Проголосуйте за это произведение |
Современники
Содержание
| Николай Леонов | Вячеслав Клыков | Сергей Бочаров | Римма Казакова | Алексей Леонов | Анатолий Карпов | Сергей Михалков | Виктор Розов | Олег алешин | Виктор Петров | Анатолий Лукьянов | Василий Стародубцев | Елена Мизулина | Владимир Соколов | Юрий Болдырев | Александр Проханов | Жорес Алферов | Владимир Шабалин | Евгения Варламова | Вячеслав Степин | Валентин Янин | Надежда Тарабрина | Александр Шилов | Елена Образцова | Игорь Зиновьев | Надежда Бабкина | Юрий Соломин | Евгений Петросян | Вячеслав Зайцев | Алла Дан | Геннадий Гончаров
Олег Алешин
" От иллюзий надо держаться подальше..."
На бескрайних просторах России существуют бесценные россыпи талантов, гениев, умельцев.
Одна беда - нет энтузиастов, желающих их извлечь из народных изобильных недр...
О радостях и печалях жизни я беседую с русским поэтом - Олегом Алёшиным
* * *
- Олег, большинство стихов в вашем поэтическом сборнике посвящено не любимой женщине, а России...
- Стихов, посвященных любимой женщине, у меня довольно много, но так как момент издания книги роковым образом совпал с моим разрывом с женой - тему любви я исключил... Хотя искренне уверен, что на Любви держится Мир... Дом, семья - это ниша, из которой человек смотрит на мир. Если личная жизнь благоустроена, то и во внешнем мире он успешней находит себя.
* * *
"Россия... странный край земли.
Шаг - до геенны и до Бога...
Здесь босяки - как короли -
На древних, брошенных дорогах.
Одной рукой творят молитву,
Другой - старинный храм палят,
А наточив тесак, как бритву,
В лесных урочищах сидят...
Смешались в душах зло и благо;
Здесь храм на поруби стоит!
Злодей, предав свою ватагу,
Затворником садится в скит.
Обиженный, затеяв смуту,
Распятья жаждет на кресте!
К услугам царским - лишь Малюты,
А тьма колодников - в посте!
Шаг до геенны и до Бога.
А между - лентою дорога
Бежит покуда хватит взгляд...
И рядом - рай,
и рядом - ад.
- Философское стихотворение... Наша двойственность - наша беда?
- Двойственность - черта не нашего характера, а нашей системы. Дело в том, что в течение тысячи лет Россия жила или в монархической пирамиде или в другой системе - советской. И та, и другая - скрытая деспотия, подавление личности в полном объеме. Русскому человеку никогда не давали жить свободно. Хотя именно у нас могла бы быть самая лучшая демократия.
- Почему вы так полагаете?
- А это в силу характера русского человека - его доброжелательности, его нежадности... Власть предержащие никогда не ценили талант и характер нашего народа. Вот и сейчас - народ доведен до крайней степени отчаяния, а он терпит...
- Что ж в этом хорошего?
- России всегда не везло со свободой. Она еще не пробовала жить в истинно демократическом пространстве, где равные права у всех... Все то, что создается при Ельцине, будет деспотическим государством, но еще круче, чем предыдущие системы. Землю крестьянам не отдают... Фабрики и заводы, якобы приватизированные народом, принадлежат горстке богачей... Нищие рабочие, выброшенные на улицу, готовы работать за копейки, а порой и бесплатно, лишь бы не умереть с голоду... Снова рабство, но только еще более изощренное. В советские времена зарплата была небольшая, но была определенность, стабильность. Сейчас времена наступили страшные. Русские никогда не были хозяевами своей страны. Им всегда не давали самостоятельно действовать, думать, развивать инициативу...
- Быть может, мы мало имеем, поскольку большего не жаждем?
- Наш народ в силу собственной порядочности, всегда надеется на порядочность власть предержащих, но, как мы видим, совсем напрасно.
- Отсутствие мужского начала, бабью страсть к болтовне, дешевое лицедейство вы отлично изобразили в стихотворении "Лестница жизни":
Играют люди, ох играют
На сцене жизни - и всерьез!
Поэтам темы поставляют
И веселят партер до слез.
Как в тесной банке тараканы,
Из-за рублевого дурмана
И жажды всем повелевать -
Друг друга рады потоптать.
Но как им быть? Природой, видно,
Такая участь суждена...
