TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.12.2021
20:39

Говоря короче…

    Два года и три месяца в очереди ждала публикации моя статья о художнике Давиде. Её опубликовали, а теперь мне она не нравится – длинная и не проакцентирована . . .

24.12.2021
15:17

Блеск и нищета художника Тимошина

    В этом году 60 лет как я стал выполнять данное себе в школе слово, обретя специальность, узнать, образно говоря, почему именно Леонардо да Винчи – гений . . .

22.12.2021
15:57

Позор Андрею Кончаловскому

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов Не поосторожничал Кончаловский (статья от 8 декабря 2014): "Пару лет назад накануне вручения премии . . .

21.12.2021
23:18

Хвала Шмиту

    Без Шмита я б не разгадал художественный смысл рассказа Паустовского “Дождливый рассвет” (1945). Идеал его – типа Высокого Возрождения (гармония низкого и . . .

20.12.2021
10:12

Энергия заблуждения или Стул Татлина

    Молодой Маркс чем зажёгся? Гармоничным развитием рабочего. Но по мере горения Маркс себя-юного предал. Он сосредоточился на практической стороне дела обеспечения . . .

19.12.2021
23:58

Ну и что, что я слаб

    Зато я работаю в меру своих малых сил. Я не виноват, что без меня никто не проакцентирует, почему “Записки юного врача” (1925) Булгакова (время действия 1917-1918 гг.) – это реализм в том смысле, что открывает то в социуме, что никто не видит: победы Октябрьской революции коренятся в менталитете всеумейства русского народа. (А такой менталитет, грубо говоря, продукт, ну, хотя бы географии: ни один народ не создал могучего государства в таком холоде и на столь бедной земле. Ни якуты, ни чукчи и т.д. Финны и монголы не в счёт, ибо

    изотермы января их вывели из такого перечисления.)

    Я читаю рассказ за рассказом и изумляюсь повторяемости ситуаций – всюду чудо озарения, как поступить и как сделать в совершенно безнадёжных обстоятельствах. Медик-выпускник раз за разом берётся за немыслимые для удачи операции, и каждый раз получает однотипные оценки результата:

    "– Вы, доктор, вероятно, много делали ампутаций? – вдруг спросила Анна Николаевна. – Очень, очень хорошо... Не хуже Леопольда...”.

    “Анна Николаевна жадно затягивается папироской, щурится от дыма, кашляет.

    – А вы, доктор, хорошо сделали поворот, уверенно так”.

    “Сквозь сон и пелену пота, застилавшую мне глаза, я видел счастливые лица акушерок, и одна из них мне сказала:

    – Ну и блестяще же вы сделали, доктор, операцию”.

    Хоть третий раз не написал про Анну Николаевну.

    Про третий есть ещё:

    "Старшая акушерка-фельдшерица сказала мне: … Ну, а вы, доктор, молодец. И хладнокровно как делаете, прелесть!”.

    Кто из двух акушерок старшая? – И в четвёртый раз Анну Николаевну не упомянул всё-таки. Но дифирамб – в том же стиле.

    Но ясно – человек пишет самозабвенно, его подсознательный идеал ведёт. И он состоит в открытии, как получается, что совершенно слабая советская власть победила в гражданской войне.

    Один, ставший американцем ещё до эмиграции в США, сказал мне, что секрет победы – в чрезвычайной жестокости большевиков.

    А вот Булгаков “думает” (я в кавычки беру слово, потому что подсознательный идеал действует), что ментальное всеумейство русское проявилось. Массово причём. Потому что это была революция, а не бунт. Народ был актором, а не большевики. Большевики были, как часть народа, на своём, руководящем, месте такие же всеумельцы, как рядовые. Всеумельцы побеждать там, где должно б быть поражение.

    Сознанию Булгакова это открытие не дано. Но он его “ценит” превыше всего (по той же, подсознательной, причине кавычки): он аж способен не заметить как Анну Николаевну повторил… По той же причине у него такие красавцы – крестьяне.

    "На белом лице у нее, как гипсовая, неподвижная, потухала действительно редкостная красота. Не всегда, не часто встретишь такое лицо…

    “Обезумел, – думал я, – а сиделки, значит, его отпаивают... Почему такая красавица? Хотя у него правильные черты лица... Видно, мать была красивая...”.

    …Вошел он [отец прооперированной], я его разглядел только тогда. Да, действительно черты лица правильные. Лет сорока пяти. Глаза искрятся.

