TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.01.2016
10:23

Поплыла Поплавская.

    Критика Поплавской, поставившей фильм (1990) по повести Лескова (1872-1873) “Очарованный странник”, по-моему, пройдёт легче, чем критика самого Лескова. Повесть Лескова . . .

20.01.2016
22:14

Украйина цэ Йевропа.

    Поглядев на картины Михайло Деяка, я подумал, что не только американские гранты устремили мечты украинцев на Запад. Італія. 2012. Блакитні пальми. 2012. Острів . . .

13.01.2016
15:46

Даёшь "ЗАЧЕМ ТАК"!

    Я люблю читать корифеев. У них можно осознать массу нюансов касательно того, КАК сделано произведение искусства. Воспитанный в советской школе, нацеленной на . . .

09.01.2016
13:34

Чууууудно

    Художественное произведение приводит нас в восторг и в восхищение именно той своей частью, которая неуловима для нашего сознательного понимания. Гёте . . .

03.01.2016
16:30

Навскидку

    Я случайно наткнулся на такое стихотворение Окуджавы (оно было напечатано без даты создания): Немоты нахлебавшись без меры, с городскою отравой в крови, . . .

02.01.2016
14:17

Доказательство ли...

    Сначала – несколько афоризмов Юлия Андреева. "Иногда приятно вспоминать даже то, чего не было”. “Либералы считают, что червяк полетит, если создать ему условия . . .

01.01.2016
15:33

Против Жолковского

    Что именно против Жолковского, - “Рай, замаскированный под двор: заметки о поэтическом мире Булата Окуджавы" (2005), - я ещё не знаю. Но будет. Хотя бы по двум . . .

20.12.2015
20:49

Мельник против Куваева и Сурина в своём фильме "Территория".

    Ну вот. Высохли глаза и я должен написать об этом фильме Мельника “Территория” (2014). Плохое слово “должен” в данном случае… Хм. А ведь это слово – было моё личное . . .

14.12.2015
20:13

Что "сказал" Поллок.

    Это – продолжение предыдущей статьи (см. тут). Ещё один щелчок по носу того высокомерного ментора, уверенного в непогрешимости своего вкуса и отказавшего . . .

13.12.2015
14:32

Что замалевал Малевич.

    Один крайне высокомерный человек в одном своём писании, выглядящем – как всегда у него – некими неоспоримыми скрижалями завета между людьми и им, непогрешимым, . . .

11.12.2015
23:02

Доказательство.

    Доказательство того факта, что художники по натуре стихийно выражаются противоречиями (и в том состоит артистизм), а иногда они противоречиями же выражают своё . . .

27.11.2015
18:31

Я оторвался от публики.

    Я оторвался от публики в своей любви к искусству. И отрыв произошёл из-за моего пристрастия к глубокому постижению произведений. И если публика прельщается . . .

23.11.2015
22:30

Принципиально всё позволяю себе!

    или Что значит влияние начавшегося первичного накопления. Начинал Микеланджело противоположно тому, чем кончил… Первая его скульптура вполне недоницшеанская . . .

19.11.2015
10:31

Ещё о Давиде.

    Я получил совершенно нелепое возражение, дескать, нет на лице у микеланджеловского Давида следов душевной бури, которая, писал я, явилась той второй частью, . . .

15.11.2015
11:49

Срыв гения.

    Мне кажется, что я могу проиллюстрировать свою любимую мысль, дескать, когда художник знает, что он хочет выразить, то у него произведение получается хуже, чем . . .

12.11.2015
16:23

Вух!

    Логика требовала… Но я не ожидал, что так здорово требование оправдается.

    Это фото фрагмента лица статуи Микеланджело “Давид” (1504). И вы посмотрите, какая буря у Давида на переносице. Да и в глазу. Да и в брови. Точнее, след бури. Только что он убил Голиафа, намного, казалось, более сильного, чем он.

    Я потом объясню, что за логика и что за требование. А пока мне хочется, красно говоря, передохнуть. Повспоминать.

    Пятиметровая копия микеланджеловской статуи есть в музее имени Пушкина в Москве. И я её видел, когда там был не раз. И не произвела она на меня впечатления.

    А однажды мне пришлось стоять в трёхчасовой очереди в этот музей. Там выставлялись трофейные картины Дрезденской галереи перед возвращением их в Германию. И со скуки я сказал соседу по очереди, что стою вот я, командировочный, столько времени и не надеюсь, что получу какое-нибудь удовлетворение хоть от одной картины. А все стоят и потом будут врать, как они были впечатлены.

