Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
22.11.2011 |
|
||
07.11.2011 |
"Елена" Звягинцева и "Цитадель" Михалкова.
|
||
28.10.2011 |
Кто опростоволосился: Попов или я?
|
||
17.09.2011 |
|
||
25.08.2011 |
|
||
06.08.2011 |
Грис, художник "подлинной действительности".
|
||
21.07.2011 |
|
||
06.07.2011 |
|
||
12.05.2011 |
|
||
21.04.2011 |
|
||
11.04.2011 |
Не духом единым?.. Или не хлебом?..
|
||
05.03.2011 |
|
||
19.02.2011 |
Блок - хапанию. Да простят меня-выскочку читатели мои, но у меня есть совершенно оригинальное понимание символизма, описываемое поговоркой: не согрешишь √ не покаешься, не покаешься √ не спасёшься. И можно ли согласиться, что в этой стратегии есть что-то от умиротворения? √ По-моему, можно. Всё-таки как-то примиренными оказываются грех и спасение. И это √ символизм, такой, казалось бы, неведомо куда порывающийся┘ И √ умиротворение. А вот самоцитата (см. тут) о Зинаиде Гиппиус, которая тоже очень довольна жизнью, потому что умеет получать положительные эмоции от мига (импрессионизм): ╚О милая и строгая природа! Живу с тобой, потом умру с тобой... В душе моей покорность - и свобода. Свобода - от людей, от их религии, от их институтов, установлений. Потому что, если живешь для людей, то все после меня - остается людям. А если наоборот,- жить для себя,- тогда ⌠умру с тобой■, т. е. умру со всем вне меня моим миром вместе. После меня никакого (для меня) мира не будет и, значит, меня вообще ⌠после■ - не интересует, т. е. мира не будет в ⌠моем■ смысле╩. И вот на умиротворении символист Блок с импрессионисткой Гиппиус мог рассчитывать сойтись, когда грянула Первая мировая война. И он посвятил ей стихотворение:
Первая мировая война началась 1 августа объявлением России Германией войны. 28 июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии, 2 августа Турция объявила общую мобилизацию, 3-го Германия объявила войну Франции, 4-го √ Бельгии, 4-го Англия, Южно-Африканский Союз, Новая Зеландия и Австралия √ Германии, 5-го Черногория √ Австро-Венгрии и Канада - Германии, 6-го √ Австро-Венгрия √ России, Сербия и Черногория √ Германии, 10-го Франция √ Австро-Венгрии, 12-го Англия √ Австро-Венгрии, 23-го Япония √ Германии, 24-го Австро-Венгрия √ Японии, 27-го Австро-Венгрия √ Бельгии┘ Прошёл месяц и неделя. Все (╚Рождённые в года глухие / Пути не помнят своего╩) охвачены патриотическим подъёмом и шапкозакидательством (╚гул набата╩). А у глядящего глубже Блока (и, он надеется, она способна понять его, у Гиппиус) в сердце ╚роковая пустота╩. Хорошо было воспарять в сверхбудущее добро через преходящее зло в прошлые (╚Испепеляющие годы!╩), в словах, пусть и имея опыт блуда в кабаках (╚Безумья╩) и вышагивания с красным флагом впереди демонстрации в революцию 1905 года (╚надежды весть╩). Когда грянула предвидимая катастрофа для всего человечества, стало каламутно на душе за прошлые шалости со злом (╚дети страшных лет России╩, то есть годы русско-японской войны и революции 1905 года), - шалости со злом ради добра (╚В сердцах, восторженных когда-то╩). Теперь же стало нехорошо (╚немота╩). Плохо может кончить человечество √ погибнуть. От простого желания хапать друг у друга колонии или социальные привилегии. Как давеча Маньчжурию или Манифест. √ Видели: ну очень много жертв. Другие армии стали, миллионные, другое оружие. И то воевали только две страны, и революция шла только в одной стране. Теперь же √ за месяц уже 13 стран, не считая подвластных колоний. И дерутся не символисты, а люди реальности, не с дальней целью за злом √ добро┘ И этот нюанс ЕСТЬ в тексте стихотворения (ибо является частью текста дата его сотворения). Есть. В качестве так называемого минус-приёма, всем известного √ из-за даты √ обстоятельства. Символистов призовут на фронт, и они погибнут, - думается в
