Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
20.05.2012 |
|
||||||||||||
17.05.2012 |
Запретность √ почти единственное, что интересно в выставке Гельмана.
|
||||||||||||
16.05.2012 |
|
||||||||||||
07.05.2012 |
|
||||||||||||
06.05.2012 |
|
||||||||||||
23.04.2012 |
|
||||||||||||
14.04.2012 |
|
||||||||||||
18.02.2012 |
|
||||||||||||
03.02.2012 |
|
||||||||||||
25.01.2012 |
В день рождения Высоцкого памяти его посвящается. Ибо он был враг индивидуализма.
|
||||||||||||
24.12.2011 |
Весёлый Ким средь грустных бардов.
|
||||||||||||
22.11.2011 |
|
||||||||||||
07.11.2011 |
"Елена" Звягинцева и "Цитадель" Михалкова.
|
||||||||||||
28.10.2011 |
Кто опростоволосился: Попов или я?
Недавно я позволил себе укусить Маркса и Ленина за то, что они не предвидели опасности только теперь увиденной глобальной экологической катастрофы от прогресса, от перепроизводства и перепотребления. Надо, мол, было социализм числить наследником Средних веков (устремлённого ввысь христианства), а не Нового времени (нацеленного на гуманизм, вниз). А неучёт, мол, глобальной экологической катастрофы привёл советский социализм к неискреннему стремлению к повышению культурного уровня и к искреннему, но неискренне и плохо упрятываемому, стремлению материального потреблять побольше (что и получалось-то очень плохо из-за глубинной и неосознаваемой всё же ненацеленности на материальную достижительность). В общем, мол, неучёт привёл к империи Лжи. Капитализм в таком сравнении выигрывал, потому что и не притворялся ж самым лучшим общественным строем человечества, и низменную жизнь обеспечивал лучше. Вот и получилось, что правые (прокапиталистические) диссиденты в СССР получили прекрасную возможность весело подкалывать получившийся лживым советский социализм. И вот откуда такое подназвание в книге Евгения Попова ⌠Накануне накануне■ - ⌠несколько кратких историй о к сожалению всё ещё встречающихся иногда в нашей жизни временами всегда отдельных недостатках■. Написано, наверно, в 1978 году. Судя по ⌠эпиграфу■: ⌠Это √ рукопись. Я её нашёл, когда лежал на полу. Я думаю, что не имеет смысла объяснять смысл. Ибо если ты не понял, то смысла нет■. АВТОР. 1978 г. Уже по нему судя, автор √ а может, и не только он √ расхохочется, если узнает о чьём-то (моём) желании его, Попова, кому-то объяснять. Тем не менее┘ Народ теперь малочитающий. На эпиграфы внимания не обращающий. Сам я с Евгением Поповым сталкиваюсь впервые за 33 года его официального пребывания в рядах писателей. Книга 2001 года издания. Сам я сперва не обратил внимания на эпиграф. Я прочёл первый рассказ и┘ осовел. После того, как расхохотался. Но осовел: на кого это автор так бочку катит? И только через несколько рассказов понял √ на советский социализм, так называемый. Лживый. Первый рассказ такой маленький, что имеет смысл его целиком процитировать. Гриша. Миша. Коля. Толя. - Я думаю про писателя, эдакую мерзкую сволочь, прислушивающуюся к своим ощущениям и ляпающую их на бумагу, - сказал Гриша. - Шипящими и сосущими украшайте речь свою, о девушки! √ сказал Миша. - Ты удак, Миша, - сказал Гриша. - Ты удак, Гриша, - сказал Миша. Сам-то я именно так и пишу. Только вот я не пишу художественные произведения. Я прислушиваюсь к себе в связи с только что прочтённым у писателя. В том случае, если что-то мне шепчет, что тут что-то есть. И имеет смысл это вытащить за ушко да на солнышко. И я-то подозреваю, что что-то бывает не у того писателя (нехудожественной литературы), про которого сказал Гриша, а у того, который выдержать не мог, иначе, фигурально выражаясь, сердце у него б лопнуло. И тут не до прислушивания┘ Но были ли такими большинство советских писателей? У которых писательство было работой, средством заработка. Которые жили по девизу Олеши: ⌠ни дня без строчки■, - хоть сам Олеша написал вещей раз, два и обчёлся, зато каких. Впрочем┘ Массовое искусство никто не отменял. И массы от него не отказались с реставрацией капитализма┘ Так, значит, Евгению Попову грозит попасть в вечность: Гриша и Миша √ вечные писатели-технологи. Ремесленники. Хоть и с хорошей порцией самоиронии. Или это у меня больное самолюбие даёт себя знать, обида за оклеветанный, хоть, да, лживый, социализм┘ Совершенно чётко я ощутил у Попова выпад против нелепого социализма после десятого рассказа ⌠Малюля-кулюля, или портрет инвалида II группы, владельца инвалидной коляски с мотором■. Фабула √ ⌠Массовая телефонизация в первом поколении■. Сюжет. Прогресс настолько продвинулся (а отставание от западной массовой телефонизации на четверть века, наверное), что (за взятку) главному герою (рядовому человеку) установили дома телефон. А всё ж (при социализме, понимай) плохого качества. Вот и телефонная станция барахлит: часты неверные соединения. И чуть не всем же телефон √ в диковинку. И любое соединение вообще √ в диковинку. И абы куда люди звонят. И абы зачем. И разозлили. И очень нахамил герой очередной шутнице. А та звонила по инициативе его любимой. И той передала, что услышала. И любимая на свидании бросилась с моста в реку (пловчиха). А герой засуетился, и┘ под машину попал, оказался, в итоге, инвалидом. С