TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.11.2023
12:57

Сходство и различие азовцев и вагнеровцев

     

    Я грешен. Не имея официального образования, искусствоведческого или литературоведческого, я посмел принять за верные несколько теорий. Хуже того. Я их подправил по собственному усмотрению, сообразуясь с реалиями искусства, как это мне виделось. Одна из них, теория Шмита, что большие стили в веках повторяются в одной и той же последовательности. Так я не только шмитовские стили переименовал, взяв за базовый период синусоиды стили, что были в Возрождение и около, но и на перегибах синусоиды (вверху и внизу, если синусоида развёрнута по горизонтали) пририсовал вылеты вон. Инерционные. Кто сумел приспособиться к резко меняющемуся миру, тот, мол, умница и начинает исповедовать противоположное. А кто твёрд душой, вылетает в экстремисты, в тупик, запрещающий душе изменяться. В отличие от Шмита я считаю, что наверху синусоиды обретается коллективизм, а внизу – индивидуализм. И на том грех не кончается. Иные произведения искусства заставляют признать, что, так сказать, крайности, бывает, сходятся. И инерционные тупики-вылеты – тоже. (В нарисованном виде это выглядит некрасиво.) Мало того. Представлять синусоиду удобно при рассматривании эволюции друг в друга идеалов одного творца. А когда их два, и их идеалы – антагонисты, то смысл имеет синусоиду расщепить на 2 трека. Этак удобнее рисовать, как крайности сходятся. Или то сходятся, то расходятся. Как у Врубеля: то символист (сверхочарованный), то ницшеанец (сверхразочарованный). Из-за чего он и сошёл с ума. Для изображения непримиримой вражды антагонистов (например, фашистов и коммунистов), правда, неудобно изображение 2-х рядом идущих треков. Легко коммунистов назвать фашистами. Зато двойная синусоида с двойным вылетом вверху (если иметь в виду коллектив коллективистов [коммунистов] и коллектив индивидуалистов [фашистов]) наглядно показывает тонкие различия около перевала трека. – Если за перевалом на вылете экстремизм достижение идеала мыслит иррациональным (символист – в сверхбудущем, христианин – на том свете, коммунист – в очень отдалённом будущем, ницшеанец – в иномирии; и всё это – пессимизм, простецки говоря), то перед перевалом синусоиды антагонисты становятся ребяческими оптимистами (“Вот-вот и взойдёт”, как пел Высоцкий). С мессианским духом – христиане и им подобные коллективы коллективистом. С одержимостью – сатанисты.

    Вот и определим, куда поместить авторов гимнов азовцев (коллектив индивидуалистов) и вагнеровцев (коллектив коллективистов).

    Ліс шумить, яри гудуть !

    Вирушаем ми у путь !

    Розігнати гівнюків!

    негрів, хачиків (кавказцев), жидів!

    Прапорець наш золотий,

    На ньому тризуб визначний!

    Маєм тризуб на плечі,

    Дременуть (удерут) од нас хачі!

    “ВОВЧИЙ ГАК” читай - ПУ!

    Навчимо жидів уму!

    Чорні берці в нас блещать !

    негри будуть верещать!

    Раса, Нація, Земля!

    Україно ти моя!

    Доблесть и дерзость – вот наша сила,

    Храбрость и мужество – наша броня!

    Нас в бой Россия благословила

    И освятила Духом Огня!

    .

    И каждый из нас Дух тот хранит,

    Став в бою стойким, словно гранит!

    Он, как Архангел мечом врагов всех разит,

    И землю России

    Освободит!

    ПРИПЕВ:

    ЧВК “ВАГНЕР” – славное войско!

    Каждый боец в нём – символ Побед!

    И если он гибнет, то лишь геройски –

    Преображая тьму в Духа Свет!

    .

    Стойкость и смелость даст Духа Сила,

    Ими наполнив суть каждого дня,

    Чтобы отвага в бой нас водила,

    Нашей Державы границы храня!

    .

    И если за это жизнь надо отдать,

    То пусть её примет Родина-Мать!

    Мы, воины Света, пришли побеждать!

    Дух Русский поможет

    Нам устоять!

    .

    ПРИПЕВ (2 раза)

    Если сравнить с текстом Апокалипсиса вагнеровский гимн…

    "7 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.

    8 И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.

    9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;” (Откровение Иоанна Богослова 20:).

    Чем не перекличка с "Духом Огня”?

    "23 И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его” (Откровение Иоанна Богослова 21:).

    Чем не похоже на "Духа Свет”?