реалистическом плане. Но они не были б символистами, если б сочли эту смерть
как принудительную и восставали б против неё. Они, оставаясь в своём амплуа
жертвенности, свою смерть приемлют. Ради √ беспомощно звучащего √ моления, что
оставшиеся в живых автоматически станут лучше (╚достойней╩). И √ от
этого столкновения бывших заоблачных мечтаний и нынешних реальных обстоятельств
√ озаряет вывод: оставшиеся в живых станут лучше тем, что просто перестанут
хапать. Как представляется в христианстве царство Божие после
Апокалипсиса настанет, так лучшее будущее на планете начнётся после
мировой войны. Она да будет наш последний и решительный бой с привычкой к
бесконечному прибавлению собственности. Не сверхбудущее это, а исторически
ближайшее будущее. Как думали и большевики, имея в виду скорую-прескорую
Мировую Революцию, беря власть в руки в октябре 1917-го, из-за чего Блок революцию
и принял. Не учтя, что смена собственности это опять хапание, опять ╚Кровавый
отсвет в лицах╩ будет. Но вернёмся к есть. Есть то, - по идее произведения, осознанной как не
сверхбудущее, - что оно не символистское (раз историческое будущее воспевает и
√ с жертвенностью), а какое-то трагико-героическое. Обычное дело, между прочим. ╚В лоб╩ написанное ╚боже, боже, / Да узрят царствие твоё!╩ ассоциируется ж с христианским сверхбудущим, аналогичным символистскому идеалу. Но, будучи написанным ╚в лоб╩, оно, символистское, оказывается одним из пары противоречий, тогда как катарсис от столкновения противоречий будет же что-то третье и, получается, не символистское. Символистским, кстати, оказывается финал жизни Блока. От кровавости того, что произошло после почти бескровной самой Октябрьской революции, он зачах. Умер, так и не сделав своей смертью нас, хапающих, ╚достойней╩. Правда, не всех. Высоцкий применил строчку из этого антихапательного стихотворения Блока в своём антихапательном (см. тут). Парадокс только в том, что Высоцкий этим стихотворением
перешёл, наоборот, из трагико-героической фазы своего творчества в как бы
символистскую, с идеалом в сверхбудущем. * 27 декабря 2010 года, когда я написал эту заметку, я услышал в прямом эфире заключительное слово Путина на заседании Госсовета, посвящённом грандиозной драке, учинённой в Москве на Манежной площади с ОМОНом из-за отпущенных из милиции участников другой драки, кавказцев с русскими, в которой один из русских был застрелен. Путин сказал приблизительно следующее. Вы, все здесь присутствующие, жили в СССР и помните, что там такого не было. Почему? Потому что был социализм, которым гордились перед миром. А что теперь? √ Россияне. Что-то этим не гордятся. И я подумал, а вот взяли б национальной идеей укор-модернизацию. Укор россиян другим народам за прогресс ради потребления. Мы, мол, не отстанем, чтоб нас не погубили как нацию более прогрессивные соседи. Но мы предупреждаем, что понимаем гибельность прогресса. Из-за перепотребления. Или из-за третьей, на этот раз ядерной, мировой войны за потребление, скажем, воды, которой скоро станет не хватать, если прогресс не остановим. И после каждого успеха нашего в модернизации мы будем гордиться не повышением уровня жизни, а гордиться будем за очередной удавшийся укор, что нас не слушают, ибо надо договориться и перейти к застою. И нам, а не кому-нибудь, будет принадлежать честь, что мы внесли наибольший вклад в дело договора. А он свершится, если человечество не хочет погибнуть. Думаю, души Блока и Высоцкого кивают мне, когда я это пишу. 27
декабря 2010 г.
|
||
10.02.2011 |
Новые левые - мальчики бравые.
|
||
31.01.2011 |
Левизна как материальное самоограничение.
|
||
24.01.2011 |
|
||
24.01.2011 |
|
||
29.12.2010 |
|
||
19.11.2010 |
Как Гордон наводил тень на плетень.
|
||
06.11.2010 |
Михалков (курсивом) и Чехов (жирным курсивом).
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"