TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.02.2019
13:08

Была не была. Попробую.

    Недавно прочёл объяснение своей настырности:

    "Наиболее катастрофичен для судьбы конкретного человека и порочен для повседневной жизни феномен незаметной трансформации привычек, верований, концепций и заблуждений в индивидуальную форму социальных инстинктов. Каждому приходилось сталкиваться с непоколебимой убеждённостью стариков… Мозгу человека легче и удобнее пользоваться своим или чужим убеждением… чем растрачивать драгоценную энергию на рассудочный анализ” (Савельев. https://e-libra.ru/read/375197-nischeta-mozga.html).

    За десятки лет я привык к тому, что передо мной раскрываются ранее непонятные произведения искусства или того, что так называют. И вот – абстрактные картины Ольги Булгаковой… Загадка.

    А мне случилось понять первое абстрактное произведение Кандинского (тут) и одно-два, на выбор произведения Поллока (тут).

    Поллок живописал тогда, когда марксизм в советском изводе стал всё больше демонстрировать свою беспомощность в объяснении перспектив общественной жизни, перед смертью Сталина, пусть и победившего фашизм, но, похоже, не столько из-за веры народа в коммунистическое будущее, сколько из-за менталитета народа, которого веками невозможно победить. До войны перспектива оказалась ясной из-за краткосрочности: ожидалась война и надо было к ней приготовиться. Это не то, что предвещал марксизм. А после войны почти ничего не изменилось – теперь надо избежать ядерной войны. А где ж коммунизм? Теоретическая книга Сталина “Экономические проблемы социализма” что-то не указывает пути к нему. Надо, мол, совершенствовать то, что названо социализмом. Отказываться от колхозной собственности, переходить с денежного обращения на продуктообмен. Сталин "нацеливал на сдерживание авантюрных призывов немедленного перехода к отношениям высшей фазы коммунизма, на всемерное использование сложившихся отношений, но и без отката "назад"” (https://kprf.ru/pravda/issues/2015/21/article-50589/). – Это было мерами местного значения, а не перспектива человечеству. – Всего этого Полок не думал и не знал, но чуял, что с наукой о социальной организации дело швах, и сосредоточился на организации пятен краски. Например, нечто одно и то же, а… бесконечно разнообразно. Организован… хаос. Он предчувствовал всплеск новой, тонкой организации… рынка (который стихиен же). Как факт, до 2008 года такого большого кризиса, как в 1929-м не было.

    Абстракционизм Поллока был оптимистическим.

    Такой оптимизм не мог нравиться Ольге Булгаковой после ужаса реставрации капитализма в России в 90-х.

    А вот абстракционизм Кандинского, левый, так сказать, ей больше годился.

    Почему левый?

    Потому что Кандинский истошно кричал своим абстракционизмом против воинствующего капитализма, сделавшего валютой даже живопись. В ненависти своей он стал рисовать беспредметность да ещё и такими красками, которые сами по себе не привлекают внимание. (Это я говорю о первой абстрактной картине Кандинского, 1910-го года, без названия.) Не мог он предположить, что мерзкий капитализм и этакую каляку-маляку сделает ценностью, и по-прежнему это будет аналогом валюты.

    Но это было “фэ” обществу. И Ольге Булгаковой, ужасавшейся в 70-х лжесоциализму (победившему левое шестидесятничество), а теперь ужасающейся лже-, что ли? капитализму, захотелось вернуться к началу ХХ века.

    Пока она ужасалась лжесоциализму, требовалось обращение к народу, требовалось в картинах СОДЕРЖАНИЕ. Теперь, получалось, нужно наоборот.

    Признаюсь, что всё вышенаписанное у меня зародилось от таких слов художницы:

    ""Архаизмы” — это серия абстрактных холстов, над которой я работала в течение нескольких лет. Человек всегда меняется на протяжении жизни, потому что мир вокруг нас очень изменчив. Мое субъективное восприятие, представление о творчестве, выбор тем, конечно, подвержены изменениям — этот процесс неизбежен. В какой-то момент содержание, которое мне было очень интересно в ранние годы моей работы, вдруг показалось излишним. Захотелось работать с другими категориями — не в категории сюжета, а с более вневременным. И тогда появились “Архаизмы”. Отчасти это действительно обращение к первоосновам, вечным содержательным моментам жизни. Кроме того, само отношение к абстрактным формам в наше время изменилось. То, что было революционно в начале XX века, сейчас стало, вольно или невольно, архаизмом” (http://didigallery.com/data/Text_zal.pdf).

