TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.01.2022
19:03

Как плохо я отвечал на выпад против наезда на Андрея Кончаловского

    Читать наезд и интеллектуальное столкновение можно тут. Но предупреждаю: всё это – только для любителей интеллектуального. . Отступление Вы, наверно, замечали, . . .

01.01.2022
16:43

Не догоню, так хоть согреюсь…

    Сколько я ни погружался – мыслью и на практике – в технику живописи, в памяти мало что задержалось. Как с умением готовить разные блюда. Сколько ни привлекала меня . . .

30.12.2021
11:58

Польза шаблона (о мультфильме “Нос, или Заговор «не таких»”)

    Зачем нужны интерпретаторы произведений искусства? – Затем, что художники не выражаются “в лоб”. Даже образ (чем-то выражено что-то) может кому-то оказаться не . . .

28.12.2021
12:52

Ну-ка… Поиздеваемся над собой…

    Было так. Я включил канал “Культура”, а там “Песня года – 1978”. И – стихи Рязанова там на музыку Петрова: У природы нет плохой погоды, Каждая погода — благодать! . . .

27.12.2021
15:18

Антидолин

    Мною движет предвзятость. Она вдохновляется мнением, что в России либералы с фальшью. И эта фальшь мешает им адекватно относиться к произведениям даже и . . .

26.12.2021
15:22

Позор мне, пусть то было только в мыслях... Или всё же...

    Как было? Я прочёл такое: "…судьбу описанного в летописях XVIII века мифического города [Китежа], по легенде, волшебным образом затонувшего в XII столетии, подробно . . .

25.12.2021
20:39

Говоря короче…

    Два года и три месяца в очереди ждала публикации моя статья о художнике Давиде. Её опубликовали, а теперь мне она не нравится – длинная и не проакцентирована . . .

24.12.2021
15:17

Блеск и нищета художника Тимошина

    В этом году 60 лет как я стал выполнять данное себе в школе слово, обретя специальность, узнать, образно говоря, почему именно Леонардо да Винчи – гений . . .

22.12.2021
15:57

Позор Андрею Кончаловскому

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов Не поосторожничал Кончаловский (статья от 8 декабря 2014): "Пару лет назад накануне вручения премии . . .

21.12.2021
23:18

Хвала Шмиту

    Без Шмита я б не разгадал художественный смысл рассказа Паустовского “Дождливый рассвет” (1945). Идеал его – типа Высокого Возрождения (гармония низкого и . . .

20.12.2021
10:12

Энергия заблуждения или Стул Татлина

    Молодой Маркс чем зажёгся? Гармоничным развитием рабочего. Но по мере горения Маркс себя-юного предал. Он сосредоточился на практической стороне дела обеспечения . . .

19.12.2021
23:58

Ну и что, что я слаб

    Зато я работаю в меру своих малых сил. Я не виноват, что без меня никто не проакцентирует, почему “Записки юного врача” (1925) Булгакова (время действия 1917-1918 гг.) – . . .

17.12.2021
19:42

Ещё один риск с Высоцким

    У гениев, по-моему, есть особенность: они реже, чем другие, скатываются в сочинение произведения прикладного искусства. (Надо ли повторять много раз повторенное, . . .

16.12.2021
18:30

Ещё экспромт

    Я отдыхал от компьютера – лежал животом на подоконнике и смотрел во двор. Полдень. Двор пуст. Только рыжий котяра пришёл откуда-то по солнцу и с наслаждением . . .

13.12.2021
13:11

Противоположное

    Вчера я был ошарашен Горским (см. тут), и подумалось: а ведь реализм может быть и в противоположном “религии войны”, про то, как забывается со временем война и . . .

12.12.2021
13:45

Виноват?

    Я виноват в оголтелой тенденциозности последних многих десятилетий к прикладному искусству в пользу неприкладного. Второе затирают, мол, не признавая . . .

11.12.2021
20:51

Ах, этот мрак-Захаров…

    Несмотря на наличие некоторого числа поклонников моего писательского таланта, талант, как таковой, я с негодованием отрицаю, но на литературном навыке . . .

10.12.2021
16:52

Не тяни кота за хвост

    Признаюсь с первых же слов: я хочу осудить Богомолова за его спектакль “Отцы и дети” (2008). Осудить за полное отсутствие вдохновения. А вдохновением лично я считаю . . .

09.12.2021
20:50

Пионерское ли это открытие? (О «Явлении Христа народу»)

    В 1996 году я, кажется, сделал пионерское открытие* (см. тут), что в мире картины “Явление Христа народу” (1837—1857) А. Иванова никто Христа не видит.

    Сегодня, через 25 лет мне возражают:

    "-Не, там несколько персонажей смотрят на него.

    - Не сможете привести пример. Я всё тщательнейшим образом проверил. Ну речь, надеюсь, не идёт о тех, чьи затылки мы видим.

    - Ну, я в первую очередь "затылки" и имела в виду. Возможно, ещё всадники смотрят.

