TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.08.2018
09:01

Попытка поспорить с Вейдле.

    Он написал в “Умирании искусства”: "…усиливаются религиозные побуждения… и в изобразительном искусстве, где можно напомнить такие, все еще, правда, . . .

27.08.2018
13:43

Империя как федерация.

    Всё началось в вопроса самому себе: зачем Гоголю понадобился в “Вечерах на хуторе близ Диканьки” Рудый Панько (он – якобы автор всего сборника)? А ответ . . .

25.08.2018
09:24

Насилие.

    Насилие – над собой. Я не имею музыкального образования. Но умею слушать музыку. Мне удаются длинные связные ассоциации, происходящие синхронно со слушанием. Так насилие над собой – это записывание этих ассоциаций. А в данном случае мне и не пришлось записывать, так сказать, самому. Ассоциации в записи дала Виктория Левина в интернет-издании P.S. №76, июль 2018.

    Плач по погибшим

    конникам

    Виктория Левина

    Вариации на тему трио Сергея Рахманинова "Lento lugubre" ("похоронный слышен звон "), 1892 г. И как написано в "Житие Александра Невского", "и бысть сеча зла, и треск от копий ломления и звук от сечения мечного, яко же и озеру промерзшию двинуться. И не бе видети льду покры бо ся кровию". Немецкие рыцари потерпели полное поражение. Вопрос о потерях сторон до сих пор является спорным. О русских потерях говорится туманно – много храбрых воинов пало"...

     

    Похоронный слышен звон

    "Lento lugubre"

    то ли крик а то ли стон

    сомкнуты губы

    запредельной скрипки плач

    вторят аккорды

    там казненный и палач

    конские морды

    кони Невского во льду

    склеены гривы

    там виолончель в бреду

    несуетливо

    нот фортепианных лёт

    смерть подступала

    уходили все под лёд

    подняв забрала

    содрогались телеса

    тонущей рати

    уходили в небеса

    плач и проклятье

    зал потерянно молчал

    слёзы как комом

    пульс у каждого стучал

    мет-ро-но-мом

    но последний звук осел

    снежною пылью

    тихий ангел пролетел

    сломлены крылья

    Элегическое трио звучит почти 14 минут (2- я дорожка https://songhouse.me/q/l_m8wLTW5c-R94rptvrn3qrtg8JGtvW9z7bCpdSI4pPJ6fiZ5eHAuIaU_2aE9L_1pOm51g/). А вариации Левиной касаются 2-х минут 53-х секунд.

    "Одночастное Элегическое трио начинается сумрачным и в то же время взволнованным звучанием, такой эффект создаёт тревожный ритм в сочетании с особым тембром открытых струн скрипки и виолончели. На таком фоне фортепиано излагает главную партию (Lento lugubre), в которой выделяются два элемента. Один из них устремлён вверх, но остановка на квинтовом тоне смягчает его решительность…

    Сопоставление поступательного движения и терцового хода придаёт взволнованность этому мелодическому обороту. Второй элемент – “обречённая” нисходящая секвеция... Прозвучав у фортепиано, тема переходит к струнным с их “поющим”, длящимся звуком и тёплым тембром” (https://musicseasons.org/sergej-vasilevich-raxmaninov-elegicheskoe-trio-1-sol-minor/).

    Поразительный взгляд на Ледовое побоище как на поражение "тонущей рати”. То есть немцев, по Старшей ливонской Рифмованной хронике.

     

    2205 Есть город большой и широкий,

    который также расположен на Руси:

    он называется Суздаль.

    Александром звали того,

    кто в то время был его князем:

    2210 он приказал своему войску готовиться к походу.

    Русским были обидны их неудачи;

    быстро они приготовились.

    Тогда выступил князь Александр

    и с ним многие другие

    2215 русские из Суздаля.

    Они имели бесчисленное количество луков,

    очень много красивейших доспехов.

    Их знамена были богаты,

    их шлемы излучали свет.

    2220 Так направились они в землю братьев-рыцарей,

    сильные войском.

    Тогда братья-рыцари, быстро вооружившись,

    оказали им сопротивление;

    но их [рыцарей] было немного.

    2225   В Дерпте узнали,

    что пришел князь Александр

    с войском в землю братьев-рыцарей,

    чиня грабежи и пожары.

    Епископ не оставил это без внимания,

    2230 быстро он велел мужам епископства

    поспешить в войско братьев-рыцарей

    для борьбы против русских.

    Что он приказал, то и произошло.

    Они после этого долго не медлили,

    2235 они присоединились к силам братьев-рыцарей.

    Они привели слишком мало народа,

    войско братьев-рыцарей было также слишком маленьким.

    Однако они пришли к единому мнению атаковать русских.

