Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
18.06.2018 |
|
|||||
15.06.2018 |
|
|||||
09.06.2018 |
|
|||||
07.06.2018 |
|
|||||
06.06.2018 |
|
|||||
05.06.2018 |
|
|||||
03.06.2018 |
|
|||||
02.06.2018 |
|
|||||
01.06.2018 |
|
|||||
31.05.2018 |
|
|||||
28.05.2018 |
|
|||||
25.05.2018 |
|
|||||
23.05.2018 |
Душа стесняется лирическим волненьем, и...
|
|||||
18.05.2018 |
|
|||||
18.05.2018 |
Почему читаешь - дух зазватывает, а смотришь кино...
|
|||||
16.05.2018 |
|
|||||
16.05.2018 |
|
|||||
11.05.2018 |
Эх, хорошо! Но только написал это название, как сразу усомнился, в том, что заставило написать: “Эх, хорошо!”. Ладно. Пойду на поводу этого скачка мысли. Был у меня товарищ (уже умер)… Мы всё спорили. И один спор был о фильме Захарова “Тот самый Мюнхгаузен” (1979) Товарищ меня укорял за то, что фильм меня не тронул, ибо какой-то он от ума сделанный. (Я сейчас понимаю, почему это от ума у Захарова. Он же в душе был правый диссидент. Ему капитализм подавай. Пусть это тогда и называлось социализмом с человеческим лицом, что на самом деле было просто дорогой в капитализм, как и показала дальнейшая история. Так вот секретом такая итоговая направленность мировоззрения Захарова для него не была. Не знаю, может ли быть доказательством его поступок – пусть и не опасно уже было в 1991-м – сжигание в прямом эфире партбилета. Но если я прав, и не секрет, тогда понятно, что я верно почуял, что от ума фильм сделан: за свободу, мол, автор. Да и его герой Мюнхгаузен. А тоталитаризм – аж фасон одежды спускается гражданам с самого верха – осмеян.) Так вот товарищ меня укорял, аргументируя, какой блеск мысли там. Пока я этот абзац писал, мне стало ясно, что прав был я, а не товарищ. Но перед этим абзацем я такого ещё не знал. И мне казалась уважительной аргументация товарища. Блеск поворотов мысли… Вот за тончайший поворот мысли (которую я разверну ниже) я и назвал статью, как назвал.
Речь о приложении моей же статьи http://art-otkrytie.narod.ru/vrubel2.htm , которую я перечитал, наткнувшись в интернете на набросок к картине Врубель. Скачущий всадник. 1890-1891. Может, это и не хорошо, но я рекомендую прочесть ту статью перед дальнейшим чтением. Восхитительная тонкость заключается в объяснении сострадания, которое вы испытываете, глядя на это лицо-мучение всадника (в наброске) и на позу его. "Под копной волос ездока просматривается измученное лицо. Глаза его прикрыты. Голова юноши располагается на руке, которая лежит на крупе коня. Создается впечатление, что в этой безумной скачке конь – верный друг человека, пытается спасти его от неминуемой гибели” (http://wroubel.ru/?type=page&page=1890ba41-3f70-4b5c-90b1-d7caa3c2e1fa&item=76743e02-e947-4aeb-8d23-7161849b206d). Здесь тот случай, что набросок выразительнее картины. Всадника мчит в последнем итоге Зло. Посмотрите на испуганный глаз лошади. Это как в “Демоне летящем” (1899). Раскол в душе. И – страдание от этого. Перенесите на душу Врубеля, и вы поймёте, почему он сошёл с ума. Его разрывали символизм и модерн (ницшеанство), коллективизм и индивидуализм. Символизм – в стремлении рисовать как бы строя форму кристаллами, превышая возможности глаза видеть мелкое. Как бы вдаль стремится, как при умножении числа сторон квадрат превращается в пределе в круг. А в о же время те же кристаллы – есть бегство в иномирие какое-то, в нежизнь бегство (чем и является кристалл в сравнении с живым телом). Если ужас Зла преобладает во впечатлении от произведения, значит оно – символистское. Тем паче, что сама суть символизма выражается пословицей: “Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься”. Если не от кристаллов (они явно ощущаются в хаосе “Скачущего всадника” да и “Демона летящего”), то от лиц – впечатление негативного чего-то. Значит тут – символизм. 29 апреля 2018 г.
|
|||||
10.05.2018 |
|
|||||
10.05.2018 |
Жуткая метафизическая свобода и физические преграды на каждом шагу.
|
<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"