    Затем шелест... На двух костылях впрыгнула очаровательной красоты одноногая девушка в широчайшей юбке, обшитой по подолу красной каймой”.

    Другой случай.

    "…я увидел девочку лет трех. Я посмотрел на нее и забыл на время оперативную хирургию, одиночество, мой негодный университетский груз, забыл все решительно из-за красоты девочки. С чем бы ее сравнить? Только на конфетных коробках рисуют таких детей – волосы сами от природы вьются в крупные кольца почти спелой ржи. Глаза синие, громаднейшие, щеки кукольные. Ангелов так рисовали”.

    Не писатель, а институтка.

    То же самое забвения всего, когда образ рвётся выразить неосознаваемую угадку, что секрет побед Октябрьской революции – всеумейство русского народа.

    Хоть чуть-чуть появись это в сознании Булгакова, он застеснялся б себя, объяснил бы себе такой прокол молодостью своей как писателя и исправил бы, не напустил бы необычайной красоты в таком количестве.

    Признаться? – Я поначалу струсил читать дальше. По-моему этих подмеченных писательских ляпов достаточно, чтоб квалифицировать их как странности для своего времени, но – странности эти говорящие. Говорят они о содержании того подсознательного идеала, каким Булгаков был вдохновлён, решив, будучи белогвардейцем, Советскую Россию не покидать.

    Я прикинул, струсив, что будущие трагические рассказы не изменят той радости озарения, какое у меня случилось, когда я, предваряя чтение самого Булгакова, посмел прочесть что-то об этих рассказах и наткнулся на такое стандартное словосочетание:

    "В “Записках юного врача” Булгаков выступает как продолжатель реалистической традиции русской литературы, что было особенно важно в 20-е годы, когда, с одной стороны, еще процветал декаданс; с другой – деятели Пролеткульта отвергали классическое наследие” (Штейман. http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2014/01/2014-01-29.pdf).

    .

    А теперь – не менее интересный момент: как я наткнулся на эти рассказы Булгакова.

    "В конце концов, в основе сюжета [фильма “Морфий” (2008) Балабанова] – “Записки юного врача” Михаила Булгакова…” (Долин. Миражи советского: очерки современного кино. 2020. https://www.litmir.me/br/?b=681361&p=4).

    .

    Проверить, что ли? Загнать в “Find”: “морф”, - и пробежать по всем страницам сборника Булгакова.

    Он обнаружился в четвёртом рассказе, “Вьюга”. Но тут не "булгаковский сюжет об абсурдном саморазрушении порядочного молодого человека” (Там же). Ещё где-то эпизодически нашёлся морфий…

    А сама “Вьюга” показательна для моей мысли о реализме. Подсознательный идеал, как бы чувствуя, что очень бравурны три рассказа подряд, в четвёртом дал неумение спасти пациента. Но. Там и перец не во врачебной стороне дела (диагноз был несовместим с жизнью), а в житейской всеумелости интеллигента, раз он русский.

    Он заставил отвезти себя обратно (у него в больнице трое тифозных), а начиналась буря. И это было смертельно опасно. Так не человек из народа (как было б, если булгаковский идеал ментального всеумейства как причины побед революции был Булгаковым осознаваем), а интеллигент, москвич, находит выход из природных безвыходных обстоятельств.

    Причём, автор замечает, что выходам из медицинских безнадёжностей читателю – Булгаков это осознаёт – приходится всё-таки верить на слово “я”-повествователю, ибо читатель не медик преимущественно. Так что делает Булгаков? Он в четвёртом рассказе дал все открытия на простецком уровне, абсолютно понятном всем. Кони устали, ехали уже 4 часа, остановились. Всех стало заметать. Через относительно короткое время – смерть. Человек из народа не знает, что делать. Что предпринимает интеллигент?

    "- Это - малодушие... - пробормотал я сквозь зубы.

    И бурная энергия возникла во мне.

    - Вот что, дядя, - заговорил я, чувствуя, что у меня стынут зубы, - унынию тут предаваться нельзя, а то мы действительно пропадем, к чертям. Они немножко постояли, отдохнули, надо дальше двигаться. Вы идите, берите переднюю лошадь под уздцы, а я буду править. Надо вылезать, а то нас заметет”.

    Ведь с тонкостями решение. Лошадь – под уздцы. Иначе она не пойдёт. Как это мог знать москвич?

