Проголосуйте за это произведение |
Современники
Содержание
| Николай Леонов | Вячеслав Клыков | Сергей Бочаров | Римма Казакова | Алексей Леонов | Анатолий Карпов | Сергей Михалков | Виктор Розов | Олег алешин | Виктор Петров | Анатолий Лукьянов | Василий Стародубцев | Елена Мизулина | Владимир Соколов | Юрий Болдырев | Александр Проханов | Жорес Алферов | Владимир Шабалин | Евгения Варламова | Вячеслав Степин | Валентин Янин | Надежда Тарабрина | Александр Шилов | Елена Образцова | Игорь Зиновьев | Надежда Бабкина | Юрий Соломин | Евгений Петросян | Вячеслав Зайцев | Алла Дан | Геннадий Гончаров
Валентин Янин
" Находка берестяной грамоты - важнейшее событие археологии "
Янин Валентин Лаврентьевич - академик Российской академии наук. Заведующий кафедрой археологии Московского Государственного Университета. Автор работ по истории Древней Руси. Лауреат многочисленных престижных премий.
Как бы плохо не чувствовал себя Валентин Лаврентьевич, каждое лето он непременно отправляется на археологические раскопки в Новгород. И его можно понять - древняя земля хранит в себе бесценные сокровища, которые не смог разрушить даже неумолимый Хронос.
Хроносу противостояла логика земного человека, который любил, воевал, размышлял тысяча лет назад...
* * *
- Валентин Лаврентьевич, вас недавно наградили Золотой медалью имени Михаила Васильевича Ломоносова. Эта награда символизирует все ваше научное творчество? Или конкретное научное изыскание?
- Думаю - все творчество. Эта высшая награда Академии Наук, которая дается один раз в жизни. За конкретный труд - три мои книги: "Новгород и Литва. Пограничная ситуация XIV и XV веков", четвертое издание моей популярной книжки " Я послал тебе бересту..." и третий том большого издания, которое называется "Актовые печати Древней Руси" я получил Золотую медаль Сергея Михайловича Соловьева.
- Актовые печати несут в себе интересную информацию?
- В старину, до конца XV века, пергаментные документы снабжались, привешенными к ним свинцовыми печатями. И поскольку право привешивать их к документам имели только государственные институции, то изучая состав этих печатей, мы изучаем и развитие самой государственности: когда появляется такой-то государственный опыт, когда он исчезает, когда на смену ему приходит другой... Сами акты давно сгорели, истлели, а в земле остались их свинцовые остатки. Изучая их, мы исследуем сам процесс развития государственности.
- Расскажите, пожалуйста, о вашем научном творчестве в целом - темах, идеях, открытиях...
- Я начинал свою научную деятельность с нумизматики. С детства собирал монеты, интересовался древностью. С мыслями о расширении моей коллекции и любовью к древности я пришел на исторический факультет МГУ... Закончив первый курс, летом я поехал в археологическую экспедицию в Новгород. Ее возглавлял мой учитель Артемий Владимирович Арциховский. И с тех пор, вот уже пятьдесят первый год, каждое лето я езжу на археологические раскопки в Новгород.
Курсовая и дипломная работы, кандидатская диссертация были посвящены изучению денежно-весовой системы домонгольской Руси. Тому как наши предки в IX, X, XI веках строили свою денежную систему, какие весовые данные соответствовали тем монетам, которые ту систему обслуживали. Первая моя книга была опубликована в 1956 году и называлась "Денежно-весовые системы русского средневековья. Домонгольский период".
Но, тем временем, Новгород властно забирал меня в свои объятия. Произошло основательное переключение на более широкие темы. Когда в 1951 году впервые были открыты берестяные грамоты, это стало главным делом моей жизни. Первые годы обнаружения грамот, когда их было совсем немного, и когда еще по ним нельзя было строить каких-то выводов, я написал книгу, которая называлась "Новгородские посадники". Это изучение развития главного государственного института Новгорода - посадничества. Книга эта - сочинение чисто историческое. Археологии в ней никакой нет. Но дело в том, что археологи, которые занимались изучением Древней Руси, как я, работая в Новгороде, не могли обходиться без летописей, без других актов, без законодательных памятников. Чтобы понять то, что мы ощупываем руками, добывая из земли, надо очень хорошо знать весь корпус источников, дошедший до нашего времени.
Книга "Новгородские посадники" вышла в 1962 году. Она была темой моей докторской диссертации, защищенной в 1963 году. А дальше пошли работы, посвященные берестяным грамотам. Началось это с популярной книги "Я послал тебе бересту...". Первое ее издание вышло в 1965 году. Второе - в 1975 году. И последнее издание - в 1988 году. Оно включило в себя все, что к этому моменту было найдено. Книга очень красиво издана. И лично мне нравится.
