TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.04.2019
14:11

Филатчев и Фейгин

    Всё началось обыкновенно, когда не о чём писать и ищешь. – Я открываю Манина “Русская живопись ХХ века” на очередном художнике… описании картины… и читаю: "…в . . .

11.04.2019
12:15

Про пассионарных

    Есть такой философ Н.Н. Александров. Он утверждает, что Ленин в своём единственном философском труде “Материализм и эмпириокртицизм” капитально не понял Маркса . . .

03.04.2019
15:57

По поводу юбилея Юрия Бондарева

    Любопытно. (Читательский поток сознания) Любопытно, замечу ли я что-то необычное в произведении так называемой лейтенантской прозы? “Горячий снег” (1970) Бондарева. . . .

01.04.2019
10:03

Должен

    Плохое это состояние – долга. Когда не чувствуешь потенциала долг выполнить. Долг – это необходимость истолковывать для себя и других произведение художника, . . .

30.03.2019
19:30

Но какая прелесть!..

    Что меня восторгает – это возможность встроить точкой в Синусоиду Изменения Идеалов очередную вещь. Пушкина. Не беда, что я вторичен: пользуюсь чужой мыслью. (Я ж . . .

25.03.2019
11:35

Глубже...

    Н. Н. Александров, у которого я почерпнул много мыслей, с Малевичем всё-таки ошибся – что тот космист, космист в смысле проектности, непременного признака такого . . .

25.03.2019
09:52

Шутя ли...

    Читаю какую-то оптимистическую вещь – “Как мы бомбили Америку” (2007). На каждой строчке “я”-повествователь посмеивается надо всем американским. И мне почему-то . . .

24.03.2019
11:27

В молоко попал

    Я живу в маленьком городе маленькой страны. В главной библиотеке его есть русскоязычный отдел. И он, наверно, самый большой в стране. А иногда, думается, и качественный. – Мне несколько месяцев подряд удавалось там получать книги из списка книг, свежепремированных в России авторов. Но. Это всё-таки впечатление. Ибо по сути отдел вдоволь обеспечивает развлекательной литературой.

    Страна, в общем, мещанская, и такой профиль русскоязычного отдела соответствует воспитанию в человеке потребителя. Соответственна и одна моя находка на улице. (Здесь принято аккуратно выкладывать на тротуар – а они тут из-за суши, наверно, всегда чистые – ненужные вещи и еду.) Так вот раз я подобрал книгу Татьяны Толстой “Ночь”. И получил удовольствие. Не то, какое испытывают читатели развлекательной литературы. И даже не эстетическое удовольствие. (Его испытывают от исключительно хорошо сделанного.) Я испытал озарение от постижения художественного смысла рассказов в этой книжице. И, это надо обязательно подчеркнуть, художественностью я считаю акт общения подсознаний автора и восприемника по сокровенному поводу. Озарение – другой акт, акт не действия, а последействия искусства. (Я почти всегда при слове “искусство” понимаю неприкладное, которое одно только и способно организовать общение подсознаний. Прикладное – просто усиливает знаемые переживания, и я, экстремист, его потому считаю второсортным. А уж развлекательное и вовсе… третьесортным.) Так удовольствие от книги Татьяны Толстой – это очень приблизительная характеристика. Мало ли от чего можно получить удовольствие.

    А находить художественные произведения (в том, моём, смысле) очень трудно. Так вы, читатель, должны понять, как я обрадовался, увидев на рекламной полке указанной библиотеки фамилию Татьяны Толстой. Но. Там оказалось написано: “Татьяна Толстая рекомендует". – Я всё равно книгу схватил. Она была такая же чёрная, как та “Ночь” (Толстая – ницшеанка, а этой идеологии чёрное соответствует.). Называлась книга соответственно: “#черная_полка”. А кто автор, еле можно было прочесть – так серая тонкая надпись терялась на чёрном – Мария Долонь.

    Не глядя я взял книгу домой. А там понёс её на набережную – читать, греясь на зимнем солнышке. Получать удовольствие. И – облом. – Это оказался детектив.