Мне ж за такой театр обидно:
На ноль - любви, на фунт - г...
- Написано под впечатлением трагикомедии, которая длится так долго и все без антракта?
- Просто я сделал вывод, что для большинства людей, власть и деньги являются смыслом жизни. И чем выше человек поднимается по этой лестнице, тем, естественно, у него больше и того, и другого... При этом он становится более порочным. С одной стороны, это смешно. С другой - грустно. Да, это - трагикомедия. На этой лестнице свои правила игры - ложь, хитрость, ловкость, предательство... Кто богатеет, как вы понимаете, нравственные принципы не исповедует. Механизм один ≈ схватить, что плохо лежит... Обмануть... Переиграть... С кем-то договориться... Кого-то убрать...
* * *
Если б знать мне: зачем я живу,
За судьбу ухватившись так цепко,
По течению жизни плыву,
Как в поток угодившая щепка?
Позади сокрушений итог:
Идеалов разбитых руины,
Прах надежд на брусчатке дорог
И судьбы обгоревшей картины...
Знатоки говорят: к сорока
В полдень жизни вступает мужчина!
И уже не слабеет рука
Перед страхом беды и пучины...
И как перс, натянув тетиву,
Жизнь творит он по мудрому слепку...
Видно, в день этот верой живу,
За судьбу ухватившись так цепко!
- Стихи 90-ых - грустные... Вы тяжело восприняли 1991 год?
- Честно говоря, 1991 год я никак не принял... Я из тех, кто должен сначала посмотреть: а что из этого получится?
Не надеялся, что будет лучше, хотя очень этого хотел. По опыту знал, что можно ошибиться и поэтому в эйфорию не впадал. Я никогда не состоял в КПСС. У меня никогда не было идеологической зашоренности. Я не был помешан на мечте в светлое будущее. Но у меня была страна, где, при всех издержках, было место и добру и совести. Потом, с 35 - 40 лет человек испытывает душевный кризис. Причина - несовпадение мечты и реальности. Это я сейчас наблюдаю по более молодым своим товарищам - кризис мощнейший. Не каждый может святые идеалы променять на прагматичные идеи...
- В молодости мы всегда бунтари и ищем точку опоры, чтобы "перевернуть мир", а "перевернув" - плачем на руинах. Мы когда-нибудь остановимся?
- Некоторое время человек смотрит на руины, но потом что-то начинает предпринимать. Надо не разочаровываться, а анализировать, чтобы двигаться дальше с наименьшими потерями.
- Все в этом мире приходит к финалу, иногда - к логическому... Пусть каждый этнос обретет себя, постигнув собственную значимость или ничтожество... Закат Рима был абсолютно логичен и вы это очень образно нарисовали:
И Эрос стал добычей Немезид;
И Марс разбил кифару Аполлона, -
Как призрак, над империей висит
Кровавый меч жестокого Нерона.
А варвары - проходят сквозь кордоны
О Вечный Рим! Недолог твой закат:
Как прах земной, разрушатся твердыни;
В борьбе за власть погубит брата брат;
В многоязычье сгинет блеск латыни;
Плюют сатрапы на твои святыни, -
Глаза их дикой яростью горят...
Но молится уже Христос в пустыне!
- Вы, наверное, не предполагали, что стихотворение "Начало заката Рима" явится весьма драматической ассоциацией?
- Предполагал. В 1986 или 87 году Горбачев выступал на каком-то пленуме. По телевидению показывали как он усиленно "раскачивал лодку". А вокруг сидели сонные, безразличные деятели... Меня это поразило. Я предвидел, что нас ждет не лучшее будущее. Эти идеологи никогда не были патриотами. Они всегда были лишь функционерами. Именно поэтому с Россией сделали подобный кульбит. Так умирала Древняя Греция... Так умирала Римская империя... Это стихотворение о России...
- Поэт Арсений Тарковский однажды дал вам отличную рекомендацию. Неужели в журнале "Юность" не сумели оценить ваши великолепные стихи? Тем более что главным редактором был наш известный поэт Андрей Дементьев...
- В редакции стихи пустили "по кругу". Ну а сотрудники интеллигентно доказывали мне, что я - ничто. Это и Коркия... И Натан Злотников... И другие - тоже.
* * *
"Ищи - свищи: из сказов не предстанет
Хранитель сельской хаты - домовой,
Из пены волн русалка не поманит,
Не позовет в янтарный терем свой.
