TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


31.08.2020
08:40

Заедаюсь из-за Борисова-Мусатова

    Кто ни посмотрит на любую его картину, Борисов-Мусатов. Осенний мотив. 1899. никто не скажет, что она динамична. Каждый скажет, что тут статика. Тупик развитию . . .

30.08.2020
08:56

Алгеброй гармонию...

    Вспоминаю своего покойного уже двоюродного брата, математика. Как мне показалось сухим его объяснение, почему ему нравится фильм “Гамлет” (1964) Козинцева . . .

29.08.2020
10:42

Самообманы художника Борисова-Мусатова

    С самого начала это была неосознаваемо смелая странность. Борисов-Мусатова. Капуста. Этюд. 1893. Уже и тут "вещество растекается” (Флоренский . . .

28.08.2020
13:35

Борисов-Мусатов: "Нет - венецианской школе!"

    Казалось бы, это так просто: раз художник лично несчастен – как компенсацию он использует своё творчество для выражения счастья. По такой линии наименьшего . . .

27.08.2020
09:44

Исключительная тонкость Мопассана

    Мне кажется, я понял, в чём изюминка в новелле Мопассана “Лунный свет” (1883). – В исключительной тонкости. Да ещё и кого посетившей? – Абсолютного сухаря . . .

26.08.2020
10:18

И папа не велит...

    Я хочу похныкать вам в жилетку, мой читатель. Угораздило меня всю, можно сказать, жизнь, с 22-х лет, исполнять зарок, данный самому себе в школе от удивления, как . . .

25.08.2020
08:30

Формула импрессионизма

    Такое название перекликается с издевательским названием фильма Захарова “Формула любви”. Как нерасчётливый россиянин обскакал расчётливого итальянца с его . . .

24.08.2020
08:13

Премия им. Кандинского снизошла

    Люди издавна считают художников убогими – у Бога. Боговдохновлёнными. А вот искусствоведы времени торжества науки не хотят заменить божественный источник . . .

23.08.2020
09:11

На засыпку

    Вот чем меня остановила эта репродукция? Широков. Хохловка. 1992. Неужели тем, что точка зрения выбрана под облаками? Ну в самом деле… Высокая линия горизонта – . . .

22.08.2020
12:05

Про одну афонскую икону

    Недавно мне повезло ухватиться за общие слова Флоренского о сознательности работы иконописца. Они подтверждали определение прикладного искусства как сообщения . . .

21.08.2020
10:40

Что Нестеров ницшеанец, многих оскорбит...

    Я люблю следовать логике. И если она меня приводит – уже не впервые (см. тут) – к тому, что Нестеров ницшеанец, то я это и обнародую, ещё раз, буде такое подтвердится . . .

20.08.2020
10:17

Жуть

    Меня когда-то, давным-давно, в отрочестве, посетила жуть от мысли, что на всех концах Вселенной электрон имеет одни и те же свойства. Мне в этом виделся след . . .

19.08.2020
10:02

Пуантилизм выражает буддизм

    Чюрлёнис его когда-то отругал: "Segantinis puikus, tačiau per daug didelis technikas" (http://www.prodeoetpatria.lt/index.php/tevyne/knygos-uz-tevyne/185-m-k-ciurlionis-kurejas-ir-zmogus-stasys-yla). – Перевод: "Сегантини хорош, однако . . .

18.08.2020
08:49

Неужели это открытие?

    Вы, читатель, меня проверите. Мне кажется, что я сделал открытие. Оно связано со словами Флоренского: "…в этом диптихе головы двух позади стоящих фигур больше, . . .

17.08.2020
12:57

О безумной сложности - просто

    Я вчера посмел высказать суждение о подсознательном идеале Пушкина, когда он писал “Телегу жизни” (1923). И меня так замучили сомнения, что я решил к теме вернуться. . . .

16.08.2020
15:22

Голь на выдумки хитра

    Теория, мой друг, суха, Но зеленеет жизни древо. Мефистофель, переодетый в Фауста, ученику. Я был лично знаком с одним поэтом. И не думаю, что он соврал, сказав, . . .

15.08.2020
10:24

Негонимый Каллима

    Объективность заставляет признать, что понятие “идеостиль” полезнее понятия “стиль”. Я поймал себя на мысли, что надо немедленно дать пример. Уподобляясь . . .

14.08.2020
08:58

Сближение

    Сегодня день рождения поэта Бориса Петровича Корнилова, автора слов песни “Нас утро встречает прохладой…”. Сегодня одновременно произошли два случая. Одно – . . .

13.08.2020
09:02

Проверка

    Предисловие.

    Всё, что я ни пишу, имеет скрытую связь с написанным мною ранее. Если оказывается, что я ранее ошибался, я место ошибки у себя на сайте помечаю красной звёздочкой, а ниже делаю сноску, где признаю ошибку.

    Всё написанное имеет более или менее выраженную цель доказать, что подсознательный идеал автора – существует, если произведение художественно.

    Запомнили. Теперь основной текст.

    Читаю я у Флоренского ссылку на некого Рынина про “Афинскую школу” (1511) Рафаэля:

    "Он принял две точки зрения, расположенные на двух горизонтах” (http://philologos.narod.ru/florensky/fl_persp.htm#b35).

    А я эту “Афинскую школу” (см. тут) когда-то разобрал. И там я горевал о сознательности одной и той же точки перспективного схода параллельных линий (все другие элементы – мною было показано – подсознательны) как образе Гармонии противоположностей, о которой все исследователи (редкий случай) согласились, что она является пафосом Высокого Возрождения (никто только не называет этот идеал подсознательным).

    Итак, у меня там точка схода одна, а по Рынину горизонтов два.

    Что делать?

    Во-первых, надо лично проверить этого Рынина.

    "Из верхней точки зрения нарисован пол и вся группа лиц, из нижней — своды и вообще вся верхняя часть картины. Если бы фигуры людей имели общую точку схода с линиями потолка, то головы людей, находящихся в глубине картины, опустились бы ниже и были бы закрыты людьми, стоящими впереди, что повредило бы картине” (Там же).

    В самом деле.

    Более того, я обнаружил ещё более низкую точку схождения параллельных – для арки первого плана.

    Оно и естественно. Точка схода зависит от точки зрения. Смотрим вверх – низкая точка зрения. Смотрим вниз – высокая точка зрения. – А естественность была та самая фишка, которой Рафаэль зрителей поражал.

    Так в чём беда?

    Во мне тогдашнем.

    С какой стати я в той статье взял и загоревал, что сознательна точка схода всех параллельных? (Я уж молчу, что она одной оказалась из-за малого масштаба репродукции, что обусловило ошибку.) – С той это стати, что я там пристрастно искал, что бы это найти годным быть странным, чтоб я смел его назвать следом подсознательного идеала Рафаэля, чтоб – в свою очередь – от себя лично (а не со слов других) назвать Рафаэля таки художником и гением. Горевал я вначале статьи (а я пишу – никогда не знаю, к чему меня приведут логика и факты, поток сознания этакий), я не знал, что вскоре странным найду именно естественность поз (до того так не изображали). Вот и горевал. И картинку такую – с одной точкой схода – запомнил. И потому сейчас вскинулся, прочтя, что их две (а оказалось при проверке, что даже три).

    Ну так зато я и не держусь за однажды написанное, проверяю и признаюсь в ошибке, если ошибся.

    28 июля 2020 г.

12.08.2020
14:27

Религии как бунт

    Религии родились в бунте против самого наличия на свете смерти и несчастий. В бунте, не в смирении. Древнеегипетская, например. Оттого мумии фараонов там. – Якобы . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100