    С другой стороны, чем не аналог "Прапорець наш золотий” временно оставленным живыми (при последовательном уничтожении негодной части человечества), - чем не аналог так и не раскаявшимся (хоть, вот видят: таких умерщвляют) по тому же Апокалипсису:

    "20 Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить.

    21 И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем” (Откровение Иоанна Богослова 9:).

    Это пока, на короткое время, дано азовцам жить и убивать праведных.

    .

    По-моему, всё ясно, кого куда поместить, кто с мессианским духом Добра, а кто одержим Злом. Хоть экстремистами являются оба.

    .

    Это было – о различии воинов Добра и Зла. А теперь – о сходстве.

    Командир, Уткин, выбрал фамилию композитора Вагнера своим позывным. Отсюда и название всего подразделения. И как бы музыкальным эквивалентом этого позывного является “Полёт Валькирий” из оперы Вагнера “Валькирия”.

    С этим музыкальным отрывком у меня был интересный случай.

    Я довольно регулярно ходил на симфонические концерты, их исполнял приезжавший на несколько часов из Вильнюса оркестр. После одного концерта, чтоб ублажить слушателей, не прекращавших аплодировать, оркестр сыграл нечто потрясающее. И я, никогда не слышавший Вагнера, лишь начитавшийся о его музыке у Луначарского, узнал в исполнявшейся музыке Вагнера. Чтоб это проверить, я не ушёл домой, а дождался на улице выхода музыкантов, чтоб сесть в автобус и уехать в Вильнюс. Я подошёл к одному из них и спросил: “То, что вы сыграли на бис, это был Вагнер?”. Он ответил: “Да. “Полёт Валькирий””. – Я был в восторге от себя.

    Что там писал Луначарский?

    "Часто и справедливо говорят о гипнотизирующей, обвораживающей силе музыки Вагнера.

    Ни одни композитор до Вагнера не обрушивался на восприятие слушателя таким водопадом звуков, такой широчайшей рекой гармонии, такими пронзающими мелодиями…

    Громы и крики его литавр, его колоссальные ансамбли, его подхватывающие и уносящие унисоны – весь этот организованный шумный вихрь звучаний – потрясает” (Луначарский. В мире музыки. М., 1971. С. 402).

    Вагнер был крайне разочарованный человек. Сперва ему не удавалось снискать успех у публики, а потом – в 1848-м – потерпела поражение столь любезная ему революция. (Считаем её Добром для масс.) И он впал в почти противоположное состояние – “Над Добром и Злом”. Для обывателя это настолько необычно, что он это умонастроение считает просто Злом. – Это всё – в области сознания и автора и восприемников. А ещё есть область подсознания. И там помещается идеал ницшеанского типа: бегство из Этого всесторонне нехорошего мир в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Образ его дашь – как бы достиг идеала.

    Как его достиг Вагнер? – Противоречием увлекающей музыки (Добро) и трагизмом действия (Зло).

    Бессмертная валькирия Брунгильда будет иметь сына от Зигмунда, и оказавшаяся сестрой его, Зиглинда – тоже, и тоже – от него. Даёшь вседозволенность! – Ан нет! Не дано, хоть это и упоительно – Свобода (чем и плох Этот мир). В Нём царствует Порядок. И смерть. Зигфрид будет убит в поединке с мужем Зиглинды. И знающие об этом валькирии, слетаясь… радуются перед этим боем: они относят павших воинов в Валгалу. В иномирие.

    Сознание Уткина, наверно, восприняло в этом музыкальном слёте валькирий упоение.

     

    Есть упоение в бою,

    И бездны мрачной на краю…

    И в этом общность у экстремистов азовцев и вагнеровцев. Только первых прельщает процесс (они предзнают про плохой результат), а вторых – ещё и результат (который они тоже предзнают, и потому их вседозволенность [что тоже есть общее у экстремистов] как-то результатом усмиряется).

    Иномирия в подсознании Вагнера те и другие сознанием не постигают.

    Соответственно гимны тех и других рождены только замыслом сознания, а роль подсознания, который не идеал, а обеспечивает искусство слова, не наблюдается. Если и есть – так это искусство вымысла: крайности сюжета – радость убийства массы людей за какое-то свойство это неожиданность. А экстраординарность есть искусство.

    .

    Когда я узнал в музыке – Вагнера, я тоже не постигал иномирия.

    Наверно, где-то поэтому рассмеялся знакомый культуролог, когда я ему рассказал это чудо угадки про Вагнера. Мне он смех объяснил так. Есть-де популярные куски в классической музыке. Музыканты их обязательно знают, чтоб играть их на бис и оставлять большинство слушателей, может, и не понимавших что-то до того, в полном удовольствии от концерта.

