TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.04.2018
12:47

Диво дивное.

    Сначала – что случилось. Я сидел, читал теоретическую книгу Меерсон “Персонализм как поэтика. СПб., 2009”. Главу о “Метели” (1830) Пушкина. Мне захотелось посмотреть, . . .

23.04.2018
09:51

Не прогорел ли Гарин?

    Попробуем так. Я буду честен и попробую разбираться. Надежда, что если полезет фальшь, я её всё же замечу и как-нибудь из неё вылезу. Но начну, как часто делаю, с себя.

    Я не могу теперь вспомнить, та импрессионистская картина была первым подлинником импрессионизма, который я видел, или не первым. Но впечатление было запомнившееся. Точно, что была тогда хрущёвская оттепель, и художники рванулись пробовать себя в стилях, которые прежде считались формалистскими и следование которым было чревато неприятностями. Ещё, что точно, я об импрессионизме уже читал книгу Ревалда “История импрессионизма”, так что знал, что в такие картины нельзя всматриваться так, как в те, что создавали до импрессионизма. – Знать-то знал, да призабыл. – Провинциал, я оказался в Ленинграде. И чуть не напротив дома, где я жил у дяди, была выставка. И я, конечно, первым делом пошёл её смотреть. Там я проходил мимо той вещи, о которой хочу писать. Ни автора, ни названия не помню. Я лишь потом стал такое записывать. И вот я мимо неё прошёл, лишь бросив взгляд и ничего не поняв, так как там была какая-то каша мазков. (А я обычно дома на выставках исправно читал, что под картиной написано.) Я прошёл мимо, но что-то меня остановило. Я не понял, что, вернулся на несколько метров назад и проделал то же, что и прежде – в том числе рассеянно глянул на ту кашу мазков. Прошёл мимо, и опять то же чувство, что было ЧТО-ТО. Я опять вернулся и, в конце концов, вспомнил Ревалда. Тогда я стал, не проходя мимо, смотреть как бы вскользь. И… Узнал. Я там был! Это был пляж, а вверху – Ай-Петри. И всё – нерезко, как бы в дрожащем от жары воздухе. Я посмотрел название – там что-то про Ялту и Ай-Петри написано. – Можете ли представить мой восторг? То ли от художника, то ли от себя… Понявшего картину. Я понял тогда, что художник славил счастье отпуска на юге. Как слова “брызги шампанского”, были эти нескончаемые мазки всюду.

    Так хорошо, если б я таким и остался. Я б так же воспринял такую картину.

    Гарин. Март. Салют. Севастополь. 2015.

    Потому что, что сделал я, когда Крым вернулся в Россию?

    Надо знать, как я теперь живу. – Совершенным отшельником. В невольной эмиграции. Не зная местного языка. Не имея ни одного товарища. Не проговаривая иногда ни слова вслух за день. Только и глядя, что в окно, в телевизор или компьютер. Ибо выйти из комнаты нельзя из-за жары.

    Я устроил себе праздник, купив в ближайшем магазине торт наполеон. – Россия стала подниматься с колен!

    Но. Я теперь другой насчёт понимания картин. Мне кажется теперь, что тот, нарисовавший Ай-Петри и пляж в стиле импрессионизма, предавал в себе художника, раз просто повторил то, как рисовали чуть не за сто лет до него. Те выражали восторг от абы какой жизни (иные голодали, но всё равно чтили этот империализм, который задал всему ТАКУЮ гонку, что дрожит всё – красота!). А художник времени хрущёвской оттепели точно не голодал. Гарин, в годовщину воссоединения Крыма с Россией, тоже не голодал, думаю. Такую сотворить дегуманизацию (не воспевая именно абы какую жизнь, пусть и ничтожную) было этим двоим нельзя. Разве что искусственно надумать, что они оба какие-то… Первый – диссидент, второй – что называется пятая колона. Людей за быдло считают. За вату, которых и изображать-то стыдно. Но это – ерунда. Они такое вряд ли выражали. Вернее другое – конъюнктурщики оба. Не подсознательный идеал их самовыражался, как это было у первых импрессионистов.

    Тут же ловлю себя. Какое ж это у меня чутьё подсознанием своим подсознательного идеала автора, если при восприятии первых импрессионистов я использую дату создания вещи. (А я вообще дату создания принципиально считаю элементом произведения, причём существенным.)

    Правда, я быстро нахожу увёртку: ну не без участия сознания я улавливаю подсознательное. Из-за него, сознательного момента, я и не пришёл в восторг от картины Гарина.

    А то, что тот первую премию получил… Так мне не впервой быть белой вороной.

    Но что, если Гарин просто принял общепринятое положение, что импрессионист изображает ценность мига как такового, тонкость нюанса в изменчивом мире. Не мизерную радость жизни, а радость мизера?

    Гарин. Свет весны. 2015.

    Или это одно и то же? Вот это несияние при изображении сияния как раз и есть тот мизер, с какого начинается весна. Нигде ещё ни листика из почек не пробилось.

    Или вот.

    На севере диком стоит одиноко… – Радость, конечно, но не ахти какой роскошной жизни.

    Или вот.

