TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.01.2023
14:29

Эх! Разоблачу!

    Прилепина как инициатора создания Русского художественного союза… Вот такого тезиса из “Концепции" этого союза: "…желание авангардистов “бросить прошлое . . .

12.01.2023
12:52

Рискую напропалую

    Вот эти слова: "В живописных работах, появляющихся по меньшей мере с того же 1949 года, художник изображает Ленинград, ещё недавно бывший, по выражению Екатерины . . .

11.01.2023
19:35

Почему я не стану смотреть фильм «Дорогие товарищи!»

    Я был так увлёчён разоблачением одной искусствоведши, что мне было не до смотрения фильма, идущего по ТВ. А потом я статью кончил, встал из-за стола и включил . . .

10.01.2023
13:22

Либералке плевать на эстетическое качество

    Я прочёл у либеральной искусствоведши: "У Перова есть, например, чудовищная картина на материале русского раскола — “Никита Пустосвят”” (Ельшевская) . . .

09.01.2023
18:13

Ух ты, какой петух, Пьецух!

    Когда я дочитал до места, где к Марку пришли ночью чекисты (а это 1950 год), мне захотелось узнать, когда Пьецух рассказ “Шкаф” написал. – Оказалось – в 1997-м. И я . . .

08.01.2023
13:25

Что могли б похвалить либералы

    Сколько я ни занимаюсь анализированием живописи, я остаюсь потрясающе слеп к деталям. Никогда не обращал внимания в “Последнем дне Помпеи” (1834) Брюллова на . . .

07.01.2023
15:59

Притянуть, что ли, политическую ноту?..

    С художником Пименовым у меня было всё в порядке. Я видел в нём импрессиониста. Для себя я выработал догму, что идеостили имеют формулу – что они выражают . . .

05.01.2023
15:05

Надо закрепить достигнутое

    Речь о Тимуре Новикове, ленинградском художнике нонконформисте (1958 - 2002). Нонконформизм – это неприспособленчество. Не нравилась ему обязательность соцреализма, . . .

04.01.2023
18:37

Горе от ума

    Иногда, чтоб понимать, что я читаю, мне приходится отвлекаться на чтение статей и книг авторов, чьи мысли употребляет тот основной автор, которого я читаю. И очень . . .

03.01.2023
20:28

Ещё про ЧТО-ТО

    ,Õочется начать с полусумасшедшего признания… Как бы интимного. – Вдруг напряженная честность с самим собой мне поможет?.. В ходе эстетического . . .

02.01.2023
23:01

Красяво

    Вообще-то я не думал писать о художнике Синеве. Хоть меня, можно сказать, просили. Его репродукция помещена на одном сайте как повод для, так называемого, . . .

01.01.2023
14:45

Вообще отпад

    Как дальнейшее можно писать, я не понимаю. Но оно логично! И я это напишу. Всё началось со смотрения на такую вот репродукцию. Фатеев. Выше звезд. Из цикла . . .

31.12.2022
19:20

Иномирие

    Верный себе, я и в этот раз начинаю с себя. Плохо, что не первый раз жалуюсь на одно обстоятельство. На иномирие. Им меня озарило при чтении диссертации одной. Она, . . .

30.12.2022
19:35

Недоницшеанство

    Такое я слово выдумал. Для обозначения якобы ницшеанцев, но совсем не идеалистов с мечтой о побеге из Этого мира в принципиально недостижимое метафизическое . . .

29.12.2022
11:45

Медведь в лесу сдох: я смотрел сериал!

    Режиссёр Кубаев – “С чего начинается родина” (2014). Год Русской весны. Смотрел я с того места, когда капитан КГБ СССР Громов говорит непосредственному начальнику, . . .

28.12.2022
15:07

Каспар Давид Фридрих и анекдот

    Книгу о картинах Чюрлёниса я писал 13 лет (правда, много вещей описаны). А теперь я книг не пишу. И у меня кардинально изменилась стратегия писания. Иногда мне надо . . .

27.12.2022
13:49

А что, если разрешить себе?..

    Вот я вам сейчас предъявлю совершенно непонятную скульптуру… Сидоренко. Амазонка. 1991. И разрешу себе её понять. В том числе понять, почему вообще скульптора . . .