    Но писать статью я начал из-за предварения Татьяны Толстой. Она описала наслаждение, которое она получила (не то, что от РЖД) от поезда Лондон – Эдинбург: мало что тепло (а на улице зима), чисто и светло (а за вагоном слякоть и темень), так ещё на подушке лежит… детектив. И Татьяна Толстая поёт дифирамб детективу. А так же представляет коллективного автора этой вот вещи: “Нелли Абдуллина, Наталия Звёздкина, Татьяна Лебедева, Наталья Порошина, Елена Рыкова. А вместе – Мария Долонь”.

    Детективы меня злят в принципе. За загадочность и недопонятность, которые для неприкладного искусства я считаю признаками следа подсознательного идеала автора. Они-то в детективе сделаны без всякого участия подсознания и для возбуждения интереса. Я аж в произведениях ожидаемых как прикладное искусство, натыкаясь на интересность чтения, начинаю бояться, что книга – то, что есть ерунда-по-моему.

    И вот я уселся на скамейку над морем. Под зимним солнышком. А читать… нечего-по-моему. – И я разозлился на Татьяну Толстую политически.

    Ведь она сработала на оболванивание людей. На воспитание их потребителями. Что, да, и требуется для капитализма. А Толстая как раз либералка. И нет никакого противоречия в её поступке.

    А я – политически противоположный ей человек.

    Так, поскольку моя ей противоположность, имеет тонкие идейные особенности… А они – общеинтересны, не в пример политике… То стоит их описать подробно.

     

    Если диалектика права в формуле: “тезис + антитезис = синтез”, где синтез похож на тезис, - то можно сказать, что гомо сапиенс сапиенс, чем начал, тем и кончит.

    Причём имеется в виду не конец истории по, говорят, Фукуяме. Капитализм-де – последняя общественная формация, и дальше развития не будет. (Не в том смысле не будет, что человечество себя убьёт, а просто наступит общественный застой. Может, вместе с техническим. И тогда понятен парадокс Ферми – молчание Вселенной. Просто неинтересен суперразвитым никто, кроме себя. Суперэгоизм. Что соответствует вечному капитализму.)

    Фукуяма – если он автор мысли – не сообразил, что неограниченный материальный прогресс неминуемо приведёт к глобальной экологической катастрофе со смертью человечества, не способного отказаться от неограниченного Потребления, т.е. – от капитализма.

    Множество так называемых бутылочных горлышек, через которые человечество прошло (и потому сохранилось), тихо шепчет о другой мысли: что человечество откажется от Потребления и капитализма. И опять выживет.

    Неограниченность-то ему нужна. И она будет. Только не материальная, а духовная. Люди будут жить искусством. Тем, что, собственно, человека и породило (и в том – торжество диалектики).

    Как так, спросите?

    А так.

    Люди произошли из трупоедов-мутантов.

    У трупоедов был инстинкт “не убий”. По отношению к млекопитающим. Они просто ели объедки за крупными хищниками. Но вот мутантов можно было заставить убивать.

    Мутация была в том, что рождались недоношенные. И черты недоношенности сохранялись до взрослого состояния. Это была бесшёрстность и другое. Главное же – внушаемость.

    И вот в тугие времена шерстистые внушатели внушали бесшёрстным самцам взять и убить, а бесшёрстным самкам – отдать младенца на съедение стаду.

    Стресс. И против интереса стада – нельзя, и отдать-убить ребёнка – нельзя.

    Все животные от стресса умирают, в конце концов. А эти – выжили. Искусством.

    Они бросались в нечто третье, не запрещённое. В условное. Например, один – просверливал отверстие в ракушке, другой – то же в другой ракушке. И т.д. А один брал и протягивал через все ракушки жилку. Получалось ожерелье. Его увидев, мог впасть в ступор сам шерстистый внушатель. И – младенец спасён. А у авторов появилось контрвнушение. Иначе – вторая сигнальная система. Они стали людьми. Особенно, когда это закрепилось удиранием бесшёрстных внушаемых (но с контрвнушением) от шерстистых внушателей (но без контрвнушения).

