TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


06.07.2022
19:52

Был такой художник – Домашников

    И есть у него одна картина, совсем не домашняя по пафосу. Другие тоже о том событии картины писали, но ни один не написал такую… мистическую. В связи с нею мне . . .

05.07.2022
19:02

Украина чему учит? – Не торопись!

     

    Недавно я открыл для себя новый вид экспрессионизма. Если у старого корёжение натуроподобия было горькое, так сказать, то у нового оно приторно сладкое.

    Вот смотрите, с каким еле подавляемым бешенством пишет Геннадий Гор свой роман “Корова” (1929). Кругом идёт преимущественно насильственная и медленная (не удовлетворяющая власть) коллективизация крестьян, а он изображает то, как должна б – добровольно и быстро – она осуществляться.

    Беднячка Катерина, разрываясь между лугом и домом, попросила пионеров-колхозников приглядеть за её коровой, чтоб она успела дома по хозяйству. Те согласились. Но случилась драка с кулацкими детьми. И один из врагов зарезал Катеринину корову.

    "Тут читатель догадывается, о чем думает автор, автор догадывается, о чем думают Чашкин и Коньков.

    — А хорошо бы, хорошо бы, — мечтают Чашкин и Коньков, — хорошо бы залучить нам ее в колхоз. Первую замужнюю женщину. Они думают каждый в отдельности и оба вместе, и они сообщают один другому, о чем они думают. И вдруг оба машут рукой и сердито смотрят один на другого.

    — Это не может быть, — говорят они.

    — Это невозможно, — говорю я читателю, и читатель мне.

    Это невозможно.

    Вот они подходят к избе, похожей на избушку, вот они подходят к избушке, к старым воротам, похожим на калитку, нет, не к воротам, а к дыре, вот они заходят на воображаемый двор, потому что двора нет, а вместо двора открытая площадка, очень удобная для игры; но в избу никто не хочет идти первым. И тогда они протискиваются всей толпой, молчаливой и невеселой, толпой, не похожей на толпу. Они видят в избе стол, длинный стол, ничего, кроме стола, и на столе каравай хлеба. И Катерина, увидев их, поняла все: что–то случилось с коровой. Чашкин рассказывает, что именно. Тогда вся толпа ребятишек говорит громким шепотом:

    — Это кулацкие дети. Мы им покажем.

    Но что с Катериной, она улыбается, все были уверены, что она будет плакать, улыбается и подходит к ним. Вот она кладет свою длинную коричневую руку на плечо одному, и всем кажется, что она положила свою руку, эту руку на плечо всем. Каждый чувствует ее на своем плече. Она их спрашивает:

    — А вы примете меня к себе в колхоз?”

    Скрытое бешенство я вижу в этой ненатуральной речи, выражающей собою моду производственного искусства упрощенством всяким выражать аскетизм в пику буржуазному комфорту.

    Тугой ход мысли в повторах: "Они думают каждый в отдельности и оба вместе, и они сообщают один другому, о чем они думают".

    Вот они подходят к избе, похожей на избушку, вот они подходят к избушке, к старым воротам, похожим на калитку, нет, не к воротам, а к дыре, вот они заходят на воображаемый двор…”.

    А повторы – корёжение натуры. А вот – приторность (как-только заявлено о принятии в колхоз, получено согласие председателя, вечером будет собрание, а сейчас можно уже праздновать – чаепитием):

    "Так они сидят и разговаривают. Весело разговаривают и пьют чай. Молодцев ласкает куриц Катерины, как собак. Кажется, что вся обстановка смеется вместе с ними и вместе с ними пьет чай.

    На стене товарищ Калинин [Михаил Иванович, глава СССР] улыбается веселой улыбкой Михаила Ивановича. Перья точно не пишут, а поют. Бумага смеется чернилами”.

    Тишь да гладь, да божья благодать. Чего нет в жизни. И благодать криком кричит об этом.

    И эти непрерывные повторы непереносимо читать, как непереносимо смотреть на множество колёс мотоциклиста, изображённого футуристом. Но то множество кричит о множестве жертв из-за самого появления мотоциклов в жизни. А роман кричит от несуществующей полной добровольности вступления в колхоз.

    Писать статью я начал, как только догадался про новый экспрессионизм. Это было в начале книги. И надо её дочитать до конца – вдруг там дольше будет такое, что заставит усомниться в догадке. И вот я читаю и мучаюсь, как я смотрю на живопись обычного экспрессионизма и тоже мучаюсь – от непрерывных несуразностей текста.

    Впечатление, что автор ненавидит себя, когда пишет. До фантасмагории доходит. Как песня “У попа была собака”. (Нарочно вернусь и перечитаю.) – Слова:

    "Я вижу маленький участок, и маленький старичок на маленькой лошадке пашет маленькое поле.

    — Единоличник, — думаю я”, -

    повторены… Я сбился на одиннадцатом разе.

    В чём дело? – В том, что это старики, они колхозники, но пашут ту же землю, которая было их наделом до обобществления. Они так привыкли. Зачем разрушать их привычку? – Никакого принуждения!

    Ну как не взвыть?