25.12.2022
10:36

Проверка поверхностности

     

    На днях я проверил мысль, что принципиально поверхностный человек не может увидеть в картине большого художника глубину (см. тут). Мысль подтвердилась, но на примере одной картины. И мне подумалось, что я не прав, на одной остановившись. Надо ещё хоть на одной. Вторым художником у критикуемой авторессы был голландец Рейсдаль. Она ему в заслугу ввела первенство в обращении к пейзажу "и изображению неба как его составной части” (https://zen.yandex.ru/media/r_grani/takoe-raznoe-nebo-kartiny-hudojnikov-62e4060aba32e636fefc733d?&). Что само по себе является неправдой*. "…его [пейзажа, в Европе] основоположником по праву считается фламандский живописец Иоахим Патинир (1483 — 1524)” (https://artchive.ru/encyclopedia/3687~Landscape_painting).

    Патинир. Пейзаж со Святым Иеронимом. 1520.

    Это – представитель так называемого “северного маньеризма”, пришедшего в отчаяние от безнравственности католицизма и перерождения Возрождения. Жёсткое письмо Патинира выражает неприятие чрезмерной телесности. Этому соответствует и персонаж вдали, Св. Иероним, создатель латинского текста Библии, "…в 374 году удалился на пять лет в Халкидскую пустыню, став аскетом… В первые годы своего пребывания в Риме Иероним за свой аскетический образ жизни, учёность и красноречие пользовался всеобщим уважением и широкою известностью… Однако вскоре блаженный Иероним стал предметом ожесточенной ненависти. Его настойчивое указание, что достижение христианского совершенства невозможно без полного отречения от мира и плоти, не принимали…” (Википедия).

    Вот и получилась пафосная картина.

    Анекдот в том, что пафосное само по себе устраивало верхний слой общества Фландрии. И, когда маньеризм из-за религиозной войны сменило барокко, не менее пафосное, хоть и оппозиционное залётам маньеризма (как и залётам религиозности), то характеристика этого общественного слоя не сменилась у лучшего интерпретатора искусства тех мест, Фромантена:

    "Момент был критический [из-за религиозной войны]. Здесь, в Голландии, при совершенно неустойчивом политическом положении все зависело только от случая. Наоборот, во Фландрии, где наблюдалось такое же пробуждение [против религиозных залётов и Реформации и Контрреформации], была ощутима уже уверенность в жизни, какую Голландия далеко еще не приобрела… Кроме того, в это же время в ней возникала еще одна [кроме маньеризма, барокко] школа — вторая на период, несколько больший одного века, — столь же блестящая, как и первая [маньеризма], но представлявшая гораздо большую опасность для своего соседа в силу своей новизны и стремления занять господствующее положение. Во Фландрии мы находим более терпимое и более гибкое правительство, старые привычки, устоявшуюся и более сплоченную организацию, традиции, общество. К побуждениям, шедшим сверху, присоединялась потребность в роскоши и, следовательно, более чем когда-либо настойчивая потребность в искусстве. Словом, самые энергичные стимулы и самые серьезные причины влекли Фландрию к тому, чтобы вторично сделаться великим очагом искусства” (Старые мастера).

    И вот обретение Нидерландами независимости потребовало и независимого от Фландрии искусства. Что и нужно увидеть в пейзаже Рейсдаля, что и действительно явилось в нём, но не "отражением страстей и духовных помыслов… у художников романтического направления”, как пишет критикуемая авторесса*, а чего-то противоположного.

    "Революция, только что даровавшая голландскому народу свободу, богатство и предприимчивость, лишила его того, что повсюду составляет жизненную основу великих школ. Она изменила верования, подавила потребности, сузила привычки, оголила стены, упразднила изображения как античных, так и евангельских сцен, пресекла создание наиболее обширных произведений ума и кисти — церковных, декоративных и вообще каких бы то ни было больших картин. Никогда еще страна не ставила так настойчиво своих художников перед столь необычной альтернативой: быть оригинальными или не быть вовсе.

    Проблема выглядела так. Есть нация бюргеров, практичная, мало склонная к мечтаниям, занятая делами, настроенная отнюдь не мистически, пропитанная антиитальянским духом, с нарушенными традициями, с религией без алтарных картин, с привычкой к бережливости. Для этого народа надо было найти искусство, которое понравилось бы ему, соответствовало ему, изображало его. Один писатель нашего времени, очень сведущий в этом вопросе, весьма остроумно заметил, что подобный народ мог иметь в виду только одну задачу, очень простую и очень смелую, единственную, которую в течение пятидесяти лет ему неизменно удавалось разрешить, — создать свой собственный портрет…

    Портрет людей и местностей, бюргерских нравов, площадей, улиц, полей, моря и неба — такова должна была быть сведенная к ее простейшим элементам программа голландской школы” (Старые мастера).

    Короче – что-то, противоположное тому, что "у художников романтического направления”.