    То же и с нападением волков.

    Хорошо, у доктора есть браунинг. Но. Он догадался, что звук выстрела испугает лошадей, и они могут дёрнуться так, что вышвырнут путников из саней. И волки со всеми ими расправятся. – Что делать?

    "- Держись покрепче и лошадей придерживай, я сейчас выстрелю, - выговорил я голосом, но не своим, а неизвестным мне”.

    Эти подробности не дань реализма натурализму. Это – странность (интеллигент превосходит человека из народа). Она, рождённая подсознательным идеалом, говорит, что ничего – интеллигент же русский. А русские всё умеют, когда прижмёт. А время действия – гражданская война, в 1922-26 ясно, что победоносная. Но почему?

    А в тексте нет никакой соотнесённости с гражданской войной – идеал же сознанию автора не дан. Нет с нею соотнесенности и в следующем рассказе, “Тьма египетская”. Народная темнота есть непреодолимое, казалось бы, препятствие победе народа же. Следующий рассказ – подведение итогов года, в общем – положительное. “Пропавший глаз”. И, наконец, последний, “Звёздная сыпь”. Про сифилис, будущую специализацию “я”-повествователя. И этот рассказ, в общем, победный. И соответствует победе в гражданской войне.

    А “Морфий” – примыкающий к “Запискам юного врача”. Он потому примыкает, что тем же подсознательным идеалом порождён – проигрыш красным в гражданской войне обусловлен ментальным недостатком господ в России, не таких всеумеек, как народ. Только не на примерах позитива русских коллективистов идеал проводится, а на примере русских индивидуалистов.

    В “Морфии” Булгакова победительный “я”-повествователь из “Записок юного врача” (доктор Бомгард, как он тут именуется), переехавший из деревни в город, читает записки пораженца суперэгоиста доктора Полякова, работающего на месте бывшей работы Бомгарта. И персонажи бывшего места работы Бомгарта немного не совпадают с первым сборником рассказов.

    “Морфий” неудачный рассказ. Хотя бы из-за скучной фабулы: распад человеческого в Полякове от душевной слабости индивидуализма. Первый же удар судьбы (измена любимой) его сломил, и он покатился по наклонной плоскости.

    Единство “Записок…” и “Морфия” – в подсознательном открытии причины (противоположности менталитета русских: народа и господ) победы красных и поражения белых в гражданской войне.

    Как мог взять эти две вещи для порождения сценария фильма Сергей Бодров младший, воспринимающий капитализм в России, как что-то безумно неприемлемое, нельзя представить. Разве что – по принципу наоборот. – И в самом деле. У Булгакова начинается внутренним монологом о нестерпимости холода, скуки и дурных предчувствий. У Бодрова же и Балабанова – нормальной душевностью встречи новоприбывшего. А вот первая смерть, у Булгакова появившаяся только в четвёртом рассказе, в фильме поразила первого же пациента. В порядке естественного хода событий по злому варианту. Что характерно для капитализма, ментально не принимаемому в России. Но по фильму отторгается "Петрограде... - опять какая-то новая революция”. Не понадобилось в фильме никакой чрезвычайности в виде измены любимой. Всё ж какой-то Абсолют был. Теперь же (и во времени фильма, и в действительности постсоветского времени) всё очень серо. Даже вступление в интимную связь.

    "Вдова: - Здравствуйте, Анатолий Лукич.

    Фельдшер: - Здрасьте.

    Вдова: - Анатолий Лукич, заберите его [её пса].

    Фельдшер: - Конечно, конечно.

    (Полякову)Это как раз из Никольского.

    Вдова полковника Шиферова,

    разорившаяся.

    Вдова: - Вы наш новый доктор? (Садясь в гинекологическое кресло и задирая платье)

    Поляков: - Доктор Поляков (Всматриваясь ей в пах).

    Вдова: - Доктор!

    Не зажигайте, не зажигайте (Монтаж: они лежат в кровати)".

    Косой жирный шрифт – по фильму, прямой жирный – по сценарию.

    По принципу серой жизни: всё – запросто.

    И плевать на Булгакова с его подсознательными открытиями в области социума, никому ещё не известными. Главное – чтоб вам блевать хотелось от утрированно натуралистической похожести того, что на экране, на то, что есть в окружающей вас жизни 2000-х годов.

