Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
27.11.2015 |
|
||||||||||||||
23.11.2015 |
Принципиально всё позволяю себе!
|
||||||||||||||
19.11.2015 |
|
||||||||||||||
15.11.2015 |
|
||||||||||||||
12.11.2015 |
|
||||||||||||||
10.11.2015 |
|
||||||||||||||
08.11.2015 |
|
||||||||||||||
08.11.2015 |
Продолжение предыдущей статьи.
|
||||||||||||||
07.11.2015 |
Как увидеть в детали идею целого и оценить.
|
||||||||||||||
30.10.2015 |
|
||||||||||||||
12.10.2015 |
|
||||||||||||||
03.10.2015 |
|
||||||||||||||
27.09.2015 |
|
||||||||||||||
12.09.2015 |
На что именно подняла руку "Божья воля".
|
||||||||||||||
10.09.2015 |
Отрывок из книги “Против В. Новикова”. "Могилу Марины тогда, в сорок первом, потеряли, потом через двадцать с лишним лет памятник поставили там, куда по интуиции указала сестра Анастасия. "Здесь, я чую!" - старушка кричала. Правильно, что ее послушались. С душой поэта ведь можно говорить в любом месте, если проговоришь про себя несколько его строк: "Кто победил на площади - про то не думай и не ведай, в уединении груди - справляй и погребай победу уединения в груди. Уединение: уйди, жизнь!"” Вы как хотите, а мои ассоциации говорят мне, что Новиков намекает на самоубийство Цветаевой из-за власти, и что у Высоцкого тоже нелады с властью. И тянет спорить. Стихотворение Цветаевой таково:
Типичное стихотворение поэта-ницшеанца. Такой нисколько не боится смерти, ибо жизнь – гадка. От серости. Не от бедности, в которой Цветаева пребывала тогда в Париже, столь благословенном для опьянённого капитализмом Новикова. И советская жизнь, даже и не будучи столь, как в Париже, голодной ("Тетка что-то еще плела про жареную картошку на сковородке, про запас крупы в шкафу”) в августе 1941-го в Елабуге, - эта советская жизнь была такой же гадкой, как и парижская и жить ницшеанцу не стоило. Удивительно, что не в Париже повесилась Цветаева. Прямо противоположный Высоцкому тип творца. Большой вопрос, что так комплиментарно Высоцкий “поговорил” с Цветаевой, как это у Новикова чувствуется. Как относится к смерти Высоцкий, он выразил в обратной цветаевскому смыслу песне “Кони привередливые” (слушать тут и лучше – записях Шемякина).
Только вначале здесь гибельный восторг. Ну как же: погибнуть во имя идеи. Ты умрёшь, а идея, за которую ты погибнешь, останется. Ты как бы приобщишься к вечности в памяти людей. Но это – пока. Это – идеализм. Пока смерть не приблизилась вплотную. Но вот она приблизилась и, оказывается, сидит в тебе самом: ты ж сам себя сжигаешь (для других). Живи для себя – не будет сжигания, не будет смерти. А? Аналог – я пишущий вот это. Я изловчился подходить к компьютеру с будильником: лишь на 10 минут. Потому что любое волнение-вдохновение поднимает кровянее давление, а сбить его нечем. А не вдохновишься – не озарит. Не озарит – писать не о чём. А не о чём писать – жить незачем. Вот и “коней своих нагайкою стегаю, погоняю". А озарит – и перерыв не перерыв, потому что мысли, как кони привередливые, несутся, несутся. И, чтоб остаться просто жить, думаешь: "Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!” Вся песня – крик желания пожить ещё. Мещанской жизнью. Но, видно, Высоцкому это не дано. Вдохновение его не поддаётся рациональности. Вот потому и фабула такая: умер. Я вот переждал не 10 минут, а полтора часа, сумел выбросить из головы предложения, которые вертелись, хотели, чтоб я их напечатал. Я не шёл печатать. Они и ушли. И давление спало. И я выжил. Так на то я и на Высоцкий и прожил уже чуть не в 2 раза дольше, чем он. А он – не прожил. Умер. Пусть через 8 лет после этой песни. Но. Эта песня, вроде бы, о жажде мещанской жизни получилась песней о противоположном. И таки пережила физическую жизнь Высоцкого. Потому что в итоге она – за идеализм. О чём, собственно, и фабула её. – Высоцкий оказался верен себе даже в сюжетном воспевании мещанства.
|
||||||||||||||
04.09.2015 |
|
||||||||||||||
25.08.2015 |
|
||||||||||||||
10.08.2015 |
|
||||||||||||||
05.08.2015 |
|
||||||||||||||
03.08.2015 |
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"