Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
16.09.2018 |
|
|||||||||||||
15.09.2018 |
|
|||||||||||||
12.09.2018 |
Насколько чуток Владимир Крылов?
|
|||||||||||||
11.09.2018 |
|
|||||||||||||
09.09.2018 |
Не верьте своим впечатлениям, пока не дочитаете до конца.
|
|||||||||||||
08.09.2018 |
Тяжело любить советский народ.
|
|||||||||||||
07.09.2018 |
|
|||||||||||||
06.09.2018 |
В муках отсутствия хорошего чтения.
|
|||||||||||||
05.09.2018 |
|
|||||||||||||
31.08.2018 |
Сезанн: "Сезам! Не открывайся!"
|
|||||||||||||
29.08.2018 |
|
|||||||||||||
28.08.2018 |
Разоблачение вранья о роли Прохоровки.
|
|||||||||||||
28.08.2018 |
|
|||||||||||||
27.08.2018 |
|
|||||||||||||
25.08.2018 |
Насилие. Насилие – над собой. Я не имею музыкального образования. Но умею слушать музыку. Мне удаются длинные связные ассоциации, происходящие синхронно со слушанием. Так насилие над собой – это записывание этих ассоциаций. А в данном случае мне и не пришлось записывать, так сказать, самому. Ассоциации в записи дала Виктория Левина в интернет-издании P.S. №76, июль 2018. Плач по погибшим конникам Виктория Левина Вариации на тему трио Сергея Рахманинова "Lento lugubre" ("похоронный слышен звон "), 1892 г. И как написано в "Житие Александра Невского", "и бысть сеча зла, и треск от копий ломления и звук от сечения мечного, яко же и озеру промерзшию двинуться. И не бе видети льду покры бо ся кровию". Немецкие рыцари потерпели полное поражение. Вопрос о потерях сторон до сих пор является спорным. О русских потерях говорится туманно – много храбрых воинов пало"...
Элегическое трио звучит почти 14 минут (2- я дорожка https://songhouse.me/q/l_m8wLTW5c-R94rptvrn3qrtg8JGtvW9z7bCpdSI4pPJ6fiZ5eHAuIaU_2aE9L_1pOm51g/). А вариации Левиной касаются 2-х минут 53-х секунд. "Одночастное Элегическое трио начинается сумрачным и в то же время взволнованным звучанием, такой эффект создаёт тревожный ритм в сочетании с особым тембром открытых струн скрипки и виолончели. На таком фоне фортепиано излагает главную партию (Lento lugubre), в которой выделяются два элемента. Один из них устремлён вверх, но остановка на квинтовом тоне смягчает его решительность… Сопоставление поступательного движения и терцового хода придаёт взволнованность этому мелодическому обороту. Второй элемент – “обречённая” нисходящая секвеция... Прозвучав у фортепиано, тема переходит к струнным с их “поющим”, длящимся звуком и тёплым тембром” (https://musicseasons.org/sergej-vasilevich-raxmaninov-elegicheskoe-trio-1-sol-minor/). Поразительный взгляд на Ледовое побоище как на поражение "тонущей рати”. То есть немцев, по Старшей ливонской Рифмованной хронике.
Тогда как автор – не немка, а, вроде, русская. (Хотя, чего не бывает. Например, такой либерал, как Александр Николаевич Сытин, считает себя немцем по ментальности. Я тоже. Считаю себя русским потому же.) – Диво. А там, где поразительно, я подозреваю участие подсознательного идеала автора, что я называю художественностью. Сами стихи никакой необычайностью не отличаются. В печатном издании строф в 2 раза меньше. Но я подозреваю, что это не авторская, а редакторская компоновка, стремящаяся уменьшить территорию, занимаемую стихотворением. Отсутствие знаков препинания – это просто мода такая, "чтобы читатель терялся в тексте без ориентиров, как герой теряется в своем внутреннем или окружающем его мире” (http://litcult.ru/blog/17456). Правда, этому противостоит какая-то ритмическая стройность.
А столкновение потерянности со стройностью даёт итоговый катарсис – надмирность. Как у первых христиан: "…нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос” (Кол. 3:11). По-современному же – общечеловеческие ценности. Которые, к сожалению, понимаются либералами практически, как отказ русских от себя ради ценностей западной цивилизации. – Как факт: ТАКУЮ победу русских воспринимать как "Плач по погибшим”. Но стихи – хороши. Автор, возможно подсознательно, глубоко сожалеет, что тогда, при Александре Невском, утвердилась русская самобытность из-за отказа от вливания и растворения в западном христианстве. И какой я лично ни русский националист, но надо признать художественное качество стихотворения Виктории Левиной. К какому типу идеала это стихотворение отнести? Я думаю, к ницшеанству. Для того всё – полностью безысходно, как наличие в жизни смерти. Всё. Больше не о чём говорить. Этот уход Руси от Запада при Александре Невском (с точки зрения западника) – такая же абсолютная безнадёжность, как и смерть для жизни. Но самое интересное, что ницшеанцем-то был и Рахманинов! Это даже и не я первый сказал (если счесть неоромантизм – ницшеанством). В школьной энциклопедии, например, в статью “Неоромантизм” внесли кроме Рахманинова (я для чёткости и, чтоб не объясняться насчёт сомнительных, перечислю только тех, кого и сам твёрдо и обосновано считаю ницшеанцами): Ницше, Шопенгауэра, Гамсуна, Гумилёва, Ахмадуллину. Или вот: "…трагические мотивы, тревожные предчувствия грядущих социальных потрясений в музыке его сверстника С.