Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
14.01.2024 |
Я жил и живу в околокоммунизме
|
12.01.2024 |
|
10.01.2024 |
Может, дурновкусие, но мне нравится
|
09.01.2024 |
Как трудно ловить высококультурных предателей России на передёргах
|
05.01.2024 |
Миг – и этого больше никогда не будет…
|
03.01.2024 |
Кто Маяковского перегрязнит*: Филатьев или я?
|
03.01.2024 |
Задача искать корни предательства России взывает… (Продолжение)
|
02.01.2024 |
Задача искать корни предательства России взывает…
|
31.12.2023 |
Не одолевает ли меня предателемания?
|
29.12.2023 |
|
23.12.2023 |
Предатели России оставляют всё же русский след
|
20.12.2023 |
|
18.12.2023 |
Продолжение предыдущей грустной статьи
|
17.12.2023 |
|
02.12.2023 |
Только ли прикол? (Против формализма Елизаветы Лихачёвой) "…Борромини предъявляет свои главные качества как архитектора: безупречное владение приёмами, позволяющими обмануть законы человеческого восприятия… и, собственно говоря, именно это рождает ту культуру барочную, которая – есть такой чудесный термин 18 века называется кунстштюк – перевести… немецкое слово… э, значит, перевести, наверно, можно как прикол” (Лихачёва. https://yandex.ru/video/preview/9235867911314689610). Яркий пример перекоса искусствоведения в формализм: приём рождает культуру. Тогда как её рождает дух времени, не осознаваемый автором. Это как ограничиться мыслью, например, что каждый человек живёт с целью как можно дольше прожить до смерти, тогда как у каждого есть неведомая ему цель обеспечить вечную жизнь своего вида – гомо сапиенс сапиенс. Речь у Лихачёвой идёт о садовой галерее палаццо Спада. Борромини. Галерея палаццо Спада. 1632—1638. "По тогдашней моде обязательно нужен при дворце какой-нибудь парк. Пространства для парка у Спада нет. Покупать землю они не могут себе позволить. Тогда они приглашают Франческо Борромини. И Борромини строит садовую галерею палаццо Спада… Он строит это пространство, визуально удлиняя пространство двора и сада, который якобы за ним находится. Когда вы стоите на этой точке и смотрите на эту арку, вам кажется, что галерея длиной 35 метров. На саммом-то деле галерея длиной 8. 8 метров 82 сантиметра, если точно… Достигается эффект 35-ти метров довольно просто. Опускается потолок, поднимается пол” (Там же). "Статуя, которая стоит в самом конце этой перспективы, она на самом деле, как любая античная скульптура, обладает качеством монументальности, то есть в зависимости от того, с какой… нам кажется, что она больше, чем она есть на самом деле… Мы предполагаем, что эта колона, та колона, которая находится в конце галереи, того же размера, что колона, которая в начале галереи. И эти фокусы визуальные позволяют создать пространство, которое визуально раздвигает маленький дворик, который действительно очень маленький” (Там же). Ну, не знаю… Не стыдно ли повторять давно известное в собственной лекции, не оговаривая эту известность? Но самое страшное это "рождает”. Когда рождает, если и не религиозная война Контрреформации с Реформацией (шедшая 100 лет и всем надоевшая) – в Риме военных действий не было – то, по крайней мере, Контрреформация, о которой Лихачёва ничего по сути не сказала: "…во многом это накладывается на процесс Контрреформации, который идёт в католической церкви. И барокко, по идее, призвано – как бы время его призывает к тому, чтобы стать воплощением нового отношения католической церкви и окружающего мира, воплощением в архитектуре новой идеологии, католической идеологии. Она теснейшим образом связана с идеологией, которую разрабатывали иезуиты” (Там же). По тону Лихачёвой Борромини принимает Контрреформацию. А по Якимовичу художники не принимали ни войну, ни чью-то сторону. Ну в самом деле, что хорошего для обычного человека, не так уж погружённого в религиозную жизнь, иезуитский принцип: цель оправдывает средства? Надо обмануть – обману. Нет, в сознании Борромини была задача, как, не прикупая земли, сделать двор заказчика как бы больше. Но есть же подсознательный идеал. "Барочный художник именно играет в своё искусство, лучшего слова здесь не подберёшь. Но надо его уточнить, потому что наше обыденное понимание “игры”, подчёркивающее в ней прежде всего “несерьёзность”, здесь не годится. Конечно, мастер итальянского барокко верит в бога, но верит не так, как средневековый [и как иезуит верит]; его вера не замкнутая, не довлеющая себе, не абсолютная, не “иконная”, а <…> на грани безверия и разочарования [столько крови пролили в религиозной войне]" (Якимович. Советское искусствознание ʼ76. Том 2. М., 1977. С. 106). "Все вы врёте, и католики, и протестанты! Католики с этим иезуитством-обманом – точно!” - как бы кричит Борромини. Он потому и покончил с собой довольно скоро. Не согласитесь ли, что проговоренные (так надо, общепринято), а не прочувствованные слова Лихачёвой: "связана с идеологией, которую разрабатывали иезуиты”, - пустые. Как связаны? Что если ненавистью? От которой умереть хочется. А уж если б была связь не так глубока, а "как прикол” (что Лихачевой явно больше нравится {"по идее” в её устах звучит иронически}), то и нечего было б Борромини кончать с собой. 2 апреля 2023 г.
|
01.12.2023 |
Ей богу, что-то брезжит насчёт национальной идеи
|
30.11.2023 |
|
17.11.2023 |
«…плохая попытка поставить "советское" кино»
|
11.11.2023 |
Поэтесса Татьяна Вольткая и искусственный интеллект дзена
|
08.11.2023 |
Не оставляет меня беспокойство о предательнице России Вольтской
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"