TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.05.2020
09:40

Существует ли идейная безыдейность?

    – Прекрасно! – промолвил Рудин, – стало быть, по-вашему, убеждений нет? – Нет – и не существует. – Это ваше убеждение? – Да. – Как же вы говорите, что их нет? . . .

21.05.2020
20:07

Я растерялся

    Речь пойдет не о, а вокруг фильма Урушадзе “Мандарины” (2013), получившего премии: “Оскар” (2015 – лучший фильм на иностранном языке), “Золотой глобус” (2015 – лучший . . .

19.05.2020
09:50

И никакого шаблона

    Я часто пишу статью в порядке спора с каким-нибудь искусствоведом. Но вот случилось, что то, с чем я примерился спорить, вдруг навело на ассоциацию, заставляющую не спорить, а согласиться с чем-то.

    То, с чем я собрался спорить – вот:

    "Работа в тесном контакте с импрессионистами и под их некоторым влиянием приводит, тем не менее, С.<езанн> в сер. 70-х гг. к принципиальному расхождению с ними. Его интересуют не динамика среды и изменчивость цветов в свето-воздушной атмосфере, а устойчивые закономерности цветовых сочетаний и форм, материальная предметность, устойчивая вещность природы. С.<езанн> в своих картинах стремится зафиксировать нечто сущностное, постоянное, неизменное в видимом и постоянно меняющемся мире, он делает живописные акценты на выявлении материальности…” (В. Бычков. Музей современного искусства (Тексты из Книги ПОСТ-адекваций “Художественный Апокалипсис Культуры”) из кн. КорневиЩе 2000. М., 2000 ).

    Я много раз доказал, что у Сезанна не "вещность”, а наоборот – развеществление, абсурд в вещах, как образ ницшеанского метафизического иномирия (тут, тут, тут, тут). С 1860-х годов начиная! (Увертюра к опере "Тангейзер". 1866.)

    Но. На днях я перечитал собственную статью об “Утёсе” Рахманинова, где сквозь всю изменчивость, как бы неслышимо (!) выражена "неизменность вечности” (http://art-otkrytie.narod.ru/rahmaninov.htm).

    Надо поискать похожее у Сезанна. Только не такими, ничего для меня незначащими словами, как "живописные акценты на выявлении материальности”.

    С музыкой Рахманинова было как-то проще. Я музыкально неграмотный. Меня это расковывает, не требует точности. Плюс это было сочинено на рассказ Чехова “В пути”. А в нём есть пронзительный образ неслышимого но присутствующего ЧЕГО-ТО:

    "…в церкви, которая в Рогачах находится в трехстах шагах от трактира, стали бить полночь. Ветер играл со звоном, как со снеговыми хлопьями; гоняясь за колокольными звуками, он кружил их на громадном пространстве, так что одни удары прерывались или растягивались в длинный, волнистый звук, другие вовсе исчезали в общем гуле. Один удар так явственно прогудел в комнате, как будто звонили под самыми окнами”.

    Сезанн. Купальщики на отдыхе. 1875-1876.

    А эта сезанновская вещность как-то здорово общее место среди искусствоведов. Вот, как его отрабатывают на этой картине:

    "На картинах Сезанна кажется, что изображенные фигуры как бы раз и навсегда остаются в строго отведенном для них месте” (http://sezann.ru/?page=4b142a89-623d-48b8-941d-4246331bc775&item=00000000-0000-0000-0000-000000000000&type=page).

    И дальше там ля-ля про гармонию человека и природы.

    Я, сколько ни внушаю себе, не могу себя заставить согласиться с этим. Я готов согласиться, что облака тут оцепенели. Что странно.

    Странно и другое: откуда солнце светит?

    Судя по левому стоящему человеку – слева. Спина его в тени и тень от него на траве падает вправо от него. Судя по горе в центре – тоже слева. Висящее над нею облако затеняет её правый склон. По облакам правее его – то же самое. Их правые части затенены. То же и с людьми, что справа. Их правые от нас стороны тоже затенены. От дерева почти в центре тоже тень падает вправо.