И проходя заброшенной дорогой,
На пне не повстречаешь колдуна.
"Ни лешего, ни ведьмы, ни Стрибога!"
Забвением покрыта старина.
И никогда на ветхой мукомольне
Не зашуршит языческая гнусь
Как чужаки, и в селах колокольни
Стоят уныло, вглядываясь в Русь...
С пилонов пыльных мучеников лица
Напрасно в храмах попирают смерть, -
Зайдет старушка разве помолиться
У алтаря, сгоревшего на треть...
Что новой жизни смысл не постигая
Еще живет под сенью старины,
От всех невзгод перстом оберегая
Родимые четыре стороны!
- Стихотворение "Ностальгия по старине" навеяна впечатлением о русской глубинке?
- Языческое прошлое России и поздней - православие, меня интересуют очень давно... Где-то года в 22 - 24 я разочаровался в материализме. Люди верующие всегда казались мне более добрыми, щедрыми, духовно насыщенными... Светлой душе тяжело в нашем вещном мире. Мне всегда хотелось приобщиться к миру Духа.
- У вас есть на эту тему изумительное стихотворение:
За кусок сердобольного хлеба
И протянутые гроши
Попросил у слепого я Небо
И чуть-чуть его доброй души.
А изверившись в счастье навеки,
Погибая в глубоких снегах,
Попросил я костыль у калеки,
Чтоб устойчивей быть на ногах.
У обманутой выпросил веру
У больного - несломленный дух,
А у нищени жалкой - манеру
Не бежать от людских оплеух...
И однажды - бессильный, бескрылый -
Я почувствовал веры тепло...
Словно Истину Небо открыло
И на душу блаженство сошло!
- В мире Духа царят иные законы. Но в человеке живет и земное, и небесное. Я попытался сгармонизировать эти два понятия. Сегодня моя вера и моя философия находятся на одной оси. Это - максимальная реализация души... Отречение от земных испытаний - не всегда подвиг. Свой путь надо пройти до конца. Об этом я написал в стихотворении "Старинный тривиальный диалог".
Если бы человек не был "двойственен", он не был бы эволюционен и в физическом, и в духовном плане...
- И революционен тоже...
- Революция происходит на фоне искусственной рефлексии, когда имеет место пробуксовка, торможение. И у личности, и у народа... Именно тогда происходит всплеск эмоций. Нарушение законов эволюции провоцирует революцию, скачок... Почему Россия все время находится в революционной ситуации? Да потому, что ей не дают развиваться эволюционно, поэтапно... Над ней постоянно и жестоко экспериментируют...
- Вы, по натуре, - созерцатель?
- Я - аналитик.
- Жаль, что аналитики не "делают жизнь"...
- Почему "не делают?"... Жизнь, по большому счету, только и делают философы. Возьмите Америку... Как бы не говорили, что она чересчур прагматична, но Америка еще и мудра. У них существует довольно четкая пирамида, где задействованы и философы, и художники... Философы формируют идею. Художники эмоциональными сюжетами создают перспективы. А массы идут следом... К этому процессу они подключают и психологов, и политиков, которые, ориентируясь на определенные тенденции развития космоса и человека, создают определенную модель, особый микрокосм бытия. Художники даже детский садик раскрашивают так, чтобы ребенок мог почувствовать себя чacтью американского социального кocмoca. Coзеpцaниe - это высшая форма проявления души и ума. Это вещь достаточно серьезная, поскольку созерцание оперирует другими инструментами. Ни мускулатурой, ни ловкостью ума, что, в принципе, порочно...
* * *
Любовь - для шизиков трофей
И для безумцев, как Орфей,
На истине распятой,
Когда коварство Соломей
Мы видим в каждой пятой!..
А что Леско? Кармен? Юдифь?
А матушка Фелица?
И жизнь идет: то вкось, то вкривь...
И где уж там жениться...
- Вас женщины часто разочаровывали?
- Нет. В этом стихотворении я шучу над своим другом, которого надо было душевно поддержать, что я и сделал...
- Интересно, мужчинам очень трудно соблюдать библейскую заповедь "Не прелюбодействуй"?
