TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


23.05.2013
20:56

Кантор.

    Я послал эту картинку товарищу и позвонил, чтоб он её немедленно посмотрел и что-нибудь сказал. (Это наиболее пронзительная вещь среди многих.) Максим Кантор. Две . . .

15.05.2013
13:51

Хайт и Хазанов.

    Мне кажется, что я могу объяснить, почему Высоцкий настолько обиделся на пародию на себя Хайта и Хазанова, что заикнулся было о подаче в суд. Вообще-то Высоцкому . . .

08.05.2013
16:27

Ко Дню Победы.

    Исключительная удача┘

    Но начну издалека.

    У меня есть много идейных противников. Я с ними нескончаемо спорю. Один √ очень умён. Способен меня довести до гипертонического криза мощью аргументации. Я аж ограничил переписку с ним.

    И любое его письмо склонен теперь понимать как содержащее скрытый коварный смысл.

    И вот 8 мая получил такое: http://www.novayagazeta.ru/society/58048.html. И больше ни слова.

    Открываю ссылку, а там статья Алексея Поликовского к знаменитой фотографии. Копирую её с прибавлением от себя подписи, которую я решил взять из некоторых слов статьи.

    Альт √ Поликовский. Комбат. Около деревни Хорошее Луганской области летом 1942-го.

    С таким названием фотография приобретает характер не публицистический, а высокохудожественный. Но об этом позже. А пока возвращаюсь в далёкое.

    Упомянутый оппонент √ ярый антисоветчик. Им он стал постепенно, в СССР, начиная с 60-х годов, по-западному оценивая советские безобразия, современные и прошлые. Его глубоко продуманная мотивировка всего-всего распространяется теперь и на причину победы 1945 года. Он её образно выражает так: ⌠Сапёр Сидоров не знал, что Кенигсберг неприступная крепость. Он погрузил несколько сот килограмм взрывчатки на моторную лодку и направил её через заполненный водою ров под стену форта и взорвал её вместе с собой. И в пролом ворвались другие┘■ А расшифровка имеющего место быть-таки факта такова: ⌠Не потрясающая, до массовой жертвенности, преданность родине и морально-политическое единство народа с руководством, а неиссякаемая инициатива простого русского солдата обеспечили победу■.

    А должен сказать, что мне, занимающемуся методически, по всей многовековой истории искусства, вскрыванием идеала, которым движим был художник, создавая своё произведение, пришлось применить для этого выводы психологической теории неприкладного искусства по Выготскому. И согласно им идеал художника, в значительной мере подсознательный, эквивалентен тому катарсису, тоже подсознательному, который испытывает восприемник этого произведения. И художник, и восприемник (творец и сотворец) работают на противоречиях текста. Только ими можно выразить подсознание художнику. И только их осознанием в качестве противоречий может восприемник не только впасть в два противочувствия, но и в результате их столкновения в его душе √ в недоосознаваемый катарсис.

    То есть я как интерпретатор обязан пережить все три чувства. А они взаимоисключительны. Это трудно пережить, но возможно. И удаётся.

    Так, недавно, одно из них, продемократическое, скажем так (противоположное ему было проавторитарное) заставило меня понять правду моего оппонента о причине победы СССР. И я записывал свои, в те секунды явившиеся мне, мысли:

    ⌠┘гимн ответственности, которая и требуется строю, отличному от тирании.

    Совершенно ж иного качества люди становятся, если они, каждый, берут ответственность на себя. Лучший современный пример √ не столько массовый героизм и самопожертвование советского народа в Великой Отечественной войне, сколько его, конкретно чуть не каждого (как правило) ответственное отношение к собственным действиям в бою √ личная инициатива. По-суворовски √ каждый воин должен понимать свой манёвр. Люди, шедшие в атаку под крик: ⌠За Родину! За Сталина!■ - вовсе не имели в голове ни Родины, ни Сталина, а думали, как √ помимо крика √ сделать что-то получше. Как сказал мне один солдат той войны: ⌠Выживает - умный■. А я б, извиняюсь, добавил: ⌠Выживают √ за счёт умных■. Матросов. Сколько человек он спас, бросившись грудью на амбразуру дзота? Но надо ж было додуматься это сделать! Меня, девятилетнего в пионерском лагере, прочитав нам, пионерам, про подвиг Александра Матросова, спросила пионервожатая, бросился ли б я грудью на амбразуру. Я не мог опозориться и сказать ⌠нет■, когда на меня смотрело столько глаз, но и соврать не хотелось, и я промямлил, не помню что (от стыда, наверно, не помню). А ведь был подвох в вопросе. Имелось же в виду, что это очевидное действие √ броситься на амбразуру. Так нет же. Надо ж было это ещё и придумать!■

    А потом пришла минута записать и мысли потивоположные:

    ⌠Менталитет большинства нельзя сломать через колено. Не зря клич: ⌠За Родину! За Сталина!■ был сдвоенным. Пусть и не повторится никогда сталинщина, но ментальное соединение Родины и государства √ сохранится на не знаю какое долгое время. Ещё не известно, что так возбудило Александра Матросова, что он в долю секунды придумал закрыть своим телом товарищей от пулемётного огня. Может, как раз соединение Родины с государством. В конце концов, всё ж не абсолютно. Тирания, мы видели, была с патернализмом. А за такое имело смысл жизнь отдать при нашествии чужеземцев. Свидетельством тому история России. Наверно было что-то от патернализма и у барина: свои ж всё-таки были его крепостные, не чужие. И тем было, наверно, зачем вести себя на войнах, в общем, достойно■.