    Тоже не богатая жизнь.

    Правда, эти три – наброски, нечто быстрое, как сам предмет изображения всегда у импрессионистов.

    Но вот явно не набросок: Цена: 80000 / арт. 3015.

    Гарин. Март в деревне. 2009.

    Ого, абы какая жизнь.

    Или вот.

    Гарин. 2008.

    Эта, правда, заглаженная, без обычных для импрессионизма отдельных мазков чистого цвета. Зато какая серость! Какой мизер жизни!

    Причём не обязательно привычно бедная Россия у него изображена, а и богатая Венеция – тоже бедно выглядит.

    То есть, что если он просто не осознавая выбирает всегда тематическую малость, а для годовщины воссоединения Крыма по инерции оставил обычную для себя импрессионистскую технику. Не подумал.

    1 апреля 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340458  2018-04-23 14:40:44
Sweetheart
-

19.04.2018
12:57

Пушкин и его подсознательный идеал в 1830 году.

    …в подсознание, то есть на тот уровень восприятия текста, который для настоящего исследования и есть наиболее — если не единственно — важный. Ольга Меерсон . . .

16.04.2018
12:57

Плюнули в душу.

    Я хочу писать о фильме Сегала “Кино про Алексеева” (2014), но начну издалека. Очень издалека. Восхитительная всё-таки штука – интернет (но я всё равно это слово . . .

12.04.2018
14:06

Выверт.

    Кто не захочет, не станет дальше читать… Я начинаю писать статью о стихотворении Пушкина “Отцы пустынники и жёны непорочны” (1836). Что я нового скажу, я не знаю. Я . . .

10.04.2018
20:04

Бабский.

    Я в неглубоком пессимизме. Потому что, хоть и хвастался, бывало, но в глубине души знал, что я слабоват в искусствоведении. Что я хорошо могу – это переосмыслить то, . . .

10.04.2018
15:12

Да, в коммунизм нам! Но всем и без крови!

    Я читаю книгу Малышева “Номах” (2017). К столетию революции, что ли, написанную? Кто меня читал ранее, знает, что, раз я применил настоящее время (читаю), значит, книга . . .

08.04.2018
12:12

Битва с Битовым.

    Ну что: старая беда? Опять нарвался на нечитабельную книгу “Уроки Армении” (1967-69) в книге Битова “Путешествие из России” (СПб., 2009). Опять есть подозрение, что это . . .

31.03.2018
17:18

Оп-пу-петь!

    Вы как хотите, а мне было, фигурально говоря, больно читать, что Рафаэль поместил в “Афинской школе” своей Платона и Аристотеля в “точку” перспективного . . .

28.03.2018
22:34

Целенаправленный поиск.

    Читатель не поймёт, что у меня за поиск, если не рассказать обстановку, среди которой я ищу. А это – нудно: читать про обстановку… Хочется-то – сразу о картинах . . .

26.03.2018
10:21

Позволить себе, что ли?..

    Вообще-то я себе не позволяю вникать в стихотворения графомана. Потому что, во-первых, о графомании нет теории (я не встречал), а во-вторых, я не знаю теории развития . . .

23.03.2018
18:19

Серюзье.

    Диву даюсь на самого себя… Неужели можно переживать что-то положительное при рассматривании такой вот мазни? Серюзье. Талисман. 1888. А не исключено, что я себя . . .

20.03.2018
17:45

Полное отчаяние.

    Меня это напрягает. Когда режиссёр нагло обращается со мной, зрителем. И не показывает мне никаким образом, что осуществляет (по-учёному) "переход от одной . . .

18.03.2018
15:17

Ох, грешен я, грешен!

    Давал волю своим размышлизмам. Однажды написал такое: “Можно сказать: душа клетки. Ибо для неё мыслима цель сохраниться, несмотря на ежесекундную нестабильность . . .

16.03.2018
16:33

Пофигизм ли у Ерофеева.

    Почему-то я, не читав сам ни произведения “Москва – Петушки” (1970) Ерофеева, ни чего-нибудь о нём, ждал, что это окажется произведением постмодернизма, который я . . .

13.03.2018
15:11

А вдруг...

    Горький хотел творить новую мифологию, и недаром появляется у Павла на стене изображение Христа воскресшего, идущего с учениками. Герой романа — этакий . . .

12.03.2018
14:03

Хорошо, когда ничего не понятно.

    Есть патриотизм, который… вообще нельзя такое слово произносить. Только можно про себя чуть-чуть подумать. Борис Хлебников Хлебников православие в качестве . . .

07.03.2018
16:43

Закусив удила.

    Я получил сильное своей уверенностью в себе возражение своему выводу, что Высоцкий был в претензии больше к нам, проявляющим слабость и отдающим социализм на . . .

05.03.2018
09:12

Вектор.

    Мысль имеет обыкновение появляться в разных головах. Мне когда-то пришло в голову проиллюстрировать художественность по Выготскому в виде геометрической суммы . . .

04.03.2018
19:36

Украина - не Россия.

    Я родился на Украине, моим родным языком до десяти лет был суржик. И, может, там в меня влилось что-то, специфически украинское, что в международном понятии . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100