TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


31.08.2020
08:40

Заедаюсь из-за Борисова-Мусатова

    Кто ни посмотрит на любую его картину, Борисов-Мусатов. Осенний мотив. 1899. никто не скажет, что она динамична. Каждый скажет, что тут статика. Тупик развитию . . .

30.08.2020
08:56

Алгеброй гармонию...

    Вспоминаю своего покойного уже двоюродного брата, математика. Как мне показалось сухим его объяснение, почему ему нравится фильм “Гамлет” (1964) Козинцева . . .

29.08.2020
10:42

Самообманы художника Борисова-Мусатова

    С самого начала это была неосознаваемо смелая странность. Борисов-Мусатова. Капуста. Этюд. 1893. Уже и тут "вещество растекается” (Флоренский . . .

28.08.2020
13:35

Борисов-Мусатов: "Нет - венецианской школе!"

    Казалось бы, это так просто: раз художник лично несчастен – как компенсацию он использует своё творчество для выражения счастья. По такой линии наименьшего . . .

27.08.2020
09:44

Исключительная тонкость Мопассана

    Мне кажется, я понял, в чём изюминка в новелле Мопассана “Лунный свет” (1883). – В исключительной тонкости. Да ещё и кого посетившей? – Абсолютного сухаря . . .

26.08.2020
10:18

И папа не велит...

    Я хочу похныкать вам в жилетку, мой читатель. Угораздило меня всю, можно сказать, жизнь, с 22-х лет, исполнять зарок, данный самому себе в школе от удивления, как . . .

25.08.2020
08:30

Формула импрессионизма

    Такое название перекликается с издевательским названием фильма Захарова “Формула любви”. Как нерасчётливый россиянин обскакал расчётливого итальянца с его . . .

24.08.2020
08:13

Премия им. Кандинского снизошла

    Люди издавна считают художников убогими – у Бога. Боговдохновлёнными. А вот искусствоведы времени торжества науки не хотят заменить божественный источник . . .

23.08.2020
09:11

На засыпку

    Вот чем меня остановила эта репродукция? Широков. Хохловка. 1992. Неужели тем, что точка зрения выбрана под облаками? Ну в самом деле… Высокая линия горизонта – . . .

22.08.2020
12:05

Про одну афонскую икону

    Недавно мне повезло ухватиться за общие слова Флоренского о сознательности работы иконописца. Они подтверждали определение прикладного искусства как сообщения . . .

21.08.2020
10:40

Что Нестеров ницшеанец, многих оскорбит...

    Я люблю следовать логике. И если она меня приводит – уже не впервые (см. тут) – к тому, что Нестеров ницшеанец, то я это и обнародую, ещё раз, буде такое подтвердится . . .

20.08.2020
10:17

Жуть

    Меня когда-то, давным-давно, в отрочестве, посетила жуть от мысли, что на всех концах Вселенной электрон имеет одни и те же свойства. Мне в этом виделся след . . .

19.08.2020
10:02

Пуантилизм выражает буддизм

    Чюрлёнис его когда-то отругал: "Segantinis puikus, tačiau per daug didelis technikas" (http://www.prodeoetpatria.lt/index.php/tevyne/knygos-uz-tevyne/185-m-k-ciurlionis-kurejas-ir-zmogus-stasys-yla). – Перевод: "Сегантини хорош, однако . . .

18.08.2020
08:49

Неужели это открытие?

    Вы, читатель, меня проверите. Мне кажется, что я сделал открытие. Оно связано со словами Флоренского: "…в этом диптихе головы двух позади стоящих фигур больше, . . .

17.08.2020
12:57

О безумной сложности - просто

    Я вчера посмел высказать суждение о подсознательном идеале Пушкина, когда он писал “Телегу жизни” (1923). И меня так замучили сомнения, что я решил к теме вернуться. . . .

16.08.2020
15:22

Голь на выдумки хитра

    Теория, мой друг, суха, Но зеленеет жизни древо. Мефистофель, переодетый в Фауста, ученику. Я был лично знаком с одним поэтом. И не думаю, что он соврал, сказав, . . .

15.08.2020
10:24

Негонимый Каллима

    Объективность заставляет признать, что понятие “идеостиль” полезнее понятия “стиль”. Я поймал себя на мысли, что надо немедленно дать пример. Уподобляясь . . .

14.08.2020
08:58

Сближение

    Сегодня день рождения поэта Бориса Петровича Корнилова, автора слов песни “Нас утро встречает прохладой…”. Сегодня одновременно произошли два случая. Одно – . . .

