TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.06.2024
19:49

Слу-у-ушайте! Почти открытие

    Думаю, что разведка США (судя по https://pobasenki.ru/mirovozzrenie/obshhestvo/proekt-prevrashheniya-rossii-v-natsistskuyu-germaniyu-tehnologii-lzhi.html, почти единственному сайту, где разоблачают разбираемый фейк) . . .

17.06.2024
09:55

И Никита Михалков свалился раз в антисемитизм

    Как бы экранизировал антисемитское письмо Прилепина первоначально называвшееся “Письмо товарищу Сталину”. Для маскировки потом заголовок подправили: . . .

15.06.2024
18:16

«Полюбилась» мне предательница Вольтская

    Наверно, не вполне сознаю, за что. Возможно, за то, что дала мне возможность демонстрировать, как вредит установка на враньё на качество поэзии. Для . . .

15.06.2024
18:15

«Полюбилась» мне предательница Вольтская

    Наверно, не вполне сознаю, за что. Возможно, за то, что дала мне возможность демонстрировать, как вредит установка на враньё на качество поэзии. Для . . .

13.06.2024
21:39

Меня пленяет трудность как таковая

     

    Умственная. Наверно, это – привычка со школы. Там учитель математики то и дело устраивал в классе гонки, кто раньше решит задачу. И я часто бывал победителем. А класс был спортивный. Одна девочка стала чемпионкой мира. Я же по физкультуре получал сплошные двойки. Учителю, наверно, велели мне что-то где-то приписать, чтоб я смог получить аттестат зрелости. Больше ни в одном проявлении жизни мне не сопутствовала удача, кроме одной: открывать скрытый художественный смысл произведения искусства. Чему я научился в порядке самообразования. Оно же отвадило меня от получения официального образования на этот счёт и от попыток публиковаться (пока интернет не появился). А когда он появился, там быстро стало возможно публиковаться бесконтрольно. Что способствовало самомнению, что победы мои в толковании – настоящие, а не самообманные. И вот их у меня неисчислимые тысячи. И мне всё неймётся их одерживать снова и снова. Как наркотическая зависимость.

    Вот сейчас по ТВ услышал стихотворение Симонова. Плохо расслышал. Нашёл его в интернете. Прочёл. И – слеза в конце чуть не прошибла. И возникла задача: почему?

    Атака

     

    Когда ты по свистку, по знаку,

    Встав на растоптанном снегу,

    Готовясь броситься в атаку,

    Винтовку вскинул на бегу,

    .

    Какой уютной показалась

    Тебе холодная земля,

    Как все на ней запоминалось:

    Примерзший стебель ковыля,

    .

    Едва заметные пригорки,

    Разрывов дымные следы,

    Щепоть рассыпанной махорки

    И льдинки пролитой воды.

    .

    Казалось, чтобы оторваться,

    Рук мало — надо два крыла.

    Казалось, если лечь, остаться —

    Земля бы крепостью была.

    .

    Пусть снег метет, пусть ветер гонит,

    Пускай лежать здесь много дней.

    Земля. На ней никто не тронет.

    Лишь крепче прижимайся к ней.

    .

    Ты этим мыслям жадно верил

    Секунду с четвертью, пока

    Ты сам длину им не отмерил

    Длиною ротного свистка.

    .

    Когда осекся звук короткий,

    Ты в тот неуловимый миг

    Уже тяжелою походкой

    Бежал по снегу напрямик.

    .

    Осталась только сила ветра,

    И грузный шаг по целине,

    И те последних тридцать метров,

    Где жизнь со смертью наравне!

    1942 г.

    Каждый раз поначалу бесконечно трудно задачу эту решать.

    Но у меня появились приёмы… Один совсем подлый для дела новизны: аналогия. Она новую задачу превращает в старую. – Обычно подсознательный идеал, вдохновляющий поэта, остаётся с ним на всю жизнь одним и тем же. Если поэт обычный. У гениев, наверно, их больше (Пушкин сменил их раз 12). – А я уже много с кем из поэтов разбирался. Так, если я и с Симоновым когда-то разбирался, то есть шанс, что там у него тот же идеал, что и в этом вот стихотворении. – Я проверил: уже разбирал (см. тут). Одно, 1937-го года. Идеал мудрого успокоения духа времени после взбудораженных годов. Как бы барокко.

    Тут сразу пришло в голову, что Симонов таки настоящий поэт. И то, и это стихотворение написаны совсем по неспокойному поводу. То есть поэт шёл по пути наибольшего сопротивления. Тогда – по поводу гражданской войны в Испании, теперь – по поводу Великой Отечественной войны. – Для Симонова прошло время личного выбора, за кого быть во всемирном движении истории к коммунизму. Он для себя выбрал путь Сталина – централистский социализм. То ничего, что в первом стихотворении до конца гражданской войны было в 37-м ещё 2 года, и что до конца Великой Отечественной в 42-м было ещё чёрт-те сколько. Магистральное движение Истории для Симонова было ясно – оно сталинское. Можно было душой успокоиться. И – воспевать это душевное спокойствие. И там и тут.

    Чем это выражено тут?

    Казалось бы, катарсически – столкновением личной естественной трусости (мысленно остался в окопе на "Секунду с четвертью”) и так называемой интроекцией. Это такой механизм психологической защиты при стрессовом состоянии. "Человек безоговорочно принимает позицию других людей, доверяет авторитетному мнению…” (https://help-point.net/articles/psikhologicheskie-zashchity-lichnosti/). Здесь – авторитету "ротного свистка”: "тяжелою походкой / Бежал”, “сила ветра, / И грузный шаг”.