    Балабанова можно было б назвать экспрессионистом, если б он не заменил ультраудаление от натуроподобия на ультранатуроподобие. И оба приёма – против капитализма.

    Что не нравится стороннику глобализации и демократических ценностей:

    "Сравнительно короткий и довольно недружелюбный отзыв на один из последних фильмов Балабанова [“Морфий”]. Тогда и представить себе было нельзя, что через считанные годы его не будет в живых [2013], он внезапно окажется канонизированным классиком, трагически рано покинувшим нас” (Долин. Там же).

    https://www.opendemocracy.net/ru/odr-ru/chto-sluchilos-s-protestom-v-2020-godu/

    На улице патриотов праздник?

    Я б не радовался. Фильмы Балабанова воздействуют непосредственно и принуждающее (позывы на рвоту), как жизнь, а не как искусство – непосредственно и непринуждённо. Что он свой негодяй от искусства, ещё мало радости.

    25 ноября 2021 г.

17.12.2021
19:42

Ещё один риск с Высоцким

    У гениев, по-моему, есть особенность: они реже, чем другие, скатываются в сочинение произведения прикладного искусства. (Надо ли повторять много раз повторенное, . . .

16.12.2021
18:30

Ещё экспромт

    Я отдыхал от компьютера – лежал животом на подоконнике и смотрел во двор. Полдень. Двор пуст. Только рыжий котяра пришёл откуда-то по солнцу и с наслаждением . . .

13.12.2021
13:11

Противоположное

    Вчера я был ошарашен Горским (см. тут), и подумалось: а ведь реализм может быть и в противоположном “религии войны”, про то, как забывается со временем война и . . .

12.12.2021
13:45

Виноват?

    Я виноват в оголтелой тенденциозности последних многих десятилетий к прикладному искусству в пользу неприкладного. Второе затирают, мол, не признавая . . .

11.12.2021
20:51

Ах, этот мрак-Захаров…

    Несмотря на наличие некоторого числа поклонников моего писательского таланта, талант, как таковой, я с негодованием отрицаю, но на литературном навыке . . .

10.12.2021
16:52

Не тяни кота за хвост

    Признаюсь с первых же слов: я хочу осудить Богомолова за его спектакль “Отцы и дети” (2008). Осудить за полное отсутствие вдохновения. А вдохновением лично я считаю . . .

09.12.2021
20:50

Пионерское ли это открытие? (О «Явлении Христа народу»)

    В 1996 году я, кажется, сделал пионерское открытие* (см. тут), что в мире картины “Явление Христа народу” (1837—1857) А. Иванова никто Христа не видит. Сегодня, через 25 лет . . .

08.12.2021
19:22

Обидно

    Какая-то несимпатичная особенность восприятия живописи во мне развилась. Во впервые увиденной репродукции я мгновенно улавливаю ницшеанство её создателя, но при . . .

07.12.2021
15:14

Всё то же: Бог любит Россию

    Энергию этому заглавию дали слова Антона Долина про "автора симпатичной скромной мелодрамы “Итальянец” Андрея Кравчука” (https://www.litmir.me/br/?b=681361&p=5). Этот фильм (2005) . . .

04.12.2021
19:46

Почему мне не нравятся тексты Антона Долина

    Ну вот смотрите – текст 2020-го года о “Карнавальной ночи” (1956): "Открылось множество подробностей, о которых мы забыли – а то и не замечали прежде. Сколько . . .

03.12.2021
13:13

Ну совершенно безумная сложность и тонкость

    Я получил замечание на статью о Мещерине за то, что не поместил такую репродукцию его картины. Мещерин. Морозная ночь. 1908. Ответил я так: “Не попалась. А и попалась . . .

02.12.2021
19:34

Опускаюсь

    Опускаюсь до простого перекопировывания картинок. Они мне нравятся, как и всё, что есть импрессионизм. Тут он – Мещерина. Лишу репродукции рам, расположу просто по . . .

01.12.2021
10:28

А что, если это насмешка?

    Я говорю вот об этой картине. Вермеер. Географ. Около 1668-1669. Вещи раскиданы, некоторые на полу. К дорогущей скатерти никакого почтения. А главное – я разглядел две . . .

30.11.2021
15:11

Вериги

    Кто-нибудь узнает про мои заботы и пожмёт плечами: дурью мается человек. Что это за дурь? Во-первых, это чтение романа. Для тех, кто не читает, само это уже дурь. Я . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100