    И теперь можем вернуться к письму моего оппонента. Теперь понятно, на что он намекал.

    Наступление летом 1942 года в Луганской области было обречено на провал. Очень скоро после этого немцы ж взяли не только Луганск, но и Ростов и подошли к Сталинграду. Под деревней Хорошее шло очередное идиотское, не жалеющее солдат неподготовленное наступление. Как факт: Поликовский пишет, со слов Альперта, что через секунду после съёмки: ⌠Тут же рядом что-то грохнуло, раздался крик: ⌠Комбат убит!■ ≈ и по спине фотографа забарабанили комья земли■. То есть огневые точки врага не были подавлены. То есть работала идеологема, что в войне побеждает тот, у кого сильнее дух. То есть справедливой войне. А Отечественная √ была справедливая. Но на самом деле начальники вели себя антинародно. Копируя изверга Сталина. И победа далась только за счёт личной инициативы. Тогда как немцы просто исполняли приказ.

    Вот такой намёк был в письме.

    А теперь √ что получается, если подписать фотографию так, как это сделал я? Правда, получается, если принять идеи Выготского и следствия из них. Если название произведения неприкладного искусства и время его создания считать равноправной деталью вещи.

    Тогда переживание победы духа, что изображено на фотографии, сталкивается с переживанием бессилия духа, что выводится из подписи. И┘

    Каков катарсис от такой сшибки?

    Всё √ для победы!

    Не знаю┘

    Во всяком случае, не то, на что намекнул мой всегдашний идейный оппонент.

    8 мая 2013 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
306635  2013-05-29 04:04:08
М.П. Нет.
- "Пусть не повторится никогда Сталинщина..."

Сложнейшая тема - "Роль личности в истории..." Легко плевать в мертвого льва..., особенно, если не понимаешь его роли в процессе эволюции... А не понимают потому, что боятся поставить себя на место того, в которого плюют.

Легко свалить темноту и омраченность народного сознания на одного челоека."Народ всегда прав..!" Эта формула заигрывания с народом и ведет к такому непониманию. Сталина,Берию..,НКВД обвиняют во всех репрессиях... Но в истории имеется немало примеров, когда порядочные партийные организации не позволяли вырвать и репрессировать из своих рядов ни одного человека.

Не уверен.., выжили бы мы, если бы Сталин в то время был мягкотелым руководителем... Перед самой войной на 70% был обновлен партийный, админисративный, военный управленческий аппарат страны. На смену старым, часто застойным руководителям, пришли молодые инициативные, способные к быстрому обучению и освоению новых условий и жизни и войны. А возникшее в обществе кадровое движение простимулировало деловую и жизненную активность и всех остальных. Сталин был деловым хирургом и хорошо понимал происходящие в обществе процессы, особенно до тридцать седьмого года, когда царствовал НЭП. Время похожее на сегодняшнее. Тот же лозунг - Обогащайся. Та же мойка бюджетных средств. Продукция терялась на ж.д эшелонами...Свои Корейки жили в каждом городе... На свет повылезло столько дерьма, что обойтись без хирургии не было никакой возможности. Это была активная фаза войны тьмы и света. Процесс разделения Тьмы и Света в таких исторических ситуациях становится наиболее зримым. А война не разбирает ни правых, ни виноватых. Ведь не лично Сталин их уничтожал?! Уничтожали друг друга... И по поводу и без повода...Такова природа человеческого эгоизма.

"И на обломках самовластья напишем "наши имена"...

306766  2013-06-08 11:25:05
Воложин
- М.П.

У Ю. Жукова (ИНОЙ СТАЛИН) есть какая-то правда про Сталина 30-х годов. Но. Ю. Жуков сталинист. Я в интернете читал железно застукавших его на неправде.

Надо требовать открытия архивов.

306767  2013-06-08 16:26:03
М.П. Нет.
- Для С. Воложина.