    Но совсем от содержания Булгакова отказаться не смогла, что выражается в том, что своим опусам она стала давать содержательные названия.

    Первой по дате создания является (из найденных мною в интернете) такая картина.

    Булгакова. Ностальгия I. Из серии “Архаизмы”. 2002. Холст, масло.

    Из-за преобладающего красного, я, бывший стихийным левым шестидесятником, какой была б и Булгакова, родись она раньше, ассоциирую красное в картине с ностальгией по прежнему обществу, неконтрастному всё же. Надо было просто из купели вылить воду-тоталитаризм, а выплеснули с водой и ребёнка – неконтрастное общество. И потому я по былому тоскую, хоть называл его Империей Лжи. И Булгакова, думаю, как-то тоскует. – Вон и греческую "сигму" (Σ) вставила. Этой буквой в математике обозначают сумму. Коллективизм, понимай. – Не ахти какие красивые оттенки красного. – Ну так это ж был всё-таки лжесоциализм, а не социализм…

    Второй по дате и названию является картина такая.

    Булгакова. Ностальгия II. Из серии “Архаизмы”. 2002. Холст, масло.

    Красных сменили как бы белые. И – с воодушевлением. Я, например, не мог противостоять (слушать тут) прелести песни "Всё теперь против нас" (подставляя под уход белых уход своих, "дравшихся" в 60-х за спасения социализма, будучи левыми шестидесятниками).

    А без подставления… – Как-то блекло. С намечающейся чернотой. (Раньше-то право на труд было обеспечено железно… А что будет?..)

    А чёрное взойдёт солнце рынка, совсем не организованного, как на Западе, через почти 4 века после первичного капитализма там.

    Булгакова. Гравитация II. Из серии “Архаизмы”. 2003. Холст, масло.

    А чтоб не было похоже на иллюстрацию заранее знаемого, облакам приданы линейные очертания.

    Булгакова. Ностальгия III. Из серии “Архаизмы”. 2003. Холст, масло.

    Красное не было побеждено совсем ("социальное государство" вписано в Конституцию и Путин старается придерживаться этого курса). Белое тоже не победило (дерьмократией стало называться, а предприниматели понимаются как злодеи). – Чёрно от этого. – Прямоугольники как смесь непримиримых субстанций в расколотой стране.

    Но вообще я подозреваю, что всё обращение к абстрактности сделано от головы*, а не от подсознания. Художник, то есть творец, выражающий свой подсознательный идеал, кончился в Ольге Булгаковой. По крайней мере, на время тех бед батыевого масштаба, какие навалились на страну.

    Это – картины прикладного искусства. Приложенного к общим нерадостным соображениям о том, что случилось со страной в последнее время.

    10 января 2019 г.

    *- “…в “Ностальгии” 2004 года

     

    Булгакова. Ностальгия VII. Ностальгия VIII. Серия “Архаизмы”. 2004.

    знаковое и театральное существуют уже в качестве рудимента: плоскость внизу полотна собирается складками, напоминая о своем матерчатом происхождениии, это, в свою очередь, отсылает к теме театра.

    В серии “Архаизмы” никаких “головных” ассоциаций нет: это чистое, беспредметное переживание геометрически нарезанного, взятого в различную светосилу цвета. Почему, собственно, архаизмы? И почему заголовок серии – “Ностальгия”? Наверное, это ностальгия по простоте пратворения, когда твердь нарезалась простыми ломтями, цвет рождался из света, а в формообразовании ощущались самые простые, исполненные изначального смысла архетипы – ступени, врата?” (Александр Боровский. http://bulgakova-sitnikov.com/ru/bio-and-articles/olga-bulgakova-access-code.html).

    - Рациональное толкование, как у меня, лишает художественности как чего-то, постижимого ну разве что единицам. Вот и мутят искусствоведы.

    14.01.2019.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
341225  2019-02-01 13:09:05
Воложин
-

31.01.2019
11:10

Мысль в голову пришла

    Мысль такая: если кто уверился, что абсурдна вся Эта жизнь, то надо её заклеймить, выставив напоказ всю её абсурдность. Ведь это ж ерунда – группировать людей по их . . .

