TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.06.2020
18:36

Подвиг бесполезный

    Конечный смысл любого текста за пределами того, чтобы быть написанным, — также быть и прочитанным. Деление на ночь. Роман Аросева и Кремчукова “Деление на . . .

02.06.2020
10:03

Можно ли разбить кирпич ладонью

    Десантнику разбить кирпич ладонью можно. В десантники берут особенных здоровяков. Плюс их специально тренируют. А вот может ли разбить кирпич хлюпик от роду? – . . .

01.06.2020
09:24

Кота за хвост

    Нравственность должна лежать в характере. И. Кант Начинаю читать выдвинутую в большой список претендентов на соискание премии “Большая книга” 2020 книгу . . .

31.05.2020
15:12

Случайность ли?

    Я не помню, когда я лично по ТВ слышал от Путина общее соображение, что людей жалко. А одно и по конкретному поводу помню, по пожару в Кемерово: мол, заботимся о том, . . .

28.05.2020
09:40

Существует ли идейная безыдейность?

    – Прекрасно! – промолвил Рудин, – стало быть, по-вашему, убеждений нет? – Нет – и не существует. – Это ваше убеждение? – Да. – Как же вы говорите, что их нет? . . .

21.05.2020
20:07

Я растерялся

    Речь пойдет не о, а вокруг фильма Урушадзе “Мандарины” (2013), получившего премии: “Оскар” (2015 – лучший фильм на иностранном языке), “Золотой глобус” (2015 – лучший . . .

19.05.2020
09:50

И никакого шаблона

    Я часто пишу статью в порядке спора с каким-нибудь искусствоведом. Но вот случилось, что то, с чем я примерился спорить, вдруг навело на ассоциацию, заставляющую не . . .

14.05.2020
10:19

Тончайшее

    Пока не могу понять, почему такой давний фильм так свежо смотрится. Из интернета. Наутро после просмотра фильма Зобина “Среди тысячи дорог” (1983) мне вдруг . . .

13.05.2020
12:12

Замотало Мателли

    Я чувствую вину перед своим читателем. (Свой – это тот, кто приметил мою фамилию и читает: что, дескать, он опять написал? Перед тем, кто, наоборот, как раз избегает . . .

11.05.2020
09:56

Кривда Шаламова или Есть левые и левые, а ещё "новые левые"

    Чем хорош для меня Дмитрий Быков? – Тем, что возбуждает энергию неприятия своих высказываний. Каюсь, априорную. Я так много раз его опровергал, что есть соблазн . . .

09.05.2020
18:08

Плохо дело... (Анти)

    Плохи дела со мной: гадостное чувство внушают искусствоведы. Многие из них. Вот уж 60 лет. С тех пор, как я начал самообразовываться в этой области. Вот последний – . . .

05.05.2020
09:04

Гриффитс

    Разрешите мне, читатель, просто придать иллюстрации к давнему тексту, их не содержавшему. Hеизвестный художник первой половины XIX века. Мужик лапти плетет, старуха . . .

03.05.2020
11:00

Несграбность эсэсэсэровская

    Поплакать в жилетку хочется… Я себя загнал в трудное положение. И это не только хорошо – я люблю преодолевать умственные трудности. Но и плохо – а что, если я слабак: не заметил, что я давно самообманываюсь.

    В чём дело?

    Дело в том, что я заставляю себя искать в произведениях искусства следы подсознательного идеала автора, считая, что, если их нет и субъективно для меня и объективно – в принципе не только для меня, то вещь нехудожественна. А это ж почти безумие – искать такую неуловимость. И отличать же её надо от притворства (многие ж как-то чуют, что нельзя быть сермяжно понятным, и мутят).

    Вот фильм “Американка” (1997) Месхиева.

    Ну с какой стати там ни с того ни с сего посреди какого-то неореализма вставлены улёты Алёши куда-то. Не сны, а улёты.

    Ну да, бывают сны наяву, слыхивал… У меня было в 7 лет. Я увидел во вспыхнувшей зарнице Бога на троне в короне и с ангелами вокруг. Золотое всё. Так это американцы атомные бомбы бросили, бабушки заговорили об Апокалипсисе, а я был довольно маленький. А Лёша девятиклассник. – У меня-девятиклассника было страннейшее чувство во время солнечного затмения. Я был дежурным в пионерском лагере. Все были на мёртвом часе. А я караулил мостик, по которому в лагерь можно было пройти постороннему. И вдруг что-то почуял. Сперва думал – в себе. Обежал мысленно вниманием всё тело – нет, не во мне. Я обежал глазами окрестности – тоже, вроде, всё по-прежнему. Опять внутри себя всё проверил, опять снаружи. И вдруг понял: замолчали все птицы. Я поднял глаза на солнце – куска уже не было. – Но это реальность, а не сон наяву.

