Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
03.05.2018 |
|
|||||||
28.04.2018 |
|
|||||||
25.04.2018 |
|
|||||||
23.04.2018 |
|
|||||||
19.04.2018 |
Пушкин и его подсознательный идеал в 1830 году.
|
|||||||
16.04.2018 |
|
|||||||
12.04.2018 |
|
|||||||
10.04.2018 |
|
|||||||
10.04.2018 |
Да, в коммунизм нам! Но всем и без крови!
|
|||||||
08.04.2018 |
|
|||||||
31.03.2018 |
|
|||||||
28.03.2018 |
|
|||||||
26.03.2018 |
|
|||||||
23.03.2018 |
|
|||||||
20.03.2018 |
|
|||||||
18.03.2018 |
|
|||||||
16.03.2018 |
|
|||||||
13.03.2018 |
|
|||||||
12.03.2018 |
Хорошо, когда ничего не понятно.
Я посмотрел фильм “Аритмия” (2017) и, наконец, - так редко теперь я на такие фильмы натыкаюсь, - ничего не понял. И вот делаю эксперимент – начинаю писать до того, как мне что-то шепнёт, что надо начинать – получится в процессе писания. Что, по-моему, должно получиться? – То, что я пойму, что хотел сказать автор или – так только я ставлю вопрос – каким подсознательным идеалом движим был художник, когда вот это творил. С последним – беда. И даже не в том, что подсознательное – муть недоказуемая много кому. Это меня не смущает. Мне важно, чтоб я чуял свою правоту. Беда в том, что у меня выработался набор типов идеалов, которых на всю историю человеческую всего-навсего несколько. И я каждый раз должен именно из них что-то иметь в виду, чтоб хотя бы подозревать. А с “Аритмией” я не могу даже начать подозревать. – В совершенной растерянности. И я сделал вот что. Идеал для меня – штука много что определяющая. И нравственность, и любовь… Что если и политические предпочтения? А в Википедии пишут об общественной позиции известных людей. Я посмотрел – "В марте 2014 года подписал письмо российского “Союза кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений” своим коллегам с Украины, осуждающее российскую военную интервенцию на Украину”. Открыл это письмо. Оно – в ответ на письмо украинских кинодеятелей. Открыл его. То от 5 марта 2014 года. А там… Уши вянут… Прошло 4 года. Можно сравнить их слова с делами на Украине. "И уж совершеннейшей неправдой является утверждение об ущемлении и даже преследованиях русскоязычных людей” (http://kinosoyuz.com/news/?pub=2282). А ведь ещё 23 февраля (меньше чем за 2 недели до 5 марта) Верховная Рада какой закон приняла? – Отменила закон о статусе русского языка от 2012 (по которому русский имел статус регионального в 13 из 27 административно-территориальных единиц Украины). Хорошо, 5 марта он был ещё не подписан президентом. Но какой закон об образовании принят в 2017-м, в год выпуска фильма? – Такой, что его оспорила даже Венецианская комиссия, и осудили Венгрия, Румыния и Польша. А про ""фашиствующих молодчиков” и “воинствующих националистов”” (Там же) теперь, после сжигания 48 человек в Одессе 2 мая, после батальонов типа “Айдар” и после 10.000 погибших на Донбассе, можно уже признать российскую правду? Я уверен, что теперь автор “Аритмии” (2017) бумагу, поддерживающую письмо кинематографистов Украины, не подписал бы. Да и они б такое письмо теперь не написали бы. Сужу по этой “Аритмии”.
В частности, не подписал бы Хлебников ещё и потому, думается, что ему теперь должно быть видно, что Украина – пропадает, а Россия – нет. В общем, старая история… Оттого, что я стал писать статью о фильме Б. Хлебникова, что-то в моей душе активизировалось, и я определился с подозрением, к какому типу идеала мне “Аритмию” отнести – к идеалу трагического героизма. Я, правда, не тогда определился с подозрением, когда писал то, что вы видите выше большого пробела, – “в этом” пробеле я определился. – Что я делал? – Я искал какого-то намёка на православие Хлебникова. Поиски мои отразились в эпиграфах. Я ничего не нашёл, но в подозрении утвердился: раз нет православия в сознании Хоебникова, значит оно есть в его подсознании, в том самом патриотизме, о котором нужно молчать даже во внутренней речи. И вот смею огласить конкретику. Хлебников “думает” (потому в кавычках, что подсознанием “думает”), что Россия спасается чудесным образом раз за разом потому, что Бог её спасает. Это раз за разом, - исторически подразумеваемое как Смутное время, две революции ХХ века (1917 и 1991) и Великая Отечественная война, - образно означено, - подсознанием, - как отдельные случаи по спасению людей от смерти бригадой скорой помощи, состоящей из Олега, фельдшера и водителя. (Один случай опоздания – не в счёт; вина там не на бригаде, а на бесчеловечной организации труда.) Совершенно из ряда вон выходящие меры приходится принимать. – Дать сосать пулю под видом немецкого-де средства (женщина изводила, наверно, мнительностью – часто вызывала скорую помощь)… Очень сильно (аж испугал) пришлось толкнуть дочку больной плюс пригрозить пришлось, что и хуже будет, если та продолжит мешать, ибо мать умрёт, если её не забрать на переливание крови (те обе были в какой-то секте, и им нельзя-де делать переливание крови)… Скальпелем разрезал не раздевая тело девочки, наступившей на оборванный высоковольтный провод (играли роль секунды и как-то кровопускание спасало)… – Так это врач. А водитель! Два раза смог вырваться из автомобильной пробки. Один раз – по тротуару, второй раз фельдшер (с мегафоном, что ли?) сумел уговорить нескольких автомобилистов подвинуться вправо, и получился проезд. Это финал фильма. А на эти случаи наложен сюжет двух полных циклов непонятного отчуждения-притяжения между мужем, этим Олегом, и его женой Катей. И всё вместе наложено на фабулу усугубляющейся бесчеловечности режима работы врачей скорой помощи. В общем, чудо, что хороший конец. Как чудо некое, что Россия – пока по крайней мере – выдержала это внешнее давление, которое началось с переворотом на Украине. Премьер министр ведь сказал – может, не врал – что СССР бы такого внешнего давления не выдержал (имея в виду, что СССР-то пал из-за себя).
Хочется закончить ссылкой-оправданием, что я не натянул: "…реалистичные истории предпочитают выглядеть локальными и бытовыми, позволяя зрителю самому делать глобальные обобщения” (Алексей Филиппов http://tass.ru/opinions/4628887). 17 февраля 2018 г.
|
|||||||
07.03.2018 |
|
<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"