TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.08.2022
08:01

Как я недавно проспорил одному рисовальщику, думающему, что он смелый,сказав, что Малевич, Поллок и Ротко – ерунда

    Я просто предложил ему пойти на мой просветительский сайт и почитать об этих художниках. Он пошёл, почитал и ответил: “Не убедили”. И он прав. Я поверил, что . . .

06.08.2022
09:30

Кино для души

    Вчера на телевидении праздновали 70-летие Кулистикова. И меня ужалила чья-то похвала (кажется, он сам похвастался): это его заслуга, что на ТВ прижилась непрерывная . . .

04.08.2022
19:15

Не любой прогресс – прогресс

    В 1912 году Александр Бенуа писал, что так много появилось знаменитостей, непосредственному чувству довольно широкой публики ничего не говорящих, что она часто . . .

03.08.2022
21:55

И называйте это натяжкой. Зато логично

    С Левитаном у меня тот случай, который даёт чувственную иллюстрацию того, что восприятие зрителем подсознательного идеала художника подсознанием возможно. Я, . . .

01.08.2022
09:01

Не хочу переставать дурью маяться

    Дурь это гордое хвастание умением "быть “более зрячим, чем когда-либо был человек” (Rilke R. M. Sдmtliche Werke: In 3 Bdn. Wiesbaden, 1957. Bd. 2. S. 10S.)” (Пестова . . .

31.07.2022
21:25

И ещё про Якова Кедми, влюблённого в Россию

    Вот с него и начнём: "Сначала по поводу этой ОДКБ. Ну трудно избавляться от наивности. Ну так вы и не избавляетесь от наивности. Вот часть стран ОДКБ – почти все – . . .

30.07.2022
09:06

Зануда спорит с Фаворским

    Судьба мне послала одну постояннодействующую клеветунью, так одной из её преувеличений относительно меня является моя халтурность: я не дочитываю-де . . .

29.07.2022
10:05

Безвыходное положение и у приемлющих украинские фейки, и у неприемлющих Малевича, Поллока и Ротко

    Вчера у меня был интересный опыт души… Вообще, - вы заметили, читатель? – что я почти все статьи начинаю с себя. Это потому, что они есть результат прислушивания к . . .

26.07.2022
14:54

Всё плохо, и это есть обычность

    Непризнанность в мире учёных позволяет мне не бояться за свой авторитет и делать рискованные суждения (а кто не рискует, тот не пьёт шампанское). Одно из таких . . .

26.07.2022
09:34

Что можно сказать против похвальных слов Бродского о Высоцком

    Вот эти слова: "Принято в общем относиться к поэтам-песенникам с некоторым, мягко говоря, отстранением, предубеждением, если угодно. И это в общем до Высоцкого, . . .

23.07.2022
13:18

Рабочий муравей

    Это я о себе. Стал читать о новом для меня художнике, Арсении Семёнове, и как-то ударили по сознанию слова: “Ленинградская школа живописи”. Даже расшифровка дана . . .

21.07.2022
10:16

Из пальца сосал?

    Мне фамилия художника Андрияка казалось знакомой. Я полез искать, не писал ли я о нём. Оказалось, что писал, но ещё не опубликовано. Перечитал. Раскритиковал я там . . .

20.07.2022
14:02

Неужели открытие?!.

    Одно колоссальное наблюдение я за собой числю: что на картине А. Иванова “Явление Христа народу” никто Христа не видит. Теперь у меня появилось подозрение, что . . .

19.07.2022
18:08

И опять… Как пластинку заело

    И опять мне служба рекомендации подсунули дзеновскую горе-искусствоведшу. Она выдала россыпь картин Моне, только одна из которых была привязана к тексту. И . . .

17.07.2022
10:08

Ну-ка! Ещё раз на засыпку…

    Только что у меня был удачный опыт похвалы произведениям прикладного искусства. За экстраординарность. И как-то так случилось, что из-за этого мне захотелось . . .

15.07.2022
23:31

Про издевательство над плакатом «Родина-мать зовёт!»

    Сам объект издевательства, если кто не знает – вот. Тоидзе. Родина-мать зовёт! 1941. Прочитав, что солдаты, отступая из города, срывали этот плакат и уносили с собой, . . .

14.07.2022
23:11

Если быть принципиальным в канун 9 мая

    Речь пойдёт о прикладном искусстве, то есть об искусстве второго сорта, если первым сортом считать неприкладное, рождаемое подсознательным идеалом и у . . .

13.07.2022
11:40

Но как я получил по сусалам…

    Искусствоведы, особенно плохие, часто некритически берут некое положение другого искусствоведа. Я пал жертвой этого правила и получил: "Только скользящие по . . .

12.07.2022
09:22

Чем хороши вечера с Владимиром Соловьёвым?

    Тем, что мировоззрением тем занимаются.

    Сам Соловьёв 5 мая 2022 вывел коллективизм российской цивилизации из того, что полгода тут мороз 30 градусов. Из плохих условий, мол. Другой ему возразил другими плохими условиями – тем, что православные народы оказались под османским игом. Православие-де их спасло в качестве коллективизма. Ему возразили, что Россия не была под османами. Он парировал, что она была долго под игом другим.

    И я подумал, что Андрей Рублёв, родившийся за 20 лет до Куликовской битвы и воспитанный её предощущением, должен был остро чувствовать как беду феодальную раздробленность, а православие – особенно чувствовать как спасительный коллективизм. Тогда и какая-то целокупность его “Троицы” особенно оправдана.

