Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
05.01.2024 |
Миг – и этого больше никогда не будет…
|
||||
03.01.2024 |
Кто Маяковского перегрязнит*: Филатьев или я?
|
||||
03.01.2024 |
Задача искать корни предательства России взывает… (Продолжение)
|
||||
02.01.2024 |
Задача искать корни предательства России взывает…
|
||||
31.12.2023 |
Не одолевает ли меня предателемания?
|
||||
29.12.2023 |
|
||||
23.12.2023 |
Предатели России оставляют всё же русский след
|
||||
20.12.2023 |
|
||||
18.12.2023 |
Продолжение предыдущей грустной статьи
|
||||
17.12.2023 |
|
||||
02.12.2023 |
Только ли прикол? (Против формализма Елизаветы Лихачёвой)
|
||||
01.12.2023 |
Ей богу, что-то брезжит насчёт национальной идеи
|
||||
30.11.2023 |
|
||||
17.11.2023 |
«…плохая попытка поставить "советское" кино»
|
||||
11.11.2023 |
Поэтесса Татьяна Вольткая и искусственный интеллект дзена
|
||||
08.11.2023 |
Не оставляет меня беспокойство о предательнице России Вольтской
|
||||
07.11.2023 |
Сходство и различие азовцев и вагнеровцев
Я грешен. Не имея официального образования, искусствоведческого или литературоведческого, я посмел принять за верные несколько теорий. Хуже того. Я их подправил по собственному усмотрению, сообразуясь с реалиями искусства, как это мне виделось. Одна из них, теория Шмита, что большие стили в веках повторяются в одной и той же последовательности. Так я не только шмитовские стили переименовал, взяв за базовый период синусоиды стили, что были в Возрождение и около, но и на перегибах синусоиды (вверху и внизу, если синусоида развёрнута по горизонтали) пририсовал вылеты вон. Инерционные. Кто сумел приспособиться к резко меняющемуся миру, тот, мол, умница и начинает исповедовать противоположное. А кто твёрд душой, вылетает в экстремисты, в тупик, запрещающий душе изменяться. В отличие от Шмита я считаю, что наверху синусоиды обретается коллективизм, а внизу – индивидуализм. И на том грех не кончается. Иные произведения искусства заставляют признать, что, так сказать, крайности, бывает, сходятся. И инерционные тупики-вылеты – тоже. (В нарисованном виде это выглядит некрасиво.) Мало того. Представлять синусоиду удобно при рассматривании эволюции друг в друга идеалов одного творца. А когда их два, и их идеалы – антагонисты, то смысл имеет синусоиду расщепить на 2 трека. Этак удобнее рисовать, как крайности сходятся. Или то сходятся, то расходятся. Как у Врубеля: то символист (сверхочарованный), то ницшеанец (сверхразочарованный). Из-за чего он и сошёл с ума. Для изображения непримиримой вражды антагонистов (например, фашистов и коммунистов), правда, неудобно изображение 2-х рядом идущих треков. Легко коммунистов назвать фашистами. Зато двойная синусоида с двойным вылетом вверху (если иметь в виду коллектив коллективистов [коммунистов] и коллектив индивидуалистов [фашистов]) наглядно показывает тонкие различия около перевала трека. – Если за перевалом на вылете экстремизм достижение идеала мыслит иррациональным (символист – в сверхбудущем, христианин – на том свете, коммунист – в очень отдалённом будущем, ницшеанец – в иномирии; и всё это – пессимизм, простецки говоря), то перед перевалом синусоиды антагонисты становятся ребяческими оптимистами (“Вот-вот и взойдёт”, как пел Высоцкий). С мессианским духом – христиане и им подобные коллективы коллективистом. С одержимостью – сатанисты. Вот и определим, куда поместить авторов гимнов азовцев (коллектив индивидуалистов) и вагнеровцев (коллектив коллективистов).