    Какая-то нервная неуравновешенность у Лёши? А я был всегда в себе?

    У него сексуальная озабоченность. Вот он видит…

    "Однажды вечером, я помню, мне пригрезилось… Я дико обомлел”.

    Это закадровый голос Лёши, вспоминающего о юношестве через много лет. (Тоже чудно – так подробно всё вспоминать много лет спустя, что весь фильм – как бы ожившее воспоминание. Бывает, редко, эйдетическое зрение, фотографическое… Но.)

    Да! А было ж у меня-пацана видение, когда я первый раз услышал первые звуки Первого концерта для фортепиано с оркестром Чайковского – сосны, как их видишь лёжа на траве в нашем Лампеджиайском бору, стволами сходящиеся. Через радиоприёмничек “Москвич”, такой самый маленький, слышал. Я потом как-то сумел узнать название этой вещи. Это для меня была музыка счастья. А я что-то не помню, чтоб я пацаном был счастлив. В классе – последний человек, ибо двоечник по физкультуре. Не смел даже, чтоб кто-то заметил мою влюблённость.

    Хм. Понятно, почему у этого Лёши, - судя по всему, он первый человек в классе, - высокий, красивый, смелый, - понятно почему у него всё с сексуальной озабоченностью какое-то чуть не коллективное. – Ну не всё. Вот это "пригрезилось”… Что лежит на его кровати классная руководительница (страшенно грудастая и задастая) и зовёт его.Всё нам (для отличия от грёзы) показано в синем свете… – Ну ладно, сексуальная озабоченность. Ну тоже понятны другие видения. Он очень любил старшего брата, а тот разбился на мотоцикле. Он влюбился в его девушку. Ходит к ней в Железнодорожный район, а тамошние парни за ним гонятся. И его спасет старший брат (с того света) остановив возле него свой мотоцикл и умчав от погони. – Из-за той же взбудораженности (влюблённости ставшей, наконец, взаимной, выигрыша пари на американку {удовлетворяется любое желание}, удачного участия в драке городских с поселковыми) другое видение у Лёши (так можно это понять): что Танька ему отдалась. Там та же синь грёз. А ещё и музыка рая. И ранг видения объясняет, почему Танька сорвала его позже с демонстрации (7 ноября), чтоб отдаться ему, услыхав от него, что он уезжает из их города к родителям в Комсомольск на Амуре, наконец, получившим там служебную квартиру. Чего б ей было его срывать с демонстрации, если б то было не видением.

    А зачем так то непонятно снято? Это та самая странность, которая откроет подсознательный идеал авторов?

    И почему настолько реально продолжение того видения, когда Танька на его возражение, что он ещё не придумал, что от неё хотеть, шепчет ему, что она сама этого хочет? Так вот продолжение видения состоит в том, что с неба ему падает мотоциклетный шлём брата и мимо проезжает сам брат. Видение настолько реальное, что Лёша этот шлём приносит домой. А там его ждёт письмо от мамы, что им дали квартиру, и чтоб он приезжал. И, сжимая шлём руками, Лёша говорит: “Это знак!”. Брат, понимай, дал ему знак не трогать Таньку. И потому Лёша от неё, затащившей его к себе в пустую квартиру с демонстрации, чтоб отдаться, отказывается. Объявляет желание (а в американку отказывать нельзя). Чтоб они встретились через 10 лет, когда он станет путешественником, откроет три острова, назовёт их Танькиным именем, и они поженятся, и у них будет два мальчика и девочка (как у Лёшиной мамы).

    Но, главное, почему такая неестественная радость снята: Танька страшно рада такому Лёшиному решению? 10 лет – это ж чудовищно! Разве может это не дойти до неё сразу? Пусть и от радости (она как-никак получила предложение выйти замуж). Что его ж нельзя реализовать – она всего лишь десятиклассница – то ничего, зато какое облегчение, что не надо оказалось Лёшу так привязывать к себе: немедленно ему отдавшись). Ну да, радость. Но снята так преувеличено… Это ж против психологии.

    Это что: опять странность – лазейка в подсознательный идеал? Или ляп режиссёра?

