TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.07.2022
17:42

На автомате

     

    Наткнулся на симпатичное стихотворение. Эпиграф к нему – пушкинское “Что в имени тебе моём?”.

    "Написано 5 января 1830 г. в ответ на просьбу красавицы польки Каролины Собаньской вписать ей в альбом свое имя. Пушкин познакомился с ней в феврале 1821 г. в Киеве, а позднее встречался в Одессе и в Петербурге. О чувстве поэта к Собаньской свидетельствуют два письма к ней, написанные 2 февраля 1830 г.” (https://rvb.ru/pushkin/02comm/0526.htm).

    Письма оставим в покое – полностью поэт выражает себя в стихах.

    А тут – противоречие, которое можно выразить словами Белинского о Пушкине: "Пушкин не дает судьбе победы над собою; он вырывает у ней хоть часть отнятой у него отрады”.

    В чём дело? – Всё плохо: и с поэзией, и с любовью.

    "В 1830-е годы популярность Пушкина падает, а литературная критика даже пыталась определить на роль народного поэта Крылова” (https://arzamas.academy/materials/1383).

    В порыве уничижения лирическое “я” себя сравнивает с преходящестью шума успокаивающегося моря, плеском последней волны о берег, с замершим одиноким звуком в ночной тиши.

    С нездоровой какой-то (без "Воспоминаний чистых, нежных”) любовью (Собаньская, которой посвящено стихотворение, была великосветская блудница).

    Это – с одной стороны, стороны неудач. А с другой – часть отнятой у него отрады: любовница его помнит, любя где-то в глубине души.

    Столкновение ярких противоречий рождает в нас катарсис чего-то тихого, а в поэте противоречия эти порождены подсознательным (или сумевшим уйти в подсознание от неудач с Натальей Гончаровой, этой противоположности Собаньской) идеалом Дома и Семьи, - маленьким таким идеалом. И не надо быть первым поэтом России или любовником блестящей демоницы (так называли Собаньскую).

    Всё на автомате. Есть великий поэт и его стихотворение. Надо найти противоречия в его стихотворении. Вспомнить, когда стихотворение сочинено – во время идеала Дома и Семьи. Значит, противочувствия от противоречий порождены в поэте и порождаются в читателе подсознательным идеалом, властвовавшим тогда в душе поэта.

    Всё предопределено в анализе и синтезе.

    Ещё немного и мыслимо создание программы для создания литературоведческой статьи компьютером на стихотворение.

     

    Что в имени тебе моем?

    Оно умрет, как шум печальный

    Волны, плеснувшей в берег дальный,

    Как звук ночной в лесу глухом.

    .

    Оно на памятном листке

    Оставит мертвый след, подобный

    Узору надписи надгробной

    На непонятном языке.

    .

    Что в нем? Забытое давно

    В волненьях новых и мятежных,

    Твоей душе не даст оно

    Воспоминаний чистых, нежных.

    .

    Но в день печали, в тишине,

    Произнеси его тоскуя;

    Скажи: есть память обо мне,

    Есть в мире сердце, где живу я...

    А с чего всё начиналось?

    С вот этого стихотворения Натальи Беляевой:

    А было что-то?

     

    Что в имени тебе моем?

    (А. Пушкин)

     

    Когда остынет чай с лимонной долькой,

    Утопленной на сахарное дно,

    Я снова возвращаюсь издалёка

    К себе, здесь так спасительно темно...

    Теперь, покуда тропы городские

    Безлюдны и почтительно тихи,

    Со мною точки, точки, запятые,

    Незрелые полночные стихи…

    Как люди, ночью донага раздеты

    И вымыты слова. Долой мораль!

    Здесь насмерть бьются музыка победы

    И невообразимая печаль.

    Мой старый дом негоден для богемы,

    Поэмы? Просто добрые друзья,

    Несут со мной мучительное бремя,

    Ни вынести, ни выбросить нельзя.

    Чужую тайну вечно постигаю

    Не катаньем, так истовым мытьём,

    Но до сих пор, убей меня, не знаю,

    А было что-то в имени моём?

    По-моему, с рифмой и ритмом описаны муки слова, когда вдохновение заставляет писать, а как – не известно. Ибо сознанию содержание вдохновения не дано.

    Рифма долькой / издалёка не ахти. Зато ритм “И невообразимая печаль” – блеск.

    5 мая 2022 г.

07.07.2022
14:16

О-за-дачен

    Я был так благополучен, когда лично обнаружил искажения пространства у Сезанна (искусствоведы как-то это словом “искажения” не называют). Я думал, что . . .