    2240 Немцы начали с ними бой.

    Русские имели много стрелков,

    которые мужественно приняли первый натиск,

    [находясь] перед дружиной князя.

    Видно было, как отряд братьев-рыцарей

    2245 одолел стрелков;

    там был слышен звон мечей,

    и видно было, как рассекались шлемы.

    С обеих сторон убитые

    падали на траву.

    2250 Те, которые находились в войске братьев-рыцарей,

    были окружены.

    Русские имели такую рать,

    что каждого немца атаковало,

    пожалуй, шестьдесят человек.

    2255 Братья-рыцари достаточно упорно сопротивлялись,

    но их там одолели.

    Часть дерптцев вышла

    из боя, это было их спасением,

    они вынужденно отступили.

    2260 Там было убито двадцать братьев-рыцарей,

    а шесть было взято в плен.

    Таков был ход боя.

      Князь Александр был рад,

    что он одержал победу.

    2265 Он возвратился в свои земли.

    Однако эта победа ему стоила

    многих храбрых мужей,

    которым больше никогда не идти в поход.

    Тогда как автор – не немка, а, вроде, русская. (Хотя, чего не бывает. Например, такой либерал, как Александр Николаевич Сытин, считает себя немцем по ментальности. Я тоже. Считаю себя русским потому же.) – Диво. А там, где поразительно, я подозреваю участие подсознательного идеала автора, что я называю художественностью. Сами стихи никакой необычайностью не отличаются. В печатном издании строф в 2 раза меньше. Но я подозреваю, что это не авторская, а редакторская компоновка, стремящаяся уменьшить территорию, занимаемую стихотворением. Отсутствие знаков препинания – это просто мода такая, "чтобы читатель терялся в тексте без ориентиров, как герой теряется в своем внутреннем или окружающем его мире” (http://litcult.ru/blog/17456). Правда, этому противостоит какая-то ритмическая стройность.

     

    / - / - / - /

    / - - / -

    / - / - / - /

    / - - / -

    А столкновение потерянности со стройностью даёт итоговый катарсис – надмирность. Как у первых христиан: "…нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос” (Кол. 3:11). По-современному же – общечеловеческие ценности.

    Которые, к сожалению, понимаются либералами практически, как отказ русских от себя ради ценностей западной цивилизации. – Как факт: ТАКУЮ победу русских воспринимать как "Плач по погибшим”.

    Но стихи – хороши. Автор, возможно подсознательно, глубоко сожалеет, что тогда, при Александре Невском, утвердилась русская самобытность из-за отказа от вливания и растворения в западном христианстве. И какой я лично ни русский националист, но надо признать художественное качество стихотворения Виктории Левиной.

    К какому типу идеала это стихотворение отнести? Я думаю, к ницшеанству. Для того всё – полностью безысходно, как наличие в жизни смерти. Всё. Больше не о чём говорить. Этот уход Руси от Запада при Александре Невском (с точки зрения западника) – такая же абсолютная безнадёжность, как и смерть для жизни.

    Но самое интересное, что ницшеанцем-то был и Рахманинов! Это даже и не я первый сказал (если счесть неоромантизм – ницшеанством). В школьной энциклопедии, например, в статью “Неоромантизм” внесли кроме Рахманинова (я для чёткости и, чтоб не объясняться насчёт сомнительных, перечислю только тех, кого и сам твёрдо и обосновано считаю ницшеанцами): Ницше, Шопенгауэра, Гамсуна, Гумилёва, Ахмадуллину.

    Или вот:

    "…трагические мотивы, тревожные предчувствия грядущих социальных потрясений в музыке его сверстника С.В. Рахманинова” (Щербакова. Ницше и музыка. http://www.nietzsche.ru/userfiles/dos/musik.doc).

    Всё Элегическое трио от начала до конца вовсе не элегическое, а про скуку безнадёжности принципиально плохого мироустройства. – Там даже слышна альтернатива (тут). То же дрожащее звучание эфира, собственно, и в самом-самом начале. Это образ метафизического иномирия, антагониста христианского того света с его благим для всех в виде бесплотных душ сверхбудущим в Царстве Божием на небе.

    Скажете, какая ж альтернатива христианству у Левиной, если у неё в конце "тихий ангел пролетел”. А я отвечу: так ведь у него "сломлены крылья”.

    6 августа 2018 г.

    Наверно, нужно продолжить насилие над собой – проверить ницшеанство Виктории Левиной. Я ж могу сам себя подозревать в самообмане, в подгонке под готовый результат. И метод катарсиса (если его так назвать) способствует же подгонке. Третье переживание (надмирности) ведь не логически вытекает из столкновения двух противочувствий (растерянности и стройности). Это вам не образность у Рахманинова (дрожание → иномирие).