    Но что это за резко (по прямой!) очерченная тень, в которой лежит лежащий? – Неужели это грань перехода от горизонтальной площадки, на которой делает зарядку левый стоящий, к спуску к ручью? – А что за тёмно-жёлтая полоса на этом склоне? – длинное полотенце? – Так и кажется, что это тень от какого-то забора справа, не видного за правой стороной рамы. И одна доска в заборе выломана. И солнце справа, а не слева.

    Сбивает с толку…

    И потом – эта густота синевы неба… Я такое видел только при затмении солнца. В той стороне света, западной, над которой темнота увеличивается. (То есть перед нами утро и мы смотрим на юг.) Но купаются в ручьях и на реках вдали от дома вряд ли с утра.

    Странное что-то.

    Ну, хорошо, можно согласиться, что все люди изображены в устойчивых позах. Делающий зарядку – дальше вправо не собирается сгибаться, лежащему легко не шевелиться, крайнему справа дальше вправо от себя уже не повернуться, наконец, человек, трогающий воду кончиками левой ноги, может в воду и не войти, если она ему покажется холодной. Он, самый двигающийся, устойчив.

    Но как-то неустойчиво солнечное освещение. Как при солнечном таки затмении. Как тот ветер у Чехова, который странно звучащим нам представляет колокольный звон.

    А эта изменчивость как-то предполагает неизменность какого-то фона, на котором происходит изменчивость. Что это, если перед нами таки солнечное затмение?

    Космос! "…нечто сущностное, постоянное, неизменное в видимом и постоянно меняющемся мире…”.

    Бр.

    Образ иномирия, идеала ницшеанца, бегущего вон из Этого скучного, скучного. скучного мира.

    Вот я и согласился с тем Бычковым. Только он своё суждение выдал как давно известное. (Я и правда его давно читывал.) А я до него дошёл постепенно.

    Только каким-то экзотическим способом…

    А вот другие слова другого искусствоведа об этой же картине:

    "…позволяет своими анатомическими неточностями… божественное присутствие” (Сидельникова. https://artchive.ru/paulcezanne/works/347626~Bathers_at_rest).

    Ницшеанец не может выражать божественное присутствие. Но искусствоведение должно сначала признать иномирие признаком ницшеанства, чтоб искусствоведы могли на него ссылаться. А пока этого не случилось, несут полную околесицу. И правы. Потому что ещё и подсознательность идеала должна быть принята искусствоведение как признак высшей ценности. Но, чуя ЧТО-ТО, чаще всего думают про божий глас. Вот и с Сезанном:

    "Сезанн всю жизнь утверждал горнее, он отстраивал заново веру” (https://www.peremeny.ru/column/view/1610/).

    А что эта вера была антихристианская… как-то не принято говорить.

    Сезанн вряд ли рисовал солнечное затмение. Нет. Он рисовал движение света в пространстве. От чуть не ослепительного куска зелёно-жёлтой травы с почти таким же освещённым солнцем тополем – к тёмно-синему небу в диагонально-противоположной части картины. От ярко освещённого правого плеча человека. пробующего воду – к тонущему в тени левому его плечу. То же у крайне правого: от ярко освещённого левого плеча (диво, что оно попало на солнце!) – к глубокой тени на его груди. От ярко освещённого его же правого плеча – к непонятно как оказавшемуся в тени лицу его. Со любом и щеками лежащего – то же самое. На облаках – то же самое. – Всё – неестественное… как образ иномирия. Похоже на как-то неестественно разное звучание одного и того же колокола у Чехова.

    Бр. Иномирие…

    Меня иногда ругают во вторичности. Вот тут я действительно, казалось бы, ничего нового не открыл. Давно написано про "нечто сущностное” у Сезанна…

    29 апреля 2020 г.