    Сразу стал вопрос, что Троица вообще изобретение христианства. С какой стати? – Может, из-за страшной угнетённости рабством народов в Римской империи? Византия тогда наследник торжества угнетённости, сумевшей противостоять переселению народов. И торжество это отразилось в сохранении веры, веры с Троицей, как неким символом спасительного коллективизма (чтоб был коллективизм надо, чтоб Бог был в трёх лицах).

    И тогда становится кое-что понятным в рублёвской “Троице”, написанной 30 или более лет после Куликовской битвы, при Василии Тёмном, когда "Наступили небывалыя въ Москвѣ смуты, съ ихъ обычнымъ послѣдствіемъ — всеобщимъ нравственнымъ паденіемъ” (Трачевский. Русская история. С.-Пб., 1895). В иконе же искони было средоточие как бы коллективизма: "суммирование зрительного впечатления” (Успенский. В кн. Жегин. “Язык живописного произведения”, М., 1970. С. 15), коррелята коллективизма. Именно:

    "Это относится <…> к общей системе картины, когда суммируется в одно взгляд зрителя изнутри (проявляющийся в формах второго плана картины) и внешний взгляд, взгляд снаружи (формы первого плана” (Там же. С. 26).

    Если учесть, что "…имеются основания считать, например, что действие, изображаемое в древней русской иконе на фоне здания (храма), могло мыслиться как происходящее в действительности внутри этого здания. При этом здание изображается с его внешней стороны, а не изнутри (как это требовалось бы по более поздним композиционным нормам) — то есть в том же общем плане, с той же точки зрения, что и фигуры перед зданием” (Там же. С. 28-29).

    Тут я бросился к Библии смотреть эпизод с Троицей.

    "4 …и отдохните под сим деревом…

    8 И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели” (Быт. 18).

    Нет. не в шатре они сидели, а под деревом. Но это и не важно. В рублёвской “Троице” дерево тоже есть.

    Рублёв. Троица. 1411 год или 1425—1427.

    Вот и смотрим теперь. Что на первом плане? – Замыкающие стенки сидений для левого и правого Ангела. Это явно "взгляд снаружи” на происходящее. А что на дальнем плане? Дом и дерево, под которым, по Библии, сидит Троица. Это явно "взгляд зрителя изнутри”.

    Вот перед нами и явилось "суммирование зрительного впечатления”. Символ единения, что есть суть сути православия и русскости.

    У Соловьёва там как-то и мусульманство прицепили, раз Россия – великая мусульманская страна. Но как-то вскользь и, по-моему, слабо мотивировано. Оно, вроде, в прошлом было религией преуспевающих стран, а не угнетённых.

    Теперь так. Чем бросается в глаза икона? – Резким отличием изображённого от сцены по Библии.

    Что в Библии?

    Бог явился к Аврааму в 18-й главе обманщиком. Ибо в 17-й главе Он обещал ему:

    "5 Я сделаю тебя отцом множества народов;

    6 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;” (Быт. 17).

    А что на самом деле? – Пшик. Аврааму 99 лет. Бог ушёл. И ничего обещанного не сделал. Сара не зачала. И вот опять Он явился.

    Так в библейской сцене – уравновешено духовное и материальное. Духовное – Авраам не перестал верить, что выразилось в исключительном гостеприимстве его. А материальное – та еда, которую выставил Авраам:

    "8 И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели” (Быт. 18).

    И где на иконе эти яства? – Нет их. Как и самих Авраама под деревом, Сарры, выглядывавшей из шатра, и отрока, заколовшего телёнка вдали. Где на иконе процесс еды? – Нет его. На иконе преобладание духовного. Того, чего не было на Руси в наличии при Василии Тёмном. Тем не менее Рублёв настаивает на примате духовного. То есть им двигал идеал типа трагического героизма. Как Высоцкого пять с половиной веков спустя, глотку рвавшего, чтоб народ проснулся к гражданской жизни, как он жил в недавней войне, как Рублёв “звал” народ, “напоминая” о недавней Куликовской битве.

    Это далёкая ассоциация с минимумом еды в чаше. Отчего можно предположить, что идеал типа трагического героизма не был дан сознанию иконописца. И тогда перед нами произведение не прикладного искусства, призванного усиливать (акцентом на духовность по сравнению с библейской сценой) религиозное переживание триединства Бога, в общем-то знаемое, а произведение искусства неприкладного, выражающего для Рублёва ЧТО-ТО невыразимое, помимо обычного, триединства.

    Если склонённость фигур друг к другу воспринимается потомками как натурный образ единства народа перед лицом монгольского ига, продолжившегося, несмотря на победу в Куликовской битве, то Рублёв за такую ассоциацию не отвечает. Это – путь наименьшего сопротивления в приобщении к иконе. Это модернизация. У Рублёва ассоциации длиннее.

    Но вообще такие прорывы иконописи в неприкладное искусство должны быть редкостью в эпоху господства канона. Впрочем, и в любую эпоху неприкладное искусство – редкость. Но, вопреки этому, когда говорят об искусстве, молчаливо предполагают, что имеют в виду неприкладное, выражающее ЧТО-ТО, словами невыразимое, т.е. авторский подсознательный идеал, официальным искусствоведением не признаваемый в качестве существующего. – Такой вот парадокс. – Хорошо хоть, что художники тихонько себе знают, что нечто, словно Бог, их посещает иногда.

    Чудо что эта икона так прославилась. Ведь времена Василия Тёмного кончились. Через полвека было стояние на Угре, монгольское иго кончилось. А актуальность единения что: так и не исчезла? – Ну, разве что…

    6 мая 2022 г.

11.07.2022
20:43

Обнаглел

    Последние несколько недель я занимаюсь тем, что беру из списка принимаемых в Третьяковскую галерею художников современного искусства очередное имя, разыскиваю, . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100