коляской (проклятый прогресс!). За который заступился автор: ⌠АВТОР. В деле владельца инвалидной коляски с мотором, инвалида II группы [ёрничает автор, обратно названию всё нелепо длинно повторил], имелось множество других документов [нелепая подробность которых┘ о, боже!], а также магнитофонных записей [вон как прогресс шагнул √ и в милицию; эти записи √ по поводу скандала в пивной, затеянного инвалидом от рассказывания собутыльнику истории с телефоном]. Хотелось бы описать инвалида всего, с тщательностью, достойной Пруста, Джойса, Катаева и всех других писателей, в том числе и советских [прорвалась и ⌠в лоб■ антисоветчина]. Но, к сожалению, - это невозможно. И дело, и инвалида съела гоголевская свинья■. В своей темноте мне пришлось лезть в Интернет, чтоб усечь суть подколки. Это √ эпизод из главы о Коробочке, ходячей эмблеме российской отсталости. (Что Гоголь в ⌠Мёртвых душах■ выступает против прогресса, - см. тут, - того автор, не ведающий о губительности прогресса и через 15 лет после выхода в печать книги Медоуза, не знает.) Я и сам до недавнего времени не знал касательно прогресса ни про Медоуза, ни про Гоголя. Но в 1988 году уже знал про угрозу глобальной экологической катастрофы впереди и про необходимость застоя вместо прогресса - тоже. А Попов данный рассказ написал, видно, в 88-м году, судя по такому тексту и сноске: ⌠⌠Ты не спишь, малюля?■ - ⌠Я не сплю, кулюля!■ - А что ты делаешь, малюля?■ - ⌠Я читаю■. √ ⌠А что ты читаешь?■ - ⌠Я читаю книгу ⌠Архипелаг ГУЛАГ■1. 1 А вот это ни к чему. Есть вещи, над которыми нельзя шутить. По крайней мере были, когда я лежал на полу. АВТОР. 1988■.Отсюда (из ⌠По крайне мере были■), правда, следует, что к году, по крайней мере, первого издания книги (1993-му) автор уже понимает, что стараниями его единомышленников Россия √ реставрацией капитализма √ схлопотала себе тоже нечто вроде ГУЛАГа. Впрочем, на форзаце книги 2001 года издания (ну не без ведома ж автора) помещена такая картинка. Детским (не автора всё же?) почерком написано: "Граждане, послушайте меня! Нечего зря Бога гневить, были на Руси времена и покруче: иго, Сталин, коммунисты, водка, плётка, пулемёт┘ Умоляю, возлюбите друг друга, иначе всем придёт хана, и крышка в небо захлопнется окончательно. Ваш Евгений Попов". Это уже возвращает автора к моему ⌠словно Средние века, нацеленность ввысь■. Только у меня без Бога (настоящий социализм, в пику лживому), а у него √ с Ним. Так это всерьёз, или просто фразеологизм, вроде ⌠ей-богу■? Может, и фразеология, раз ⌠крышка в него [небо]■ и раз возлюбить предлагает не Бога всё же, а друг друга. Ибо, понимай, раскол как был √ с Петра Первого начиная √ так и остался. И потому и в 93-м и 2001-м имеет смысл публиковать эти рассказы. ⌠ДОНОС (зачёркнуто, но исправленному верить. АВТОР). ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Настоящим я, владелец индивидуальной коляски с мотором [персонаж явно привержен прогрессу, но √ по инерции уже], инвалид II группы, доношу на прогресс, науку, телефон, русских и евреев. Степень вины всех последних в вышеуказанном перечне пускай определят компетентные органы■. Сейчас же тоже для патриотов коллаборационизмом проамериканским веет в России. К тому ж и в союзе с традиционализмом иные патриоты, то есть √ против прогресса. Но уж где точно нужен бы прогресс √ это в культуре. Каждый рассказ у Попова кончается однотипно отстранённо от происходившего выше концовки. Пусть и шутят в концовке ⌠культурные■ персонажи, но┘ ⌠- Товарищи и граждане! Ваши руки лезут ко мине у брюки. Рупь кладут, два берут. Пройдёмте, граждане, приехали, конец, как писал певец, и я вас заберу, насидитесь у меня, нахлебаетесь, потому что я √ народная дружина, - сказал непотребный Светланы Викторовны хахаль и муж, бывший спортивный тренер Витенька Лещев-Попов. - Виктор, сгинь, - сказал Гриша. - Отвали, плешь, - сказал Миша. - Не воняй, Витёк, - сказал Коля. - Хамы, - резюмировал Толя. - Это кто хамы? √ вдруг обозлилась не совсем трезвая Светлана Викторовна■. И от доносов надо отходить, и от хамства. Грустно, читатели! Видите ли вы уже, сквозь видимый миру смех, невидимые слёзы? Если не видите, перечитайте книгу сами и попробуйте прочесть двенадцатый рассказ, ⌠Удаки■. В нём переписаны все нарочито хамские концовки из десяти предыдущих рассказов, а первый, выше весь процитированный, - тоже переписан весь. Признаюсь: я, это заметив, не стал перечитывать. Надо по сей день слишком ненавидеть советскую власть во всех её проявлениях, чтоб это читать и эстетически наслаждаться тем, как Попов умеет ненавидеть: мягко выражаясь. Для меня советская власть √ это моё детство. Одного этого хватает┘ И, максимум, выбор взрослой души посильно драться с этой властью, всё равно своей, драться каждый день √ за её очищение от скверны. Пусть эта драка и окончилась поражением. 30 сентября 2011 г.
|
||||||||||||
17.09.2011 |
|
||||||||||||
25.08.2011 |
|
||||||||||||
06.08.2011 |
Грис, художник "подлинной действительности".
|
||||||||||||
21.07.2011 |
|
||||||||||||
06.07.2011 |
|
||||||||||||
12.05.2011 |
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"