TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


04.08.2021
20:25

Истошный оптимизм

    Мне надо, чтоб понять Северянина две вещи. Первая – пусть временно, но согласиться, что он верно себя называл футуристом (правда, с приставкой “эго”). Вторая – объяснить себе, почему он не так разрушителен к языку ("Ветропросвист”, “Крылолёт”, “Лимонолистный лес Драприт”), как его оппоненты-футуристы ("бобэоби”, “вээоми”, “пиээо”). При этом мне надо учитывать собственное открытие (если сметь его так называть), что футуристы потому так уродовали натуроподобие и язык, что совесть была не чиста. Они, мол, да, правы в своём оптимизме, потому что они за прогресс, который объективен: индустриализация в Италии, скажем. Но это связано со страшными бедами населения, что в Англии и Франции произошло раньше и потому уже подзабылось в Европе ХХ века. Отсюда – угрызения совести у итальянских футуристов (явление коллективистского происхождения). А чтоб угрызения совести притушить – уродование натуры. Это как броситься вперёд, до боли закусив губу. И подобную логику можно проследить у множества футуристов.

    Так если у Северянина ТАКОГО уродования нет, то, может, надо отказать ему в самоназывании эгофутуристом?

    Это просто иноназывание солипсизма романтического. При нём автор бежит из плохого внешнего в свой прекрасный внутренний мир. Прекрасность его у Северянина восходит к такой общечеловеческой ценности:

    "Поэтическое искусство неустанно обновляет в нас ощущение речи как творческого отношения к языку” (Ян Мукаржовский).

    А его, внутреннего мира, некое (экзотическое) отличие от внешнего (обычного) обеспечивается некоторой чрезмерностью, какой в обычном мире не бывает.

    Некоторую чрезмерность (красивости или самовосхваления и т.п.) все спутали с большими деформациями футуристов и потому стал называть и он, и другие его – футуристом. И ругали. Как ругали романтиков сто лет до того.

    "Обременительные цепи

    Упали с рук моих — и вновь

    Я вижу вас, родные степи,

    Моя начальная любовь.

    “Не правда ли, что печальный станс превосходен? Вы, может быть, спросите: из каких цепей вырвался поэт? где он находился? Читателю нет надобности знать об этом; первые два стиха картинны, новы и, следовательно, чудесны!” — издевается критик. — “Далее вы, верно, скажете, что родные степи не могут быть ни начальною, ни среднею, ни конечною любовью, равно как любовь не бывает ни степью, ни лугом, ни полем. Согласен: да это по-старинному; мир романтический есть мир превращений: там небылицы являются в лицах” (http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/guk/guk.htm).

    Два эти слова: “Северянин” и “романтизм” легко находятся вместе в интернете.

    "Мотив забвения приходит в творчество Северянина из романтизма…” (Викторова. http://www.poet-severyanin.ru/library/severyanin-i-poezia-serebryannogo-veka15.html).

    Только у первых романтиков была мировая скорбь от кровавых обманов Разума и Просвещения после Великой Французской революции, а перед Первой мировой войной бежать хотелось от скорых будущих ужасов. И литература…

    "…как бы не решаясь глядеть прямо в лицо устрашающей ее действительности, уводила читателей в… далекое от проблем и тревог окружающей жизни” (В. Рождественский. http://www.poet-severyanin.ru/library/rozhdestvenskiy-severyanin.html).

    УВЕРТЮРА

     

    Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

    Удивительно вкусно, искристо и остро!

    Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

    Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

    Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

    Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!

    Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

    Ананасы в шампанском — это пульс вечеров!

    В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

    Я трагедию жизни претворю в грезофарс…

    Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

    Из Москвы — в Нагасаки! Из Нью-Йорка — на Марс!

    1915 г.

    Какой-то истошный оптимизм. (Что тоже делает Северянина похожим на футуристов.)

    21 июля 2021 г.

02.08.2021
08:19

Блок – к реальности

    Я буду разнузданным. Я перевру, может быть, смысл нескольких источников, но скажу что-то определённое. Мать Блока хотела, чтоб он женился на Ахматовой. Ей казалось, . . .

01.08.2021
20:10

Что сильнее – хаос или порядок?

    Мне нравится находить хаос и наводить в нем порядок. Куанг Хо Исходя из мысли, что вдохновение это проявление подсознательного идеала (и его в произведении . . .