06.07.2022
19:52

Был такой художник – Домашников

    И есть у него одна картина, совсем не домашняя по пафосу. Другие тоже о том событии картины писали, но ни один не написал такую… мистическую. В связи с нею мне . . .

05.07.2022
19:02

Украина чему учит? – Не торопись!

    Недавно я открыл для себя новый вид экспрессионизма. Если у старого корёжение натуроподобия было горькое, так сказать, то у нового оно приторно сладкое. Вот . . .

04.07.2022
21:25

Интеллигент – это непониматель

    Чрезвычайное мало коснулось меня в жизни. В войну я был слишком мал. Мама говорила, что я не понимал, зачем при бомбёжке надо выбегать из дома и падать на землю под . . .

03.07.2022
23:04

Вот что это такое?

    Я должен повиниться: всё чаще начинаю писать, не зная, что писать. Расчёт не на авось, а на то, что повторится чудо прошлых подобных случаев: раз имя художника . . .

02.07.2022
09:37

Какой кошмар на российском ТВ

    У меня в семи статьях громится Марк Захаров (см. тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут). А на российском ТВ дело плохо (см . . .

30.06.2022
14:07

Все названия для статей исчерпал

    Я не смог в интернете найти слова Луначарского 1906 года о пролетарском реализме, о пролетарском искусстве, от которых-де произошёл термина социалистический . . .

28.06.2022
16:35

Однажды сам Пушкин пролетел

    В этот раз у меня не будет новизны. Я просто проакцентирую написанное Ю. Манном в 1988 году в его книге “Поэтика Гоголя”. Новым будет только нюанс, что он, Манн, . . .

27.06.2022
16:41

Горе мне: за Горюшкина приходится браться

    Вот, что он написал после поражения революции 1905 года. Горюшкин-Сорокопудов. Из культа прошлого (Из века в век). До 1908. Горюшкин-Сорокопудов. Московская слобода . . .

26.06.2022
09:20

Из письма художнику

    До меня вдруг дошло, почему вас потянуло в фэнтези. Ведь "отличие фэнтези от сказок заключается в том, что чудеса в фэнтези являются нормой описываемого мира и . . .

25.06.2022
19:56

Укр Виктор Костенко

    Хочется как-то по-своему отреагировать на заметку, которая меня заставила заплакать – “Что стало с Бабушкой с Красным флагом". Они таки стали другой нацией . . .

24.06.2022
16:16

Ну как не тосковать?!

    Я не знаю, как доказать, что художник творит нехудожественное. Наверно, я б смог это сделать, если б родился и воспитывался в какой-нибудь семье художника или . . .

22.06.2022
16:25

Я не буду смотреть фильм «Один день Ивана Денисовича»

    Почему? Потому что Панфилов переврал повесть Солженицына 1959 года. У Солженицына главный герой какой-то колхозник, наверно, почти ни за что севший и очень неплохо . . .

19.06.2022
17:23

Как рождался формализм в живописи

    Это началось с Проторенессанса. До него изображали суть – духовные перипетии из Евангелий и апокрифов. Вот, например, как выражалась суть беспорочного (в . . .

18.06.2022
18:23

Почему у меня не бывает плагиата в принципе

    Едва ли не каждая моя статья является спором с кем-то. С литературо- или искусствоведом, знаменитым или, наоборот, совершенно ничтожным, самого себя никаким ведом . . .

16.06.2022
09:25

Пролетел: об одной и той же картине по-разному написал

    И что теперь делать? Покаяться – мало. Истина-то в чём? Сперва я (см. тут) написал, что подсознательный идеал – соединение несоединимого, а через 9 лет, тут – что . . .

14.06.2022
09:39

Попробую

    Попробую проверить безумную мысль: что в “Портрете М.Н. Ермоловой” (1905) Серов не зря дал столько чёрного цвета. Серов. Портрет М. Н. Ермоловой. 1905. А ведь бо`льших . . .

12.06.2022
17:18

Ничего никому нельзя доказать

    Одной из множества дворовых кошек я кидаю кусочки колбасы из окна. Выработал у неё условный рефлекс: как я появляюсь в окне, она бежит под него, готовая кушать . . .

10.06.2022
14:29

Сломала ль Лентулова советская власть?

    Насколько непосредственно, безрассудочно лично мне противны картины Лентулова, которые я оправдываю как рождённые невольно, под влиянием вдохновения (другими . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100