TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.08.2021
08:23

Антибиографизм. Продолжение о Наталье Пушкиной

    Уверявший, что Старк доказал, что Наталья Николаевна Пушкина любила, не принял моих доказательств старковских передёргов в начале книги, - не принял не . . .

11.08.2021
08:34

Арифметическая статья в области искусствоведения

      Какая боль, какая боль, Аргентина-Ямайка – 5:0! Песня. Лет 7 тому назад я написал (см. тут) 26 строчек электронного текста шрифтом 12 на ширине 6,5 делений в Ворде про . . .

10.08.2021
08:42

Боюсь

    Боюсь себя. Я очень стар. Может, от одного того, а не оттого, что жизнь потрепала, я стал какой-то деревянный. И боюсь, что могу обидеть, даже этого не заметив. В . . .

09.08.2021
12:45

Это у Васнецова кощунство?

    Поступлю догматически. Раз “текстовым” признаком стиля модерн является какая-то мёртвость живого и некая живость неживого, и раз духовным признаком этого стиля . . .

08.08.2021
16:58

Хандра

    В отрочестве я мечтал быть учёным. Не знаю, почему. А теперь, стариком, мне кажется, что я предчувствовал, что только в науке можно остаться жить после своей . . .

07.08.2021
08:31

41 год без Высоцкого

    У меня была история “личных” отношений с Высоцким. Сначала я его возненавидел. Помню, это был Коля Суворов. Он принёс магнитофон из дома (он жил напротив нашего . . .

06.08.2021
08:51

Меня попросили…

    Меня попросили посчитать, сколько смыслов в такой картине. Ульянов. Пушкин с женой на придворном балу перед зеркалом. 1937. Я ответил: “Один** – как все восхищены . . .

05.08.2021
19:53

Антибиографизм. (Против Старка и его версии, что Наталья Николаевна любила Пушкина)

    Спор об “автобиографичности” поэзии Пушкина запутан и заведен в тупик поверхностным и примитивным представлением о смысле “автобиографичности” как у ее . . .

04.08.2021
20:25

Истошный оптимизм

    Мне надо, чтоб понять Северянина две вещи. Первая – пусть временно, но согласиться, что он верно себя называл футуристом (правда, с приставкой “эго”). Вторая – . . .

02.08.2021
08:19

Блок – к реальности

    Я буду разнузданным. Я перевру, может быть, смысл нескольких источников, но скажу что-то определённое. Мать Блока хотела, чтоб он женился на Ахматовой. Ей казалось, . . .

01.08.2021
20:10

Что сильнее – хаос или порядок?

    Мне нравится находить хаос и наводить в нем порядок. Куанг Хо Исходя из мысли, что вдохновение это проявление подсознательного идеала (и его в произведении . . .

31.07.2021
14:42

Разогнался, ан… Дзен

    У меня в компьютере есть файл “ogryzania". Там я пишу сложные комментарии в интернетских посиделках. И вот – разогнался из-за статьи о художнике Лукиянове . . .

30.07.2021
08:46

Куанг Хо останавливает внимание

    Я смотрел репродукцию за репродукцией, удивлялся и силился поместить этого художника в сетку из моих понятий, и ничего не получалось. Тогда наиболее удивившую . . .

29.07.2021
14:15

Не лев Леонид Леонов

    Начинаю отчёт о чтении романа “Вор” (1927) Леонида Леонова с обращения внимания на словесную закавыку: "Там, на Благуше, посреди Шитова переулка, обитал в . . .

28.07.2021
12:02

Не леполи нам паки о Нестерове речи

    Если спросить поисковик: “художник нестеров ницше”, - то кроме меня не найдётся ничего. И меня это коробит. И я подумал, не расширить ли мне перечисление тех . . .

27.07.2021
08:37

Попробую-ка себя подловить

    Я занимаюсь настолько мутным делом – толкованием произведений искусства – что меня то и дело тянет себя проверять и пробовать загонять в трудное положение. Дело . . .

26.07.2021
09:58

Думаю, это не зависть у меня

    Я считаю, что есть некое достижение, если удаётся словесно оформить смутное недовольство картинами художника. Хабирова. А пишет он ослепительно красивые вещи. И . . .

