политиков, которые, ориентируясь на определенные тенденции развития космоса и человека, создают определенную модель, особый микрокосм бытия. Художники даже детский садик раскрашивают так, чтобы ребенок мог почувствовать себя чacтью американского социального кocмoca. Coзеpцaниe - это высшая форма проявления души и ума. Это вещь достаточно серьезная, поскольку созерцание оперирует другими инструментами. Ни мускулатурой, ни ловкостью ума, что, в принципе, порочно...

* * *

Любовь - для шизиков трофей

И для безумцев, как Орфей,

На истине распятой,

Когда коварство Соломей

Мы видим в каждой пятой!..

А что Леско? Кармен? Юдифь?

А матушка Фелица?

И жизнь идет: то вкось, то вкривь...

И где уж там жениться...

 

- Вас женщины часто разочаровывали?

- Нет. В этом стихотворении я шучу над своим другом, которого надо было душевно поддержать, что я и сделал...

- Интересно, мужчинам очень трудно соблюдать библейскую заповедь "Не прелюбодействуй"?

- Как ни печально, но каждому человеку приходится идти по жизни методом проб и ошибок... Допустим, девушка выходит замуж... Она недостаточно хорошо знает своего мужа и чем больше узнает, тем больше разочаровывается... И причина не только в нем... Просто молодожены не были сориентированы на гармоничную семейную жизнь. К сожалению, родители не учат детей житейской мудрости, не передают здоровых семейных традиций. Поэтому, зачастую, чтобы придти к понятию "не прелюбодействуй", нужно пройти тернистый путь разочарований... Мужчина по своей природе - "охотник", и если жена не вызывает у него "охотничьего" азарта, он вынужден "охотиться" в другом "лесу". То же самое испытывает и женщина, если не имеет рядом надежного и дееспособного спутника жизни... Метод проб и ошибок, как правило, кончается крахом иллюзий, поскольку мы - существа разумные и все сводить к физиологии - примитивно.

Если человек нормальный - у него работают такие факторы как психология, понятия чести, наконец, разум... И часто, пройдясь по нескольким женщинам, он приходит к выводу, что его жена - самая лучшая женщина. И что он любит только ее. Ведь именно любовь пробуждает настоящий секс, а не наоборот...

- Олег, если творчество - это трансформация чувственных переживаний в приемлемую художественную форму, то, что есть фальшивый образ? Это - неразвитое воображение или отсутствие впечатляющего прототипа? Замечу сразу: вопрос не имеет никакого отношения к вашему творчеству. Мое любопытство отвлеченного порядка...

- Человек по своей природе, неважно кто он - поэт или ремесленник, должен быть правильно организован. Он должен знать: что есть "правда", а что - нет... Возьмем, к примеру, образ возлюбленной... В молодости мы склонны все преувеличивать. Но художественное преувеличение - это тоже образ. Волей-неволей поэт находит слова и чувства, которые "усиливают" реальность. Но самое интересное, что, живописуя образ возлюбленной сочными красками, поэт нисколько не сомневается в своей искренности... Каждый образ, эпитет, метафора, для него - истина. А вообще, насколько человек искренен - настолько он глубок. Честно говоря, у меня нет технологии стихосложения. Я пишу, как Бог на душу положит...

- И все-таки, согласитесь, что творчество - нирвана для души, поскольку позволяет вырваться за пределы материального мира и сходить с ума по собственной мечте...

- Раньше - да. Но сейчас вся моя суть сконцентрировалась на том, что происходит в моей стране. Слишком суровое время, чтобы отвлекаться на мечты... От иллюзий сейчас надо держаться подальше.

- Александр Блок искал образ возлюбленной в стране потустороннего эроса... Помните:

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем березу...

- Однако, только тогда, когда Блок написал реалистичную поэму "Двенадцать", он воскликнул: "Сегодня я гений!"

- И он не ошибся. Дело лишь в "прочтении". Мне всегда казалось, что наши мэтры-филологи сильно заблуждаются, считая поэму "Двенадцать" - гимном революции, а не ее развенчанием. Впрочем, я тем более могу заблуждаться...

- Пусть так. Главное, что он не отвернул лицо, не убежал в сторону, а наконец, опустился на землю. И реалистически описав революционный бардак, он назвал себя гением. Вспомните хваленый роман Пастернака "Доктор Живаго". В нем описан тот же исторический период, но как длинно, скучно и нудно... Блок же в двухстах строках сказал все. И сказал гениально! Пастернак по сравнению с Блоком - полный ноль!

- Вы не пробовали себя в драматургии?

- Я был близок к этому, но пока не получается. Мне хотелось бы попробовать себя в поэтической драматургии, поскольку в ней можно свести противоположности, существующие в мире, показать столкновение разных субстанций. Стихотворение всегда делает крен в определенную сторону, а в жизни все сложней и многообразней.

Вот уже тридцать лет я знаю, что односторонней правды нет. Что добро перетекает иногда во зло и наоборот. Если мать наказывает ребенка, то она желает ему добра, поскольку он ей не безразличен. Когда я был маленький, и мой дядя ругал меня за проступки, я видел как по-доброму шевелятся его усы...