- Понятие "ментальность" - подразумевают способ жизни и образ мышления. Какую лепту в русскую ментальность внесли Киев и Новгород?
- От Новгорода идет свободолюбие и независимость. То, что составляет основу вечевого строя.
Если мы посмотрим на карту древнерусских домонгольских городов, то нельзя не обратить внимание вот на что: Новгородские земли представлены тремя крупными городами. Это - Новгород, Ладога, Русса. Всего - навсего три города!
А Киев? Вокруг него, как мухами засижено, десятки маленьких городков... Почему? Потому что в Новгороде боярин был центростремителен, поскольку, по законам вечевого строя, имел возможность каждый год быть избранным в руководители республики. На вече каждый год избирались посадники и тысяцкие. Обговаривали эти должности. Если посадник хорошо себя проявил - срок продлевали. Если - нет, то его заменяли другим... Каждый имел право быть избранным на эти высокие должности.
- Вот подлинная демократия!..
- Да. Но! Если этот человек уходил из Новгорода, он превращался в анахорета. Он выскакивал из этой политической системы. И все терял. Отчего грамотность в Новгороде была значительно выше, чем в Киеве? Да потому что, находясь на службе в Новгороде, боярин должен был осуществлять контроль за собственной вотчиной, которая находилась на дальнем расстоянии. Необходима была связь. То, что сегодня называется коммуникацией. Чтобы вести переписку нужны были грамотные люди.
А что на юге? Боярин, чтобы почувствовать свою независимость, уходил подальше от князя. В своей вотчине он - монарх над своими подданными. Отсюда - маленькие городки и феодальные вотчины. На юге - чем дальше от монарха, тем он независимей. На севере - наоборот: чем ближе к центру власти - тем независимей... Это и есть проявление ментальности.
- Как выглядит берестяная грамота?
- Прежде всего, давайте поговорим о том, почему берестяные грамоты так важны. А важны они по двум причинам. Первое - главным источником наших знаний о среднеровековом городе являются летописи. Но автор летописей был избирателен в своих интересах. Что его интересовало? Князя выбрали - записать надо... Началась война. Закончилась война. Подписан мир - обязательно записать! Пролетела комета - ну, милый, как тут мимо пройти?... Обо всем этом мы читаем в летописях. А обыденная, каждодневная жизнь народа - мимо летописи...
Второе обстоятельство. У нас очень мало подлинных источников, касающихся IX, X, XI веков. Почему? Я говорю преимущественно о горожанах, поскольку в любом обществе главный центр культуры - города. А город деревянный... Скученная застройка... Достаточно одной искры из печки или удара молнии, чтобы город запылал... В летописях мы читаем: "Сгорело полгорода...". А что такое сгорел "город"? Это сгорели не только дома, а все, что в них было: книги, иконы, хозяйственная утварь... И скарб и богатство... Поэтому, чем дальше в глубь, тем меньше этих источников.
Вот вам пример. До находки берестяных грамот, источников, касающихся времени до начала ХIII века, было всего-навсего три пергаментных листа... Я имею в виду не церковные книги, но акты и документы - то, что касается гражданской истории. Сейчас у нас свыше четырехсот берестяных грамот XI - XIII веков. Они позволяют нам заполнять очень многие лагуны в этом раннем периоде.
Еще обстоятельство. Самая древняя летопись была написана в начале XII века, но дошла до нас в списках XIV - XV веков. Причем, неоднократно редактировалась. Что-то было упущено, что-то было добавлено по воле самого древнего редактора и последующих летописцев. Поэтому в них много противоречий. А берестяная грамота - источник подлинный. Технология изготовления их была такова: с березы сдирали лист, обдирали кору, убирали все шероховатости, немного распаривали и получался гладкий луб. На бересте при помощи заостренного предмета выцарапывали слова... Если бы текст был написан чернилами - до нас бы он никогда не дошел. А здесь он процарапан, поэтому берестяная грамота хранится сотни лет. И в наше время с ней никакой возни нет - вымыл от грязи, расправил между стеклами, положил под спуд, чтобы грамота приобрела плоскую форму - и дальше этому документу ничего не грозит.
- О чем писали наши предки?
- И о любви, и о горестях, и о радостях... О повседневных заботах и делах государственных...