    А финал? Опять видение. По дороге, параллельной железной дороге мчится за поездом старший брат Лёши. Лёша вне себя кричит и стучит в вагонное стекло: “Стой!”. Совершенно теряя себя. Некрасиво так…

    Или это опять того самого сорта странность?

    И тогда всё сходится. – Автор хотел нам “сказать” (потому в кавычках, что это подсознание его хотело сказать), как несграбно было всё советское. Фильм как раз подоспел к очередной (та была в фильме) годовщине советской власти – к 80-летию. Которого уже никто не праздновал. И правильно, мол.

    Потому так затрапезно, неореалистически снято всё, кроме видений. Потому, собственно, и сами видения как таковые сняты в фильме. – Нереалисты были советские люди. – Этот чудовищный срок Тане ждать Лёшу… Эти смерти идиотические… Брата Лёши, друга, Киселя… Эти совершенно жуткие драки пацанов район на район и городских против поселковых… Эти конкретности: цепи, кастет из ручки водопроводного крана, арматура…

    Или такой комичный нюанс (после рассуждений доминошников, что женщины менее способны к плотскому воздержанию, чем мужчины):

    "Да разврат у них у всех не уме [у женщин]. Разврат и вражеская пропаганда. Вот, что я тебе скажу. Он её и так, и так, и так (делает кругообразные движения рук относительно друг друга). А я со своей – тринадцать лет бутербродом пролежал, потом перевернул (показывает двумя ладонями) – как на другой женился. Понимаешь? А он её и так, и так, и этак. Если немки есть игристые… (оборван)".

    Осмеял персонажа режиссёр. И не тем, что тот оборван. А тем, что логики лишён. Если ты за так называемую миссионерскую позу и против вражеской пропаганды вседозволенности и игристых немок, то почему ты "как на другой женился”? – ответ один: несграбность эсэсэсэровская.

    Но.

    Его фильм “Батальонъ” (2015) я смотреть не мог из-за антисоветской тенденциозности.

    С какой стати мне думать, что его антисоветизм у него в 1997 году подсознателен? С той, что он за 10 лет до того во ВГИКе у Хуциева учился? – Этого мало. И это не “текстовый” элемент.

    Или апсихологизм некоторых сцен, корявость вставленности видений в неореализм это всё же серьёзно: могли ж счесть неудачей. На меня фильм в первом просмотре таки никакого впечатления и не произвёл. Боевик на материале пацанской жизни. Но. Хороший фильм и не должен увлекать или заставлять, скажем, меня, сентиментального, плакать. Как ремейк “Американки” фильм “Однажды” (2015) Давлетьярова.

     

    За мои слёзы я его сильно подозреваю в том, что он, “Однажды” – произведение прикладного искусства. Приложен к знаемому настроению реакции на дерьмократию 90-х годов в виде ностальгии по СССР. Призван усиливать это знаемое переживание.

    Сама захолустность снята ностальгически. Самая жуть снята мягче. Онанируют Лёша и Дёма так, что как-то и не понятно, что они делают. Не так натуралистически сняты орудия драки толпа на толпу. Не такая страхолюдина – физически и духовно – классная руководительница. А музыка – ну совсем райская. Николо Пьовани. Вот эта музыка и врывается то и дело, совершенно не соответствуя тому, что снимается.

    Например (я подчеркну, когда это бывает):

    "Лёша (увидев, что сестра с ухажером куда-то идут из квартиры): Ку-у-уда?

    (Все игроки в домино во дворе и болельщики обернулись смотреть, на кого это Лёша)

    Сестра и ухажёр (хором, послушно): В кино.

    Лёша: Смотрите у меня…

    Дядя Миша (Гармаш, очень солидным басом): Это зря. Антонине домашний арест не устраивай. Баба не может без мужика. Не маленький – должен понимать. Это мужик может вот так вот волю зажать в кулак (показывает) и терпеть. Баба – нет. – Вот я помню в Германии… (отвлёкся от домино, все уважительно слушают) Завод какой-то. Баб наших два барака освободили, так они кинулись на нас. (Лёша со скрытым восторгом смотрит на дядю Мишу) Три года мужиков не видали. (Лёша тонко улыбается) И представляешь? Вот так вот ложится с мужиком и с ума сходит (удар костяшки домино). От нерастраченной страсти.

    Кисель (робко): Все пошли?