Если сравнить с текстом Апокалипсиса вагнеровский гимн… "7 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. 8 И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;” (Откровение Иоанна Богослова 20:).Чем не перекличка с "Духом Огня”? "23 И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его” (Откровение Иоанна Богослова 21:). Чем не похоже на "Духа Свет”? С другой стороны, чем не аналог "Прапорець наш золотий” временно оставленным живыми (при последовательном уничтожении негодной части человечества), - чем не аналог так и не раскаявшимся (хоть, вот видят: таких умерщвляют) по тому же Апокалипсису: "20 Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. 21 И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем” (Откровение Иоанна Богослова 9:).Это пока, на короткое время, дано азовцам жить и убивать праведных. . По-моему, всё ясно, кого куда поместить, кто с мессианским духом Добра, а кто одержим Злом. Хоть экстремистами являются оба. . Это было – о различии воинов Добра и Зла. А теперь – о сходстве. Командир, Уткин, выбрал фамилию композитора Вагнера своим позывным. Отсюда и название всего подразделения. И как бы музыкальным эквивалентом этого позывного является “Полёт Валькирий” из оперы Вагнера “Валькирия”. С этим музыкальным отрывком у меня был интересный случай. Я довольно регулярно ходил на симфонические концерты, их исполнял приезжавший на несколько часов из Вильнюса оркестр. После одного концерта, чтоб ублажить слушателей, не прекращавших аплодировать, оркестр сыграл нечто потрясающее. И я, никогда не слышавший Вагнера, лишь начитавшийся о его музыке у Луначарского, узнал в исполнявшейся музыке Вагнера. Чтоб это проверить, я не ушёл домой, а дождался на улице выхода музыкантов, чтоб сесть в автобус и уехать в Вильнюс. Я подошёл к одному из них и спросил: “То, что вы сыграли на бис, это был Вагнер?”. Он ответил: “Да. “Полёт Валькирий””. – Я был в восторге от себя. Что там писал Луначарский? "Часто и справедливо говорят о гипнотизирующей, обвораживающей силе музыки Вагнера. Ни одни композитор до Вагнера не обрушивался на восприятие слушателя таким водопадом звуков, такой широчайшей рекой гармонии, такими пронзающими мелодиями… Громы и крики его литавр, его колоссальные ансамбли, его подхватывающие и уносящие унисоны – весь этот организованный шумный вихрь звучаний – потрясает” (Луначарский. В мире музыки. М., 1971. С. 402). Вагнер был крайне разочарованный человек. Сперва ему не удавалось снискать успех у публики, а потом – в 1848-м – потерпела поражение столь любезная ему революция. (Считаем её Добром для масс.) И он впал в почти противоположное состояние – “Над Добром и Злом”. Для обывателя это настолько необычно, что он это умонастроение считает просто Злом. – Это всё – в области сознания и автора и восприемников. А ещё есть область подсознания. И там помещается идеал ницшеанского типа: бегство из Этого всесторонне нехорошего мир в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Образ его дашь – как бы достиг идеала. Как его достиг Вагнер? – Противоречием увлекающей музыки (Добро) и трагизмом действия (Зло). Бессмертная валькирия Брунгильда будет иметь сына от Зигмунда, и оказавшаяся сестрой его, Зиглинда – тоже, и тоже – от него. Даёшь вседозволенность! – Ан нет! Не дано, хоть это и упоительно – Свобода (чем и плох Этот мир). В Нём царствует Порядок. И смерть. Зигфрид будет убит в поединке с мужем Зиглинды. И знающие об этом валькирии, слетаясь… радуются перед этим боем: они относят павших воинов в Валгалу. В иномирие. Сознание Уткина, наверно, восприняло в этом музыкальном слёте валькирий упоение.
И в этом общность у экстремистов азовцев и вагнеровцев. Только первых прельщает процесс (они предзнают про плохой результат), а вторых – ещё и результат (который они тоже предзнают, и потому их вседозволенность [что тоже есть общее у экстремистов] как-то результатом усмиряется). Иномирия в подсознании Вагнера те и другие сознанием не постигают. Соответственно гимны тех и других рождены только замыслом сознания, а роль подсознания, который не идеал, а обеспечивает искусство слова, не наблюдается. Если и есть – так это искусство вымысла: крайности сюжета – радость убийства массы людей за какое-то свойство это неожиданность. А экстраординарность есть искусство. . Когда я узнал в музыке – Вагнера, я тоже не постигал иномирия. Наверно, где-то поэтому рассмеялся знакомый культуролог, когда я ему рассказал это чудо угадки про Вагнера. Мне он смех объяснил так. Есть-де популярные куски в классической музыке. Музыканты их обязательно знают, чтоб играть их на бис и оставлять большинство слушателей, может, и не понимавших что-то до того, в полном удовольствии от концерта. 23 марта 2023 г.
|
||||
06.11.2023 |
|
||||
31.10.2023 |
Шаблон. Но всё равно действует
|
||||
30.10.2023 |
Я обиделся за поэтессу, предательницу России
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"