TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


21.07.2022
10:16

Из пальца сосал?

    Мне фамилия художника Андрияка казалось знакомой. Я полез искать, не писал ли я о нём. Оказалось, что писал, но ещё не опубликовано. Перечитал. Раскритиковал я там . . .

20.07.2022
14:02

Неужели открытие?!.

    Одно колоссальное наблюдение я за собой числю: что на картине А. Иванова “Явление Христа народу” никто Христа не видит. Теперь у меня появилось подозрение, что . . .

19.07.2022
18:08

И опять… Как пластинку заело

    И опять мне служба рекомендации подсунули дзеновскую горе-искусствоведшу. Она выдала россыпь картин Моне, только одна из которых была привязана к тексту. И . . .

17.07.2022
10:08

Ну-ка! Ещё раз на засыпку…

    Только что у меня был удачный опыт похвалы произведениям прикладного искусства. За экстраординарность. И как-то так случилось, что из-за этого мне захотелось . . .

15.07.2022
23:31

Про издевательство над плакатом «Родина-мать зовёт!»

    Сам объект издевательства, если кто не знает – вот. Тоидзе. Родина-мать зовёт! 1941. Прочитав, что солдаты, отступая из города, срывали этот плакат и уносили с собой, . . .

14.07.2022
23:11

Если быть принципиальным в канун 9 мая

    Речь пойдёт о прикладном искусстве, то есть об искусстве второго сорта, если первым сортом считать неприкладное, рождаемое подсознательным идеалом и у восприемников вызывающее тончайшее переживание ЧЕГО-ТО, словами невыразимого. Достоинство прикладного относительно неприкладного – сила вызываемых переживаний. В виду силы как-то странно отдавать предпочтение тонкости. Но тут, признаюсь, замешан личный интерес. Такое подразделение выдумано мною, чтоб обратить внимание на подсознательный идеал, который явочным порядком молчаливо признаётся практически всеми художниками, и не признаётся почти всеми литературо- и искусствоведами. От обиды, что таково положение дел, я и решил принять сторону угнетённого.

    Но этой стороны особенно трудно придерживаться около 9 мая, когда произведения, выражающие патриотический идеал, затопляют информационное пространство.

    И я подумал: а не попробовать ли логически вывести, как это случилось, что патриотический идеал оказался исключительно осознаваемым.

    В журнале “Элементы” когда-то был такой эпиграф: “Если ты хочешь понять что-либо, узнай, как оно возникло” (Поршнев).

    Сам Поршнев, этот Коперник нашего времени, открыл происхождение человека. Оно совпало с возникновением искусства. Теория Поршнева из-за происков клана археологов находится в загоне. Но и у них, - если смею судить, - если найдено произведение искусства в раскопке, то находка считается относящейся к гомо сапиенсу, а не к более ранним видам наших предков.

    Самая первая трудность тут и сейчас – это не скатиться в повторение много раз уже написанного мною о том, как – упрощённо – произошли человечество и искусство. Я поступлю так: кому это новость, пусть ищет на моём сайте инструментом поиск по сайту. А я сейчас начну так, будто вы, читатель, это уже знаете.

    Тогда я сейчас задаюсь для начала вопросом, на какой фазе Синусоиды Изменения Идеалов искусство возникло?

    Надо думать о двух точках на этой СИИ, срединных: на середине восходящего трека синусоиды и на середине нисходящего трека её. Потому что искусство возникло от столкновения коллективизма и индивидуализма (СИИ извивается между индивидуализмом {внизу} и коллективизмом {вверху} при разворачивании оси времени слева направо). Коллективизм – остаться верным стаду и отдать шерстистому внушателю ребёнка бесшёрстных мутантов на съедение стадом. Индивидуализм – наоборот: не отдать. Третье, экстраординарное, создание произведения искусства, оказывается как бы воплощением типа идеала “соединение низкого с высоким” (Высокое Возрождение впоследствии стало таким). Это на восходящем треке СИИ. На нисходящем – идеал типа “соединение несоединимого” (Барокко то бишь, если рассматривать приблизительно то же время – конец Средневековья). Это как раз время преимущественного преобладания произведений неприкладного искусства в Италии, выброшенной из истории, где дрались идея империи и идея папства (Испания, Франция, Священная Римская империя, включавшая в себя минимум Италии). Частная жизнь была в центре искусства Италии при всех обществистских залётах Позднего Возрождения и маньеризма. Что нравственно: аскеза или удовольствия? (Причём и аскеза, и удовольствия и в Позднем Возрождении, и в маньеризме доходят до ранга коллективного: коллектив коллективистов – аскеза, и коллектив индивидуалистов – удовольствия.) И это – естественные идеалы, т.е. способные быть подсознательными. А идеи империи и папства – искусственные идеалы, рождающиеся только в сознании – в виде замыслов сознания.

