Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
06.07.2015 |
|
||||||||||
01.07.2015 |
Быка надо дразнить красной тряпкой.
|
||||||||||
27.06.2015 |
Ответ Наталье с компьютером 77.73.68.4
|
||||||||||
21.06.2015 |
|
||||||||||
20.06.2015 |
|
||||||||||
12.06.2015 |
|
||||||||||
06.06.2015 |
Как я сам себя поймал на двойных стандартах.
|
||||||||||
19.05.2015 |
Моя беседа с митрополитом Илларионом.
|
||||||||||
11.05.2015 |
|
||||||||||
30.04.2015 |
|
||||||||||
26.04.2015 |
Уничтоженная картина художника Ге. Вам случалось, читатель, растрогаться, не понятно почему? Мне только что случилось. Вот от этого изображения. И я попробую себя понять. Это отвергнутая публикой и самим художником, Николаем Ге, уничтоженная им картина “Милосердие”. Поверх неё он написал свою знаменитую “Что есть истина?”. И то, что вы видите – рентгенографический снимок с “Милосердия”. "На картине изображены две фигуры: девушка, подающая нищему воды. Она смотрит ему вслед, задавая себе вопрос “Не Христос ли это?”” (http://art-assorty.ru/1422-nikolay-ge-chto-est-istina.html). Я не верующий, но представил себя на месте этой девушки, и у меня увлажнились глаза. Я вспомнил, что со мной стало, когда… Мне пришлось искать, на что это тогда я наткнулся в телевизоре. Это была комедия “И чёрт с нами!” (1991). Она круто высмеивала рабов, мол, засевших в нас от века. Там от анабиотического сна проснулся не умерший, оказывается, Сталин. В перестройку. В катастройку, как стали её называть лет 10-15 попозже, когда я комедию и смотрел. Когда началась (и продолжается, собственно, и по сей день) реакция на так называемую демократию. И в… цирке Сталин призвал народ к перестройке перестройки. И практически вся публика в цирке пришла в экстаз. И запели… На просторах родины чудесной, Закаляясь в битвах и труде, Мы сложили радостную песню О великом Друге и Вожде… И потом включается фонограмма, поёт профессиональный хор. Организовано (самовысмеивается новинка – пиар), что всем в цирке раздают портреты Сталина. Высмеивая, главный герой (его играет Харатьян) секунду держит портрет вниз головой, но тут же поправляется. А мне не смешно. Я безумно счастлив услышать знакомую песню моего детства… Что может быть лучше детства! Какой, к чёрту, раб! У меня с шести лет не было папы, зато был Сталин. Как все, - мне было внушено, - я мог на него положиться. И я, сын машинистки, таки получил образование. Даже высшее. Пусть с помощью тёти и дяди. Но их помощи не хватило б, если б не советская власть, если б не Сталин, сделавший эту власть такой, какою я её застал. И как бы я ни понимал, спустя жизнь, что с первых шагов её становления она пошла по неверному пути и – как факт – довела до реставрации капитализма. Но. Было что-то в задумке от настоящей мечты. И я в детстве был воистину счастлив, идя – так верилось – по пути к счастливому будущему для всех. Это похоже на веру в Христа, в его второе пришествие. И я могу представить, ЧТО почувствовала девушка, заподозрив в том, кому дала только что напиться, Христа. Это – колоссально, должен вас заверить, читатель. Это – испытать счастье. Нет! Это не передать никакими словами… Но так я понял свои увлажнившиеся глаза потом. В так называемом последействии искусства, которое я совместил с записыванием осознавания подсознательного, заставившего до всяких мыслей глаза увлажниться. Что ж породило именно такое подсознательное? Знание драмы христианства у Ге и коммунизма у меня. Ведь христианство начиналось как массовая религия с веры в очень скорое второе пришествие, а оказалось-то что? Пшик, а не второе пришествие. Уж две тысячи лет, как пшик. То же и с коммунизмом, пусть временно`е отличие – аж почти два порядка. И вдруг – на… Мало, что это всего лишь на холсте. Сталкивается негативное с позитивным, и происходит катарсис. Неосознаваемый. А он почти всегда сопровождается слезами. Что катарсис означает – вопрос. Я думаю, что ответ на него одним словом – толстовство (если стать в обстановку, окружавшую Ге). Разочарование в активно борющихся силах: и в левых, и в правых. И в народниках, оказавшихся чуждыми народу, и во власти, не ставшей народу своей, какие демократические реформы (образования, судебную, земскую) ни провела. Каждый, мол, сам себе источник удовлетворения. Достаточно только поменьше хотеть. И то не важно, что в словах это толстовство сформулировал Толстой. Чтоб идею принять всем существом своим, художнику её нужно выразить рождённой из своего подсознания. У Ге не вышло. Христос уходит глубоко и грустно задумавшимся. Неудачно оно – второе пришествие? Или неудачна картина? Ге решил, что неудачна картина. 25 апреля 2015 г.
|
||||||||||
18.04.2015 |
|
||||||||||
11.04.2015 |
|
||||||||||
09.04.2015 |
|
||||||||||
24.03.2015 |
Надо не писать, когда не пишется.
|
||||||||||
19.03.2015 |
|
||||||||||
09.03.2015 |
|
||||||||||
02.03.2015 |
|
||||||||||
25.02.2015 |
|
||||||||||
10.02.2015 |
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"