    Это до какой степени Геннадия Гора возмущает реальная принудиловка кампании массового вступления в колхоз! Его как бы аж трясёт от возмущения от добровольно-принудительности…

    Дальше история повторяется с варкой пищи. Молодёжь варит для себя в больших котлах, старухи, каждая, для своей семьи. И это “для своей” – опять дано бесконечным повторением текста.

    И…

    "— Это сон, — думаю я, — или не сон.

    И просыпаюсь.

    . . . . . . .

    Этот сон похож на кулацкую агитацию”.

    И думаете дальше такая белиберда прекратится?

    Это была подводка под социалистическое соревнование, рождённое снизу. И я до середины романа ещё не дочитал. – Что? Дальше будет ненасильственное втягивание кулаков в колхоз?

    Глава пятая – чудовищная (из-за повторов) говорильня про тех в селе, кто не крестьянин. – Совершенно не понятно, к чему она. Для иллюстрации тупика?

    Следующая глава – о социалистическом соревновании. Сначала не понимаемом: садовница вызывает на соревнование птичника. Потом исправляются.

    "Теперь труд напоминает игру. Он стремителен, как погоня, и плодотворен, как труд. Но главное, работа состязающихся людей почти не знает утомления. Утомление появляется только тогда, когда человек занят неприятной работой. Разве игра знает утомление?”

    И тут занос…

    Заскок в плохо понимаемое соревнование – с вредительством партнёру.

    Путь проб и ошибок… Главное – всё естественно. Никакой направляющей роли партии большевиков. – Да это идеал нецентрализованного социализма – злейший враг централизованного социализма, как и пошло дело в СССР.

    И – переслащённая идиллия строительства этакого настоящего социализма. И автор "был отчислен из университета” (Википедия). Никого не обманула приторная сладость.

    Ужас. Я дочитал только до середины. Плевать мне на авторскую ярость в словесных перегибах. Мне скучно.

    Пошли притчи. Про зубную щётку. Про футбольный мяч. – В общем, как естественным образом меняется быт.

    Глава восьмая. Параллель Тайной вечери. Поп и кулаки. Пьянка. Словоблудие какое-то. Опять ни к селу, ни к городу.

    Далее – председатель колхоза Молодцев, двадцатипятитысячник, в Ленинграде был художником. Открывает художественный кружок. Приносит бывшую барской Венеру. У парней получается ерунда. (Если из футбольного мяча получился футбол…) Через пять дней все приносят… чудо: "Фактура лучше, чем у Пикассо, рисунок лучше, чем у Энгра”.

    Гор знает, что пишет. Пикассо – было дело – приходил-таки к акцентированию фактуры материала, из которого он делал произведения. Но за рисунок Энгра как раз критиковали… Дальше – блуд на тему выразительности. И…

    "Теперь Молодцев уже знал, что самодеятельность его учеников сделает все сама…”.

    Это истерика из-за побед курса на централизованный социализм?

    А… Гору не нравится р-р-революционное искусство.

    "Сдвиг, излюбленный прием всех левых течений искусства, кубизма и футуризма, экспрессионизма и веризма, дадаизма и сюрреализма, оказывается вдруг излюбленным приемом деревенских ребятишек, не видевших, за исключением икон и лубков, никаких картин, ни левых, ни правых”.

    Молодцев ребят увещевает, и те обретают вкус. (По щучьему велению, по моему хотению…) Это истерика человека: он изображает всемогущество, будучи бессилен пред всесильной советской властью, строящей централизованный социализм.

    "Вдохновения, спутника всякого искусства, вот чего не хватало работникам полей и огородов. И они приносят вдохновение сюда, на поля и на огороды. И вот вдохновение, спутник таланта, омывает поля и людей, как дождь. Работа блестит, поет, цветет”.

    Истерика из истерик.

    "Вдохновение передается всем. Теперь все работают талантливо”.

    (Я не понимаю, где у меня берутся силы читать эту белиберду… Прервусь. Уж который раз.)

    Десятая глава опять какая-то безумная. Про попа.

    Одиннадцатая глава про вдруг прожектёрство Молодцева. Что это? Скрытая сатира на прожектёрство первой пятилетки? Но мура есть мура.

    Чёрт-те что! Предыдущее оказалось клеветническим преувеличением. Вредителя.

    И.

    "Помочь бедняку — это раздавить кулака”.

    Почему такие агрессивные слова без агрессивных дел? – Потому что это мечта, не действительность?

    Последняя глава, тринадцатая. Появилась корова голландской породы. Катерина будет за ней ухаживать. Кулаки мечтают отнять эту корову. Но боятся. Дальше – муть. Воображение превратилось в действие: корова, подпаленная кулаком. Бросилась на него и забодала.

    Не советская власть кулаков уничтожила.

    Вот. Я прочёл, вы эту белиберду новоэкспрессионистскую не читайте. Как не смотрите на бешеные картины обычных экспрессионистов, пользующихся горьким корёжением натуры, а не приторно сладким.

    .

    Какая мораль? Что нельзя торопиться. Надо с каждым произведением разбираться отдельно.

