TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.01.2022
22:17

Про почти никем не виденный спектакль

    Я так впечатлён, что, считаю, достаточно просто перепечатать текст из http://screenstage.ru/?p=10509 Вадима Гаевского. . “Одна жизнь” – спектакль, поставленный по роману . . .

09.01.2022
20:01

Совесть скребёт

    Вчера я очередной раз показал пробуддизм Петра Кончаловского, но чувствую, что мало кого удастся убедить. Я ограничился там всего одним противоречием: гурманство . . .

08.01.2022
14:50

Как я лично, не сходя со стула, поймал Хрущёва на вранье о сталинских пытках

    Написанным ниже я хочу продемонстрировать самым простым людям, какими большими возможностями они обладают, но обычно не пользуются. А надо. Ибо идёт . . .

06.01.2022
20:37

Разочарование от Андрея Смирнова

    Поверьте мне, если кто не знает или забыл, что физика элементарных частиц устраивает так, что жизнь этих крох частично видна. Например, след их движения – в виде . . .

05.01.2022
11:58

До всего можно докопаться

    Ну, почти до всего можно докопаться в эру интернета… Я иногда получаю упрёки, что не специализируюсь на каком-нибудь одном художнике. Что невозможно быть глубоким . . .

04.01.2022
17:49

Воля

    Мне вспоминается грустно-смешной рассказ с 16-й страницы когдатошней “Литературки”. Продавщица гастронома подошла ко входной двери, чтоб её закрыть на обед и . . .

02.01.2022
19:03

Как плохо я отвечал на выпад против наезда на Андрея Кончаловского

    Читать наезд и интеллектуальное столкновение можно тут. Но предупреждаю: всё это – только для любителей интеллектуального. . Отступление Вы, наверно, замечали, . . .

01.01.2022
16:43

Не догоню, так хоть согреюсь…

    Сколько я ни погружался – мыслью и на практике – в технику живописи, в памяти мало что задержалось. Как с умением готовить разные блюда. Сколько ни привлекала меня . . .

30.12.2021
11:58

Польза шаблона (о мультфильме “Нос, или Заговор «не таких»”)

    Зачем нужны интерпретаторы произведений искусства? – Затем, что художники не выражаются “в лоб”. Даже образ (чем-то выражено что-то) может кому-то оказаться не . . .

28.12.2021
12:52

Ну-ка… Поиздеваемся над собой…

    Было так. Я включил канал “Культура”, а там “Песня года – 1978”. И – стихи Рязанова там на музыку Петрова: У природы нет плохой погоды, Каждая погода — благодать! . . .

27.12.2021
15:18

Антидолин

    Мною движет предвзятость. Она вдохновляется мнением, что в России либералы с фальшью. И эта фальшь мешает им адекватно относиться к произведениям даже и . . .

26.12.2021
15:22

Позор мне, пусть то было только в мыслях... Или всё же...

    Как было? Я прочёл такое: "…судьбу описанного в летописях XVIII века мифического города [Китежа], по легенде, волшебным образом затонувшего в XII столетии, подробно . . .

25.12.2021
20:39

Говоря короче…

    Два года и три месяца в очереди ждала публикации моя статья о художнике Давиде. Её опубликовали, а теперь мне она не нравится – длинная и не проакцентирована . . .

24.12.2021
15:17

Блеск и нищета художника Тимошина

    В этом году 60 лет как я стал выполнять данное себе в школе слово, обретя специальность, узнать, образно говоря, почему именно Леонардо да Винчи – гений . . .

22.12.2021
15:57

Позор Андрею Кончаловскому

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов Не поосторожничал Кончаловский (статья от 8 декабря 2014): "Пару лет назад накануне вручения премии . . .

21.12.2021
23:18

Хвала Шмиту

    Без Шмита я б не разгадал художественный смысл рассказа Паустовского “Дождливый рассвет” (1945). Идеал его – типа Высокого Возрождения (гармония низкого и . . .

20.12.2021
10:12

Энергия заблуждения или Стул Татлина

    Молодой Маркс чем зажёгся? Гармоничным развитием рабочего. Но по мере горения Маркс себя-юного предал. Он сосредоточился на практической стороне дела обеспечения этой гармонии. Негармоничным оказался сам.

    Что такое коммунизм будущего, когда работать будет искусственный интеллект и роботы? Это будет жизнь человека в искусстве. Я даже осмелюсь сказать – в неприкладном искусстве (творцом или сотворцом). Потому что то одно призвано непосредственно и непринуждённо испытывать сокровенное мироотношение человека, трогать до глубины души. Никакой спорт или нарковидение, развлечение или игра не сравнятся по глубине воздействия. А прикладное искусство, призвано усиливать в общем-то знаемые переживания. Оно воздействует сильно, но не так глубоко, даже и любовная или патриотическая песня. Коммунизм – это когда все – аристократы духа.

    И практика устройства победы коммунизма очень далека от такого итога. Особенно в такой отсталой стране, какою была Россия после Октябрьской революции, победной.