- Как ни печально, но каждому человеку приходится идти по жизни методом проб и ошибок... Допустим, девушка выходит замуж... Она недостаточно хорошо знает своего мужа и чем больше узнает, тем больше разочаровывается... И причина не только в нем... Просто молодожены не были сориентированы на гармоничную семейную жизнь. К сожалению, родители не учат детей житейской мудрости, не передают здоровых семейных традиций. Поэтому, зачастую, чтобы придти к понятию "не прелюбодействуй", нужно пройти тернистый путь разочарований... Мужчина по своей природе - "охотник", и если жена не вызывает у него "охотничьего" азарта, он вынужден "охотиться" в другом "лесу". То же самое испытывает и женщина, если не имеет рядом надежного и дееспособного спутника жизни... Метод проб и ошибок, как правило, кончается крахом иллюзий, поскольку мы - существа разумные и все сводить к физиологии - примитивно.
Если человек нормальный - у него работают такие факторы как психология, понятия чести, наконец, разум... И часто, пройдясь по нескольким женщинам, он приходит к выводу, что его жена - самая лучшая женщина. И что он любит только ее. Ведь именно любовь пробуждает настоящий секс, а не наоборот...
- Олег, если творчество - это трансформация чувственных переживаний в приемлемую художественную форму, то, что есть фальшивый образ? Это - неразвитое воображение или отсутствие впечатляющего прототипа? Замечу сразу: вопрос не имеет никакого отношения к вашему творчеству. Мое любопытство отвлеченного порядка...
- Человек по своей природе, неважно кто он - поэт или ремесленник, должен быть правильно организован. Он должен знать: что есть "правда", а что - нет... Возьмем, к примеру, образ возлюбленной... В молодости мы склонны все преувеличивать. Но художественное преувеличение - это тоже образ. Волей-неволей поэт находит слова и чувства, которые "усиливают" реальность. Но самое интересное, что, живописуя образ возлюбленной сочными красками, поэт нисколько не сомневается в своей искренности... Каждый образ, эпитет, метафора, для него - истина. А вообще, насколько человек искренен - настолько он глубок. Честно говоря, у меня нет технологии стихосложения. Я пишу, как Бог на душу положит...
- И все-таки, согласитесь, что творчество - нирвана для души, поскольку позволяет вырваться за пределы материального мира и сходить с ума по собственной мечте...
- Раньше - да. Но сейчас вся моя суть сконцентрировалась на том, что происходит в моей стране. Слишком суровое время, чтобы отвлекаться на мечты... От иллюзий сейчас надо держаться подальше.
- Александр Блок искал образ возлюбленной в стране потустороннего эроса... Помните:
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем березу...
- Однако, только тогда, когда Блок написал реалистичную поэму "Двенадцать", он воскликнул: "Сегодня я гений!"
- И он не ошибся. Дело лишь в "прочтении". Мне всегда казалось, что наши мэтры-филологи сильно заблуждаются, считая поэму "Двенадцать" - гимном революции, а не ее развенчанием. Впрочем, я тем более могу заблуждаться...
- Пусть так. Главное, что он не отвернул лицо, не убежал в сторону, а наконец, опустился на землю. И реалистически описав революционный бардак, он назвал себя гением. Вспомните хваленый роман Пастернака "Доктор Живаго". В нем описан тот же исторический период, но как длинно, скучно и нудно... Блок же в двухстах строках сказал все. И сказал гениально! Пастернак по сравнению с Блоком - полный ноль!
- Вы не пробовали себя в драматургии?
- Я был близок к этому, но пока не получается. Мне хотелось бы попробовать себя в поэтической драматургии, поскольку в ней можно свести противоположности, существующие в мире, показать столкновение разных субстанций. Стихотворение всегда делает крен в определенную сторону, а в жизни все сложней и многообразней.
Вот уже тридцать лет я знаю, что односторонней правды нет. Что добро перетекает иногда во зло и наоборот. Если мать наказывает ребенка, то она желает ему добра, поскольку он ей не безразличен. Когда я был маленький, и мой дядя ругал меня за проступки, я видел как по-доброму шевелятся его усы...
И знал, ругая меня, он желает мне добра. Стихотворение не позволяет выразить противоположных чувств и ощущений. А драматургия делает это успешно.
- Насколько привлекательна для вас современная женщина - женщина XX века?
