Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
22.06.2013 |
|
||||||||||
16.06.2013 |
Была ли какая-то правда в слова Познера? Вот эти слова: ⌠┘когда я их увидел в первый раз [иконы севера России и того периода┘ ну, скажем, с 14 даже 13 века], я понял, что √ или так мне показалось √ Россия просто беременна Ренессансом■ (http://vladimirpozner.ru/?p=11792). Вот что-то, что за Познера (хоть Познер говорил о Ренессансе, начавшемся в Западной Европе в XIV веке, а не о Реформации, начавшейся там же в XVI веке): ⌠Что-то подобное западноевропейской Реформации в Московии началось ещё раньше, чем на Западе (да было задавлено). Это ересь стригольников. Они возмущались симонией: покупкой священниками права справлять обряды. Что приводило священника к взиманию большой платы с простых верующих за службу в связи со свадьбой, крещением, похоронами. Стригольники отвергали такое делячество. Они были за непосредственное общение с Богом и отказывались верить в ненужно невероятное √ в воскресение из мёртвых. Это было приближение к жизни. К частной жизни■ (http://art-otkrytie.narod.ru/feofan_grek2.htm). ⌠Рационалистическая критика православной церкви велась стригольниками по двум направлениям: по вопросам богословской догматики (оспаривали божественное происхождение таинств священства, причащения, крещения, покаяния и др.) и по линии организационных основ церкви (отвергали церковную иерархию, выступали за предоставление мирянам права проповеди и за "дешевую" церковь┘)■ (http://do.gendocs.ru/docs/index-20067.html). Но Познер же говорил об иконах. Что за бунт виден там? ⌠В новгородской иконе рисунок становился графичнее, колорит строился на сочетании ярких контрастных цветов. Своеобразным "бунтом" против византийской традиции стали краснофонные иконы■ (Там же). Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. XIII в. Спас на Престоле с избранными святыми. XIII в. ⌠Стилистические черты этих икон, идущие от самобытного народного искусства, яркие краски, орнаментальность, графическое построение формы, нашли классическое завершение в образе Николы Липенского■ (Там же). Никола Липенский. 1294. Теперь надо посмотреть, против чего бунтом были эти иконы. "Богоматерь Одигитрия" (мозаическая икона). Начало XIII в. Это про такую, наверно, написано: "византийские художники обычно изображали святых успокоившимися, принявшими все догматы церкви, не испытывающими никаких терзаний и сомнений, откуда проистекала их душевная уравновешенность" (http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=43&0a1=809&0o1=1&0s1=1). Поразительно. Так создавали иконы как раз тогда, когда Константинополь был захвачен крестоносцами, и Византийская империя почти перестала существовать. Вот уж воистину - не от мира сего были иконописцы. Естественно, что спасшемуся от татарского нашествия Новгороду хотелось от икон чего-то другого по настроению. Но стоит дать ещё один отзыв, конкретно об этой иконе: "Она поражает драгоценностью всей своей поверхности: мельчайшие кубики смальты тонко подобраны в цвете и играют его оттенками и переливами; одежды Богоматери и Младенца испещрены золотыми нитями ассиста, так что вся поверхность превращена в сплошное золотое сияние; фон и рама покрыты нарядными орнаментами, что явно имитирует богатый оклад, золотой или серебряный, украшенный камнями и эмалями. Блеск и великолепие материалов, из которых создана икона, должны были вызывать ассоциации с нездешней красотой Небесного Царства, Небесного Иерусалима. И все в этой иконе полно царственного достоинства. Златотканые ризы Младенца говорят о царственности Его происхождения. В Его руке √ Его символ, знак Логоса √ свернутый свиток, похожий на царский скипетр. Главная образная, символическая тема иконы √ это слава Божественного мира, к которой может быть приобщен человек, слава Церкви, образом которой является Богоматерь. Отсюда торжественный пафос, сияющая красота этой иконы" (http://nesusvet.narod.ru/ico/books/popova/popova5.htm). То есть именно улёт в Небесный Иерусалим воспет, даже несмотря на то, что "Тема жертвы, обычно связываемая с образом Младенца Христа" здесь тоже есть - чуть-чуть. От горя, от горя земного это нездешнее торжество┘ Чуть больше, чем через полвека Константинополь освободили от крестоносцев. Византия воспряла. Стиль византийских икон изменился. Христос Пантократор. Икона из монастыря Хиландар. 