И знал, ругая меня, он желает мне добра. Стихотворение не позволяет выразить противоположных чувств и ощущений. А драматургия делает это успешно.

- Насколько привлекательна для вас современная женщина - женщина XX века?

- Сейчас, когда так много женщин необыкновенных, я испытываю ностальгию по женщине обыкновенной... Так хочется видеть в женщине нормальную суть и правильную организацию. Кстати, всего этого не хватает и нам, мужчинам... В сложных ситуациях я всегда думаю: а как бы поступила мама? Они с папой живут в Тульской области. Мама всю жизнь работала обычным бухгалтером, но ее знает почти весь городок. Не только знают, но уважают и ценят ее советы. Когда я был маленьким и встречал ее на автобусной остановке, чтобы помочь нести сумку, то расстояние в двести метров до дома мы проходили более чем за час. Маму останавливали на каждом шагу. Ей рассказывали обо всех своих проблемах, о горе и радости. Боли людей мама принимала близко к сердцу, и люди к ней тянулись всей душой.

В бабушке и маме есть исконно русская мудрость. В них я всегда ощущал некую магическую ось, связывающую физиологию с божественным. Они всегда строили свою жизнь по законам совести... У бабушки была тяжелая судьба. Один сын погиб на фронте. Другого, когда он был маленьким, трактором задавило... Дедушку за что-то, при Сталине, посадили. И вот, пройдя через боль, горе, войну и голод, она не утратила доброты. Горе ее не озлобило. Она продолжала любить людей и свою семью. Быть может, поэтому нашей родовой традицией было учить детей сначала доброте, а потом уже - как держать нож и вилку... В семье учили не окриком и подзатыльником, а любовью и заботой.

- Вы когда-нибудь совершали иррациональные поступки?

- Конечно. Иррациональной, наверное, была моя женитьба... В то время я усиленно занимался философией, а философия - это логика. Когда работает мысль, чувства как бы отключаются, поскольку они смягчают строгость теоретических изысканий. Мозг должен работать с математической четкостью. Так вот, когда я завершал работу, мой разум мне настолько надоел... Настолько он высушил мою природу физическую, что мне необходимо было что-то совершенно противоположное... И я нашел! Это была моя жена. Сплошная чувственность... Сплошная природа... Причем, природа неорганизованная... Эффект был потрясающий - я сразу получил все, чего мне так не доставало. Она напитала меня и эстетически и эмоционально... Все в ней меня восхищало - и изящество фигуры, и грация, с какой она примеривала платье... И взгляд... И манера разговаривать... Все!

- Так значит, любовь - явление не совсем иррациональное...

- Я так полагал до определенного момента, но потом... Когда я понял, что жена хочет быть центром мироздания и сосредоточить на себе весь смысл моего пребывания на земле - я стал сопротивляться. Другие женщины, кроме нее, меня не интересовали. Но надо было работать. Любовь - чувство сильное, но в жизни есть еще и Дело.

- Вы - фаталист?

- Фатализм, на мой взгляд, присущ людям незрелым. Нашу жизнь нельзя заключить в рамки между жизнью и смертью. Это значит превратить ее в вечную муку. Предопределенность на солнце набрасывает тень... На красивое - мрачное... Для меня главное - не итог моей жизни, а процесс. Ведь если даже мне что-то предопределено, я не должен забывать порадоваться в жизни "чему-то" и в "настоящий момент".

- Что вы любите в этой жизни?

- Красивых женщин, природу, музыку, архитектуру... Веселую компанию... Хороший шашлык... Или вон, посмотрите, прыгает воробей... Сколько в нем нежности и очарования...

- Вы верите в Россию?

- Если бы не верил, то зачем было бы жить?.. Вот, видите, трава растет... Ее можно скосить косой - она вырастет... Ядом залить - вырастет все равно. Так и мы. Ни один народ так усиленно не уничтожают, как наш, но мы разгибаемся. Даже если все умные уедут из России, а остальные сойдут с ума - "трава" вновь поднимется. И даст новых гениев, и новых героев. Нас не выкосить... Бесполезно.

- Один из поэтических мэтров как-то сказал, что если у поэта есть три хороших стихотворения, то - поэт Настоящий. У вас их больше. И особенно мне нравится это:

 

Эпоха упадка...

Расхристанных душ...

Распутства и ханжества спевки...

И жить привыкаешь - под траурный туш

В объятиях уличной девки!

 

Ни чести табу, ни моральных клише

Все тонет в циничном болоте...

И вместо святых идеалов в душе

Инстинкты распущенной плоти!

 

Эй вы, вдохновители новых идей,

Наследники ВЦИКовских спален.

Бреду я - как в шкуре осла Апуллей -

По пеплу духовных развалин...

 

Что толку, что храмам вернули венцы?

В грехах вырождается племя...

Смеется, как рысь, обнажая резцы,

Над нами бездушное время!


Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
256080  2005-04-01 19:25:29
Федул
- Как писал земляк нашего ПОЭТА, "приснилось мне, что одеревенел..." :)))


Rambler's Top100