    Вспыхнула вблизи стоявшая женщина: “Как вы можете такое говорить!?. Да войдя в этот музей, вы ахнете хотя бы от Давида, который вас встретит при входе”.

    Я, помнится, дразня её, сказал, что видел этого Давида, и – ничего. Она, кипя, что-то говорила, говорила… – От меня отскакивало, как горох об стенку. И она отступилась. А сосед по очереди мне одобрительно улыбнулся. Он тоже, наверно, никакого откровения для себя не ждал. Но. Дурно понимаемая мода… Так теперь, наверно, и к святым мощам москвичи тысячами в очереди выстраиваются… И на оранжевые демонстрации ходят тысячами… Я поражался: по поводу отпускания этого махинатора Навального в виду условности срока наказания собралась огромная толпа. На воде заводятся эти москвичи.

    Если сразу не случилось потрясение от подлинника произведения изобразительного искусства, то всё – больше никогда и не случится.

    Но я благодарен и малому – вот этому “Вух!”, которое я мысленно произнёс, обнаружив на фото такой след такой бури на лице Давида.

    С пятиметрового-то низа лицо выглядит гладким.

    Нет, охватывающая эту статую лестница в Пушкинском музее, наверно, позволяла лицо видеть и вблизи. А может, и не позволяла. Но. Не случилось мне, наверно, в него особо вглядываться. Шёл и крутил, наверно, головой во все стороны, как и все посетители. Я ж в Москве бывал проездом с поезда на поезд, стремился на очередную объявленную выставку в музее, типа картин Рокуэлла Кента. Спешил. Ещё на кучу выставок надо было успеть.

    Теперь же я ведь не зря принялся искать фото этого лица.

    Нет. Ещё одно отвлечение.

    Я трусоват. Нет, на людях, введя себя в состояние “не в себе”, или просто в подпитии будучи, я делал смелые телодвижения. Но раз я поступил, кажется, мужественно.

    По бедности я, случилось, ночевал в Никитском ботаническом саду, что около Ялты, вернее, у этого сада, на берегу моря, на скамейке на причале для морских трамвайчиков. Меня ночью разбудили пограничники, проверили паспорт, студенческий билет, поверили, что я путешествую после практики в Одессе, что денег в обрез, не до гостиницы, и посоветовали подняться лучше в сад, там есть скамейки, ибо меня каждые два часа будет будить очередной патруль. Я пошёл в сад. Задремал. Вдруг мимо меня, - я открыл глаза и успел увидеть, - промчались по садовой дорожке какие-то красные – в лунном свете! – крупные звери. Два. А рядом с садом (я днём на экскурсии слышал) – заповедник. Мне в голову полезли разные мысли, и сон долго не приходил. Но как-то я всё-таки поспал. На рассвете проснулся, встал. Отбросил в чащу дубину, которая служила мне подушкой. И пошёл к морю умыться. Выхожу из сада прямо на пляж. Восходит солнце. На его фоне, вдали, метрах в ста, рыбак возится с лодкой на берегу. И возле него играют друг с другом – это были, я узнал, те ночные звери! – две огромные собаки. Потом я догадался, что их на ночь с привязи спускают сторожить сад. Увидев меня, они дружно бросились ко мне. И я понял, что сейчас мне конец. И решил подороже отдать им свою жизнь. Я вспомнил покойного отца. Как он мне, маленькому, читал “Алитет уходит в горы”, и как там на Алитета напал медведь. И как Алитет засунул медведю в пасть руку. Как можно глубже. Чтоб схватить там желудок и вывернуть его. И так спасся. И от отца же или не знаю, от кого, я знал, что нельзя от зверей бежать. В пасть этим бульдогам, рассудил я, мне не попасть. Но выколоть глаза одному хотя бы я смогу. Пока они приближались ко мне, мчась рядом и большими скачками, я решил, что прыгнуть-то на меня одновременно им точно не удастся. Поэтому, решил я, я прыгну не на ту собаку, которая прыгнет на меня. Пока первая будет добираться до моего горла, я успею выколоть глаза второй. Надо только суметь понять, которая прыгнет первой. Наверно, та, которая будет ближе. Значит, надо смотреть, кто из них первая. Я быстро переводил глаза на одну, на другую, одну, другую, одну, другую и медленно-медленно приседал для прыжка и клонился вперёд.