    23 марта 2023 г.

06.11.2023
22:27

Украинский промах

    Про детей из детских домов, вывезенных из Украины из зоны военных действий в Россию. "Львова-Белова: …Много моментов, связанных с образованием. Потому что . . .

31.10.2023
21:50

Шаблон. Но всё равно действует

    Не знаю, что это за свойство души… Получать какое-то удовольствие от повторения. Сперва бытовой пример. Когда я был покрепче, я по утрам гулял к морю. Оно близко – . . .

30.10.2023
13:09

Я обиделся за поэтессу, предательницу России

    За Вольтскую. Мне написали: "И зачем тут стихи инфантильной барышни...”. А я счёл, что, хоть разобранное мною стихотворением (см. тут) и является второсортным (по . . .

29.10.2023
22:38

Что меня смущает в стихах иного предателя России

    Вот это оперирование в близком кругозоре. . Жена когда-то со смехом сказала мне: “Да ты вождь!” – Это было после очередного моего подвига: достал что-то, хоть была . . .

28.10.2023
16:09

Про открытие, о котором я вчера узнал или …и получаю от себя ответ. Сразу или погодя

    Каждый, наверно, видел в облаках фигуры. Я запомнил первый, наверно, случай со мной. Это было в пионерском лагере. Лет 11 мне было. Мы вышли на поле, я глянул вверх, и… . . .

27.10.2023
12:39

Нарываюсь снова и снова

    До распространения сведений необходимо проверить их на достоверность и по возможности все зафиксировать. Комментарий к ст. 207.3 УК РФ Так, наверно, тянет . . .

24.10.2023
13:19

Но какая искренность!

    Я, наверно, здорово предвзят к гражданам Украины… Это при том, что про себя я думаю, что ежедневная привычка отказываться от себя ради истины при попытках . . .

23.10.2023
23:05

Секрет полутысячелетней независимости России

      Привыкший начинать с себя ради тонкости самовыражения в постижении созданного не мною, - ради тонкости самовыражения, готового самоуничтожиться, лишь бы . . .

18.10.2023
17:14

Почему «Героям слава!»?

    Почему “Героям слава!”? Потому что побеждает не сила, а дух. – Врагов нужно знать до мозга их костей. “Героям слава!” это отзыв на нацистский призыв времён ВОВ . . .

16.10.2023
18:45

Болонская система не так уж и плоха

    Для болонок! . . .

15.10.2023
23:07

У попа была собака…

    Совершенно случайным образом моего внимания коснулось упоминание фильма “Тридцать три” (1965) Данелия. А у меня есть куча разборов его фильмов, в которых . . .

11.10.2023
10:14

Настырно

    Настырно – это противно. Особенно тому, у кого иное мировоззрение, чем то, к чему в синтезе из анализа, я привожу своего читателя, демонстрируя какую-нибудь . . .

10.10.2023
18:31

Что-то пошло не так

    Я почему-то никогда не помню одну цитату из Маркса. Всегда лезу в книгу, где я эти хлёсткие слова встретил, чтоб их переписать. Поскольку не помню, не могу . . .

01.10.2023
16:50

Не в театре

    Ох, и приятно, знаете, обнаруживать собственные мысли у здорово знаменитых людей. Одной такой собственной является моё наблюдение, что не принятое публикой . . .

30.09.2023
08:46

Почему я перестал смотреть сериал «Лимитчицы»

    Вообще-то я избегаю смотреть сериалы, но иногда срываюсь. “Лимитчицы” (2023) Добровой-Куликовой – такой срыв. Наверно, из-за того, случился, что там советское время, . . .

28.09.2023
16:16

Через наоборот! Пять веков спустя!

    Поразительный факт я только что вычитал: "При верной общей трактовке психологического содержания какого-либо произведения искусства — в деталях его . . .

27.09.2023
09:10

Вся рота идёт не в ногу

    Комичную, издевательскую над искусствоведами историю я прочёл. "Cодержание же... его картинам удавалось приписывать самое различное, самое произвольное . . .

25.09.2023
10:12

Провал Венецианова и меня

    Мой провал в том, что я ничего особо странного не увидел в этой картине. Венецианов. Гумно. 1822-1823. А странного, оказалось по прочтении работы Михайлина и Беляевой, . . .

24.09.2023
13:22

И опять, как пластинку заело

    Мне подкинули ещё одну вещь Окуджавы. Не понял зачем. Чтоб я проверил 1963-й год как год поворота Окуджавы от левого шестидесятничества к правому? По дороге к . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100