Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
31.08.2020 |
Заедаюсь из-за Борисова-Мусатова
|
||
30.08.2020 |
|
||
29.08.2020 |
Самообманы художника Борисова-Мусатова
|
||
28.08.2020 |
Борисов-Мусатов: "Нет - венецианской школе!"
|
||
27.08.2020 |
Исключительная тонкость Мопассана
|
||
26.08.2020 |
|
||
25.08.2020 |
|
||
24.08.2020 |
Премия им. Кандинского снизошла
|
||
23.08.2020 |
|
||
22.08.2020 |
|
||
21.08.2020 |
Что Нестеров ницшеанец, многих оскорбит...
|
||
20.08.2020 |
|
||
19.08.2020 |
|
||
18.08.2020 |
|
||
17.08.2020 |
|
||
16.08.2020 |
|
||
15.08.2020 |
|
||
14.08.2020 |
Сближение Сегодня день рождения поэта Бориса Петровича Корнилова, автора слов песни “Нас утро встречает прохладой…”.
Сегодня одновременно произошли два случая. Одно – получил очередное письмо из России с очередным выпадом адресанта против власти. Второе – открыл стихотворение Корнилова “Вошь” (1932), заставившее меня полезть в Интернет с запросом: “тиф в СССР в конце 20 – начале 30 годов”. "Первопричиной этих событий, конечно, была коллективизация, которая привела к массовой миграции населения в города и к расцвету беспризорничества, А города с их ударными стройками совсем не были готовы к наплыву беженцев из голодающей деревни. Говоря современным языком, для них не было никакой инфраструктуры: ни жилья, ни магазинов, ни поликлиник, ни больниц” (https://chel.aif.ru/society/35_rayonov_porazheny_sypnyakom_v_1934_godu_yuzhnyy_ural_perezhil_epidemiyu_tifa). Вошь
Разница между авторами письма и стихов – принципиальная. Первый не хочет пальцем о палец ударить, чтоб число безобразий в стране уменьшить (он-де не специалист). Он преуспевает в полутворческой сфере, и на что он ни жалуется в письмах, по его собственному признанию, его лично не касается. Второй вшей воспринимает как внешних и внутренних врагов социализма, который свой. Сама грязь, понимай, есть следствие наличия этих врагов. (В чём-то он даже прав. Приняв силовой путь к коммунизму, естественно возбудить враждебность противников его {не себя же винить в выборе силового пути, он казался единственно возможным}. Враждебность извне обещала скорую войну. Чтоб к ней готовиться, пошли на силовую коллективизацию на селе {тракторам не годится черезполосица личных наделов земли}.) Силовая коллективизация была идеей Троцкого, присвоенная Сталиным себе. Корнилову, троцкисту в душе, плевать на тяжбу вверху. Раздрай в деревне есть продолжение революции. Ничего не поделаешь. И вошь из-за того раздрая – такой же естественный враг социализма, как и все остальные его враги. И – приемлется в таковом качестве: "смерти торжество”, “пуля, бомба или вошь”. “Всё в порядке. / Вошь и битвы…”. Знаменательна даже предударная рифма: "товарищ / твари”. Неприятие плохого у нынешнего, по сути, врага России, и некое приятие плохого у воителя за страну. Я в противоречии привык видеть залог художественности. – Так не являются ли художниками оба? Нет. Художественность – это когда воспевается два “хорошо” (или два “плохо”). У Корнилова одно хорошо – битва за социализм, другое для-себя-хорошо – это всяческая негативность живому у вши: "на потных лапах”, “сукровицы сладкий запах”, “враг из грязи”, “дьявол грозный”. – Два “хорошо сталкиваются” и дают выражение третьего хорошо – идеала трагического героизма. А у адресанта такого столкновения нет. Есть столкновение наличного материального “плохо” с идеальным “хорошо”. Значит, он живёт не художественно. Сближения с Корниловым получилось лишь внешнее.
29 июля 2020 г.
|
||
13.08.2020 |
|
||
12.08.2020 |
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"