Они писали очень экономно, поскольку надо было достаточно сильно нажимать на стило - на бересте особо не распишешься. Сейчас я приведу дословно одну грамоту. В ней всего лишь тринадцать слов и пять предлогов. Вот содержание:
"Пришел искупник из Полоцка
А рать поведае велику
А пришлить пшеницу в засаду".
Bce! Весь текст. Перевожу: "Пришел выкупленный из плена человек из Полоцка. И сообщил, что собирается большое войско на Новгород. Мы сейчас находимся в засаде на границе. Пришлите нам дополнительного провианта"...
Помимо Новгорода, берестяные грамоты найдены в Старой Русе, Торжке, Пскове, Смоленске, Твери, Москве, Старой Рязани. А также в Белоруссии - Мстиславле и Витебске. На Украине - в Звенигороде Галицком...
В 2001 году исполнится 50 лет с момента находки первой берестяной грамоты.
- А юмор звучит в берестяных грамотах?
- А как же! Вот, например, один другому пишет: "Ты мне задолжал гривну. И кланяюсь я той гривне..." То есть, чувствую, что не получу обратно я той гривны...
- Жизнь Древней Руси была колоритней нашей?
- Да нет, наверное... Сейчас колорита больше. Жизнь стала разнообразней. Тогда Интернета не было. (Смеется) Телевидения не было... Я, вот, пять лет назад телевизор отнес на помойку и без него хорошо себя чувствую. Правда, когда лежал в больнице после тяжелой операции, в палате телевизор пришлось смотреть принудительно. Помню показывали американский фильм о Геракле... И один древний грек говодругому: "Ты у нас - эксклюзивный дистрибьютор"... Тут я не выдержал и закричал:
"Мужики, выключайте телевизор! Меня тошнит!".
- Основополагающей идеей язычества и христианства было дуалистическое воззрение на мир, как на арену борьбы духов добра с духами зла.
Мысль о загробном мире так же фигурирует во всех религиях. Чем объяснить эту фанатичную веру в потусторонний мир?
- Древние люди искренне верили в загробный мир. Покойникам в могилу клали оружие и различные предметы быта... Насыпали высокие курганы... Они были наивнее нас...
- Семейные взаимоотношения наших предков очень отличались от современных?
- Есть такой старый анекдот:
- Какой будет любовь при коммунизме?
- При помощи пара и электричества.
- Как это?
- Очень просто. Пара будет заходить в комнату, гасить электричество, а остальное - как сейчас... (Смеется)
- Князь Игорь повстречал Ольгу, когда охотился в псковских лесах. Она перевезла его через реку на лодке. Князь влюбился. И простолюдинка стала Великой княгиней.
Сословных предрассудков не существовало?
- И все-таки, существовали... Здесь я обращаюсь к моим исследованиям новгородской элиты. Что из себя представляло новгородское боярство? Это была родоплеменная аристократия. Когда Олег и Игорь уходят из Новгорода, нарушив, таким образом, первоначальный договор о посмертном княжении, возникает некий политический вакуум. На свободное место будущего Новгорода устремляется родоплеменная знать... И в дальнейшем только потомки этих людей представляют новгородское боярство. Это говорит о том, что социальная градация была сильна. Но чувства Игоря эту преграду преодолели.
- Провинциальная девушка из псковского простонародья возглавила после гибели мужа Киевскую Русь.
Княгиня навела отличный порядок на своих бескрайних владениях.
Из летописных источников мы знаем, что Ольга твердой рукой преобразовала административное деление княжеских территорий. Ввела строжайшую охрану границ. На ответственные посты назначила ответственных людей. И внимательно контролировала сбор дани.
Воля и характер - прерогатива не мужская?
- Нет, конечно. Воля и характер в значительной степени присущи и женщине.
Что касается Ольги, то ей и Новгород должен памятник поставить, поскольку Новгород в том виде, в котором мы его знаем, возник благодаря Ольге. Объясняю - почему?
В начале Х века, когда Олег с Игорем ушли, на место будущего Новгорода начинает стекаться местная родоплеменная аристократия. И вот, на месте будущего Новгорода, а это место пересечения важнейших торговых путей, возникают некие рыхлые структуры... Но это еще - не город, а система хуторов. Это мы обнаружили в слоях первой половины Х века. Вот усадьба. Вокруг нее - сады, проезжие дороги... То есть, маленькие деревеньки...