В. Рахманинова” (Щербакова. Ницше и музыка. http://www.nietzsche.ru/userfiles/dos/musik.doc). Всё Элегическое трио от начала до конца вовсе не элегическое, а про скуку безнадёжности принципиально плохого мироустройства. – Там даже слышна альтернатива (тут). То же дрожащее звучание эфира, собственно, и в самом-самом начале. Это образ метафизического иномирия, антагониста христианского того света с его благим для всех в виде бесплотных душ сверхбудущим в Царстве Божием на небе. Скажете, какая ж альтернатива христианству у Левиной, если у неё в конце "тихий ангел пролетел”. А я отвечу: так ведь у него "сломлены крылья”. 6 августа 2018 г. Наверно, нужно продолжить насилие над собой – проверить ницшеанство Виктории Левиной. Я ж могу сам себя подозревать в самообмане, в подгонке под готовый результат. И метод катарсиса (если его так назвать) способствует же подгонке. Третье переживание (надмирности) ведь не логически вытекает из столкновения двух противочувствий (растерянности и стройности). Это вам не образность у Рахманинова (дрожание → иномирие). Нет, можно, конечно, вспомнить, что трудно что-то иное, чем надмирность, помыслить от столкновения и иных реалий стихотворения: русскости с нерусскостью, победы со смертью. Такое совпадение, да, не может быть случайностью. Но. Кто его знает… Может, какой-то чёрт самообмана во мне сидит и не даёт помыслить что-то иное, кроме антихристианской надмирности. Я захотел себя с этой надмирностью поймать: ведь на христианство ж по словосочетанию похоже. И что-то знакомое вообще словосочетание… – Спросил Интернет. – Ответ: "Устар. О внезапно наступившем глубоком молчании среди общего разговора. — Она к вам пишет? — Нет, никогда, к нам через людей вести доходят. Сделалось внезапное, глубокое молчанье: “вот тихий ангел пролетел” — подумали все (Тургенев. Дворянское гнездо). Он вздохнул из приличия и помолчал. Пролетел тихий ангел (Чехов. Рассказ неизвестного человека)” (Академик). – Так парадокс в том, что мною доказано, что и Тургенев, и Чехов – тоже ницшеанцы. Нелогичное "внезапно” уж что точно доказывает, так это нелогический скачёк в цепи причинностей, логичностей. И да, такой ход лишь ассоциативно подсказывает про Алогизм, Апричинность, характерные для ницшеанского иномирия. Катарсисов столько по типу, сколько есть в мире типов идеалов. Зато идея о превращаемости идеалов из одного в другой (с одной стороны) и (со стороны другой) наличие инертности в идеале даёт же возможность проверять тип идеала: его нахождением для соседнего по времени произведения. Совпадут – значит всё верно. Наверно же, соседнее в издании стихотворение Виктории Левиной недалеко отстоит по времени создания от разобранного. Смотрим. "Детский уголок". Клод Дебюсси.
* Сюита для фортепиано К. Дебюсси "Детский уголок" была написана и опубликована в 1908 году. Композитор посвятил её своей маленькой дочке. Наряду с высокой поэтичностью, Дебюсси привнёс в музыку цикла и шутливую иронию, и мягкий ласковый юмор. Все это показывает его отношение к дочери, к её детским выдумкам. Сюита состоит из следующих пьес: 1) “Doctor Gradus ad Parnassum” (лат. – Степень доктора Парнаса – "ирония Дебюсси по адресу Клементи [пианист, педагог], а заодно и по поводу всевозможных упражнений”); 2) “Колыбельная слонов” (""слоновые нежности”, но несколько монотонно”); 3) “Серенада кукле” ("сквозят и черты равнодушия”); 4) “Снег танцует” ("удивительная тонкость оттенков и свойственная всей музыке щемящая печаль”); 5) “Маленький пастух”; 6) “Кукольный кэк-уок” ("дань американским остро ритмованным танцам, которые он высмеивал”). Дебюсси музыкальный импрессионист. А весь импрессионизм в общем выражал позитив по отношению к абы какой жизни, при том что сама жизнь довольно негативна. Живописцы брали при изображении случайные компоновки и ракурсы, не гнушались изображать отбросы общества и краткие миги переменчивых состояний природы. Позитив абы какого – это довольно радикальное мнение, но я не знаю, можно ли его опровергнуть. Соответственно, думаю, стоит прислушаться к "мнению Вюйлермоза, “Детский уголок” вообще не отвечает детскому восприятию (недаром, мол, поэтому Дебюсси извинялся перед Шушу)”. Извинение таково: "моей дорогой маленькой Шушу с нежными извинениями отца за то, что последует” (все цитаты отсюда: http://www.belcanto.ru/debussy_corner.html). Виктория Левина вне стихотворения это всё проигнорировала. И понятно почему. От невнимания. Потому что главное в стихах. А там уловлены черты, сближающие импрессионизм с ницшеанством: вообще-то всё вокруг – плохо, а миг – представитель Вечности как метафизики. Попытка Левиной вне стихов соотнести стихи с темами музыки показывает лишь, что ницшеанства нет в её сознании. Что очень хорошо, по-моему. Подсознание же её ухватило общее впечатление Алогизма в темах сюиты. Скачки какие-то непонятные. Никто ж не будет, как я, справляться с тем, о чём сюита Дебюсси тематически. И мало кто её слышал, а тем более – помнит. Так что, считаю, проверку Виктория Левина прошла. 7 августа 2018 г.
|
|||||||||||||
22.08.2018 |
|
|||||||||||||
16.08.2018 |
|
|||||||||||||
14.08.2018 |
|
|||||||||||||
11.08.2018 |
Апокалипсис, ветренная Свобода и постоянный Традиционализм.
|
|||||||||||||
11.08.2018 |
Прав ли художник Владимир Крылов вне своих картин?
|
<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"