- Сейчас, когда так много женщин необыкновенных, я испытываю ностальгию по женщине обыкновенной... Так хочется видеть в женщине нормальную суть и правильную организацию. Кстати, всего этого не хватает и нам, мужчинам... В сложных ситуациях я всегда думаю: а как бы поступила мама? Они с папой живут в Тульской области. Мама всю жизнь работала обычным бухгалтером, но ее знает почти весь городок. Не только знают, но уважают и ценят ее советы. Когда я был маленьким и встречал ее на автобусной остановке, чтобы помочь нести сумку, то расстояние в двести метров до дома мы проходили более чем за час. Маму останавливали на каждом шагу. Ей рассказывали обо всех своих проблемах, о горе и радости. Боли людей мама принимала близко к сердцу, и люди к ней тянулись всей душой.
В бабушке и маме есть исконно русская мудрость. В них я всегда ощущал некую магическую ось, связывающую физиологию с божественным. Они всегда строили свою жизнь по законам совести... У бабушки была тяжелая судьба. Один сын погиб на фронте. Другого, когда он был маленьким, трактором задавило... Дедушку за что-то, при Сталине, посадили. И вот, пройдя через боль, горе, войну и голод, она не утратила доброты. Горе ее не озлобило. Она продолжала любить людей и свою семью. Быть может, поэтому нашей родовой традицией было учить детей сначала доброте, а потом уже - как держать нож и вилку... В семье учили не окриком и подзатыльником, а любовью и заботой.
- Вы когда-нибудь совершали иррациональные поступки?
- Конечно. Иррациональной, наверное, была моя женитьба... В то время я усиленно занимался философией, а философия - это логика. Когда работает мысль, чувства как бы отключаются, поскольку они смягчают строгость теоретических изысканий. Мозг должен работать с математической четкостью. Так вот, когда я завершал работу, мой разум мне настолько надоел... Настолько он высушил мою природу физическую, что мне необходимо было что-то совершенно противоположное... И я нашел! Это была моя жена. Сплошная чувственность... Сплошная природа... Причем, природа неорганизованная... Эффект был потрясающий - я сразу получил все, чего мне так не доставало. Она напитала меня и эстетически и эмоционально... Все в ней меня восхищало - и изящество фигуры, и грация, с какой она примеривала платье... И взгляд... И манера разговаривать... Все!
- Так значит, любовь - явление не совсем иррациональное...
- Я так полагал до определенного момента, но потом... Когда я понял, что жена хочет быть центром мироздания и сосредоточить на себе весь смысл моего пребывания на земле - я стал сопротивляться. Другие женщины, кроме нее, меня не интересовали. Но надо было работать. Любовь - чувство сильное, но в жизни есть еще и Дело.
- Вы - фаталист?
- Фатализм, на мой взгляд, присущ людям незрелым. Нашу жизнь нельзя заключить в рамки между жизнью и смертью. Это значит превратить ее в вечную муку. Предопределенность на солнце набрасывает тень... На красивое - мрачное... Для меня главное - не итог моей жизни, а процесс. Ведь если даже мне что-то предопределено, я не должен забывать порадоваться в жизни "чему-то" и в "настоящий момент".
- Что вы любите в этой жизни?
- Красивых женщин, природу, музыку, архитектуру... Веселую компанию... Хороший шашлык... Или вон, посмотрите, прыгает воробей... Сколько в нем нежности и очарования...
- Вы верите в Россию?
- Если бы не верил, то зачем было бы жить?.. Вот, видите, трава растет... Ее можно скосить косой - она вырастет... Ядом залить - вырастет все равно. Так и мы. Ни один народ так усиленно не уничтожают, как наш, но мы разгибаемся. Даже если все умные уедут из России, а остальные сойдут с ума - "трава" вновь поднимется. И даст новых гениев, и новых героев. Нас не выкосить... Бесполезно.
- Один из поэтических мэтров как-то сказал, что если у поэта есть три хороших стихотворения, то - поэт Настоящий. У вас их больше. И особенно мне нравится это:
Эпоха упадка...
Расхристанных душ...
Распутства и ханжества спевки...
И жить привыкаешь - под траурный туш
В объятиях уличной девки!
Ни чести табу, ни моральных клише
Все тонет в циничном болоте...
И вместо святых идеалов в душе
Инстинкты распущенной плоти!
Эй вы, вдохновители новых идей,
Наследники ВЦИКовских спален.
Бреду я - как в шкуре осла Апуллей -
По пеплу духовных развалин...
Что толку, что храмам вернули венцы?
В грехах вырождается племя...
Смеется, как рысь, обнажая резцы,
Над нами бездушное время!
Проголосуйте за это произведение |
|