TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


03.05.2018
21:56

Гоголь и подсознание.

    Не находя, о чём бы, воодушевляющем, написать, я обратился к… Гоголю. Имя – огромное. С ним не потрачу время зря, думалось. А меня бередила неизвестность для меня, чего это он написал “Записки сумасшедшего”. От злости, что ли? Такой суперсарказм. Только обнаруживая собственное сумасшествие Поприщин доходит до прозрения (и нас доводит), какой дрянной мир вокруг. И всё это получается очень зашифрованным. То есть – заранее знаемым. И потому – не художественным. (Сатира аж в словаре литературоведческих терминов признана самым нехудожественным родом искусства. Не я один такой эстетический экстремист.) Мне захотелось узнать, не перед концом ли жизни (общепризнанно ж, что он тогда стал писать нехудожественно – поучения) Гоголь написал “Записки сумасшедшего”. – Оказалось – в 1834-м году. До “Тараса Бульбы”, тот же – ой, как за душу берёт. И тут же глаз зацепился, что всего за 5 лет до того он, двадцатилетний, написал “Ганц Кюхельгартен” (1829). Это, помнится, ругали. Но. Мало ли, кто-то ругал… Я вчера прочёл авторитетное оправдание несовершенным произведениям…

    "Стихослагательство отвечает сплошь и рядом потребности вполне реальной: потребности высказаться, и не как-нибудь, а так, чтобы при этом высказываемое оказалось облагороженным, приподнятым, что и обеспечивается использованием готового поэтического словаря и столь же готового, подслушанного (и подчас плохо расслышанного) ритма. Огромное большинство стихотворений, что пишутся на земном шаре, не для печати или не в первую очередь для печати, относятся к разряду чистой лирики. Слагатели слагают их о себе и о самом для себя важном и дорогом; они, можно сказать, только и делают, что пишут "Я помню чудное мгновенье" или "Выхожу один я на дорогу", и делают они при этом (в смысле английского глагола to do, а не to make) то же самое, что делали авторы этих двух строк, задумывая и занося в свою тетрадь стихотворения, начинающиеся ими. Но когда это важное и дорогое, это высказанное и даже спетое попадает, минуя редакторские корзины, в печать, мы, т. е. другие, любители стихов, быть может, их и пишущие (и чего доброго пишущие не лучше), пожимаем плечами не без досады, а если читается это автором, да еще с эстрады, испытываем неловкость, то в жалость переходящую, то в стыд. Принимать исповедь мы не призваны, отпускать грехи не в нашей власти, и вместе с тем, когда перед нами живой человек, нам трудно его одиночество или его "чудные мгновенья" счесть за ничто, и его на голос положенные слова отбросить, как пустую шелуху” (Вейдле. https://profilib.net/chtenie/103548/v-veydle-embriologiya-poezii-88.php).

    Мне вспоминается начало стихотворения, сочинённого моею будущей женою, Наташей Гойхман, при писании мне – за две тысячи километров – письма:

     

    Такая тишь в моей душе,

    Что ты её, конечно, слышишь.

    Бедная. Ей не хотелось идти за меня замуж. Ей было смутно, но ясно, что тем кончается её романтическая молодость. (Слово романтическая тут негоже. Это эгоизм, если одним словом и в моральном плане. Разве что вспомнить про гражданский романтизм… и родственный ему трагический героизм.) Её прокоммунизм, мечта жить коммуной, стихийное левое шестидесятничество потерпели крах, как и её первая любовь к певцу (в буквальном смысле) этих идеалов. А я был в чём-то свой, но… без героизма, без порыва и поэзии. Мы очень подходили друг к другу в мещанском смысле. А тот же неуничтожим в жизни каждого в какой-то степени. И она предчувствовала, что мы оба в мещанстве погрязнем. И она медлила, не отвечала на моё предложение выйти за меня. Я мучался. Она мучалась. И вот сочинила мне стихи обещания и слала мне между строк успокаивающего письма? – Нет. Это зов души, надеющейся, несмотря на дурное предчувствие, всё же заразить меня собою. Не смотря ни на что – потому и оттенок мистики сверхдальней телепатической связи родственных душ.

    И я подумал, не то же ли было у Гоголя с “Ганцом Кюхельгартеном”.

    А у него тоже останавливает внимание кое-что. Например:

     

    И, как далекий разговор,

    Волна шумит, а месяц светит.