    Якоб ван Рейсдаль. Ветряная мельница в Вейк-бий-Дурстеде. 1670.

    Точка зрения (с высоты и на дали) снизилась до человеческого роста. Вместо пафоса – "грусть, несколько угрюмое спокойствие и какая-то однообразная, тихая прелесть” (Фромантен).

    “Теряющиеся вдали линии, гамма суровых тонов и две самые характерные особенности — бескрайние серые горизонты и серые небеса, необъятность которых можно измерить глазом” (Там же).

    В самом деле…

    Про бугор справа не скажешь с уверенностью, туча это или купа деревьев. Или зелёный тон в самом краю слева… он почти равен тону неба. – "Теряющиеся вдали линии”.

    "Если разобраться в привычных приемах Рейсдаля, он представится вам простым, серьезным, сильным, очень спокойным и значительным, почти всегда ровным, причем все

    эти достоинства настолько жизненны, что перестают вас захватывать. Перед этой маской, которая никогда не улыбается, перед этими почти всегда равноценными картинами чувствуешь себя иногда смущенным их красотой, но редко бываешь поражен… Наконец, колорит у него сильный и гармоничный, но однообразный и не очень богатый” (Фромантен).

    Но "вблизи вас пленяет чисто рейсдалевское очарование естественной простоты и благородной непринужденности” (Фромантен).

    Ничего "романтического”. То есть, как ни мало наша критикуемая авторесса написала о Рейсдале, она написала неверно.

    Есть ли толк от такого приобщения к искусству? – Есть: в приятном обществе приятно подремать или прибавить свои благоглупости:

    "Это магия мироздания и, если хотите, медитация, и конечно же неповторимое очарование”.

    7 августа 2022 г.

    *- Признаю, что написал пристрастно. "Жанр пейзажа в европейской живописи начал активно развиваться…” не означает “…Рейсдаль. Она ему в заслугу ввела первенство в обращении к пейзажу”. И слова: "отражением страстей и духовных помыслов… у художников романтического направления”, - можно и нужно было считать относящимися к новой теме – романтику Фридриху, а не к Рейсдалю.

    Но не жалею. Потому что поверхностному подходу к Рейсдалю я всё же противопоставил аналитический с синтезом из анализа, и потому что это стало случаем веско, с помощью Фромантена, возразить самому Гегелю, написавшему:

    "В новейшее время противоположность между идеалом и природой была выдвинута на первый план и стала играть важную роль благодаря Винкелъману… восторженное отношение к искусству пробудилось в Винкельмане под влиянием созерцания античных произведений с их идеальными формами, и он не успокоился до тех пор, пока не постшг причину их превосходства и не заставил мир вновь признать эти шедевры и изучать их. Но это признание породило погоню за идеальным изображением, в котором думали найти красоту, а на самом деле впали в… мертвенность… искусство вообще и живопись в особенности уже под другими влияниями отказались от этого стремления к так называемым идеалам и благодаря пробуждению интереса к старой итальянской и немецкой и к более поздней голландской живописи достигли… более содержательных и жизненных форм и содержания….

    …если “в себе” предшествующей ступени, то есть единство человеческой и божественной природы, поднимается на высшую ступень, переходя из непосредственного в сознательное единство, то истинной стихией для реальности этого содержания является теперь уже не чувственное, непосредственное существование духовного, телесный человеческий облик, а самосознательная внутренняя жизнь… Мир души торжествует победу над внешним миром и являет эту победу в самом внешнем мире, вследствие чего чувственное явление обесценивается… Таким образом, романтическое искусство есть возвышение искусства над самим собой, которое совершается, однако, в форме самого искусства и внутри его собственной области…

    Горожане вместе с крестьянами благодаря своему мужеству, выдержке и храбрости свергли иго испанского господства при Филиппе II, сыне Карла V, этого могучего властелина мировой державы, и завоевали себе вместе с политической также и религиозную свободу, избрав религию свободы... свободы и радостности, пронизывающих картины голландцев” (Эстетика. Т.I, С. 170, 86, 178 https://vk.com/wall-67308657_6865).

    8.08.2022.

21.12.2022
16:00

Вроде бы не духарятся, серьёзные люди

    Цитирую отрывок из телепередачи “Искусственный отбор”. Выпуск от 01.08.2022 "Если всё мне нравится и художнику нравится всё, что есть вокруг – ему незачем . . .

21.12.2022
16:00

Вроде бы не духарятся, серьёзные люди

    Цитирую отрывок из телепередачи “Искусственный отбор”. Выпуск от 01.08.2022 "Если всё мне нравится и художнику нравится всё, что есть вокруг – ему незачем . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100