Правда всегда одна. Сталин был производное своего времени. Третий уровень Сознания.( К слову, Ленин интеллектуально работал на четвертом...) Он был абсолютно обсуловлен обстоятельствами своего времени. Суета государственных партийных обязанностей подняться над ними ему не давала. За период революционной и государственной работы он из семинариста вырос в масштабного государственного деятеля, заслужившего уважение не только народов СССР (ведь плакла вся страна в день его смерти и похорон и не из страха, а естественного чувства потери Хозяина страны), но и других народов Мира. Я могу привести сотни ошибочных решений , как экономических, так и политических..., принятых им и его окружением,(легко быть умным, як моя жена потом), но это не изменит моего мнения о масштабе его личностии его личных заслугах на Пути строительства страны и защиты социалистических завоеваний. Я глубоко убежден, как бы не подпрыгивали, рыночники-капиталисты, альтернативы социализму в Мире на сегодня нет. Архивы, конечно, интересно, но вектор можно четко определить и по имеющейся в открытом доступе информации.

04.05.2013
13:18

Генри Мур и Россия.

    Недавно я ⌠подавился■ Генри Муром: вынужден был обойти молчанием его репродукцию, не включить которую в свой текст я не мог (тут). И вдруг, наткнувшись на свой . . .

30.04.2013
13:14

КАК сыграно должно затмевать ЧТО сыграно,

    или Дуля в кармане. Пусть тайна останется тайной, бессознательное - бессознательным, интуитивное - интуитивным, но пусть осветятся пути, ведущие к творческому . . .

29.04.2013
15:57

Раздрай в... гармонии.

    Есть такое произведение┘ Впрочем, его нет. Давно. Это ⌠Битва при Ангиари■ (1503-1506) Леонардо до Винчи. Великий художник для него изобрёл такие краски, что вещь . . .

21.04.2013
09:57

Дурь Сидура.

    С чего начать? Начну с того, что признаюсь, что я не хотел писать про Сидура. Он мне ничего ⌠не говорил■. Более того, когда я пробовал читать про него, то мне . . .

02.03.2013
13:14

Кочергин.

    У меня соблазн. Я схлопотал недавно нецензурную ругань за музеи околоискусства. От философа, иногда рифмоплётствующего. Я понял, что наступил этим . . .

27.02.2013
15:05

Противоречия органические и эклектические.

    Я задаюсь вопросом, почему так неувядаема экстремистская индивидуалистская традиция в искусстве вот уж второй век после Ницше, резче всех её обозначившего. И мне . . .

21.02.2013
17:22

Зачем Алексей Герман старший хотел снять кино по чеховскому рассказу.

    Сегодня он умер. Боже, как меня грызут сомнения!.. Не прав ли злобствующий на меня один ультраинтеллигентный знакомый┘ Что такое интеллигент? √ Это пониматель. Но . . .

19.02.2013
10:13

Маяковский - художник и нехудожник.

    Среди трудностей, с которыми сталкивается интерпретатор произведения искусства, одна та, что не хватает компетентности. И на фоне обыденного отношения к . . .

15.02.2013
12:55

Литературоведческое чтиво.

    Идеи <┘> Выготского быстро ушли в сферу интеллектуальной моды, а затем √ в девальвированной форме слов-отмычек √ были с досадой отвергнуты (в целостный . . .

02.02.2013
09:50

Пофигизм XV?

    Мне трудно представить напрочь разочарованного человека. Я слаб, легче всего других понимаю по себе, а сам я никогда не был напрочь разочарованным. Поэтому я . . .

28.01.2013
10:43

Прикладное искусство и противоположное, непонятное искусство.

    Прикладное искусство в принципе не может быть непонятным. По самому смыслу слова ⌠прикладное■. Раз оно к чему-то приложено, то последнее поясняет первое. Таков . . .

25.01.2013
14:19

Дюрер-ингуманист и злободневность.

    Всё-таки здорово, когда подтверждается твоё общее подозрение насчёт одного из самых глубоких обобщений касательно истории искусства. Подозрение это состоит в . . .

20.01.2013
10:46

Откликнуться, что ли?

    Опыт показывает, что тот ученый, который принял какую-то презумпцию, уже не ищет истину, а копит доводы в свою пользу. Ю. Чайковский. Я занимаюсь объяснением . . .

14.01.2013
10:12

Ранний Рахманинов.

    Жаль, я не Лев Толстой┘ Смотрите, какая прелесть: ⌠Один раз, перед вечером, ногаец-ямщик плетью указал из-за туч на горы. Оленин с жадностью стал вглядываться, но . . .

13.01.2013
15:02

Развоевался.

    А подумать: в чём научность поиска художественного смысла художественного произведения? В чём критерий истины обнаруженного художественного смысла? В . . .

29.12.2012
16:41

Почему советские фильмы, в общем, хорошие, а после реставрации капитализма - нет?

    Девушка может петь о потерянной любви, но скряга не может петь о потерянных деньгах. Джон Рескин. Потому что √ в двух словах √ при том строе, который . . .

29.11.2012
15:24

Любаров.

    Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить┘ Казачья песня о кошмаре, внешне. Что если взять, дать себе волю, и написать просто, как бог на душу положит┘ . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100