TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.07.2022
17:42

На автомате

    Наткнулся на симпатичное стихотворение. Эпиграф к нему – пушкинское “Что в имени тебе моём?”. "Написано 5 января 1830 г. в ответ на просьбу красавицы польки . . .

07.07.2022
14:16

О-за-дачен

    Я был так благополучен, когда лично обнаружил искажения пространства у Сезанна (искусствоведы как-то это словом “искажения” не называют). Я думал, что . . .

06.07.2022
19:52

Был такой художник – Домашников

    И есть у него одна картина, совсем не домашняя по пафосу. Другие тоже о том событии картины писали, но ни один не написал такую… мистическую. В связи с нею мне . . .

05.07.2022
19:02

Украина чему учит? – Не торопись!

    Недавно я открыл для себя новый вид экспрессионизма. Если у старого корёжение натуроподобия было горькое, так сказать, то у нового оно приторно сладкое. Вот . . .

04.07.2022
21:25

Интеллигент – это непониматель

    Чрезвычайное мало коснулось меня в жизни. В войну я был слишком мал. Мама говорила, что я не понимал, зачем при бомбёжке надо выбегать из дома и падать на землю под . . .

03.07.2022
23:04

Вот что это такое?

    Я должен повиниться: всё чаще начинаю писать, не зная, что писать. Расчёт не на авось, а на то, что повторится чудо прошлых подобных случаев: раз имя художника . . .

02.07.2022
09:37

Какой кошмар на российском ТВ

    У меня в семи статьях громится Марк Захаров (см. тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут). А на российском ТВ дело плохо (см . . .

30.06.2022
14:07

Все названия для статей исчерпал

    Я не смог в интернете найти слова Луначарского 1906 года о пролетарском реализме, о пролетарском искусстве, от которых-де произошёл термина социалистический . . .

28.06.2022
16:35

Однажды сам Пушкин пролетел

    В этот раз у меня не будет новизны. Я просто проакцентирую написанное Ю. Манном в 1988 году в его книге “Поэтика Гоголя”. Новым будет только нюанс, что он, Манн, . . .

27.06.2022
16:41

Горе мне: за Горюшкина приходится браться

    Вот, что он написал после поражения революции 1905 года. Горюшкин-Сорокопудов. Из культа прошлого (Из века в век). До 1908. Горюшкин-Сорокопудов. Московская слобода . . .

26.06.2022
09:20

Из письма художнику

    До меня вдруг дошло, почему вас потянуло в фэнтези. Ведь "отличие фэнтези от сказок заключается в том, что чудеса в фэнтези являются нормой описываемого мира и . . .

25.06.2022
19:56

Укр Виктор Костенко

    Хочется как-то по-своему отреагировать на заметку, которая меня заставила заплакать – “Что стало с Бабушкой с Красным флагом". Они таки стали другой нацией . . .

24.06.2022
16:16

Ну как не тосковать?!

    Я не знаю, как доказать, что художник творит нехудожественное. Наверно, я б смог это сделать, если б родился и воспитывался в какой-нибудь семье художника или . . .

22.06.2022
16:25

Я не буду смотреть фильм «Один день Ивана Денисовича»

    Почему? Потому что Панфилов переврал повесть Солженицына 1959 года. У Солженицына главный герой какой-то колхозник, наверно, почти ни за что севший и очень неплохо . . .

19.06.2022
17:23

Как рождался формализм в живописи

    Это началось с Проторенессанса. До него изображали суть – духовные перипетии из Евангелий и апокрифов. Вот, например, как выражалась суть беспорочного (в . . .

18.06.2022
18:23

Почему у меня не бывает плагиата в принципе

    Едва ли не каждая моя статья является спором с кем-то. С литературо- или искусствоведом, знаменитым или, наоборот, совершенно ничтожным, самого себя никаким ведом . . .

16.06.2022
09:25

Пролетел: об одной и той же картине по-разному написал

    И что теперь делать? Покаяться – мало. Истина-то в чём? Сперва я (см. тут) написал, что подсознательный идеал – соединение несоединимого, а через 9 лет, тут – что . . .

14.06.2022
09:39

Попробую

    Попробую проверить безумную мысль: что в “Портрете М.Н. Ермоловой” (1905) Серов не зря дал столько чёрного цвета.

    Серов. Портрет М. Н. Ермоловой. 1905.

    А ведь бо`льших прореволюционеров, чем Серов и Ермолова найти невозможно.

    Писал этот портрет Серов в марте 1905 года, писал два месяца. Значит, по апрель включительно. – Посмотрим, сколько было убито с обеих сторон в начавшейся революции.

    Со стороны против власти.

    В “Кровавое воскресенье” 9 января в Петербурге – 130 официально, больше 1000 неофициально.

    “Кровавый четверг” 13 января в Риге – 70 человек.

    "Царский губернатор Накашидзе резне не мешал. В итоге в ходе 3-х дневного погрома в Баку 6-8 февраля 1905 г. погибло около 200 армян и 100 мусульман. За погромами в Баку последовали погромы в Нахичевани, Карабахе и т.д. Резня шла весь 1905-й год, погибло до 10 000 чел. с обеих сторон” (https://sandra-rimskaya.livejournal.com/392402.html).