    Так вот непосредственно после рождения человечества (и искусства) люди (бесшёрстные) не сразу удрали от шерстистых. И идеал искусства (мы люди) тогда был, можно думать, подсознательный. А удирание людей от нелюдей произошло по мере осознавания, что мы – люди.

    При этом удравшие осознавали, какую огромную роль в становлении их как людей (реагирующих не первой сигнальной системой {отдать ребёнка; не отдать ребёнка}, а второй {создание экстравагантности}) сыграло искусство (неприкладное – спасения ребёнка тогда не происходило). – Роль искусства – они осознали – огромная. И что это за роль, если взять отрицательную роль? Дезинтегрирует оно. Раскалывает стадо на своих и не своих.

    Поэтому, удрав, они искусство у себя запретили. Самым распространённым произведением тогда стал отпечаток руки и так называемые макароны – следы от пальцев на мягкой глине. Так вот за нарушение табу на искусство, отрубали одну фалангу пальца. При повторном нарушении – вторую фалангу. И всё это теперь находится в пещерах. Причём в тёмных местах – запрещённое ж дело (а что запрещено, то хочется).

    Пещерная натуралистическая живопись (см. тут) оказалась не искусством (не испытанием сокровенного), а тренировкой мамами умственно отстающих детей. По крайнеё мере вначале так было.

    Сокровенным при запрете искусства был индивидуализм, дезинтеграция. Художественным смыслом, подсознательным идеалом творцов отпечатков ладоней и макарон было “Я – превыше всего”. Ладони и “в лоб”, так сказать, передавали индивидуальность творца.

    Иное дело с венерами палеолита. Их творили при смене сокровенного с “Я” на что-то, соединяющее, “Я” и “мы”. Для “мы” нельзя трогать женщину – раздрай будет. Зато можно её крохотную сделать, в кулаке спрятать можно. Ощущаешь, “Я”, и – хорошо. Но подсознательным идеалом при этом является “мы”, то, что стало вре`менным табу на половые отношения, то, что стало потом осознаваемым. И венер больше не понадобилось. Пропало такое неприкладное (и натуралистическое) искусство. То же, может, и с натуралистическими изображениями животных, когда их изображение перестало быть учёбой для недоразвитых, и стало выражением подсознательного идеала охоты на того, кого нельзя убивать, ибо он убьёт раньше. Стало можно (коллективно, не так смертельно опасно) – пропало и это неприкладное искусство. А изображение охоты стало рождаться от замысла, а не от подсознательного идеала (см. тут). Отчего вместо натурализма стала схема. Искусство, став прикладным, стало второсортным.

    Как коллективное и от ума – так сразу второсортное.

    Так и пошло*.

    Только и спасения, что общество умеет накачать переживание индивидууму.

    Помню, как я, бывший в душе за ГКЧП, был трансляцией торжественных похорон трёх погибших в Москве под танками ГКЧП доведён до слёз.

    Впрочем, это – просто попытка объяснить самому себе второсортность прикладного искусства.

    Когда в юности мне не было песен краше неаполитанских любовных, никакое общество, вроде, не накачало силу моему переживанию, а оно было…

    8 мая 2022 г.