14.05.2020
10:19

Тончайшее

    Пока не могу понять, почему такой давний фильм так свежо смотрится. Из интернета. Наутро после просмотра фильма Зобина “Среди тысячи дорог” (1983) мне вдруг . . .

13.05.2020
12:12

Замотало Мателли

    Я чувствую вину перед своим читателем. (Свой – это тот, кто приметил мою фамилию и читает: что, дескать, он опять написал? Перед тем, кто, наоборот, как раз избегает . . .

11.05.2020
09:56

Кривда Шаламова или Есть левые и левые, а ещё "новые левые"

    Чем хорош для меня Дмитрий Быков? – Тем, что возбуждает энергию неприятия своих высказываний. Каюсь, априорную. Я так много раз его опровергал, что есть соблазн . . .

09.05.2020
18:08

Плохо дело... (Анти)

    Плохи дела со мной: гадостное чувство внушают искусствоведы. Многие из них. Вот уж 60 лет. С тех пор, как я начал самообразовываться в этой области. Вот последний – . . .

05.05.2020
09:04

Гриффитс

    Разрешите мне, читатель, просто придать иллюстрации к давнему тексту, их не содержавшему. Hеизвестный художник первой половины XIX века. Мужик лапти плетет, старуха . . .

03.05.2020
11:00

Несграбность эсэсэсэровская

    Поплакать в жилетку хочется… Я себя загнал в трудное положение. И это не только хорошо – я люблю преодолевать умственные трудности. Но и плохо – а что, если я . . .

30.04.2020
09:25

Воодушевлённый

    Воодушевлённый ходом мысли о различии декадентства и символизма (см. тут) как сатанизма и некого извода безрелигиозного христианства (да простится мне такое . . .

29.04.2020
09:43

Теоретические нестрадания

    Жаль не записал… Где-то я читал, как полезно, чтоб теория не была проработанной. Тогда её создатель сохраняет свежесть восприятия. Он не несёт перед теорией . . .

27.04.2020
17:25

Ох, уж эта интертекстуальность...

    Все новые поколения требуют “прекрасного прошлого”, раз будущего больше нет, обычного будущего, которое должно наступить, и даже не прекрасного. Подогора. На . . .

26.04.2020
10:02

Неминуемый провал

    Текст, что ниже, огромной трудности для постижения. Но мне так нравится преодолевать трудности, что я уверен, что найдётся ещё кто-то, кому этот пример преодоления . . .

25.04.2020
11:15

Как я разбирался в прошлом

    Меня заставил разбираться в прошлом Дмитрий Быков. Западник (думаю, правильно будет так его назвать). По мне, экстремисту не только эстетическому, но и . . .

22.04.2020
13:34

Бегство от скуки

    Во время сидения на самоизоляции в пандемию короновируса со мной случилась неприятность: как-то не находилась очередная большая книга об искусстве, чтение . . .

21.04.2020
17:55

Два кино в один день

    Два кино в один день – извинительно для карантина. На конец одного я наткнулся на каком-то из каналов ТВ – “Дамы приглашают кавалеров” (1980). Режиссёр Киасашвили . . .

19.04.2020
21:01

Выдохнули!

    Это я себе скомандовал пуститься в очередную авантюру. Почему авантюра? – По нескольким причинам. Во-первых, в науку об искусстве не вошло такое полезное . . .

15.04.2020
18:53

Это новизна наблюдения или нет?

    Некто Охоцимский написал по поводу библейских эскизов Иванова: "Штраус объяснил Иванову, что “вначале был образ”, а Библия – это лишь его словесное описание . . .

14.04.2020
18:30

Народное творчество

    Разозлили меня один лялякающий товарищ. Восхитился народным творчеством во время карантина из-за короновируса. Вот один из объектов его восхищения. Я, по его . . .

10.04.2020
10:46

Это плохо

    Это плохо, что назвали "настоящей революцией” (https://news.mail.ru/society/36906463/?frommail=10) открытие того, что левша Леонардо да Винчи пользовался обеими руками, когда рисовал . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100