    Экстраординароность и огромная многозначительность связана с первыми произведениями искусства. Людям стало необходимо вводить себя в условный стресс и условно же его преодолевать. Это то, что называется испытательной функцией неприкладного искусства. (Больше ни у чего на свете нет такой функции.) И оно охватывает всего человека, включая и подсознание (то даже в первую очередь, когда искусство неприкладное).

    Оно из-за этой всешности способно в будущем заменить страстной условностью страстную реальную жизнь (какой-то труд всё же, где роботы не справляются, ну и продолжение рода).

    Так надо, может, уже сейчас как-то нацеливать большинство на умение постигать это неприкладное искусство – жить в искусстве сотворцом, если не творцом. Но – это, грубо говоря, антипотребительская, антикапиталистическая деятельность.

    Такая либералка, как Татьяна Толстая, - человек глубокий, - понятно, что должна занимать противоположную позицию. Выпячивать вперёд третьесортное искусство – развлекательное.

    Что она и сделала книгой “#черная_полка”.

    А я, взяв эту книгу в надежде, что найду художественность, попал в молоко, как говорится.

    13 марта 2019 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
341745  2019-03-24 11:28:15
Воложин
-

13.03.2019
16:18

Меня грызёт сомнение

    Правильно ли я вывел, что художник Жилинский – певец абы какой жизни, лишь бы она была индивидуальной и ближе к естественной, животной – автоматической? Не . . .

12.03.2019
13:18

Моне и монотема

    Странно. Я многие сотни статей написал о разных художниках, а отдельной статьи о Моне у меня нет. Хоть он – моё наибольшее впечатление от 6-го Всемирного фестиваля . . .

08.03.2019
16:33

Честность как приём

    Есть такой способ: если быть очень честным, то что-то сто`ящее может получиться. Вот и начну признаваться… Толкуя произведения неприкладного искусства с целью . . .

28.02.2019
17:10

Опять о Булгаковой

    Я где-то читал, что открытием передвижников была театрализация. Театр очень понятен сам по себе. А передвижники болели за несчастный народ. Им понятность была . . .

27.02.2019
15:04

Туго иным с Тугариновым

    Гнилой интеллигент – так я кляну себя за принципиальность, когда начинаю толковать то, что толкованию не подлежит – прикладное искусство. Особенно – . . .

26.02.2019
12:32

Я спросил себя...

    Я спросил себя: “Почему меня не тронул фильм “Полёты во сне и наяву””? (Он 1982 года. А сегодня 75 лет со дня рождения Янковского.) И ответ у меня получился неверный . . .

25.02.2019
14:23

Как Мережковский наврал на Леонардо да Винчи

    "…надрывный крик о синтезе, но нет самого жизненного и познавательного синтеза”. Бердяев Читатель, я в растерянности. Я завожу разговор об очень скучной . . .

24.02.2019
14:56

Попробуем...

    Написать что-то дельное о фильме Тарковского “Зеркало” (1974), когда ничегошеньки в голове нет (я вчера пересмотрел этот фильм)… Поражаюсь, на себя… Когда я его . . .

22.02.2019
15:45

Неуёмный

    Неуёмный это я. Мне мало, что удалось объяснить несколько абстрактных картин Ольги Булгаковой в серии “Архаизмы”. Остались необъяснёнными несколько. А это . . .

16.02.2019
16:22

Грош мне цена

    Вот прочёл рассказ и ничего связного о нём не могу сказать. Почему? – Я боюсь, потому, что у меня литературоведческое самообразование, а не образование. Мало того, . . .

15.02.2019
15:29

Три преступления против культуры

    Одно – сбит барельеф Мефистофеля с какого-то дома в Петербурге. https://ria.ru/20150827/1211329474.html Другое – украдена картина Куинджи "Ай-Петри. Крым" (1898 – 1908) . . .

13.02.2019
21:00

Лучше всех!

    Грусть-тоска меня съедает. Потому что выродком иногда себя чувствую. Ну в самом деле… "…зорко подмечаемые детали…” (Немзер. Литературное сегодня. О русской . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100