    Из-за этой дали Богданов (поначалу соперник Ленина по руководству партией) не считал Октябрьскую революцию социалистической. Но он всё равно озаботился делом гармонии труда рабочего. И, увы, даже подметил в этом деле возможности, которые можно развивать после Октябрьской революции:

    "Работник мануфактуры, при большой механичности его работы, относился бы к труду просто равнодушно, если бы не утомлялся его однообразием; отношение, во всяком случае, не положительное, а скорее тоже отрицательное. Но работнику сколько-нибудь развитого машинного производства невозможно было бы сколько-нибудь успешно выполнять свое дело, если бы у него сохранялось такое отношение к труду. [...] Нельзя постоянно хорошо соображать, точно и быстро действовать, если это не становится для работника положительным фактом, если во все это он не вкладывает души. Нет, работник — организатор и исполнитель одновременно при машине не может не относиться к своему труду положительно, т.е. не может не рассматривать его как необходимую, естественную, нормальную и, в той или иной степени, даже приятную часть своего существования; иначе он был бы плохой работник. И это новое отношение к труду становится возможным по мере развития машинного производства, потому что работа заключает все больше разумного смысла и не имеет такого механически бессмысленного, каторжного характера, как работа чисто исполнительская в мануфактурной стадии. Следовательно, машинное производство превращает пролетариат из класса отрицательно-трудового в положительно-трудовой, т.е. в класс, проникнутый трудовым сознанием, проникнутый положительным отношением к труду, класс, сознающий значение и ценность труда…

    Итак, вот первый элемент пролетарской культуры, выдвигаемый машинным производством, — это элемент труда. Пролетарская культура проникнута трудовым принципом, весь быт рабочего класса определяется его трудом. Все его существование приспособляется к его труду. В мышлении работника идея труда занимает центральное место, это его исходный пункт. В его мире чувствований опять-таки развивается, во-первых, любовь к труду, во-вторых, гордость труда, потому что он видит постоянно на своей работе, как труд побеждает природу, побеждает стихию. Все это делает машина, которая несет с собой осознание труда, машина — стихийные силы, которые ему служат и производят громадную работу, явную для его наблюдения.

    Это — первый элемент или первый момент пролетарской культуры”” (http://tehne.com/assets/i/upload/library/zalambani-iskusstvo-v-proizvodstve-2003.pdf).

    Но это была тупиковая доктрина:

    "Взяв власть в свои руки, он [пролетариат] будет “не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармонического человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены механически подвешенными картинами, а окрашивать эти стены; не фотографировать в красках костюмы, а производить их в мастерской”. “Города и железные дороги, сады и виадуки — все будет насквозь пронизано творческой волей, рычагом электричества и железобетона, пересоздающей мир. Вместо каменных коробок-домов — чудеса из стекла и стали; вместо метафизики роденовских статуй — конструктивные формы мебели…”” (Арватов. http://teatr-lib.ru/Library/Mazaev/proizvodstv/#_tf0010003).

    Чёрта лысого! Инженером надо быть, чтоб были "чудеса из стекла и стали”.

    И всё-таки.

    "Идеи и эмоции такого рода несомненно импонировали своим созвучием революционному пафосу созидания новой жизни, индустриализации страны, утверждению свободного творческого труда и другим идеальным устремлениям социалистической эпохи. В эстетике “производственничества” было немало эмоционально привлекательных моментов, не отменяющих, конечно, ее ложности в целом. Они-то и обеспечили ей успех у молодежи 20-х годов, в первую очередь художественной” (Там же).

    Однако гамбургскому счёту мало "эмоционально привлекательных моментов”. Надо ж дотянуть до коммунизма жизнь неприкладного искусства как такового, а оно убивается производственничеством. Оно и вообще диво как выживает, потому что большая редкость.

    Да, подсознательное в каждом человеке играет огромную роль, большую, чем сознательное. Но чтоб оно было в ранге посознательного идеала художника… Этого бывает гораздо меньше, чем художников. И только продукт такой редкости я и согласен называть художественностью. Даже у обладателей подсознательного идеала он может редко проявлять себя.

    Как случилось у Татлина в “Башне Татлина” (см. тут).

    А потом – пусто, пусто, а тут вокруг общее возбуждение "производственничества”, казалось бы, высокоодухотворённого строительством социализма. (Тогда как на самом деле это было самообманно высокоодухотворённое возбуждение). Подсознательное (но не идеал, а, например, идея соответствия пружинения стали назначению стула для сидения) в осуществлении осознаваемого замысла дать образец заявленного соответствия есть. Кажется, что и вдохновением можно назвать переживание, заставляющее замысел осуществить.

    Татлин. Стул Татлина. 1927.

    Но это самообман.

    Однако этот самообман придавал большое значение подсознательному моменту в осуществлении осознаваемого замысла. Как и бывает с художниками всеми, даже и с художниками прикладного искусства. Такая значимость требовала автономности. А советская власть, будучи во враждебном окружении, автономность допустить не могла. И стала в контры идеологии и практике "производственничества”.

    Ах, против! – Тогда все антисоветчики становятся за. За того же Татлина.

    28 ноября 2021 г.

19.12.2021
23:58

Ну и что, что я слаб

    Зато я работаю в меру своих малых сил. Я не виноват, что без меня никто не проакцентирует, почему “Записки юного врача” (1925) Булгакова (время действия 1917-1918 гг.) – . . .

17.12.2021
19:42

Ещё один риск с Высоцким

    У гениев, по-моему, есть особенность: они реже, чем другие, скатываются в сочинение произведения прикладного искусства. (Надо ли повторять много раз повторенное, . . .

16.12.2021
18:30

Ещё экспромт

    Я отдыхал от компьютера – лежал животом на подоконнике и смотрел во двор. Полдень. Двор пуст. Только рыжий котяра пришёл откуда-то по солнцу и с наслаждением . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100