    Нет, можно, конечно, вспомнить, что трудно что-то иное, чем надмирность, помыслить от столкновения и иных реалий стихотворения: русскости с нерусскостью, победы со смертью. Такое совпадение, да, не может быть случайностью. Но. Кто его знает… Может, какой-то чёрт самообмана во мне сидит и не даёт помыслить что-то иное, кроме антихристианской надмирности.

    Я захотел себя с этой надмирностью поймать: ведь на христианство ж по словосочетанию похоже. И что-то знакомое вообще словосочетание… – Спросил Интернет. – Ответ: "Устар. О внезапно наступившем глубоком молчании среди общего разговора. — Она к вам пишет? — Нет, никогда, к нам через людей вести доходят. Сделалось внезапное, глубокое молчанье: “вот тихий ангел пролетел” — подумали все (Тургенев. Дворянское гнездо). Он вздохнул из приличия и помолчал. Пролетел тихий ангел (Чехов. Рассказ неизвестного человека)” (Академик). – Так парадокс в том, что мною доказано, что и Тургенев, и Чехов – тоже ницшеанцы. Нелогичное "внезапно” уж что точно доказывает, так это нелогический скачёк в цепи причинностей, логичностей. И да, такой ход лишь ассоциативно подсказывает про Алогизм, Апричинность, характерные для ницшеанского иномирия. Катарсисов столько по типу, сколько есть в мире типов идеалов. Зато идея о превращаемости идеалов из одного в другой (с одной стороны) и (со стороны другой) наличие инертности в идеале даёт же возможность проверять тип идеала: его нахождением для соседнего по времени произведения. Совпадут – значит всё верно.

    Наверно же, соседнее в издании стихотворение Виктории Левиной недалеко отстоит по времени создания от разобранного.

    Смотрим.

    "Детский уголок". Клод Дебюсси.

     

    Ребёнок Клода Дебюсси – его дочурка Шушу*.

    Фортепианных мук этюд. Затрачен целый день!

    А солнце золотит в саду и яблони, и груши.

    И бабочки на лепестки отбрасывают тень.

    Затем - свобода! Поскорей к слону – и убаюкать.

    И серенаду кукле спеть, хоть кукла и нема.

    Потом - январь. Танцует снег. А птицы все – на юге,

    и только маленький пастух смеётся, что зима!

    Ещё есть друг - полишинель. Секрета не нарушу,

    если скажу, что от него всё в доме - набекрень!

    Ребёнок Клода Дебюсси и ученица - Шушу.

    Фортепианных мук этюд. Затрачен целый день.

    * Сюита для фортепиано К. Дебюсси "Детский уголок" была написана и опубликована в 1908 году. Композитор посвятил её своей маленькой дочке. Наряду с высокой поэтичностью, Дебюсси привнёс в музыку цикла и шутливую иронию, и мягкий ласковый юмор. Все это показывает его отношение к дочери, к её детским выдумкам.

    Сюита состоит из следующих пьес: 1) “Doctor Gradus ad Parnassum” (лат. – Степень доктора Парнаса – "ирония Дебюсси по адресу Клементи [пианист, педагог], а заодно и по поводу всевозможных упражнений”); 2) “Колыбельная слонов” (""слоновые нежности”, но несколько монотонно”); 3) “Серенада кукле” ("сквозят и черты равнодушия”); 4) “Снег танцует” ("удивительная тонкость оттенков и свойственная всей музыке щемящая печаль”); 5) “Маленький пастух”; 6) “Кукольный кэк-уок” ("дань американским остро ритмованным танцам, которые он высмеивал”).

    Дебюсси музыкальный импрессионист. А весь импрессионизм в общем выражал позитив по отношению к абы какой жизни, при том что сама жизнь довольно негативна. Живописцы брали при изображении случайные компоновки и ракурсы, не гнушались изображать отбросы общества и краткие миги переменчивых состояний природы. Позитив абы какого – это довольно радикальное мнение, но я не знаю, можно ли его опровергнуть. Соответственно, думаю, стоит прислушаться к "мнению Вюйлермоза, “Детский уголок” вообще не отвечает детскому восприятию (недаром, мол, поэтому Дебюсси извинялся перед Шушу)”. Извинение таково: "моей дорогой маленькой Шушу с нежными извинениями отца за то, что последует” (все цитаты отсюда: http://www.belcanto.ru/debussy_corner.html).

    Виктория Левина вне стихотворения это всё проигнорировала. И понятно почему. От невнимания. Потому что главное в стихах. А там уловлены черты, сближающие импрессионизм с ницшеанством: вообще-то всё вокруг – плохо, а миг – представитель Вечности как метафизики.