1260-е гг ""Христос Пантократор" √ один из лучших образов Спасителя, созданных в византийском искусстве XIII в. Лик красив благородной человеческой красотой. Совершенно спокойный, без малейших акцентов, с конкретно направленным взглядом, со светлым выражением, с мягким светом глаз и доброй складкой губ, он полон душевного благородства, подлинной человеческой приветливости и обнадеживающего всепонимания. Всему этому сопутствуют стилистические приемы, взятые из набора классических художественных средств: правильная пластическая форма, слаженность красочных перетеканий, постепенность моделировок, общая иллюзионистичность и живость, наконец, натуральность облика. Никогда еще в византийском искусстве образ Спасителя не был столь близок человеку, поставлен настолько рядом с ним. Наверное, это была предельная мера приближения Божественного к человеческому, дальше которой византийское религиозное сознание, с его устремленностью к созерцанию, к отрешенности от всего конкретного, пойти не могло" (Там же). Но такие иконы на Русь, наверно, не попадали. А и попадали б┘ "Развитие церковного искусства на византийской почве вообще "было сопряжено с целым рядом затяжных кризисов, ренессансов античной классики..." По существу эти ренессансы античной классики были не чем иным, как отзвуками в области церковного искусства того общего процесса воцерковления, которому подвергались все стороны античного мировоззрения. В этом процессе влияния в христианство, в Церковь шло много такого, что воцерковлению не подлежало и потому воцерковиться не могло, но налагало на церковное искусство свой отпечаток. Это и делали "ренессансы", вводя в искусство иллюзорность и чувственность искусства античного, совершенно чуждые Православию. Наоборот, Россия, которая не была связана всем комплексом античного наследия и культура которой не имела столь глубоких корней, достигла совершенно исключительной высоты и чистоты образа, которыми русская иконопись выделяется из всех разветвлений православной иконописи" (http://www.coolreferat.com/%F2%98%F2%BA%F2%BE%F2%BD%F2%BE%F2%BF%F2%A3%F3%81%F3%8C_%F2%B4%F3%80%F2%B5%F2%B2%F2%BD%F2%B5%F2%B9_%F2%A0%F3%83%F3%81%F2%A3_2). Как факт: "В ранних иконах XIV века заметно влияние не утончённого палеологовского ренессанса, а ⌠тяжёлого■ монументального византийского стиля XIII века. Он был более созвучен русскому искусству" (http://ru.wikipedia.org/wiki/%F2%D5%D3%D3%CB%C1%D1_%C9%CB%CF%CE%CF%D0%C9%D3%D8). Стригольники же позже появились, чем бунтарские новгородские иконы. Первые сригольники появились позже них, в начале XIV века (http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/97761). Может ли быть, что иконописцы оказались смелее первых стригольников? Вряд ли. Скорее ошибся Познер. И краснофонные иконы совсем не значили предвестия Ренессанса. "Развитие культуры Руси в период со второй половины XIV по XV в. вызывает споры среди специалистов. Сомнений в том, что это было время расцвета культуры Московского государства, у них не возникает, однако по принципиальному вопросу √ уровню этого расцвета, высоте культуры √ имеются значительные расхождения. Д.С. Лихачев предложил считать XIV- XV вв. временем Предвозрождения, но оговорился, что Возрождения на Руси не произошло √ этому помешало стремительное становление государственности, отнимавшее силы у культуры, а также гибель городов-республик Новгорода и Пскова, где зародыши Возрождения были особенно сильны. Мощью церковной организации, поддержанной светской властью, были подавлены ереси и антиклерикальные течения, что также упрощало русло культуры. Вопрос этот не нашел пока достаточно полного освещения и остается дискуссионным" (http://library201097.narod.ru/049/index135.html). Но дискуссионна-то вторая половина XIV века. Значит, то, что ранее, даже и не дискуссионно. А Познер как раз про XIII век заикался. А там √ краснофонные иконы. Так они вполне могут пониматься, подобно византийским многочисленным ⌠ренессансам■ античного язычества и их ⌠воцерковлению■, как воцерковление славяно-языческого. С другой стороны о других бунтах в иконописи, чем о краснофонных иконах, тоже никто не заикается. Так что √ пролёт у Познера. Нет зародышей Ренессанса в иконах Новгорода. 9 июня 2013 г.
|
||||||||||
13.06.2013 |
|
||||||||||
10.06.2013 |
|
||||||||||
06.06.2013 |
|
||||||||||
25.05.2013 |
|
||||||||||
23.05.2013 |
|
||||||||||
15.05.2013 |
|
||||||||||
08.05.2013 |
|
||||||||||
04.05.2013 |
|
||||||||||
30.04.2013 |
КАК сыграно должно затмевать ЧТО сыграно,
|
||||||||||
29.04.2013 |
|
||||||||||
21.04.2013 |
|
||||||||||
02.03.2013 |
|
||||||||||
27.02.2013 |
Противоречия органические и эклектические.
|
||||||||||
21.02.2013 |
Зачем Алексей Герман старший хотел снять кино по чеховскому рассказу.
|
||||||||||
19.02.2013 |
Маяковский - художник и нехудожник.
|
||||||||||
15.02.2013 |
|
||||||||||
02.02.2013 |
|
||||||||||
28.01.2013 |
Прикладное искусство и противоположное, непонятное искусство.
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"