31.07.2021
14:42

Разогнался, ан… Дзен

    У меня в компьютере есть файл “ogryzania". Там я пишу сложные комментарии в интернетских посиделках. И вот – разогнался из-за статьи о художнике Лукиянове . . .

30.07.2021
08:46

Куанг Хо останавливает внимание

    Я смотрел репродукцию за репродукцией, удивлялся и силился поместить этого художника в сетку из моих понятий, и ничего не получалось. Тогда наиболее удивившую . . .

29.07.2021
14:15

Не лев Леонид Леонов

    Начинаю отчёт о чтении романа “Вор” (1927) Леонида Леонова с обращения внимания на словесную закавыку: "Там, на Благуше, посреди Шитова переулка, обитал в . . .

28.07.2021
12:02

Не леполи нам паки о Нестерове речи

    Если спросить поисковик: “художник нестеров ницше”, - то кроме меня не найдётся ничего. И меня это коробит. И я подумал, не расширить ли мне перечисление тех . . .

27.07.2021
08:37

Попробую-ка себя подловить

    Я занимаюсь настолько мутным делом – толкованием произведений искусства – что меня то и дело тянет себя проверять и пробовать загонять в трудное положение. Дело . . .

26.07.2021
09:58

Думаю, это не зависть у меня

    Я считаю, что есть некое достижение, если удаётся словесно оформить смутное недовольство картинами художника. Хабирова. А пишет он ослепительно красивые вещи. И . . .

25.07.2021
08:31

Клэг из нит клуг

    Не знаю… Видал ли я импрессионистов до института в нашей глуши? Думаю, что я их впервые увидал в 1957-м, причём сразу в подлиннике, в Москве на фестивале. А книга . . .

24.07.2021
21:21

В чём сходство между художественной фотографией и живописью

    Вот фото. Оно из гуглокарты по запросу “Карадаг”. Чуть видные в контражуре дорога на переднем и Коктебель на среднем плане “говорят”. Говорят они, как . . .

23.07.2021
11:40

Хорошо недоумевать…

    Я уж полкниги прочёл “Егор Абозов” (1916) Алексея Толстого, а ничего не понимаю. Зачем он книгу писал? Всех и всё ненавидит и наслаждается своим умением показывать . . .

22.07.2021
07:20

Умер Меньшов

    А мне предстоит развенчать (в своей системе ценностей) любимый фильм его, “Любовь и голуби” (1984). Когда-то, слушая Александра Михайлова (игравшего Васю), что . . .

21.07.2021
09:12

На засыпку

    Если я прав, что Шишкин отличался от большинства передвижников, плакавших о русском народе, тем, что чуял таинственный рост его сил до могучей степени, то это . . .

20.07.2021
09:31

Народ напрягся, а потом выдохнул

    Всё-таки оригинальные люди – писатели. Вот я читаю “Спутники” (1946) Веры Пановой. Там есть трус Супругов. Неприятный тип. Но сколько нюансов этой неприятности . . .

19.07.2021
09:55

Изысканная сделанность

    Когда-то я имел удовольствие пойти с лучшим своим товарищем в музей. И он обратил моё внимание на мастерство художника Маккарта в “Альпийском пейзаже”, сумевшего . . .

18.07.2021
12:50

Цветаевское цветение

    Наконец, я наткнулся на нечитабельную книгу – Цветаевой, “Повесть о Сонечке” (1937). Это для меня ценность. Потому что в таких книгах чаще бывает та странность, . . .

15.07.2021
09:54

Новый Левитан

    Я оцепенел от такого пейзажа. Ефошкин. У озера. Тишина. 1993. Это ж, как “Тихая обитель” Левитана, только без монастыря на том берегу и всё тёплым колоритом вместо . . .

14.07.2021
09:10

Басов не наследник Шишкина

    Прочитав у Маркиновой, что Басов наследник Шишкина, я усомнился. Многоцветные они какие-то у Басова. Красявые. Ну вот. Шишкин. Лесные дали. 1884. Аж яркий жёлтый цвет . . .

13.07.2021
13:29

Опять о «Тангейзере»

    Я подумал, что какая-то часть России теперь (а у России вообще – традиционализм) похожа на какую-то часть Германии времён “Тангейзера”. Учение Ницше в Германии . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100