13.08.2020
09:02

Проверка

    Предисловие. Всё, что я ни пишу, имеет скрытую связь с написанным мною ранее. Если оказывается, что я ранее ошибался, я место ошибки у себя на сайте помечаю красной . . .

12.08.2020
14:27

Религии как бунт

    Религии родились в бунте против самого наличия на свете смерти и несчастий. В бунте, не в смирении. Древнеегипетская, например. Оттого мумии фараонов там. – Якобы преодоление смерти. Оттого религиозное искусство там всё проникнуто выражением неизменности. Выражение то производится способом почти черчения, обеспечивающего картину, "не замутненную постоянно меняющимися в жизни настроениями или позами” (Раушенбах. https://lah.ru/gr-egip/). – Где тут было до изображения реальной жизни с её линейной перспективой. Сплошная условность. Всё – от ума. Подсознательному идеалу автора, если б такой возник, невозможно было прорваться сквозь общепринятый стандарт условности.

    Когда Эхнатон устроил религиозный бунт (сделать вместо многобожия единобожие, более приспособленное для империи, каковой стал Египет, завоевав Нубию), он лишил художников своего времени из-за их послушного следования за властью подсознательности их побуждений. И нарушение стандартов изображения (а куда, если была условность? – к натурализму-иллюзионизму) произошла опять от ума.

    Вместо показа фараона и его жены, сидящих рядом, так

    стали это изображать так

    От жены видна правая рука, обнимающая фараона за бок, и левая ладонь, вложенная в левую ладонь фараона. Ну и двойная линия контура тела справа (от нас) и четверная – для ног.

    Довольно несграбно. – А чего ждать от работы только ума? Только подсознание – могуче.

    Древние греки последнего периода создали религию бунта против своих богов, предписывающих им правильный образ жизни. Бунт сказался в критичности героев к богам: Геракл задушил мучавшего Арголиду немейского льва, порождение Тифона и Ехидны, поймал вытаптывавшую поля Аркадии кернейскую лань, насланную Артемидой и т.д. Критичность дала художникам шанс выражать подсозательный идеал вообще иномирия по отношению к миру с богами. Это обеспечило лавину художественных произведений с неуловимыми для обычных людей элементами: золотым сечением, пропорциями красоты, изобразительными ритмами, - неподвластными окружающей нуде жизни и потому являющимися образами внебожественного, иномирия.

    Ну в самом деле, вот попробуйте уловить, каков общий закон устройства таких строчек (я выделю жирным произносимые ударения {некоторые ударения не произносятся – я те звуки подчеркну – из-за чего и получается сложность}):

    Гнев, о, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына.

    Кони послушные быстро мчатся с грозным возницей.

    Лёгкие кони скачут, быстро рвы пролетая.

    Волны моря, вставши, с рёвом хлещутся в берег.

    Если вы не спец, вы не догадаетесь, что закон такой: в каждой строке 6 стоп из дактилей (/ - -) и спондеев (- -), пятая стопа всегда дактиль (/ - -), а вообще дактилей от 5 до 1, соответственно спондеев от 1 до 5. – 32 варианта! Какой простой смертный мог об этом догадаться? – Никто. Но что тут есть закон ЧЕГО-ТО – чуяли все. – Это и был образ иномирия. А буддисты заменили иномирие бесстрастием нирваны, недалеко ушли.

    (Что, кстати, есть ересь в искусствоведении. Только Чаадаев, живи он сейчас, с нею согласился бы. Он считал Гомера аморальным.)

    Так искусство и древних египтян (прикладное) и древних греков (неприкладное, художественное, когда выражалась подсознательная тяга к иномирию) было о высоком. Это позволило Флоренскому объединить Древний мир и Средневековье в один фронт против Нового времени с того приматом хотения личности, что есть ниже высокого.

    А всё высокое по Флоренскому выражалось, если кратко, обратной перспективой с пропорциями, как частностью её.

    Он при этом ошибался про пафос религий:

    "…это приятие, благодарное признание и утверждение всяческой реальности как блага, ибо бытие — благо, а благо — бытие” (http://philologos.narod.ru/florensky/fl_persp.htm#18).

    Ничего себе признание реальности, когда сплошь бунт. У древних египтян – пафосом неизменности, у древних греков – подсознательным иномирием безбожным, у христиан – как можно большим отказом от ужасной бренной жизни.

    26 июля 2020 г.

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100