TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.10.2023
10:14

Настырно

    Настырно – это противно. Особенно тому, у кого иное мировоззрение, чем то, к чему в синтезе из анализа, я привожу своего читателя, демонстрируя какую-нибудь . . .

10.10.2023
18:31

Что-то пошло не так

    Я почему-то никогда не помню одну цитату из Маркса. Всегда лезу в книгу, где я эти хлёсткие слова встретил, чтоб их переписать. Поскольку не помню, не могу . . .

01.10.2023
16:50

Не в театре

    Ох, и приятно, знаете, обнаруживать собственные мысли у здорово знаменитых людей. Одной такой собственной является моё наблюдение, что не принятое публикой . . .

30.09.2023
08:46

Почему я перестал смотреть сериал «Лимитчицы»

    Вообще-то я избегаю смотреть сериалы, но иногда срываюсь. “Лимитчицы” (2023) Добровой-Куликовой – такой срыв. Наверно, из-за того, случился, что там советское время, . . .

28.09.2023
16:16

Через наоборот! Пять веков спустя!

    Поразительный факт я только что вычитал: "При верной общей трактовке психологического содержания какого-либо произведения искусства — в деталях его . . .

27.09.2023
09:10

Вся рота идёт не в ногу

    Комичную, издевательскую над искусствоведами историю я прочёл. "Cодержание же... его картинам удавалось приписывать самое различное, самое произвольное . . .

25.09.2023
10:12

Провал Венецианова и меня

    Мой провал в том, что я ничего особо странного не увидел в этой картине. Венецианов. Гумно. 1822-1823. А странного, оказалось по прочтении работы Михайлина и Беляевой, . . .

24.09.2023
13:22

И опять, как пластинку заело

    Мне подкинули ещё одну вещь Окуджавы. Не понял зачем. Чтоб я проверил 1963-й год как год поворота Окуджавы от левого шестидесятничества к правому? По дороге к . . .

23.09.2023
20:11

Ахеджакова ещё не преступила закон?

    Путин: “Кто встал на путь прямого предательства, совершая террористические и иные преступления, направленные против безопасности нашего общества, . . .

22.09.2023
12:24

Вот и опять слёзы

    И опять я боюсь: найду ли эстетическую (не моральную!) их причину. Евгений Харитонов Дети Донбасса Война. Хроническая фаза. Снаряды сыплются дождём. В . . .

18.09.2023
16:55

Дурак оказался я, а не Лесков

    Как-то не запомнилось, как я вышел на Лескова. Читал какой-то дифирамб ему по поводу какой-то его даты. И меня покорёжило, что там написано, что он писатель первого . . .

08.09.2023
10:46

Новые публикаций ограничения от 5-й колоны

    Вот это на дзен-канале было заблокировано за “язык вражды”. При запросе, за что заблокировано, блок сняли, но оставили ограничение – только для подписавшихся на . . .

04.09.2023
17:05

Спор о Бодлере

    Жаль, оппонент давно мёртв. "К концу XIX в. декаденты уже с издевательским смехом спрашивали новичков в искусстве: что такое красота? И их издевка была понятной — . . .

03.09.2023
16:30

Как пластинку заело…

    Это я про настроение, с которым берусь писать очередную статью… (Потом оно станет понятным.) – С другой стороны, конечно же, найдутся люди, которым внове мои . . .

02.09.2023
16:02

Вот, что ограничивает в доступе или вообще не публикует в России почти 5-я колона

    Вух, как меня подкузьмил один с предательством Городницкого! "Ну нельзя же так серьёзно. Вы ещё "В Сенегале, братцы, в Сенегале" проанализируйте на предмет . . .

01.09.2023
20:31

За что я благодарен советской власти, с которой цапался как мог

    Чёткий ответ я нашёл в книге одного эмигранта первой волны, на и сам так же думал: "Каждый образованный человек, по наблюдению Б. Христиансена, “протестует . . .

30.08.2023
14:06

Мандельштам как Шевчук?

    Один написал “Мы живем, под собою не чуя страны” в 1933-м, другой “Маленькую смерть” в конце февраля 2022-го, со словами: “Судный день от Пер-во-го лица, / Он желает . . .

29.08.2023
22:56

Укор Сергею Миронову

    Только что услышал из телевизора, что Сергей . . .

25.08.2023
10:28

Эх-ма!