     

    Рвут долины

    Ручьи дождя

     

    лес молчит;

    Гром в размышлении гремит

    Вдали... Дугою семицветной

    Горит на небе райский свет

     

    Уж гаснет день; сияет вечер;

    На всё наброшен дивный блеск;

    Прохладный вьется в небе ветер;

    Волны чуть слышен дальний плеск.

     

    И всё прозрачно, всё светло;

    Сверкает море, как стекло.

     

    Гремит серебряный ручей

    Но нет. У Гоголя оказались излияния прекраснодушного мечтателя. Пейзаж души. Всё-всё-всё – прекрасно. Чистый романтизм. Как в живописи дюссельдорфской школы.

    Лессинг. Романтический пейзаж.

     

    С прохладою спокойный тихий вечер

    Спускается; прощальные лучи

    Целуют где-где сумрачное море;

    И искрами живыми, золотыми

    Деревья тронуты; и вдалеке

    Виднеют сквозь туман морской утесы,

    Все разноцветные. Спокойно всё,

    Пастушьих лишь рожков унывный голос

    Несется вдаль с веселых берегов,

    Да тихий шум в воде всплеснувшей рыбы

    Чуть пробежит и вздернет море рябью,

    Да ласточка, крылом черпнувши моря,

    Круги по воздуху скользя дает…

    Противоположность таким картинам содержания вдохновения, которым такие прелести созданы, мне представляется доказательством подсознательности идеала автора.

    Разве что… Вот что это за имена: "Мисолунги”, “Колокотрони”, “Про Канинга”?

    Первые два – это про Грецию и её национально-освободительную войну против Турции. В 1824 году в Мисолунги умер Байрон, воевавший на стороне греков. Город был разрушен. Делакруа в 1826-м написал на эту тему картину, похожую на “Свободу на баррикадах”. Колокотрони – один из выдающихся деятелей греческого восстания. Канинг – британский министр иностранных дел в 1822-1827 годах. "При нём Великобритания одной из первых признала независимость испанских провинций в Латинской Америке и подключилась к борьбе греков за независимость” (Википедия). В ту же степь и рядом прописанное: "Про бедствия и мятежи в Мадрите”. В 1820-1823 гг была провалившаяся революция в Испании, и потом наступило так называемое “чёрное десятилетие”. Ну и дата создания самого “Ганца Кюхельгартена” – 1829 – всего на 4 года отстоит от 1825. даты поражения декабристов в России.

    Лессинга, Ганца Кюхельгартена и его автора Гоголя эти провалы не оставили равнодушными. Только этот Ганц (который, как и моя Наташа, медлил жениться на своей Луизе) был Наташе противоположностью. Да и Лессинг и Гоголь. Наташа не теряла надежды меня перевоспитать. (Как у Высоцкого: вот-вот и взойдёт.) А эти трое полностью отчаялись. (Чем и отличается романтизм от гражданского романтизма.)

     

    Живого юности стремленья

    Так испестрялися мечты.

    Порой небесного черты,

    Души прекрасной впечатленья,

    На нем лежали; но чего

    В волненьях сердца своего

    Искал он думою неясной,

    Чего желал, чего хотел,

    К чему так пламенно летел

    Душой и жадною и страстной,

    Как будто мир желал обнять, -

    Того и сам не мог понять.

    Ему казалось душно, пыльно

    В сей позаброшенной стране;

    И сердце билось сильно, сильно

    По дальней, дальней стороне.

    Тогда, когда б вы повидали,

    Как воздымалась буйно грудь,

    Как взоры гордо трепетали,

    Как сердце жаждало прильнуть

    К своей мечте, мечте неясной;

    Какой в нем пыл кипел прекрасный;

    Какая жаркая слеза

    Живые полнила глаза.

    У романтизма от гражданского романтизма осталось только отдалённое воспоминание. И теперь его победа лишь в том, что он прекрасное нашёл в своей внутренней жизни.

    Эта последняя светится в описании даже и мещанских картин.

     

    Веселый домик!