25.07.2021
08:31

Клэг из нит клуг

    Не знаю… Видал ли я импрессионистов до института в нашей глуши? Думаю, что я их впервые увидал в 1957-м, причём сразу в подлиннике, в Москве на фестивале. А книга . . .

24.07.2021
21:21

В чём сходство между художественной фотографией и живописью

    Вот фото.

    Оно из гуглокарты по запросу “Карадаг”.

    Чуть видные в контражуре дорога на переднем и Коктебель на среднем плане “говорят”.

    Говорят они, как незначителен человек. В пейзаже, на планете, в мире. Как в некоторых картинах романтиков.

    Фридрих. Восход луны над морем. 1822.

    Это – образы. Что-то (незначительность человеческая) выражено чем-то (малозаметностью, малой величиной людей).

    Такое переживание, в общем-то, не обладает новизной. И его усиление есть обязанность произведений прикладного искусства (о, в общем, знаемом).

    А есть более сложно устроенный романтизм - когда выражается бегство человека из – минимум – неуютности этого мира (ещё мало, что он несоразмерно больше, чем человек), бегство из внешней объективной жизни в прекрасную внутреннюю жизнь. И выражает это художник прибавлением странности к красоте.

    Лессинг. Романтический пейзаж.

    Тут тоже изображение в контражуре, против света, тень которого вообще-то съедает планы, превращая их в один, максимум в два. А тут – странность: их шесть! Да ещё плюс такая редкость, в общем, как лучи из-за… разве облака?

    Смысл такой: солипсизм! В мире есть только Мои Ощущения! Всё. Всё остальное – за ними. Я – царь мира. (Внутреннего.)

    Такой идеал, - когда он впервые возник (от колоссального разочарования в Разуме и Просвещении, заливших Европу морями крови в Великую Французскую революцию и при наполеоновских войнах), - вполне мыслимо думать, что возник он в подсознании романтиков, а не в сознании их. Что рука Лессинга – можно думать – рисуя неизвестно откуда идущие лучи (да и проявляя такую массу планов), не сознанию подчинялась, а вдохновению, которому плевать на рациональность.

    И вот художник 200 лет спустя…

    Григораш. Лучи над Карадагом.

    Та же красота плюс странность. (Даты, жаль, нет. Есть в интернете 2012 – дата постановки в сайт.) 10 планов, лучи, не ясно откуда… Дух захватывает. Особенно, если сам там был и узнаёшь… И вспоминаешь, что там было…

    И теперь вопрос: можно ли через 200 после появления романтизма думать, что нынешнее повторение его это не эпигонство? А уж что нет тут подсознательного идеала, можно голову дать на отрез.

    И ведь я ж воспринял теорию Шмита о повторяемости идеостилей в веках.

    2012 – это за два года трагедии 2014-го. Горечь, что случилось с Украиной (нацификация понемногу {присвоение Бандере звания героя Украины в 2010 году, призывы, "В 1995 г. инструкторы УНСО в тайных военных лагерях, расположенных в крымских горах, обучали татарскую молодежь”}), разве может быть приравнена к разочарованию в Разуме и Просвещении в начале 19 столетия?

    Может, романтизм – это "культурная макроэпоха, определившая нашу жизнь на 250 с лишним лет” (Андрей Зорин. https://arzamas.academy/materials/2224). По сей день. Может, это бешено новое во всём везде и всюду нас страшит, как утративших детство недавних детей? Инфантилизм такой?..

    Григораш, вон (каким-то круглым горизонтом), передал ощущение земного шара под ногами – такая мощь солипсизма. Переплюнул старых романтиков.

    Или можно думать, что это такое приспособленчество: люди, в общем, консервативны и им нравится прошлое? И надо их гладить по шерсти. Они будут твои картины покупать, а ты – хорошо жить…

    Как массовое фотографирование телефонами всего мало-мальски красивого.

    И тогда художественная фотография и живопись не отличаются?

    8 июля 2021 г.

23.07.2021
11:40

Хорошо недоумевать…

    Я уж полкниги прочёл “Егор Абозов” (1916) Алексея Толстого, а ничего не понимаю. Зачем он книгу писал? Всех и всё ненавидит и наслаждается своим умением показывать . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100