Что же происходит при Ольге? В 946 году Ольга из Киева приходит в Новгород. Совершает походы и устанавливает погосты на Мсте и по Луге. Что означает это сообщение? На Мсте и на Луге к этому времени существовали сгустки местного населения, которое было конкурентно-способно будущему Новгороду. И еще неизвестно, где должен был возникнуть этот главный центр... Ольга, совершая походы, подавляет эти конкурирующие центры. И присоединяет эти территории к владениям собственно Новгорода... Податная территория увеличивается в два - три раза. В Новгород потекли государственные доходы, а раз увеличиваются доходы, он начинает строиться и благоустраиваться. Появляются красивые дома... Деревянные мостовые и прочее... Таким образом, рыхлая догородская структура преобразуется в город. Поэтому он называется Новый город.
- Побуждающим моментом был голос отчего края? Ольга была псковитянкой и русский север ее манил...
- Может быть... До встречи с князем Игорем она жила в Выбутах. Этот погост в пятнадцати километрах от Пскова. Очень красивое место. Съездите обязательно...
- Валентин Лаврентьевич, почему так много былин и сказаний сложено о Великом князе Владимире, которого народ нарек Красным Солнышком?
- Владимир Красное Солнышко совершил действие крещения Руси. И если память о князьях - язычниках в веках стерлась, то о нем народ продолжает помнить.
- Да, но нам еще известно, что он сплотил народ на борьбу против "силушки поганой"...
Какая идея могла бы консолидировать народ сегодня?
- Я бы согласился с Солженицыным. В одном из интервью он сказал, что, с его точки зрения, главная национальная идея - сохранение народа. Идет вымирание. В год якобы мы теряем полтора миллиона... Если во главу угла поставить здоровье и благосостояние народа - это и будет главной Национальной Идеей. Сегодня надо говорить только об этом.
- Возвращаясь к личности князя Владимира Красное Солнышко, небезынтересно то, что он был внебрачным сыном Великого князя Святослава и ключницы Малуши Любечанки. Два "законных" сына - Олег и Ярополк кормчими государства не стоили.
На все воля Провидения?
- На все - воля обстоятельств. А главное - собственная Воля. Смелость. И талант.
- Монголо-татарское нашествие застало Русь богатой, цветущей и культурной страной. Но сильную державу погубил эгоизм князей-феодалов.
Жажда обособиться - разрушила государство и ввергла народ в бездну рабства.
Коллизия повторяется...
- Поэтому недавнее решение Путина о создании федеральных округов имеет смысл. Почему одни территории должны иметь преимущества, а другие - нет? Это все началось с призыва Ельцина: "Берите суверенитета столько, сколько сможете!"...
- Четыреста лет назад наш соотечественник писал:
"Если бы с самого начала нашим молчанием мы не послабляли преступлениям Бориса, то он не искоренил бы на земле все благородные и благословенные семена без остатка..."
Речь идет о Борисе Годунове, но звучит свежо. Мы, вроде бы, не овцы...
- Хотите анекдот?
Милицейский патруль отловил одного пьяненького и потащил в вытрезвитель. А пьяненький кричит: "Нельзя меня в вытрезвитель... Меня - только домой! Вы знаете - кто я такой? - Кто? - Я - главный мясник на центральном рынке! - Да?! Тогда, конечно, домой..."
Привезли домой. Сдали жене. И спрашивают: "А правда, что он - главный мясник на центральном рынке? - Да нет! Он как напьется, у него сразу мания величия появляется. Вообще-то, он - академик..."
Вот ответ на ваш вопрос.
- Kакoe необыкновенное чувство, наверное, испытываешь, когда находишь в земле древнюю реликвию...
- Меня очень впечатляет находка каждой грамоты. Когда берешь в руки новый текст, который до меня - 800 лет! никто не видел и не читал, чувства испытываешь, действительно, необыкновенные...
Текст писал человек, память о котором стерлась на земле навсегда. И вдруг вынимаешь из земли кусочек бересты и проникаешь в мысли и чувства этого человека... Эта гальванизация, оживление давно ушедшего производит очень сильное впечатление. Поэтому, для самого себя, день находки первой берестяной грамоты - 26 июня 1951 года я считаю величайшим событием нашей науки. Мы обрели возможность проникать мыслью в самые сокровенные уголки истории, в которые и не предполагали заглянуть.
- Наступает новый век. Какой бы вы хотели видеть Россию?
- Я хотел бы увидеть Русскую землю не заплеванной, не замусоренной, а возделанной и приведенной в порядок.
Возьмите современный Новгород, где новгородцы хвалятся привлечением зарубежных инвестиций. А куда их привлекают? Раньше Новгород был центром электронной промышленности - полупроводники, радиоприемники, телевизоры. А что сейчас? Какие инвестиции? Завод "жвачки"! Завод сникерсов! Пятьдесят рабочих мест тут - пятьдесят там... А весь остальной народ - за чертой бедности...
Проголосуйте за это произведение |