    Не добежав до меня несколько метров, они встали на дыбы и с такой же скоростью помчались обратно, кажется, покусывая друг друга.

    Я попробовал распрямиться. Это вышло с трудом. Я ещё удивился: а как же я прыгал бы?

    Потом я захотел продолжить свой путь к морю. – Шиш. Ноги не двигались. Я еле-еле оторвал одну, переступил ею, потом другую... Дошёл, в общем. Пару метров было до кромки. Нескоро дошёл. Умылся.

    Обошлось.

    Интересно, какое у меня было лицо до умывания? Не как у Давида ли? Голиаф-то был намного больше, чем Давид, даже и пятиметровый. Или зря я так? Меня-то собаки врасплох застали, а Давид же знал, на что шёл.

    Теперь о логике, приведшей меня к поискам фото лица этой скульптуры.

    Она начинается тут и тут.

    Она не только в наследовании Высоким Возрождением достижений Раннего Возрождения, но и в возражении Высокого Раннему, в отвержении “Давидом” (так я ждал) Микеланджело “Давида” Донателло. На отвержение наталкивала хотя бы мускулистость у Микеланджело против нарочитой тщедушности у Донателло. Если Донателло с этой тщедушностью можно было подозревать в замазывании глаз Церкви, мол, тем Божья сила подчёркивается, то Микеланджело можно было подозревать, наоборот, в нарочитом выпячивании отсутствия тут Бога. Разница размеров статуй (у Донателло – полтора метра) подозрение подогревала. Наличие обозначения события (голова Голиафа) у Донателло и отсутствие этого обозначения у Микеланджело не только тоже подогревала подозрение, но и рождало ещё одно. Донателло-то отсутствующим ТУТ выражением лица персонажа “говорил”, что он, Донателло, – за небожественное иномирие и против этого мизерного ТУТ, мизерного даже и с гигантом Голиафом и громадностью подвига его победителя. Крайний индивидуализм выражал Донателло, даже ницшеанство, можно сказать. А Микеланджело – во имя всяческой Гармонии, в том числе индивидуализма и коллективизма – должен был, думалось, как-то обозначить, что Давид ТУТ (хоть и нет тут Голиафа, только праща есть). – И я с робостью стал искать фото лица: подтвердится или нет ожидание? Память мне не говорила, что лицо было не с безразличным выражением. Наоборот. Память говорила, что как спокойна и непринуждённа поза Давида, таково и его лицо.

    Не подтвердилось!

    То есть, произошёл акт проверки идеи Гармонии как общей для всего Высокого Возрождения, акт проверки этой идеи на фальсифицируемость. И идея проверку выдержала. То есть идея – научна. "Говоря простыми словами, научная теория должна быть способна ошибаться” (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/989266). (Если признать верной мысль Поппера, что выдерживание проверки на фальсифицируемость есть признак научности.)

    А в чём моя заслуга?

    В том, что я вдруг не принял на веру общепринятую идею Гармонии как основную для Высокого Возрождения, а принял её, проверив лично.

    Как пример отношения к общепринятым идеям – это годится для многих и многих людей.

    Нет, ей-богу, ну почему б не проверять иногда азы на верность… А то в разговорах об искусстве так принято развесить уши и балдеть, балдеть…. Некритически.

    11 ноября 2015 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
331933  2015-11-12 16:38:33
-

331974  2015-11-12 20:27:24
Л.Лисинкер
- Выражение лица (полное спокойствие)на фото статуи Давида в полный рост - А1

Выражение лица ( явная Тревога и Озабоченность) статуи на фото Давида в виде только головы - А2.

А2 явно не равно А1. Как это сделано фотографом ? Это дело техники микширования или ещё как, - не важно. Но опять же :

А2 /= А1 (не равно).

Не завидую вам, уважаемый автор. Попробуйте доказать свою правоту.

331977  2015-11-12 21:23:46
как как, так
- голову Давида рисуют студенты, не все конешно, но гипсовый торс его не редкость

331982  2015-11-12 22:33:15
Воложин
- Лисинкеру.

Вообще был случай, чтоб я вам что-то доказал? Я не помню.

Со своей же стороны я каждый день вижу факты невидения в упор. Вот вы бугры считаете результатом микширования, а не существующими реально. Тип-топ то самое.

Разве можно с человеку с таким настроем что-то доказать? – Да ни в жисть!