    *- То, что я вывел логически, оказывается, подтверждено наблюдениями экспериментального психолога, нейробиолога и философа Джошуа Грина:

    "Утилитарные моральные суждения, отдающие общему благу предпочтение перед личным, основаны на лучше управляемых, неэмоциональных когнитивных процессах, в которых в большей степени участвуют подлинно рациональные решения. Интуитивные моральные суждения, отдающие предпочтение личной пользе и личному долгу (не позволяющему, например, сбросить человека с моста), основаны на эмоциональных реакциях. В них в большей степени задействована рационализация с целью самооправдания. Нейронные системы, обеспечивающие моральные суждения двух типов, также разные” (Кандель. Век самопознания. Поиски бессознательного в искусстве и науке с начала XX века до наших дней. М., 2016).

    То есть патриотизм – искусственное переживание. Он не может быть в ранге подсознательного идеала. А идеал Личной Пользы – естественное. И может быть в ранге подсознательного идеала.

    14.05.2022.

13.07.2022
11:40

Но как я получил по сусалам…

    Искусствоведы, особенно плохие, часто некритически берут некое положение другого искусствоведа. Я пал жертвой этого правила и получил: "Только скользящие по . . .

12.07.2022
09:22

Чем хороши вечера с Владимиром Соловьёвым?

    Тем, что мировоззрением тем занимаются. Сам Соловьёв 5 мая 2022 вывел коллективизм российской цивилизации из того, что полгода тут мороз 30 градусов. Из плохих . . .

11.07.2022
20:43

Обнаглел

    Последние несколько недель я занимаюсь тем, что беру из списка принимаемых в Третьяковскую галерею художников современного искусства очередное имя, разыскиваю, . . .

10.07.2022
17:42

На автомате

    Наткнулся на симпатичное стихотворение. Эпиграф к нему – пушкинское “Что в имени тебе моём?”. "Написано 5 января 1830 г. в ответ на просьбу красавицы польки . . .

07.07.2022
14:16

О-за-дачен

    Я был так благополучен, когда лично обнаружил искажения пространства у Сезанна (искусствоведы как-то это словом “искажения” не называют). Я думал, что . . .

06.07.2022
19:52

Был такой художник – Домашников

    И есть у него одна картина, совсем не домашняя по пафосу. Другие тоже о том событии картины писали, но ни один не написал такую… мистическую. В связи с нею мне . . .

05.07.2022
19:02

Украина чему учит? – Не торопись!

    Недавно я открыл для себя новый вид экспрессионизма. Если у старого корёжение натуроподобия было горькое, так сказать, то у нового оно приторно сладкое. Вот . . .

04.07.2022
21:25

Интеллигент – это непониматель

    Чрезвычайное мало коснулось меня в жизни. В войну я был слишком мал. Мама говорила, что я не понимал, зачем при бомбёжке надо выбегать из дома и падать на землю под . . .

03.07.2022
23:04

Вот что это такое?

    Я должен повиниться: всё чаще начинаю писать, не зная, что писать. Расчёт не на авось, а на то, что повторится чудо прошлых подобных случаев: раз имя художника . . .

02.07.2022
09:37

Какой кошмар на российском ТВ

    У меня в семи статьях громится Марк Захаров (см. тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут). А на российском ТВ дело плохо (см . . .

30.06.2022
14:07

Все названия для статей исчерпал

    Я не смог в интернете найти слова Луначарского 1906 года о пролетарском реализме, о пролетарском искусстве, от которых-де произошёл термина социалистический . . .

28.06.2022
16:35

Однажды сам Пушкин пролетел

    В этот раз у меня не будет новизны. Я просто проакцентирую написанное Ю. Манном в 1988 году в его книге “Поэтика Гоголя”. Новым будет только нюанс, что он, Манн, . . .

27.06.2022
16:41

Горе мне: за Горюшкина приходится браться

    Вот, что он написал после поражения революции 1905 года. Горюшкин-Сорокопудов. Из культа прошлого (Из века в век). До 1908. Горюшкин-Сорокопудов. Московская слобода . . .

26.06.2022
09:20

Из письма художнику

    До меня вдруг дошло, почему вас потянуло в фэнтези. Ведь "отличие фэнтези от сказок заключается в том, что чудеса в фэнтези являются нормой описываемого мира и . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100