    Дядя Лёша (оторвав взгляд от домино в руке. Торжественно и улыбаясь): Все (план стола с выложенной линейкой домино). А шесть-пусто! (Лёша смотрит вдаль, но это оказывается – сквозь дядю Мишу )

    - Лёша: Дядь Миша. А ты правда в разведке служил?

    - В танковой. Глубокая разведка. Сдавай ордена, пиши прощальные письма.

    - А на Курской дуге был?

    - А то (усмехается). Вот помню бой (задумчиво смотрит в прошлое). Токо это уже не на Курской было. Три дня не жравши. Живот ревёт громче танка (Дёма переминается с ноги на ногу. Кисель смотрит, открыв рот). Конца не видно. Тут – я приметил так – избёнка. И я её краем гусеницы так поддел, стенка рухнула, а там склад немецкий (отвлёкся от домино и смеётся над вспомненным). Мы, как дураки, повыскакивали (Лёша с понимающей улыбкой любовно смотрит на дядю Мишу) – пальба кругом. А мы фннками эти банки курочим. Прямо из банок жрём. Вроде, как куриные ноги, но поменьше (Дёма опустил глаза, безразличен). Тут старлей, комроты наш, подлетает (один из пожилых доминошников с сигаретой на губе тоже смотрит вниз, не впечатлённый). А он по-немецки шпрехал. Читает (с размахом лупит доминошной костью по столу) – лягушатина (улыбается по-доброму. Лёша улыбается, довольный).

    Кисель (ошарашено): И чё?

    - Да ничё. Проблевались и с пустым животом в бой за Родину.

    (Вид сверху на тот стол, трёх дядек и трёх пацанов, получающих мужское воспитание) Великий подвиг народа. Рыба (Лёша улетел взглядом вдаль. Монтаж: Дёма и Лёша на крыше сарая. Дёма с гитарой. Потом обнаруживается, что та и Кисель.)

    Лёша: Дём.

    - М?

    - Ты б со мной в разведку пошёл бы?

    - (Вместо ответа – аккорд гитарный)

    - (Закипая): Нет, скажи, пошёл бы?

    - (Вынимая сигарету изо рта): Ну, предположим, пошёл?

    (Кисель, возится с голубем) Лёша: Лёха говорит, Танька с железнодорожными гуляет.

    Дёма: Ты чё? На железку? Туда только на танке заедешь.

    - Эх ты. Кореш, называется.

    Кисель (с белым голубём): Чё же она, виновата тебе, что ли?

    - Лёша (подхватывается): Чё?

    Кисель: А представь себя на её месте. Он [покойный старший брат Лёши, герой, завоевавший право гулять с Танькой из Железнодорожного района] тоже виноват, что так поехал и разбился. Её одну оставил (Лёша идёт к нему). Не судите (выбрасывая голубя вверх) Не судите, да не судимы будете [Кисель религиозный].

    Лёша: Чё ты сказал? Повтори.

    Кисель (гордо): А это не я сказал (Дёма вскакивает). Это Бог сказал.

    (Лёша бьёт Киселя в зубы. Тот падает. Дёма вмешивается).

    Дёма: Ты чё, совсем свихнулся?! Он же ответить тебе не может.

    Лёша (уходя, кричит): Да пошли вы оба… (задумчивая музыка) А если не вернусь, то (махнул рукой досадливо. Кисель и Дёма переглядываются и тяжело вздыхают)…".

    Преемственность поколений: героизм на войне → героизм сегодня (в 1972-м году, как показали титры в начале фильма, 55-я годовщина Октябрьской революции {к которой городок готовился загодя, с тренировкой ряженных в буденовцев на конях} и глухое время, называемое застоем).

    Времена разные, а менталитет народа, мол, один и тот же – народ героев.

    И вот теперь вопрос: так (противоречиво) распоряжаться музыкой – вдруг это от подсознания, а не от сознания?

    Нет, я понимаю, что, посмотрев, как несграбно вставлены видения (тоже с райской музыкой) в “Американке” в неореализм (чтоб выразить “фэ” советскому), естественно было сделать то же органичнее, если хочешь не “фэ” тому же советскому сказать.

    Но сделано-то также неорганично, только видения расширены с личных на… общественные – времени гражданской войны! – Так же, как когда Дёма предал и не захотел идти на Железку, и Лёша жертвенно пошёл туда сам – под закадровую музыку, так и когда его по отцовски побил завтрашний муж сестры, Лёша жертвенно отправился опять на Железку – под красноармейскую музыку, а когда его высмеяла (мол, влюбился) Танька, он под свой крик: “Дура!” - движимый высшими чувствами и готовый жертвовать собой не ради себя, под опять красноармейскую музыку встречает реальных буденовцев и идёт с ними на войну. Реальных! И это ночь, а не тренировка днём (как в первых кадрах фильма) к празднованию 55-летней годовщины Октября.