332023  2015-11-13 11:54:25
Л.Лисинкер
- В.Куклину // Валерий Васильевич, посмотрите текст заметки С.Воложина. Там есть две фотографии статуи Давида. И выражение лица Давида - на каждой из них своё особенное. Это я утверждаю.

Автор статьи С.Воложин заявляет, что я не прав. Лица на обоих фото - полностью идентичные. Гляньте, если будет время. И скажите своё веское слово.

----------- ---------

332031  2015-11-13 12:12:55
Воложин
- Лисинкеру.

Нашли у кого веское слово искать.

332038  2015-11-13 13:09:03
- ДАВИД = АДИВАть/кожаные одежды

332046  2015-11-13 14:43:13
- На №№ 331974 и 332023. Г-ну ЛИСИНКЕРУ.

По поводу ваших утверждений о сомнительности доводов автора статьи и о возможном микшировании фотографий статуи Давида.

Ну, во-первых. Неужели вы никогда не замечали, что лица скульптур, рассмотренные под разными ракурсами, с разных точек зрения, приобретают различные выражения?

Во-вторых. На фото статуи целиком - лицо Давида слишком далеко от нас, слишком мало, чтобы можно было разглядеть две крохотные морщинки на переносице, чуть сдвинутые и приподнятые брови, заломы на лбу, чуть напряженные веки - словом, все то, что будучи рассмотрено детально (на другом фото, головы Давида), и создает ГРОЗУ на его лице, и дает нам совершенно неожиданное впечатление об эмоциях, переживаемых Давидом после победы над Голиафом. Ведь наша обычная точка зрения - не на уровне лица Давида. Мы смотрим на него снизу вверх, а не лицом к лицу...

И, наконец, в-третьих. Что по поводу СОДЕРЖАНИЯ самой статьи? Неужели вам нечего сказать, кроме сомнений по поводу фотографий?

332047  2015-11-13 14:51:45
- Голиаф = фа голи = в оГОЛЕНии

перебитые голени? просили перебить голени/разделать с уксусом/укусом

332048  2015-11-13 14:52:49
- ф аголи

332049  2015-11-13 14:54:47
иундейские войны
- значит Одивать сражался с Оголённым фалосом/обрезанным?

332050  2015-11-13 14:55:46
- бедные уиндейцы... проигр... али?

332051  2015-11-13 15:04:36
- ГОЛЕН/нелогИЧНО

Ученики его сказали ему: Обрезание полезно или нет? Он сказал им: Если бы оно было полезно, их отец зачал бы их в их матери обрезанными. Но истинное обрезание в духе обнаружило полную пользу...

332052  2015-11-13 15:09:22
Скиф-азиат
- Давит-о/Одивать сражался с Голи-аф/Оголённым фалосом/обрезанным... а рядом с головой Одивать, на плече, лежит кожа/праща/обрезок...

вас бедойтет дас?

332053  2015-11-13 15:17:32
о Давиде
- статуй необрезаный

332057  2015-11-13 15:42:18
Л.Лисинкер
- Автору по поводу этой заметки //

- "Что по поводу СОДЕРЖАНИЯ самой статьи?" (вопрос Автора).

- (Ответ читателя). Сумбур, ничего внятного. Автор вспоминает какие-то сомнения-тревоги в моменты, когда ему удавалось прикоснуться к ... (достичь подсознания) подсознательному.

И, о радость! О счастье! Точно такие же сомнения-тревоги Автор обнаружил на фотографии скульптуры Давида. Ура-ура ...

А я, читатель, здесь вроде уже и лишний. Поэтому, исходя из элементарных правил ПРИЛИЧИЯ, мне читателю предложили - удалиться. Что и было выполнено. У вас, автор, свои проблемы, у меня, извините, - свои.

--------- --------- -----------

332058  2015-11-13 15:51:11
- статуй необрезаный

332060  2015-11-13 15:56:20
Куклин
- Я не уверен, что способен быть третейским судьей в деталях очередного псевдоискусствоведческого текста Воложина, базирующегося на фото скульптуры работы Микельанджело, которая существует в двух экземплярах, как мне кажется (на площади – копия, в музее подлинник), не считая многочисленных копий, в том числе и в Московском музее изобразительных искусств имени А. Пушкина. Какую из скульптур взяли фотографы, я не ведаю. Тем более, не знаю, кто и как выставлял свет, ретушировал, насколько он был трезв и насколько любил скульптора. Я не физиономист, к тому же, но смею утверждать, что фото фронтальное лица Давида и фото части лица оного персонажа имеют различное выражение: благородное и умиротворенное на одном и яростное на другом. Думаю, второй вариант – халтура чья-то, Микельанджелло не мог знать, что Давид убил последнего представителя племени великанов на территории Ближнего Востока. То есть я - на вашей стороне в вашем споре

332061  2015-11-13 15:58:41
нет сомнений
- статуй необрезаный

332062  2015-11-13 16:00:17
- вас бедойтет дас?