    Да, произведения обычного (горького) экспрессионизма это уже в большинстве случаев не искусство, а выход за его пределы: вас не предупреждают, что действие будет не условное (непосредственное и непринуждённое), а как сама жизнь (непосредственное и принуждающее). И вас только что не тошнит. Ибо исследовательская честность заставляет прочесть до конца – ведь имя автора так славят некоторые – то есть действие принудительное.

    Да, то же самое с произведениями переслащённого, так сказать, экспрессионизма. Противны.

    Но.

    И на старуху бывает проруха. Надо не торопиться. Вдруг что-то да окажется не вышедшим за границу искусства (условности).

    3 мая 2022 г.

04.07.2022
21:25

Интеллигент – это непониматель

    Чрезвычайное мало коснулось меня в жизни. В войну я был слишком мал. Мама говорила, что я не понимал, зачем при бомбёжке надо выбегать из дома и падать на землю под . . .

03.07.2022
23:04

Вот что это такое?

    Я должен повиниться: всё чаще начинаю писать, не зная, что писать. Расчёт не на авось, а на то, что повторится чудо прошлых подобных случаев: раз имя художника . . .

02.07.2022
09:37

Какой кошмар на российском ТВ

    У меня в семи статьях громится Марк Захаров (см. тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут). А на российском ТВ дело плохо (см . . .

30.06.2022
14:07

Все названия для статей исчерпал

    Я не смог в интернете найти слова Луначарского 1906 года о пролетарском реализме, о пролетарском искусстве, от которых-де произошёл термина социалистический . . .

28.06.2022
16:35

Однажды сам Пушкин пролетел

    В этот раз у меня не будет новизны. Я просто проакцентирую написанное Ю. Манном в 1988 году в его книге “Поэтика Гоголя”. Новым будет только нюанс, что он, Манн, . . .

27.06.2022
16:41

Горе мне: за Горюшкина приходится браться

    Вот, что он написал после поражения революции 1905 года. Горюшкин-Сорокопудов. Из культа прошлого (Из века в век). До 1908. Горюшкин-Сорокопудов. Московская слобода . . .

26.06.2022
09:20

Из письма художнику

    До меня вдруг дошло, почему вас потянуло в фэнтези. Ведь "отличие фэнтези от сказок заключается в том, что чудеса в фэнтези являются нормой описываемого мира и . . .

25.06.2022
19:56

Укр Виктор Костенко

    Хочется как-то по-своему отреагировать на заметку, которая меня заставила заплакать – “Что стало с Бабушкой с Красным флагом". Они таки стали другой нацией . . .

24.06.2022
16:16

Ну как не тосковать?!

    Я не знаю, как доказать, что художник творит нехудожественное. Наверно, я б смог это сделать, если б родился и воспитывался в какой-нибудь семье художника или . . .

22.06.2022
16:25

Я не буду смотреть фильм «Один день Ивана Денисовича»

    Почему? Потому что Панфилов переврал повесть Солженицына 1959 года. У Солженицына главный герой какой-то колхозник, наверно, почти ни за что севший и очень неплохо . . .

19.06.2022
17:23

Как рождался формализм в живописи

    Это началось с Проторенессанса. До него изображали суть – духовные перипетии из Евангелий и апокрифов. Вот, например, как выражалась суть беспорочного (в . . .

18.06.2022
18:23

Почему у меня не бывает плагиата в принципе

    Едва ли не каждая моя статья является спором с кем-то. С литературо- или искусствоведом, знаменитым или, наоборот, совершенно ничтожным, самого себя никаким ведом . . .

16.06.2022
09:25

Пролетел: об одной и той же картине по-разному написал

    И что теперь делать? Покаяться – мало. Истина-то в чём? Сперва я (см. тут) написал, что подсознательный идеал – соединение несоединимого, а через 9 лет, тут – что . . .

14.06.2022
09:39

Попробую

    Попробую проверить безумную мысль: что в “Портрете М.Н. Ермоловой” (1905) Серов не зря дал столько чёрного цвета. Серов. Портрет М. Н. Ермоловой. 1905. А ведь бо`льших . . .

12.06.2022
17:18

Ничего никому нельзя доказать

    Одной из множества дворовых кошек я кидаю кусочки колбасы из окна. Выработал у неё условный рефлекс: как я появляюсь в окне, она бежит под него, готовая кушать . . .

10.06.2022
14:29

Сломала ль Лентулова советская власть?

    Насколько непосредственно, безрассудочно лично мне противны картины Лентулова, которые я оправдываю как рождённые невольно, под влиянием вдохновения (другими . . .

09.06.2022
21:02

Полуэлемент, или Как плохо нас учат

    Однажды со мной случился такой конфуз. Я зашёл в некий институт повышения квалификации, спросил в канцелярии, есть ли у них своя библиотека, и, получив ответ, что . . .

08.06.2022
19:49

Безвкусие Ленина как мерило адекватного отношения к художнику Лентулову

    Ленин был человек оптимистичный. Этому помогала его прозорливость. Она ему открыла возможность сыграть на ужасности капитализма в России. Капитализм наиболее . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100