    А так-то это не Ваше открытие. Экскурсоводы в Третьяковке обращают на это внимание — сама слышала. Сидела там как-то на банкетке (или как это называется?) возле картины, и в это время пришла группа школьников с экскурсоводом, так школьникам велели обратить внимание, что изображённые смотрят друг на друга, на реакции.

    - В каком году это было?

    - Ну, может, три года назад. Может, пять. В каком-то таком диапазоне.

    - А я это увидел в 1996 году. И тут же бросился к смотрительнице этого зала. Спросил, слышала ль она, чтоб говорили, что Христа никто не видит. Она изумилась и взволновалась и пошла со мной проверять. И увидела. И растерянная ушла обратно на своё место.

    Я голову даю на отрез, что она это в тот же день раззвонила всюду, где могла - так она была потрясена.

    С 2004 года соответствующий текст стоит в сети на моём сайте.

    - Сейчас вот прочитала, что в человеке в синем плаще и серой шляпе с посохом (расположен под рукой Иоанна Крестителя) Иванов изобразил себя, смотрящим на Христа. Или вот, человек в красно-кирпичном плаще (которого, пишут, Иванов писал с Гоголя) смотрит на Христа”.

    Проверим.

    В первом моём тексте о синем плаще написано так (ориентировался я по книжной репродукции):

    "Лишь тот, что с посохом, непосредственно под рукой Крестителя смотрит достаточно высоко. Но - опять тут та же плоскость профиля и зрачок нескошенных глаз убеждают, что и он не видит Иисуса”.

    В 2004-м я ещё мало что умел с компьютером. Сейчас могу больше.

    Действительно ли перед нами "зрачок нескошенных глаз”?

    Строго говоря, нельзя сказать с уверенностью.

    Сравним с рыжеволосым.

    Вроде, одинаково зрачки посажены.

    Но предположим худший для меня вариант, что этот странник в серо-синем смотрит левее плоскости своего профиля, параллельного плоскости холста. Продлим его взгляд линией…

    до какого-то листочка, что на уровне другого листочка, что пересечён стебельком.

    Теперь продлим эту линию дальше,

    до пересечения с серединой почти горизонтальной веточки.

    Теперь – ещё дальше.

    Видим, что этот персонаж Христа не видит.

    Теперь перейдём к человеку в красно-кирпичном плаще.

    В первом моём тексте о нём написано так:

    ""Гоголь", "ближе" всех к Христу, если провести линию от головы Христа к его голове. Но "Гоголь" даже не совсем в профиль нарисован. Виден и правый его глаз. "Гоголь", правда, весь в динамике поворота, через секунду, повернувшись вправо еще, он Христа увидит. Но то через секунду. А сейчас-то - нет! И изображено-то вот это "нет"”.

    Ну вдруг я тогда ошибся, всё-таки с изображением небольшого размера работал.

    Проверим на большом.

    Если отрезать низ от "Гоголя", то полное впечатление, что он смотрит на Христа.

    Но, если не отрезать –

    совершенно другая картина. Почему? Потому что Христос слишком далеко в глубине за спиной "Гоголя" находится. Чтоб "Гоголю" Христа увидеть, ему надо ещё больше к нему повернуться или корпусом, или головой. Глаза "Гоголь" и так уже далеко вправо повернул.

    Больше нельзя – будет плохо видно.

    6 ноября 2021 г.

    *- В сети есть проговорка, из которой следует, что среди изображённых никто Христа не видит:

    “Посмотрите повнимательнее на очень мелкие фигуры в гуще листвы.

    Они ведут себя несколько иначе, чем люди на переднем плане.

    Главные герои картины испытывают разные чувства, но, скорее, удивление, радость или недоверие. А эти люди простерли руки: они полны веры и жажды приблизиться к Христу.

    Такое ощущение, что они ещё (или уже) далеко от Христа. Потому что родятся они через 100, 500, 1000 лет после изображённых событий. У них уже нет сомнений в значительности фигуры Христа. Они уже знают, что он сделал ради них” (https://baksaufa.ru/yavlenie-hrista-narodu-aleksandra-ivanova-aleksandr-ivanov-yavlenie/).

    - А по-моему, приоритет отнимет только прямое словесное указание, что никто Христа не видит.

    Что же касается этой новой толпы, то, судя по блузкам на женщинах, это XIX век. "Блузка как элемент женской одежды появилась в XIX веке в результате разделения платья на верх (собственно, блузка) и низ (юбка)” (Википедия). Т.е. это современники Иванова. И они тоже не видят то, во что верят (смотрят гораздо выше Христа – линия справа под меньшим углом к горизонту, чем линии взглядов слева).

    И у Иванова к ним такое же негативное отношение, как к людям на грани старой и новой эры. И те, и другие поверили на слово при образовании новых вер: христианской – тогда и сенсимонистской – теперь. Не рассматривают, не вникают сами, а верили и верят проповедникам.

    7.11.2021.

08.12.2021
19:22

Обидно

    Какая-то несимпатичная особенность восприятия живописи во мне развилась. Во впервые увиденной репродукции я мгновенно улавливаю ницшеанство её создателя, но при . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100