    Попытка Левиной вне стихов соотнести стихи с темами музыки показывает лишь, что ницшеанства нет в её сознании. Что очень хорошо, по-моему. Подсознание же её ухватило общее впечатление Алогизма в темах сюиты. Скачки какие-то непонятные. Никто ж не будет, как я, справляться с тем, о чём сюита Дебюсси тематически. И мало кто её слышал, а тем более – помнит.

    Так что, считаю, проверку Виктория Левина прошла.

    7 августа 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340790  2018-08-25 17:02:24
Sweetheart
-

22.08.2018
18:06

Труднейшая задача.

    Я вычитал у крупнейшего специалиста по Гоголю, Гуковского, что Гоголь “Вечерами на хуторе близ Диканьки” вознамерился прославить украинство в рамках Российской . . .

16.08.2018
08:35

Не понятно ли...

    Я был в Питере за несколько лет до 300-летия. И ужасался состоянию города. Говорят, его к юбилею привели в порядок. Так если предположить, что художник из страны уехал . . .

14.08.2018
10:33

Фаюмские портреты и иконы.

    Как всё незаметно перетекает из одного в другое… Римские оргии – это гедонизм. Наслаждение жизнью. Боязнь смерти. Но есть аристократы. Им противно чего бы то ни . . .

11.08.2018
14:10

Апокалипсис, ветренная Свобода и постоянный Традиционализм.

    Кто меня читал ранее, знает, что я пытаюсь определять в произведениях искусства, что там рождено от подсознательного идеала, а что – от сознательного. Иными . . .

11.08.2018
13:36

Прав ли художник Владимир Крылов вне своих картин?

    "Волновые структуры могут нести в себе как физиологические компоненты, так и компоненты более высокого уровня – духовные компоненты” (http://www.colisart.ru/news/124.html . . .

05.08.2018
16:37

Это великое дело проверки.

    Можно, я начну издалека? Идею синусоподобного изображения превращения идеалов друг в друга я узнал из статьи Прокофьева “Фёдор Иванович Шмит (1877-1941) и его теория . . .

04.08.2018
10:00

Ответ искреннему человеку.

    Пока я искал название некой картины, наткнулся на одну, мимо которой не смог пройти мимо. Крылов В. Собор Василия Блаженного. 1999. Холст, масло. Автора той, название . . .

03.08.2018
08:40

Лем и другие.

    Большинство знаменитых и заслуживающих внимания книг невозможно читать – скучны. И у меня выработалась привычка преодолевать эту скуку как бы . . .

01.08.2018
10:35

Чего не понимает Улицкая.

    Она не понимает того же, до чего не догадался Карл Маркс. А мог бы догадаться, ибо гений. Глядя на зародившееся массовое производство, он мог бы догадаться, что оно . . .

31.07.2018
10:39

Хуан Хеновес что: всех обманул невольно?

    Гримасы гиперреализма. Хеновес. Заключён. 1967. Он испанец. "Репрессии против политических противников (к ним относились коммунисты, социалисты, анархисты, . . .

29.07.2018
10:46

Разоблачение.

    Уважаемые читатели мои! Я берусь писать нехарактерное для себя. Я не открывать художественный смысл картин стану, а разоблачать натяжки при попытках извратить . . .

28.07.2018
22:21

Посвящается...

    В день Крещения Руси настоящим прорелигиозным художникам посвящается. Проба оценить религиозное искусство на примере произведения общепризнанного гения . . .

26.07.2018
10:46

Чёрно о Чернигине.

    Повторение – мать учения… Давайте, читатель, я повторю для разминки то, что мне уже известно. Вот можете вы подтвердить, что на данной картине сильно выражено . . .

24.07.2018
08:48

Не махинаторство ль?

    Иные удивляются, как много я статей пишу. А это стало очень просто делать. Мне. Я взял себе “на вооружение” теорию художественности по Выготскому. Она заявляет, . . .

17.07.2018
07:46

Правда и вымысел.

    Исчезнули при свете просвещенья Поэзии ребяческие сны. Баратынский Советский обыватель из рассказов Зощенко должен еще напиться горячей крови, как вызванные . . .

14.07.2018
16:32

С чего начинался классицизм.

    В скульптуре – со “Святой Сусанны” (1630-1633) Дюкенуа. Меня этот факт заинтересовал тем, что я что-то не могу от репродукции этой скульптуры испытать что-то . . .

09.07.2018
10:59

Чего не знал о себе сам Уайльд: идеала иномирия.

    Все или многие, наверно, знают, что Гитлер любил Ницше. Я-то думаю, что он сколько-то самообманывался, представляя себе, что эта любовь (да и то подсознательная) у . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100