29.01.2019
22:02

По цепи извращений

    Извращениями занимается Дмитрий Быков (“Время потрясений 1900 - 1950” М., 2018. С. 28). Пишу это авансом. Потому что уже несколько раз ловил его на них. И думаю, что и теперь . . .

28.01.2019
13:42

Уж и не знаю, как начать.

    Уж и не знаю, как начать писать… Хронологически попробую. Потому что я так и не смог найти автора… Сперва я прочёл у Алексея Варламова в романе пронзительную . . .

25.01.2019
09:06

О песнях Высоцкого цитатами из Богданова

    Самодеятельный критик: Вы знаете, что такое художественный смысл? Кандидат филологических наук: Нет. Разговор без свидетелей. Богданов – главный поначалу . . .

23.01.2019
15:56

О господи...

    Блаженны верующие… А мне – не на что надеяться. Я прожил жизнь, так и не узнав взаимной любви. Ну хорошо, я невзрачен внешним видом. Но Тургенев-то был красавец. Ан . . .

22.01.2019
13:08

"Фэ" Булгаковой

    Это – второй заход в попытке “понять” художницу Булгакову. Булгакова. Гоголь. 1980. Холст, масло. Булгакова. Гоголь. 2008-2009. В первом я сам себя стращал, что . . .

17.01.2019
14:17

Быков и Гоголь

    Происхождением этой статьи я обязан Д. Быкову и тому факту, что я ещё не разбирал “Страшную месть” (1831) Гоголя. Быков нечто высказал, используя цитату из “Страшной . . .

16.01.2019
18:08

Вредина

    Это я про себя – вредина. Понравилась картина – Кораблёва. Зимний вечер. 2018. Холст, масло. ну так хвали. Я было поначалу и вознамерился. Стал всматриваться, чем это . . .

14.01.2019
20:54

То же, но в чём-то не то.

    Я вынужден повторяться. Потому что имею слишком оригинальное воззрение на искусство и слишком неизвестен, вообще-то, а публикуюсь в ограниченном количестве эл . . .

11.01.2019
19:05

Искренний Юдин

    На днях в фейсбуке у меня случился такой разговор: "- …народ и Сталина любил. Попробовал бы он не любить. - Воображения у вас не хватает. Сталина любили. Вы, . . .

10.01.2019
13:14

Духовное или душевное?

    Идеалистом, наверно, можно считать того, кто повышенно ценит духовное. Именно духовное, а не душевное. Потому что душевное не относится крайне негативно к грехам . . .

08.01.2019
17:06

Разлетелись

    От лицезрения провалов революций в XIX веке в Западной Европе и так и не начавшейся революции в России некоторые художники пришли в ТАКОЕ отчаяние, что стали . . .

04.01.2019
14:38

Вы как хотите...

    Вы, как хотите, а на меня эти слова Александрова производят как бы гипнотическое действие: "…неживое в модерне живёт активно, а живое мертвеет и застывает . . .

03.01.2019
14:33

Гоголь в трансе

    Близится Новый Год. Как его встречать? – Надо попробовать писать статью о гоголевской повести “Ночь перед Рождеством”. Я не уверен, что я её читал, но почти . . .

02.01.2019
16:41

Лишь Россия живёт вопреки или со всеми что-то неладно?..

    С реставрацией капитализма в России я заметил, что стал не моден историзм. Наверно, из-за свержения с пьедестала почёта исторического и диалектического . . .

25.12.2018
17:16

Живописные аналоги победного Высоцкого

    Хоть плачь… Когда я иллюстрировал мысль о мажорной пастозности художника Игоря Попова (тут), меня поразило, насколько он схож с художником Стожаровым. Аж . . .

21.12.2018
22:14

Тонус

    Честный критик, выступая перед аудиторией, обязан честно признаться: “Господа! Сегодня по случаю юбилея Шекспира я хочу поговорить о себе...” Фридесберт Туглас . . .

21.12.2018
13:05

Эх, тоска, тоска!.. (Опыт медленного чтения)

    — А почему “Петербург Достоевского”? — спросил Т. — Что это у вас, то Толстой, то Достоевский? — Ревнуете? — усмехнулся Ариэль. — Напрасно. Главная культурная . . .

20.12.2018
14:27

Много-много почему

    Я нашёл много ответов на вопрос “почему” об элементах в новгородской иконе “Чудо Георгия о змие” (конец XIV в.). Почему в пасть змея колет Георгий. – "Поскольку . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100