    Он выкрашен зеленой краской, крыт

    Красивою и звонкой черепицей;

    Вокруг каштаны старые стоят,

    Нависши в_е_твями, как будто в окна

    Хотят продраться; из-за них мелькает

    Решетка из прекрасных лоз…

    Мало тут открытий великих романтиков: субъективных прилагательных ("Веселый домик”), зыбких синтаксических связей ("С прохладою спокойный тихий вечер / Спускается”), натянутных метафорических эпитетов ("тихий вечер”), меланхолических слов ("прощальные лучи”, “сумрачное море”), восклицательных конструкций для нейтрального явления ("Веселый домик!”), свойств вместо предмета ("прохладою” вместо прохладного воздуха), - всего, что подсознательно относит к внутреннему миру, в пику плохому миру внешнему. – Всё-таки это молодой ещё Гоголь, а может, уже и испорченный входящим в силу реализмом, антагонистом романтизма. У него в "зеленой краской” цвет не только имеет психологическое звучание идиллии, но и реальный цвет. У него наречия в "сердце билось сильно, сильно” не только чувственный призвук имеют, но и физиологический. Сам выбор места действия – Германии, страны великих романтиков – есть некое реалистическое отстранение от романтизма. Сама фабула едва ли не насмешка: Ганц покинул невесту, через два года, разочарованный во всём, вернулся, очаровался Луизой вновь, женился и…

     

    Но что ж опять его туманит?

    (Как непонятен человек!)

    И как-то скомкан конец.

    Скоро-скоро после этого Гоголь станет реалистом, как и Пушкин. (В “Тарасе Бульбе”, да и во всём “Миргороде”, пафос таков – среда определяет человека.) И рассмотрение этого перехода к реализму имеет актуальное значение для России сегодня. Терпят поражение за поражением цветные революции вокруг России: промайданных татар в Крыму и проевропейцев на Донбассе в 2014 году, оппозиционеров во главе с Джиоевой в Южной Осетии в 2011 году, в Кыргызстане, в Сирии – Сирийская свободная армия вот сейчас складывает оружие, даже не произошла цветная революция в Узбекистане в 2016-м. На смену глобализму наступает эра консерватизма и традиционализма (даже в США в президенты прорвался антиглобалист Трамп). Пятой колоне в России, может, стоит начать отходить не только от своего (по аналогии) гражданского романтизма, но и от просто романтизма – к реализму идти?

     

    Ляпы Гоголь допустил-таки. Перечислю некоторые, которые не указали первые критики этого произведения.

     

    Синеет свод, и волны облак ходят

     

    На берегу, далеко вшедшем в море

     

    Зато вкруг ней зеленые прилавки

     

    И возвратиться в мир наш нудит

     

    Твой образ дивный сдалека

     

    - Не плачь, спокойся, друг мой

     

    Старик привстал с цвеченых старых кресел

     

    И пели жавронки; ходили волны

     

    Сгустились вот над ними дерева

     

    Час углубясь в раздумья целый

    Хоть стихотворство и допускает вольности; но не ради ж простого поддержания ритма или рифмы.

    И зачем он всюду такое ударение на слове “пасто`р” делает?

    А вот это как-то неловко:

     

    Но кто прекрасная подходит?

     

    И поутру уже всё жарко

     

    Он разрезвлялся мило, живо

     

    Он с ней и вечер, с ней и день

     

    Или в долине ходит думный

     

    Назад далеко он живет

     

    Он на минуту растоскует

     

    Минерву Фидий в нем переселил резцом

    Это на четверти текста. Может, правильно писали:

    "В „Гансе Кюхельгартене“ столь много несообразностей, картины часто так чудовищны, и авторская смелость в поэтических украшениях, в слоге и даже в стихосложении так безотчетлива, что свет ничего бы не потерял, когда бы сия первая попытка юного таланта залежалась под спудом” (https://librolife.ru/g3120151).

    Может, не стоило и мне извлекать это произведение на свет божий и обсуждать?..

    Но уж больно много красоты и восторга. Тогда как сочинено это из-за, наоборот, горя и бед, реакции, так называемой, в николаевской России и после революционных потрясений в Южной Европе.

    При такой противоречивости как не вспомнить о моей идее-фикс, что художественность – это след подсознательного идеала автора? Больно мало негатива в тексте и Гоголя, и Лессинга. Больно уж горячо становится, если, глядя на эту красоту, знаешь про то, чем она рождена. Неожиданность, конечно, не доказательство подсознательности её рождения. Но всё-таки…

    (О подсознательном у Лессинга я написал тут - http://art-otkrytie.narod.ru/benua2-5.htm)

    А нынешней пятой колоне можно даже посочувствовать, если и она в большинстве своём вдохновлена тоже подсознаптельно на благие мысли и дела недостатками путинской России.

    27 апреля 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340486  2018-05-05 19:00:02
Sweetheart
-

28.04.2018
10:36

Да здравствует Вейдле!

    Если кто из сомневающихся, может ли он чувствовать стихи, почитает Вейдле, тот убедится в своём ничтожестве. ""Ты говорила: в день свиданья под вечно–голубым . . .