332063  2015-11-13 16:02:37
Хэ
- вас бедойтет, вас бедойтет, неевр Давид.

332064  2015-11-13 16:51:24
Воложин
- Лисинкеру.

Факт состоит в том, что вы позволили себе отрицать на лице Давида наличие бугров, выражающих определённое НАСТРОЕНИЕ.

Что вы привлекаете для этого – не важно. Важен результат: вы сделали искажённую реальность.

Это то же самое, как утверждения Запада о регулярных войсках России на Донбассе.

Плевать, что их нет. Они ЕСТЬ.

Зачем вам так поступать? – Я очень часто вас сажал в лужу. Вам надо мне отомстить. Как можете, так и мстите.

332065  2015-11-13 16:51:33
shirley reddick
- You can Look at this site if you want to know what Lamar can offer.

332135  2015-11-14 15:55:57
Куклин
- Вот тут – то, что состоит из ляпов, как утверждает борец с ляпами Воложин сам: ] Воложин

- Лисинкеру.

Факт состоит в том, что вы позволили себе отрицать на лице Давида наличие бугров, выражающих определённое НАСТРОЕНИЕ.

Увы Соломону… Бугры на лбу есть не признак настроения, а физиологическая особенность лица. Великий физиономист Аль-Фараби, 500 лет тому назад приглашаемый во все восточные деспотии для консультаций по кадровым вопросам с монархами, утверждал, что лобные бугры означают изрядный ум, склонность к гениальности. Шишка на лбу имелась у Сократа, У Моисея работы Микельанджелло сквозь шишки выросли рога. А наморщить лоб так, чтобы на нем выросли шишки, - это уже, простите фокус, доступный лишь Воложину и Домбровскому.

332136  2015-11-14 16:10:25
Воложин
- Новичкам и забывчивым.

Почему я не отвечаю Куклину? – Потому что не читаю. – А не читаю почему? – Потому что не имеет смысла. Он безответственный человек: готов написать, что угодно (даже ляп, даже много ляпов подряд), лишь бы подухариться. – Но ведь можно и в мусоре найти полезное зерно. – Может, и можно. Но с Куклиным поиск не окупается. Я его много лет знаю. Приобрёл опыт.

332162  2015-11-15 10:18:43
Куклин
- Воложину от имени новичков

А вы набугрите лоб, Соломон Исааковичя - и создайте настроение, что вы - умный. А пока что - увы - не умнее Домбровского.

332164  2015-11-15 10:52:11
Воложин
- Про Покрышкина.

У меня все посты на одном файле в компьютере. Я помнил, что Покрышкин – это кто-то, мне враждебный. Проверил. Да. Нацистским духом попахивает от этого кадра, по-моему.

Ибо я – за глубокой подход к искусству, а нацисты хватались за пистолет при слове КУЛЬТУРА.

ВМ

Не поддавайтесь нацистам. Есть разный национализм. Я с вами, если и вы за тот, который русским считает каждого, кто сам себя считает русским.

10.11.2015
13:21

Прав или не прав Путин.

    Вот его проект закона: "Статья 3.1. Особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении . . .

08.11.2015
22:32

Поплакать в жилетку.

    Хочется поплакать в жилетку. Это я читаю разбор “Одесских рассказов” Бабеля в http://alyulka.livejournal.com/181315.html. Автор очень опирается на текст, что должно б мне нравиться . . .

08.11.2015
13:49

Продолжение предыдущей статьи.

    - Хотите, я вас поймаю? - Хочу. - Прорезюмируйте, какие детали вы истолковали? - Пожалуйста. По мере появления в статье: 1) обнажённость, 2)невыдающееся тело, 3) . . .

07.11.2015
16:29

Как увидеть в детали идею целого и оценить.

    Америку каждый открывает – для себя. Но это не с каждым случается. И мешают… авторитеты. Вот что говорит иной авторитет про такую скульптуру? Микеланджело . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100