     

    Отрешённое настроение…

    Привык писать-разбирать произведения искусства… Род наркомании… И. Это ж скучно… А как-то хорошо…

    Мне стало часто не о чём писать. Имею в виду про то, что с недопонятностью. Оно редкое на свете. А я так долго живу, что о многом таком уже написал. – Вот, думается, и не о чём стало писать. Из-за этого часто приходится писать о том, что притворяется, будто оно с недопонятностью, или даже о том, что понятно. И это ж совсем не хорошо: изменяю своему амплуа. С детства усвоенная привычка доводить начатое до конца. Я ж, берясь за очередное произведение, не знаю, с недопонятностью оно или нет. Чтоб работа не пропала, если окажется, что нет, я приладился читать (если это литература) и писать одновременно. Окажется вещь без недопонятности, припишу в конце “фэ”, и отклик готов. – Скучно… – Жизнь без божества, без вдохновенья… А всё равно чем-то хорошо… Тем, что умру, ничего из написанного не сохранится и не понадобится, но зато, пока я жил, я получал удовольствие от своих микрооткрытий. Вот и хорошо – ощущение свой ничтожности. Значит, есть громада, раз переживается ничтожность. И можно к ней приобщиться как-то, если про неё написать.

    Это я стал на минуту ницшеанцем, тем из них, кто с философским уклоном. Стал, ибо это будет статья про вещь другого ницшеанца с философским уклоном – про стихотворение “С видом на море” (1969) Бродского.

    С видом на море

    И.Н. Медведевой

     

    1

    Октябрь. Море поутру

    лежит щекой на волнорезе.

    Стручки акаций на ветру,

    как дождь на кровельном железе,

    чечетку выбивают. Луч

    светила, вставшего из моря,

    скорей пронзителен, чем жгуч;

    его пронзительности вторя,

    на весла севшие гребцы

    глядят на снежные зубцы.

    2

    Покуда храбрая рука

    Зюйд-Веста, о незримых пальцах,

    расчесывает облака,

    в агавах взрывчатых и пальмах

    производя переполох,

    свершивший туалет без мыла

    пророк, застигнутый врасплох

    при сотворении кумира,

    свой первый кофе пьет уже

    на набережной в неглиже.

    3

    Потом он прыгает, крестясь,

    в прибой, но в схватке рукопашной

    он терпит крах. Обзаведясь

    в киоске прессою вчерашней,

    он размещается в одном

    из алюминиевых кресел;

    гниют баркасы кверху дном,

    дымит на горизонте крейсер,

    и сохнут водоросли на

    затылке плоском валуна.

    4

    Затем он покидает брег.

    Он лезет в гору без усилий.

    Он возвращается в ковчег

    из олеандр и бугенвилей,

    настолько сросшийся с горой,

    что днище течь дает как будто,

    когда сквозь заросли порой

    внизу проглядывает бухта;

    и стол стоит в ковчеге том,

    давно покинутом скотом.

    5

    Перо. Чернильница. Жара.

    И льнет линолеум к подошвам...

    И речь бежит из-под пера

    не о грядущем, но о прошлом;

    затем что автор этих строк,

    чьей проницательности беркут

    мог позавидовать, пророк,

    который нынче опровергнут,

    утратив жажду прорицать,

    на лире пробует бряцать.

    6

    Приехать к морю в несезон,

    помимо матерьяльных выгод,

    имеет тот еще резон,

    что это -- временный, но выход

    за скобки года, из ворот

    тюрьмы. Посмеиваясь криво,

    пусть Время взяток не берет --

    Пространство, друг, сребролюбиво!

    Орел двугривенника прав,

    четыре времени поправ!

    7

    Здесь виноградники с холма

    бегут темно-зеленым туком.

    Хозяйки белые дома

    здесь топят розоватым буком.

    Петух вечерний голосит.

    Крутя замедленное сальто,

    луна разбиться не грозит

    о гладь щербатую асфальта:

    ее и тьму других светил

    залив бы с легкостью вместил.

    8

    Когда так много позади

    всего, в особенности -- горя,

    поддержки чьей-нибудь не жди,

    сядь в поезд, высадись у моря.

    Оно обширнее. Оно

    и глубже. Это превосходство --

    не слишком радостное. Но

    уж если чувствовать сиротство,

    то лучше в тех местах, чей вид

    волнует, нежели язвит.

    Октябрь 1969

    Гурзуф

    Признаться?

    Какая-то хмарь на сознание нашла, и я, напечатав “Гурзуф” и вернувшись к началу стихотворения, чтоб его впервые прочитать, ошибся, и в голове остались Гагры, а не Гурзуф. Вот такой бзиг. А в первом десятистишии про восход солнца из моря, в Гаграх же такого не может быть. Так я был готов списать на странность, в которой дан образ метафизического иномирия, который в качестве подсознательного идеала бегства из Этого скучного мира присутствует, мол, в Бродском.

    Ну? Не подлец ли от литературоведения?

    На самом деле образа иномирия, возможно, и не будет дано непосредственно, а будет опосредованный вывод о нём из того предвзрыва, до которого обычно доводят читателя ницшеанцы, предполагая взрыв такой силы, что тот, мнится, вышвырнет читателя вон из Этого мира. То есть – в иномирие.