    Уж куда как неорганично. Но не подсознательно ли Давлетьяров применил ту же, что Месхиев, несграбность для выражения обратного переживания – героизм-то и не бывает гармонией окружён, невзгоды одни кругом.

    Так это – ради буденовского видения.

    И не ради него ли в кино сама драка между городскими и поселковыми? Ибо милиционеров Лёша там воспринимает как буденовцев на конях. Тоже несграбно. Высшая сила против низшей.

    Такое неожиданно применение несграбности уже можно подозревать родом из подсознания происходящей. – В самом деле, так ли уж явен рост ностальгии по СССР с 1997 по 2015?

    https://www.cheltv.ru/U-poloviny-rossiyan-nostalgiya-po-SSSR/

    А вот радикально изменить конец из несграбного в рациональный – это уже было дело не подсознания, а сознания.

    И, под буденовский горн, Лёша не уезжает на 10 лет, а рвёт стоп-кран, соскакивает с поезда и бежит (с чемоданом) по шпалам обратно… обгоняемый… буденовцами же. И это ж – видение, а не едут в город из загородной конюшни тренироваться на улицах праздновать 55-ю годовщину Октября.

    Но, поскольку всё же я находил что-то от подсознательного идеала и в “Американке”, то я могу и этот фильм, “Однажды”, счесть художественным.

    Да, плакал-то я над “Однажды” из-за тенденциозности своей. Я, несмотря на оформленный провал коммунизма в 1991 году, остался во мнении, что будущее человечества – новый коммунизм. Потому новый, что будет с добавкой слова “разумным” в старый девиз: “каждому – по потребностям”. В старом потребности были неограниченные, а в новом – разумные. Из-за такой, кажущейся малой, разницы, я, в общем, готов простить лжесоциализм за величие замысла. И тем, подозреваю, совпадаю в Давлетьяровым, который напустил там и сям в своё кино мечтаний Лёшки о “той единственной гражданский” (Окуджава сочинил эти слова в 1957-м, за несколько лет до того, как предал левое шестидесятничество и перешёл в правые. На самом деле гражданская покончила с прудоновский (совсем не марксовой) федерацией федераций – были в стране десятки почти полновластных советских областей до начала гражданской войны. Но мыслилось, что после её окончания всё вернётся на круги своя. И РСФСР так и продолжит развиваться по прудоновскому пути всё большего самоуправления, что и было б настоящим социализмом). Инерция этой мечты о настоящем социализме теплилась до самой контрреволюции 1991 года. Что и отражено в фильме “Однажды”.

    23 апреля 2020 г.

30.04.2020
09:25

Воодушевлённый

    Воодушевлённый ходом мысли о различии декадентства и символизма (см. тут) как сатанизма и некого извода безрелигиозного христианства (да простится мне такое . . .

29.04.2020
09:43

Теоретические нестрадания

    Жаль не записал… Где-то я читал, как полезно, чтоб теория не была проработанной. Тогда её создатель сохраняет свежесть восприятия. Он не несёт перед теорией . . .

27.04.2020
17:25

Ох, уж эта интертекстуальность...

    Все новые поколения требуют “прекрасного прошлого”, раз будущего больше нет, обычного будущего, которое должно наступить, и даже не прекрасного. Подогора. На . . .

26.04.2020
10:02

Неминуемый провал

    Текст, что ниже, огромной трудности для постижения. Но мне так нравится преодолевать трудности, что я уверен, что найдётся ещё кто-то, кому этот пример преодоления . . .

25.04.2020
11:15

Как я разбирался в прошлом

    Меня заставил разбираться в прошлом Дмитрий Быков. Западник (думаю, правильно будет так его назвать). По мне, экстремисту не только эстетическому, но и . . .

22.04.2020
13:34

Бегство от скуки

    Во время сидения на самоизоляции в пандемию короновируса со мной случилась неприятность: как-то не находилась очередная большая книга об искусстве, чтение . . .

21.04.2020
17:55

Два кино в один день

    Два кино в один день – извинительно для карантина. На конец одного я наткнулся на каком-то из каналов ТВ – “Дамы приглашают кавалеров” (1980). Режиссёр Киасашвили . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100