    Но это только “казалось бы”. Ибо – в прошедшем времени всё (и "уютной показалась”, и "Бежал… Осталась”), в воспоминании. И это слезу не выбивает.

    А вот когда тебя вводят во время будущее: “И те последних тридцать метров, / Где жизнь со смертью наравне!"… Вот тут-то и происходит подлинное столкновение противочувствий: неслучившегося прошлого с неслучившимся будущем. И рождает катарсис о настоящем: это – не жизнь! Так жить нельзя!

    Как и то, давнее, барокко, возникшее от непереносимости столетней религиозной войны Реформации и Контрреформации.

    Катарсис же часто сопровождается слезами. Это то единственное, что проникает в сознание восприемника, не умеющего открывать художественный смысл произведения неприкладного искусства.

    Вставившие декламацию этого стихотворения в ТВ как бы на то и рассчитывали. Мода-де – патриотизм, героизм, люди и подумают, что это – патриотическое стихотворение. Люди его так и переживают. Тем более, что слезу ж выбивает почему-то. Разобраться не могут. Относят на счёт патриотизма.

    А я, патриот, зачем такую контру публикую?

    С дальним прицелом. Человек, освоивший такое глубокое проникновение в произведение неприкладного искусства не поддастся так называемому ментальному плену. Это словосочетание родилось вчера на передаче “Время покажет”, посвящённой цели, с какой укронацисты устраивают налёты на Москву, Белгород и т.д. Цель, оказалась – настроить россиян против власти. Почему-де слабо воюем. Долой Путина!

    Так вот я надеюсь, что, воспитав глубину постижения искусства, я приму участие в спасении России от угрозы её существованию, путём развала изнутри.

    А ещё приятна очередная победа толкователя. Убейте меня, если я знал, что у меня получится час тому назад.

    2 июня 2023 г.

09.06.2024
09:38

Смутность

    Чем она хороша, смутность? – Обещанием любимого труда по прояснению недопонятного. . Так случилось, что я стал как-то чересчур оригинальным. Принял в качестве . . .

02.06.2024
17:52

Что бы это значило?

    Хочу вникнуть в психологию. Фрагмент. И немного хитрю с вами, читатель, начиная с фрагмента. Ибо только на большом увеличении и не абы какой репродукции видна . . .

29.05.2024
14:20

Молодцы* были американцы, когда издевались над собой

    Это было в 60-х годах, когда пошла вторая волна эры Потребления. Издевались художники поп-артисты. Кто хочет развитого обоснования этого заявления, смотрите . . .

28.05.2024
13:32

Буча

    Хоть Михалкову нельзя верить ни на полслова (обманет, если это ему нужно), но его несколько слов о Буче я решил принять на веру. Вот они: "Разве не по этому методу . . .

26.05.2024
15:08

Я волком бы выгрыз авангардизм

    Оттуда, где его нету… . Розалинда Краусс поманила меня миражом, что я не единственный, кто применяет теорию художественности по Выготскому (т.е., что произведения . . .

25.05.2024
23:04

Индикатор для определения в прошлом возможности нынешнего предательства России

    Кроме одного (см. тут), уже найденного… . Я и всегда почти начинаю с себя, а теперь, чувствую, надо начать с себя очень давнего. Со времени, когда мне, провинциалу, . . .

24.05.2024
10:29

Искусствоведы – несчастные люди

    Это становится очевидным, когда после прочтения неисчислимого множества их текстов натыкаешься на один – настоящий. (И тогда возникает тихий вопрос: неужели те, . . .

22.05.2024
09:16

Искусствовед Екатерина Андреева и… всераздрай

    Мои последние поиски первоисточников в недавнем прошлом нынешнего предательства России, прямого или потенциального, некоторыми представителями культуры . . .

01.05.2024
19:50

Своим искусствоведением – на жалобу артиста Галкина, что неверно его в иноагенты записали

    Наказали его за распространение заведомо ложной информации о действиях Вооружённых сил РФ на Украине. Я подумал: вдруг он прав, раз жалуется… – Стал проверять. Я . . .

30.04.2024
16:44

Антон Долин молодец и лукавец

    Молодец, потому что имеет вкус, лукавец, потому что уже в 2014-м был потенциальный враг России. Доказать то и другое довольно трудно. Потому что тонко. Я говорю . . .

11.04.2024
16:40

У меня явная слабость к предателям России: у иных есть тонкость, а я её люблю

    Креативным классом они себя называют, и некоторые, хоть и тёмные (художественности по Выготскому не знают), но всё же… Антон Долин, один из таких (увы, не первый . . .

02.04.2024
21:44

Утончённый антисоветизм Екатерины Андреевой

    Вообще-то моё амплуа – открывать, каким подсознательным идеалом был вдохновлён автор художественного произведения (т.е. произведения неприкладного искусства) . . .

24.03.2024
11:06

Индикатор для определения в прошлом возможности нынешнего предательства России

    Он простой – антисоветизм. Потому что СССР сохранил государственность России и русский менталитет, а Запад теперь поставил задачу то и другое на земном шаре . . .

19.03.2024
14:25

Не перейти грань с этими преступниками

    Писать эту заметку я стал после долгого лазания по интернету в попытках найти что-то, толкующее о пособничестве. Нашёл такое: "В случае, если лицо, не являясь . . .

02.03.2024
17:08

Есть ещё те, кто задумывается, «что вдохновляло» художника

    Это человек, назвавшийся Dzmitry Mikhnevich по адресу https://yablyk.com/245918-bruno-catalano-voyageurs/. Правда, он дал несколько предположений, чему я принципиальный враг, ибо это способ . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100