25.04.2018
12:47

Диво дивное.

    Сначала – что случилось. Я сидел, читал теоретическую книгу Меерсон “Персонализм как поэтика. СПб., 2009”. Главу о “Метели” (1830) Пушкина. Мне захотелось посмотреть, . . .

23.04.2018
09:51

Не прогорел ли Гарин?

    Попробуем так. Я буду честен и попробую разбираться. Надежда, что если полезет фальшь, я её всё же замечу и как-нибудь из неё вылезу. Но начну, как часто делаю, с себя. . . .

19.04.2018
12:57

Пушкин и его подсознательный идеал в 1830 году.

    …в подсознание, то есть на тот уровень восприятия текста, который для настоящего исследования и есть наиболее — если не единственно — важный. Ольга Меерсон . . .

16.04.2018
12:57

Плюнули в душу.

    Я хочу писать о фильме Сегала “Кино про Алексеева” (2014), но начну издалека. Очень издалека. Восхитительная всё-таки штука – интернет (но я всё равно это слово . . .

12.04.2018
14:06

Выверт.

    Кто не захочет, не станет дальше читать… Я начинаю писать статью о стихотворении Пушкина “Отцы пустынники и жёны непорочны” (1836). Что я нового скажу, я не знаю. Я . . .

10.04.2018
20:04

Бабский.

    Я в неглубоком пессимизме. Потому что, хоть и хвастался, бывало, но в глубине души знал, что я слабоват в искусствоведении. Что я хорошо могу – это переосмыслить то, . . .

10.04.2018
15:12

Да, в коммунизм нам! Но всем и без крови!

    Я читаю книгу Малышева “Номах” (2017). К столетию революции, что ли, написанную? Кто меня читал ранее, знает, что, раз я применил настоящее время (читаю), значит, книга . . .

08.04.2018
12:12

Битва с Битовым.

    Ну что: старая беда? Опять нарвался на нечитабельную книгу “Уроки Армении” (1967-69) в книге Битова “Путешествие из России” (СПб., 2009). Опять есть подозрение, что это . . .

31.03.2018
17:18

Оп-пу-петь!

    Вы как хотите, а мне было, фигурально говоря, больно читать, что Рафаэль поместил в “Афинской школе” своей Платона и Аристотеля в “точку” перспективного . . .

28.03.2018
22:34

Целенаправленный поиск.

    Читатель не поймёт, что у меня за поиск, если не рассказать обстановку, среди которой я ищу. А это – нудно: читать про обстановку… Хочется-то – сразу о картинах . . .

26.03.2018
10:21

Позволить себе, что ли?..

    Вообще-то я себе не позволяю вникать в стихотворения графомана. Потому что, во-первых, о графомании нет теории (я не встречал), а во-вторых, я не знаю теории развития . . .

23.03.2018
18:19

Серюзье.

    Диву даюсь на самого себя… Неужели можно переживать что-то положительное при рассматривании такой вот мазни? Серюзье. Талисман. 1888. А не исключено, что я себя . . .

20.03.2018
17:45

Полное отчаяние.

    Меня это напрягает. Когда режиссёр нагло обращается со мной, зрителем. И не показывает мне никаким образом, что осуществляет (по-учёному) "переход от одной . . .

18.03.2018
15:17

Ох, грешен я, грешен!

    Давал волю своим размышлизмам. Однажды написал такое: “Можно сказать: душа клетки. Ибо для неё мыслима цель сохраниться, несмотря на ежесекундную нестабильность . . .

16.03.2018
16:33

Пофигизм ли у Ерофеева.

    Почему-то я, не читав сам ни произведения “Москва – Петушки” (1970) Ерофеева, ни чего-нибудь о нём, ждал, что это окажется произведением постмодернизма, который я . . .

13.03.2018
15:11

А вдруг...

    Горький хотел творить новую мифологию, и недаром появляется у Павла на стене изображение Христа воскресшего, идущего с учениками. Герой романа — этакий . . .

12.03.2018
14:03

Хорошо, когда ничего не понятно.

    Есть патриотизм, который… вообще нельзя такое слово произносить. Только можно про себя чуть-чуть подумать. Борис Хлебников Хлебников православие в качестве . . .

07.03.2018
16:43

Закусив удила.

    Я получил сильное своей уверенностью в себе возражение своему выводу, что Высоцкий был в претензии больше к нам, проявляющим слабость и отдающим социализм на . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100