    Как факт, в первом же 10-тистишии: "на кровельном железе чечетку”, “пронзителен”, “пронзительности”. Противная погода. И, как вишенка на торте (подстать восходу солнца из моря в Гаграх): "снежные зубцы”. – Это в октябре-то. Я аж полез в интернет.

    "2013-09-30 в 22:26

    Я 5 дней назад выдернула все бархатцы, пообещали снегом завалить. А он сегодня пришел: валил попеременно, то стихнет, то опять закрутит” (https://ftkimmeriya.ru/gurzuf-v-sentyabre-osennyaya-zarisovka/).

    Бывает, значит.

    Во втором 10-тистишии меня ждал очередной конфуз. Я думал, что ходить неглиже это ходить голым. Но осторожность меня спасла. Я обратился к интернету, и тот даже “похвалил” моё чутьё. Это не только ночная рубашка, длинная, но и слово от французского “небрежное” и, главное, от латинского “презирать”. – Ницшеанцы очень презирают быт и низкие отправления. Так вот, думая, что и читателю передастся, он продолжает накачку предвзрыва – мерзость: "расчесывает”, “туалет без мыла”, “свой первый кофе пьет”, “неглиже”. И дальше: "прыгает, крестясь, в прибой”, “прессою вчерашней” (помните, Преображенского: “И, боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет”?), "алюминиевых кресел” (дешёвые, но для создания у масс ощущения, что они аристократы). Жизнь мещанина, что жалкая жизнь водорослей без воды ("сохнут водоросли на затылке плоском валуна”.

    И так далее по всем 10-тистишиям, - написал я, их не читая. И полез проверять. – Проверил. Так и есть. Как он написал в письме той, кому стихи посвящены и у которой он в Гурзуфе жил: "Эти стихи -- я пришлю как-нибудь -- говорят, в общем, о какой-то заинтересованности в окружающем, чего на самом деле вовсе нет” (https://www.liveinternet.ru/users/5342335/post406641833/). – То есть СКУУУУКА. До упомянутого предвзрыва доводить призванная*.

    А последнее 10-тистишие открыло мне, что это именно оно (прочитанное изначально кое-где сегодня) побудило меня написать в начале статьи про хорошо своей ничтожности.

    13 февраля 2023 г.

    * - Уважаемый автор, это стихотворение одно из моих самых любимых, когда мне неуютно в этой жизни, я часто его проговариваю, как мантру, и знаете, становится легче на душе. Ждал от вас анализа( а вдруг новые грани откроются), а повеяло чем-то материальным, как мясник тушку разбирает. А дивный слог Бродского, от которого что-то внутри трепещет, остался без анализа ( а может и лучше).

    - Нет, плохо. Надо было и на звуки посмотреть.

    А они тут сплошь выражают волю, волю бежать из Этого мира. Выражают (угадываю) преобладанием звонких и только звоноиких (сонорных) согласных.

    Станем писать глухие уменьшенным шрифтом, а звонкие – увеличенным.

    Сколько тех и других в заглавии?

    с ВиДоМ На МоРе

    1 глухая и 6 звонких и сонорных!

    А в первой строке?

    Октябрь. Море поутру

    Мягкий знак не в счёт. Глухих – 4, звонких и сонорных – 5. Малый перевес.

    А в первом десятистиши?

    Октябрь. Море поутру 4/5

    лежит щекой на волнорезе. 3/9

    Стручки акаций на ветру, 7/5

    как дождь на кровельном железе, 3/12 (!)

    чечетку выбивают. Луч 6/4………

    светила, вставшего из моря, 5/8

    скорей пронзителен, чем жгуч; 6/10

    его пронзительности вторя, 5/8

    на весла севшие гребцы 4/7

    глядят на снежные зубцы. 3/9

    Единственная строка с преобладанием глухих. Общий счёт – 45/77. – Угадка состоялась.

    А ну – последнее десятистишие.

    когда так много позади 4/7

    всего, в особенности -- горя, 4/8

    поддержки чьей-нибудь не жди, 3/11 (!)

    сядь в поезд, высадись у моря. 4/8

    Оно обширнее. Оно 1/5

    и глубже. Это превосходство – 6/8

    не слишком радостное. Но 5/6

    уж если чувствовать сиротство, 9/7………

    то лучше в тех местах, чей вид 9/6……….

    волнует, нежели язвит. 2/8 (!)

    Аж 2 строки с превосходством глухих. Зато аж 2 с четырёхкраным преобладанием звонких и сонорных. – Можно чситать, что и тут угадка сработала.

    19.02.2023.

21.08.2023
12:52

На Трофимовой марток – продерет холодок

    Это холодок скуки. Ибо она, философия, как заведённая, к каждому упомянутому ею живописному произведению присобачивает русский космизм. Скука тем большая, что я . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100