    Еврейский погром в Житомире в апреле – 20 убитых.

    Тогда же в Троянове – 10.

    "…с 1905 по 1907 год, за три года, в Российской Империи было казнено 1293 человека” (https://avramenko-konst.livejournal.com/1064809.html).

    Со стороны власти.

    С февраля по март 1906. Генерал-губернаторов, губернаторов и градоначальников – 8.

    Вице-губернаторов и советников губернских правлений – 5. Полицмейстеров, уездных начальников и исправников – 21. Жандармских офицеров – 8. Генералов (строевых) – 4. Офицеров (строевых) – 7. Приставов и их помощников – 79. Околоточных надзирателей – 125. Городовых – 346. Урядников – 57. Стражников – 257. Жандармских нижних чинов – 55. Агентов охраны – 18. Гражданских чинов – 85. Духовных лиц – 12. Сельских властей – 52. Землевладельцев – 51. Фабрикантов и старших служащих на фабриках – 54. Банкиров и крупных торговцев – 29.

    Ну да, - тихо думаю я за подсознание Серова, - есть удовольствие в праведном гневе и у революционеров. Радость на ужасе (чёрный цвет платья и волос)… Радость абы какой жизни. Даже и ограничившей себя революционной аскезой (серый цвет зала)…

    А что ему было делать, когда он обязан принимать заказы на портреты. И деньги нужны для жизни, и отказывать подряд всем великим нельзя.

     

    За что живописное хвалят этот портрет?

    "…уверенность в обращении с пространством холста” (http://valentinserov.ru/glava5/). – Это, наверно, нюанс, обеспечивающий монументальность. Голова видна резко снизу, а шлейф платья – резко сверху. Это то, что подлежит снижению чернотой, для выражения абы какой жизни.

    "…акцент на силуэте” (Википедия). – Это уже имеет отношение и к непосредственному образу мизерности существования. Ведь силуэт есть малая часть зрительного впечатления.

    "…абрис силуэта похож на контур возносящейся ввысь струи фонтана – Серов, по своему обыкновению, дал неожиданную, триумфально-патетическую интерпретацию излюбленной стилем модерн "льющейся, текучей .линии", приспособленной выражать образы медлительно-заторможенных, полудремотных состояний” (Шехтель. http://www.rodon.org/art-071019143208).

    А ну, проверим.

     

    Хм. Действительно!

    В чём идея стиля модерн?

    Отвергая настоящее и страшась будущего, идеологически (ментально) модерн обращается к прошлому… А прошлое как особый художественный материал очень многолико по своим стилистическим возможностям: это не только социальное прошлое (прошлые стили), это и прошлое дочеловеческое: животные, растения и минералы.

    …текучие природные и овальные линии” (Александров).

    А мы уже видели (см. тут), что, стремясь снизить успешных, Серов применял тенденции декадентов, а тех не чурался и стиль модерн. Вот, чтоб понизить монуметальность, как самоощущение Ермоловой-борца-с-царизмом, Серов и превратил её подобность рукотворной могучей "кариатиде” (Шехтель), - этого предвестия устоя нового мира, - в подобие природного фонтана, ломкого. – Надо только отказаться от завороженности Шехтеля парадностью портрета – от слов: "дал неожиданную, триумфально-патетическую интерпретацию”.

    Ещё одна авторесса пишет о таких достоинствах, заключающихся в:

    "…большой строгости, лаконизме, в гармонии линий и форм, звучащих очень торжественно и человечно” (Радзимовская. http://artpoisk.info/article/v_a_serov_portret_m_n_ermolovoy/page/5/).

    Так строгость и лаконизм вполне годятся и для задачи обеднения великой жизни. А гармонию, торжественность и человечность можно счесть как инерцию прореволюционного (это видно из начала статьи, где перечисляются прореволюционные поступки Серова) хвалебного тона. Та же Радзимовская нашла снижающие (о "внешней парадности”) слова (для столь нужного мне, вменяющему подсознательному идеалу Серова хвалу абы какой жизни), - нашла “фэ”-слова для характеристики портретируемых Серовым дам большого света: княгини З.Н.Юсуповой, Е.С. Морозовой. Но она это писала в 1956 году. И попробуй она тогда написать что-то хоть близко приближающееся к “фэ” о портрете Ермоловой – что б с нею было? – Как с "человечно” её занесло, видно из её же проговорки:

    "Может быть, Серов изобразил Марию Николаевну не такой простой и скромной, какой она была в жизни в общении с окружающими [вот она, человечность!]. Но художник, создавая этот портрет, передавал не манеру Ермоловой держать себя. Перед нами — возвышенный образ народной артистки, какой она была в течение всей своей сценической деятельности”.

    В общем, смею думать, что проба найти что-то снижающее в портрете Еромоловой – удалась.

    19 октября 2019 г.

12.06.2022
17:18

Ничего никому нельзя доказать

    Одной из множества дворовых кошек я кидаю кусочки колбасы из окна. Выработал у неё условный рефлекс: как я появляюсь в окне, она бежит под него, готовая кушать . . .

10.06.2022
14:29

Сломала ль Лентулова советская власть?

    Насколько непосредственно, безрассудочно лично мне противны картины Лентулова, которые я оправдываю как рождённые невольно, под влиянием вдохновения (другими . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100